Административная ответственность

Привлечение к административной ответственности – одно из наиболее популярных мер наказания, которая разделена на несколько категорий. Виды административной ответственности предполагают, что за то или иное правонарушение человек наказывается в той или иной мере. В любом случае, административная ответственность не уголовная, и наказания здесь не предусматривают длительное лишение свободы.

Как известно, каждое государство живет по своим правилам, в официальных источниках, именуемых законами. Законы и нормативные правовые акты принимаются на различных уровнях и распространяют свою юридическую силу на все сферы жизни общества.

Различного рода нарушения и неповиновения по отношению к установленным законам несут за собой юридическую ответственность. В нашей сегодняшней статье речь пойдет про привлечение к административной ответственности.

И если вы думаете, что подобные знания окажутся для вас лишними, то вы очень сильно ошибаетесь ведь подобный вид ответственности является самым часто применимым по отношению к лицам и порой люди могут понести ответственность даже за оскорбление.

Что такое административная ответственность

Административная ответственность — это применение госорганами или судами мер наказания к людям, организациям, ИП, совершившим административные нарушения. Список таких нарушений можно найти в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Кратко о том, что характеризует ответственность:

  • Всегда накладывается государством.
  • Порядок привлечения строго урегулирован КоАП РФ. Если при привлечении к ответственности допущены серьезные отступления от требований кодекса, к ответственности привлечь не смогут (например если нарушителя не известили о времени и месте рассмотрения дела).
  • В качестве меры ответственности выступает наказание — штраф, арест, лишение прав, и т.д.
  • Устанавливается только за нарушения законодательства об административных правонарушениях.

Условия для наступления ответственности

С какого возраста наступает административная ответственность? Согласно статье 2.3. КоАП РФ – с 16 лет. За проступки более молодых подростков и детей отвечают родители или законные опекуны.

Для констатации факта правонарушения нужно соотнести фактически содеянное с указанным в статье закона составом. Последний включает 4 признака:

  • Деяние.
    Что совершает субъект. Деяние выражается в действии (например, нанесение побоев) или в бездействии (например, непредоставление пешеходам преимущества в дорожном движении).
  • Наличие общественного вреда.

    В практике встречаются ситуации, когда объективно деяние подпадает под описание в законе, но фактически не причиняет вреда общественным отношениям.

    Это основание для освобождения от административной ответственности согласно статье 2.9 КоАП РФ. Но решать такой вопрос вправе только судья.

    Маска

    Например, покупатель берёт в магазине резинку для волос за 15 руб., а кассир забывает пробить чек. Наказание должно быть назначено торговой организации по статье 14.5 КоАП РФ. Однако очевидно, что такое деяние практически не причиняет вреда обществу.

  • Противоправность.
    Привлечь к ответственности можно только за проступки, указанные в законе (это что?). Нельзя, например, наказывать лицо за внутренний негатив по отношению к обществу, если он никак не проявляется вовне.
  • Виновность.
    Вина бывает умышленной (прямой или косвенной) и неосторожной (в форме небрежности или легкомыслия). Если её нет, то нет и мер воздействия. Например, нельзя наказать человека, совершившего проступок в невменяемом состоянии.

Виды административной ответственности

Виды административных взысканий определены в статье 3.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федрации. За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания:

  • Предупреждение – это выносимое официальное осуждение управляемым органом в письменной форме, которая установлена законодательством государства;
  • Административный штраф – это взыскание с нарушителя определенной денежной суммы в доход государства, размер которого определяется в статье, которая устанавливает ответственность за конкретное правонарушение;
  • Изъятие орудия совершения правонарушения или предмета административного правонарушения – это изымаемая принудительно вещь, которая продается, а бывшему собственнику вещи выплачиваются деньги, вырученные от её продажи за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета (уже не применяется, так как статья 3.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федрации утратила силу с 1 июля 2011 года).
  • Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – это аналогичное предыдущему принудительное изъятие без какой-либо компенсации;
  • Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (например, права охоты, управления транспортным средством и такое прочее);
  • Административный арест – он подразумевает содержание нарушителя в условиях изоляции от общества на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контр террористической операции — до тридцати суток; Назначается лишь в судебном порядке. Не применяется: к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до двенадцати лет, несовершеннолетним, инвалидампервой и второй групп.
  • Дисквалификация – это отстранение физического лица (или лишение его права занимать ответственные, руководящие должности) в исполнительном органе управления юридического лица, лишение права входить в совет директоров (наблюдательный совет), а также осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и управление юридическим лицом в иных случаях;
  • Приостановление деятельности административное.
  • Запрет административный на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (был введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 192-ФЗ; и вступил в силу с 20 января 2014 года);
  • Лишение (окончательное или временное) специального права, предоставленного данному гражданину (например, управление транспортным средством, право охоты);
  • Исправительные работы сроком до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до двадцати процентов его заработной платы в доход государства. Такой вид наказания применяется только в судебном порядке;
  • Административная депортация за пределы государства Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Общие, специальные и особые субъекты
административной ответственности


КоАП РФ выделяет два вида субъектов административной ответственности — физические и юридические лица.

В теории административного права выделяют общие, специальные и особые субъекты административной ответственности.

1. Общие субъекты (возраст, по достижении которого наступает административная ответственность).

В соответствии со статьей 2.3 КоАП РФ, по общему правилу административной ответственности подлежит лицо:

  • достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
  • вменяемое лицо, т.е. способное по состоянию своего психического здоровья осознавать фактическую сторону и социальный смысл своего поведения и руководить им (ст. 2.8 КоАП РФ).

Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков субъекта административного правонарушения влечет за собой отсутствие состава административного правонарушения, что является обстоятельством, исключающим административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Лиц, обладающих такими признаками как «достижение 16-летнего возраста» и «вменяемость», принято называть общими субъектами. К ним относятся: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (см. статью 2.6 КоАП РФ).

2. Специальные субъекты административной ответственности — лица, которые характеризуются рядом специфических признаков, прямо указанных в правовой норме и обязательных для данного состава правонарушения. К таким субъектам, в частности, относятся:

  • должностные лица, которые привлекаются к административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП РФ);
  • родители или иные законные представители несовершеннолетних, которые несут ответственность за невыполнение возложенных на них обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав несовершеннолетних (статьи 5.35 и 20.22 КоАП РФ);
  • собственники (владельцы) транспортных средств, совершившие административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ, выявленные и зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (статьи 2.6.1 КоАП РФ);
  • собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости, совершившие административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ, в части содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (статья 2.6.2 КоАП РФ).

3. Особые субъекты административной ответственности — лица, обладающие полным или частичным иммунитетом от административной юрисдикции. К таким лицам, в частности, относятся:

1) установленные Конституцией РФ и федеральными законами должностные лица Российской Федерации, выполняющие определенные государственные функции, в отношении которых действуют особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности (ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ):

  • зарегистрированные кандидаты на должность Президента РФ (ст. 42 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»);
  • члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);
  • зарегистрированные кандидаты в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 47 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);
  • зарегистрированные кандидаты в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления, зарегистрированный кандидат на должность выборного должностного лица местного самоуправления (ст. 41 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», далее — Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации);
  • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (ст. 12 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»);
  • члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, председатели избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (п. 18 ст. 29 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации);
  • судьи (ст. 122 Конституции РФ, ст. 15 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», ст. 16 Закона от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» ст. 2 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»);
  • прокуроры (ст. 42 и абз. 2 ст. 54 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре Российской Федерации).

2) иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом (ч. 3 ст. 2.6 КоАП РФ). В соответствии с нормами международного права, закрепленными, в частности, в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и других международных правовых актах, к ним относятся главы иностранных дипломатических представительств, члены дипломатического персонала и члены их семей;

3) военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, которые несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. Исключение составляют административные правонарушения, перечисленные в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, за которые они несут ответственность на общих основаниях;

4) несовершеннолетние. Частью 2 статьи 2.3. КоАП РФ установлено факультативное основание освобождения от административной ответственности лиц от 16-и до 18-и лет, т.е. несовершеннолетних, но достигших возраста привлечения к административной ответственности. Условием освобождения от административной ответственности данной категории субъектов является применение комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав иных мер, предусмотренных законодательством в качестве альтернативы административной ответственности к несовершеннолетнему нарушителю.

Совокупность и сущность отличительных признаков

Административная ответственность является совокупностью соответственного законодательства строится на таких основополагающих идеях (признаках):

  • закономерности;
  • беспристрастной достоверности;
  • виновности;
  • равноправия перед законом;
  • неизбежности наказания;
  • справедливости и рациональности;
  • гуманности.

Идея закономерности привлечения к указанной ответственности определяет собой такие положения:

  • ответственность административного характера может быть назначена только за противозаконные действия, несущие в себе строения административных преступлений, которые утверждены законом. На территории нашего государства к этим законам, которые устанавливают составы административных правонарушений, являются КоАП и законы субъектов РФ об административной ответственности. Установление основания для ответственности такого характера другими законодательствами и подзаконными законодательными актами запрещено;
  • при определении административной ответственности не разрешается расширительная интерпретация диспозиции норм КоАП и соответствующих законов субъектов РФ, устанавливающих составы административных правонарушений, например увеличение определенного ими порядка незаконных действий (бездействия), несущие за собой такую ответственность;
  • административное наказание за реализацию административного правонарушения может быть назначено только в строгом соотношении с санкцией статьи КоАП или соответствующего закона субъекта РФ, которые утверждают меры этой ответственности за такое правовое преступление, и не иначе как в рамках этих норм;
  • при назначении наказания для лица в рамках административной ответственности обязательно неукоснительное соблюдение порядка производства по делам об административных правонарушениях, который утвержден в административно-процессуальных нормах, заключающихся в КоАП;
  • Запрещается привлечение лица к административной ответственности по аналогичности, т.е. за осуществление противоправных действий (бездействия), не формирующих соответственно действующему закону состава административного правонарушения, но определяющих, в частности, состав уголовно наказуемого преступления или дисциплинарного проступка.

Принцип беспристрастной достоверности устанавливает то, что постановление о привлечении к административной ответственности не может быть принято иначе чем путем всестороннего, наиболее полного и объективного определения причин и условий каждого дела об административном правонарушении.

Исследование всех сторон обстоятельств дела определяется в доскональном установлении обстоятельств, которые входят в сущность доказывания и имеющих значение по делу. Полнота установления всех обстоятельств дела определяет извлечение необходимой общности доказательств, которая будет достаточной для утверждения причин и условий, подлежащих доказыванию. Объективность рассмотрения обстоятельств дела представляет собой справедливое и непредвзятое изучение всех обстоятельств, которые были собраны по делу.

Признак виновности при назначении административной ответственности несет в себе такие положения:

  • лицо должно нести административную ответственность только за то административное правонарушение, соответственно которого утверждена его вина;
  • лицо, относительно которого производится следствие по факту об административном правовом преступлении, устанавливается как невиновное, пока его виновность не будет определена в порядке, который предусмотрен КоАП, и утверждена постановлением судьи, органа или должностного лица, реализовавших дело об административном правовом преступлении, только при его вступлении в силу согласно законодательства лицу, при привлечении его к административной ответственности, не вменяется в обязанность доказывание своей невиновности, за исключением случаев, определенных КоАП. Это значит, что обязанность определения и доказывания виновности личности, которую принуждают к данной ответственности, возлагается на организацию или должностное лицо, начавшие по отношению к этому лицу дело об административном правовом нарушении и ведущие следствие по этому делу;

Замечание 1

Исключение из этого общего правила определено в примечании к ст. 1.5 КоАП. Руководствуясь этой нормой закона, в случае регистрации административных правонарушений в сфере дорожного движения, функционирующими в автоматическом режиме специализированными техническими средствами, которые имеют функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, собственники (владельцы) транспортных средств, относительно которых были зарегистрированы нарушения ПДД, обязаны аргументировать отсутствие своей причастности к ним, а также невиновность в реализации соответственных административных правонарушений.

  • сомнения, невозможные к устранению, касающиеся виновности личности, для которого определяется административная ответственность, расцениваются как положительный результат для этой личности. Это значит, что если при расследовании дела об административном правонарушении определяются противоречивые доказательства, как удостоверяющие, так и снимающие вину лица в осуществлении этого правонарушения, а появившиеся противоречия не представляется возможным устранить в связи с отсутствием возможности приобретения новых доказательств, то судья, орган, должностное лицо, которые рассматривают это дело, не имеют права привлечь это лицо к административному наказанию. Тем не менее надлежит отметить, что этот принцип не захватывает административные правонарушения в сфере дорожного движения и в сфере благоустройства территории, которые установлены законодательствами субъектов РФ, осуществляемые с привлечением транспортных средств, в случае регистрации таких административных правонарушений функционирующими в автоматическом режиме специализированными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Вышеуказанные положения, которые составляют признак виновности, в равной пропорции устанавливаются и для физических, и для юридических лиц, привлекаемых к ответственности такого рода.

Идея равноправия перед законом заключается в том, что личности, которые реализовавшие административные преступные деяния, обладают равными правами перед законодательством вне зависимости от естественных отличий. Физические лица обязательно привлекаются к указанной ответственности вне зависимости от половой, расовой, национальной принадлежности, употребляемого языка, происхождения, материального и должностного положения, места жительства, религиозности, идеологии, принадлежности к социально-общественным организациям и иных подобных обстоятельств. На юрлица накладывается административная ответственность вне зависимости от места пребывания, организационной и правовой формы, формы имущества и подчиненности.

Замечание 2

Для привлечения к административной ответственности отдельных специфических групп физических лиц (должностные лица, лица с ограниченными способностями, несовершеннолетние и пр.) Конституцией Российской Федерации, КоАП, отдельными федеральными законодательными актами установлены особенные условия.

Признак неизбежности наказания определяется тем, что абсолютно каждое из административных правонарушений должно быть выявлено в интересах государства, а критерии и нормы этой ответственности за определенное законодательное нарушение обязаны быть применены оперативно и безотлагательно.

Признак справедливости и рациональности утверждает идею о том, что нормы вышеуказанной ответственности обязаны быть соответственными тяжести совершенного административного правового преступления. При определении административного наказания необходимо учитывать причины и условия, которые отягощают или делают более мягкой эту ю ответственность, разоблачают или снимают вину соответственно обстоятельствам.

Идея гуманности выражается в том, что функционирование по наложению административной ответственности, совершаемое в отношении правонарушителя, не должно служить причиной для страдания физического лица, а также оскорблять его человеческое достоинство, в случае если правовой нарушитель – физическое лицо, и нести ущерб деловой репутации, при условии что, нарушитель – юридическое лицо.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Поводы для возбуждения дела

В ст. 28.1 КоАП РФ содержится закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административной ответственности, а именно:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • сообщения или заявления физических и юридических лиц, а также сообщения СМИ, которые содержат данные, указывающие на наличие административного правонарушения;
  • фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
  • подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент совершения административного правонарушения, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Какие органы рассматривают?

Строгое определение перечня лиц и ведомств, уполномоченных за открытие и ведение дел об административном правонарушении, позволяет обеспечить максимальную эффективность производства. Так, законодательством определены следующие органы и должностные лица:

  • Судьи. Носят ведущую роль в рассмотрении дел, касающихся посягательства на: гражданские права, здоровье, благополучие население, имущество третьих лиц, финансовую систему и систему налогообложения РФ и региона, административный и общественный порядок и т.п. Их деятельность по таким случаям характеризуется как значительная гарантия прав привлекаемых к ответственности граждан.
  • Органы внутренних дел. Ответственны в первую очередь за вынесение решения по правонарушениям, связанным с: приобретением и хранением наркотических веществ в небольших объемах, их употреблении без назначения врача; реализацией действий, направленных на нарушение безопасности движения железнодорожного, водного транспорта; незаконным сбытом продукции, продажа которой запрещена на территории РФ; нелегальными операциями с иностранной валютой; мелким хулиганством.
  • Инспекция по правонарушениям в трудовой и социальной сфере. Данная структура в первую очередь обеспечивает интересы трудоустроенных лиц.
  • Комиссия по защите прав несовершеннолетних. Формируется местными властями для рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, которые совершены несовершеннолетними лицами. Также принимаются к учету бездействия законных представителей детей, не выполняющих родительских обязанности.
  • Государственные ведомства, ответственные за реализацию контрольно-надзорных функций и полномочий. Структуры данной направленности очень разнообразны и зачастую изменяются, что существенно снижает возможность обеспечения реального и строгого контроля за легальностью их деятельности.

К примеру, в данную категорию входят: служба по обеспечению государственной монополии на спиртосодержащую продукцию, миграционные и пограничные ведомства, инспекция по торговле, структуры по охране и использованию недр и т.п. – на данный момент полный перечень состоит из более чем 50 подразделений государственного аппарата.

Порядок обжалования

Перед оспариванием решения по делу об административном правонарушении нужно уточнить, куда следует направить жалобу:

  • вышестоящему должностному лицу;
  • в вышестоящее уполномоченное ведомство;
  • в суд.

Совместно с претензией нужно предоставить ряд доказательств необходимости изменения решения. С их учетом уполномоченным лицом может быть вынесено следующее решение:

  • оставить предыдущий результат без изменений;
  • решение корректируется по отдельным позициям: снижается сумма штрафа или уменьшается количество часов по обязательным работам;
  • постановление полностью отменяется;
  • дело возвращается на повторное рассмотрение.

Постановление может быть обжаловано на протяжении 10 суток со дня вручения получения материалов – в отдельных ситуациях срок снижается до 5 дней.

Важно! Пропуск срока не обязательно лишает гражданина права на оспаривание результатов дела – время может быть восстановлено, если нарушитель сможет подтвердить уважительность обстоятельств.

Основные и дополнительные административные наказания

В КонсультантПлюс есть множество готовых решений, в том числе о том, какая ответственность применяется к виновнику ДТП. Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете оформить пробный онлайн-доступ бесплатно! Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.

Административное нарушение может повлечь:

  • 1 наказание (основное);
  • 2 наказания (основное и дополнительное).

Важно! По другому быть не может. Нельзя наложить сразу несколько основных наказаний, поскольку это противоречит закону.

Дополнительное наказание применяется только тогда, когда оно предусмотрено статьей КоАП РФ.

Причем иногда правоприменитель сам определяет, назначать его или нет, исходя из конкретного случая. А иногда применение дополнительного наказания обязательно — это зависит от формулировки санкции. Например, если кто-то ехал пьяный за рулем, основное наказание будет – штраф в размере 30 000 рублей, и дополнительное – лишение прав.

Какие наказания выступают основными? К ним относятся:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • лишение особого права (кроме лишения права управления транспортом);
  • выдворение;
  • дисквалификация;
  • приостановление деятельности;
  • обязательные работы.

Остальные наказания, в том числе лишение водительских прав, могут быть как основными, так и дополнительными.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий