Аварийная ситуация: типы и факторы

Аварийная ситуация – это сочетание опасных состояний (положений или условий существования и функционирования) объектов природно-техногенной сферы, определяющих переход из нормальной (штатной) обстановки или ситуации к аварийной, связанной с поражением объектов, человека и среды жизнедеятельности. Может привести к взрыву, пожару, отравлению, гибели или травмированию (заболеванию) людей, животных, потерям материальных ценностей.


Аварийная ситуация является частью или показателем аварийной обстановки, когда превзойдены ее предельно допустимые границы и начинаются опасные обратимые или необратимые изменения параметров состояния объектов, человека (операторов, персонала, населения) и среды жизнедеятельности.

Классификация чрезвычайных ситуаций

Есть несколько признаков, по которым классифицируются катастрофы. По происхождению различают биолого-социальные, техногенные, экологические и природные. По сфере возникновения чрезвычайные ситуации бывают гуманитарными и террористическими. Также их классифицируют по причинам, масштабу последствий и ведомственной принадлежности. Кроме того, аварийные ситуации проходят несколько стадий развития.

Сфера возникновения

Эта характеристика применяется для определения ЧС как природной и техногенной (антропогенной). Внутри обеих групп также присутствует дробление. Разновидности и примеры чрезвычайных ситуаций, которые относятся к природным:

Классификация ЧС

  • Массовые болезни. Эпифитотии, эпизоотии, эпидемии.
  • Метеорологические. Смерчи, пыльные и снежные бури, ураганы.
  • Гидрологические. Цунами, заторы, нагоны, наводнения, зажоры.
  • Террористические. Захват заложников, взрывы, поджоги, угоны самолётов.
  • Геологические. Снежные лавины, оползни, землетрясения, сели, извержения вулканов.
  • Природные пожары. Степные, торфяные, лесные.

О возможном возникновении природной ситуации МЧС информирует путём экстренных предупреждений. К ситуациям техногенного характера относят те, что возникают на объектах, сооружённых человеком. Это аварийные происшествия разного масштаба, для ликвидации которых приходится задействовать персонал и технику. Объекты, на которых возникают техногенные катастрофы:

Объекты, на которых возникают техногенные катастрофы

  • коммунально-энергетические сети;
  • взрыво- и пожароопасные сооружения;
  • сооружения с повышенной гидродинамической опасностью;
  • водный, автомобильный, воздушный и железнодорожный транспорт, а также метрополитен;
  • коммунально-энергетические сети;
  • объекты с высокой радиационной или химической опасностью.

Общим для всех экологических ситуаций является то, что изменения затрагивают природные образования. От природных катастроф их отличает то, что ухудшение состояния природы обусловлено деятельностью человека. Изменениям подвергаются биосфера, гидросфера, воздушная среда и суша. По этому критерию ЧС подразделяются на такие:

Ведомственная принадлежность

  • изменение состава биосферы;
  • загрязнение и истощение водной среды;
  • разрушение озонового слоя;
  • кислотные дожди;
  • превышение допустимой концентрации вредных веществ в атмосфере;
  • шумы, недостаток кислорода, глобальное потепление;
  • опустынивание;
  • эрозия, деградация почв.

Ведомственная принадлежность

Разделение по ведомственной принадлежности необходимо затем, чтобы была возможность выявить ответственных лиц. Кроме того, такое разграничение позволяет разрабатывать и принимать меры профилактики, своевременно оказывать помощь пострадавшим и ликвидировать последствия. Группы и виды ЧС по ведомственной принадлежности:

Масштаб возможных последствий

  • Транспорт. Водный, воздушный, трубопроводный, автомобильный, железнодорожный.
  • Промышленность. Металлургическая, пищевая, атомная, химическая, горнодобывающая и машиностроительная отрасли, производство удобрений.
  • Строительство. Транспортное, гражданское, промышленное.
  • Коммунально-бытовая сфера. Сооружения и здания, тепловые, газовые и электрические сети, водопроводно-канализационные системы.
  • Лесное и сельское хозяйство.

Масштаб возможных последствий


Классификация ЧС по масштабу возможных последствий регулируется специальным положением, утверждённым правительством России. Документ содержит основные понятия, термины и таблицы, позволяющие определить границы бедствий, разработать меры реагирования и классифицировать ситуацию по источнику возникновения.

Региональные, местные и трансграничные ЧС

Согласно Положению, по масштабу возможных последствий выделяют следующие ситуации:

  • региональные;
  • местные;
  • трансграничные;
  • локальные;
  • федеральные;
  • территориальные.

Региональные, местные и трансграничные ЧС

Катастрофа классифицируется как региональная, если она повлекла за собой появление пострадавших в количестве 50−500 человек. Численность людей, условия жизнедеятельности которых оказались нарушенными, должна составлять от 500 до 1000. Допустимый размер материального ущерба — от 0,5 млн до 5 млн МРОТ, установленного на день происшествия. В зону ЧС должны попадать не более двух субъектов РФ.

Допустимое число пострадавших в местной ЧС — от 10 до 50 человек. Также в результате местной аварии нарушаются обстоятельства жизнедеятельности для 100−300 человек включительно.

Материальные потери могут составлять от 1 тыс. до 5 тыс. МРОТ. Последствия ЧС затрагивают район, город или сельский населённый пункт.

Чрезвычайная ситуация определяется как трансграничная, если она возникла на территории одного государства, но распространилась за его пределы, причём одной из пострадавших стран является Российская Федерация. Такие ЧС могут сопровождаться объявлением режима военного положения.

Локальные, территориальные и федеральные аварии

Локальное происшествие — такое, в результате которого появились пострадавшие. Их число не должно превышать 10 человек. Количество людей, для которых нарушились условия жизнедеятельности, составляет 100 или менее. Последствия аварии охватывают социальный или производственный объект и не распространяются за его пределы. Размер ущерба определяется в МРОТ и должен составлять не более тысячекратного значения.

Поражающие факторы

В отдельную категорию выделяют территориальные ЧС. Число пострадавших от таких аварий составляет не менее 50 и не более 500. Условия жизнедеятельности ухудшаются для 300−500 человек. Зона ЧС ограничена одним субъектом РФ, а размер ущерба, выраженный в МРОТ, составляет от 5 тыс. до 0,5 млн. За основу при расчётах берётся размер оплаты труда, установленный на день происшествия.

Федеральными чрезвычайными ситуациями называют происшествия, в результате которых пострадали более 500 человек. Условия, в которых происходит жизнедеятельность, оказываются нарушенными для 1 тыс. или более человек. Размер денежных потерь — более 5 млн МРОТ. Зона катастрофы распространяется более чем на 2 субъекта РФ.

Поражающие факторы

Каждая чрезвычайная ситуация сопровождается поражениями людей. В некоторых случаях они минимальны, но чаще пострадавшим требуется квалифицированная медицинская помощь. Знать о поражающих факторах необходимо для того, чтобы уже на начальной фазе происшествия предоставить людям помощь.

В зависимости от характера поражений требуются различные виды медицинского оборудования и препаратов. Также бывает необходимо организовать доставку пострадавших в специализированные клиники, в какие именно — зависит от преобладающих поражающих факторов. Различают следующие:

Территориальные и федеральные аварии

  • Биологический. Опасность обусловлена высоким риском заражения людей вследствие распространения биологических агентов. Возникает при авариях на объектах с высокой биологической опасностью.
  • Психотравмирующий. Наблюдается после землетрясений, терактов и других происшествий. Частые явления — депрессия, психоз, страх, паника, истерия. Усилению психоэмоционального фактора способствуют СМИ.
  • Химический. Характерные повреждения — отравления разной степени тяжести. Фактор возникает при авариях на химических объектах.
  • Радиационный. Для этого фактора характерны лучевая болезнь, поражения печени, почек, лёгких и других внутренних органов, а также лучевые ожоги.
  • Термический. Пострадавшие получают ожоги незначительной, средней и тяжёлой степени либо подвергаются обморожениям. Термическими поражающими факторами сопровождаются наводнения, морозы, пожары, излучения.
  • Динамический. Фактор характерен для транспортных аварий, смерчей и землетрясений. Типичные поражения — переломы, ушибы, травмы головы, контузии, кровоизлияния, повреждения внутренних органов.

Чрезвычайные ситуации приводят к потере ресурсов, ухудшению инвестиционной картины, росту безработицы и стагнации экономики в целом.

Классификация техногенных катастроф


Чрезвычайные ситуации техногенного характера можно классифицировать по различным основаниям, но, как правило, выделяются следующие классификации:

Классификация по масштабу происшествия

Техногенная катастрофа в Чернобыле.
Техногенные ЧС по масштабу делятся на:

  • локальные или объектовые — аварии, произошедшие на локальном производстве или небольшом объекте, не выходящие за границу объекта, которые могут быть ликвидированы собственными силами без вмешательства извне;
  • местные — чрезвычайные ситуации, границы распространения поражающих факторов которых представляют собой населенный пункт: поселок, город, муниципальный район;
  • территориальные — границей их распространения является субъект государства (область, край, автономный округ, штат);
  • региональные — происшествия, затронувшие несколько субъектов (2-3) государства;
  • федеральные — аварии, территория поражающего распространения которых — более 4 субъектов;
  • глобальные — катастрофа выходит на мировой уровень, за пределы государства.

Справка: в настоящее время можно говорить о предполагаемой глобальной техногенной аварии в вирусной лаборатории в г. Ухань (КНР), в результате которой одна из разновидностей опытного вируса 2019-nCoV (коронавирус) распространилась по многим странами мира и привела к многочисленным жертвам среди населения.

Классификация по происхождению (виду)

Техногенная катастрофа с Нефтью.
Техногенные аварии также классифицируются на основании их происхождения:

  • ЧС на транспорте — аварии, произошедшие с участием различных видов транспорта: автомобилей, речных и морских судов, самолетов, на транспортных магистралях;
  • ЧС с пожарами и взрывами — в основе таких аварий всегда присутствует пожароопасная ситуация, взрыв или угрозы взрыва на предприятиях и различных социально значимых объектах инфраструктуры;
  • ЧС с выбросами химических веществ — аварии на крупных производственных мощностях, крупных элементах транспортной инфраструктуры (например, железнодорожных и морских вокзалах и портах), которые могут привести к заражению окружающей среды опасными для человека химическими элементами;
  • ЧС с выбросами радиоактивных веществ — в этом случае под угрозу техногенной катастрофы прежде всего попадают крупные государственные оборонные предприятия и объекты энергетической сферы;
  • ЧС с выбросами биологически опасных веществ — аварии на объектах производства, науки транспорте, связанные с наукой, медициной, оборонной сферой;
  • ЧС, вызванные обрушениями зданий, транспортных магистралей, вызванные недостатками конструкции и различными природными катастрофами (землетрясения, наводнения, обвалы);
  • ЧС на предприятиях коммунальной сферы — аварии на энергетических станциях, очистных сооружениях, водопроводе.

Справка: одна из крупнейших техногенных катастроф, связанных с выбросом радиоактивных веществ, произошла на Чернобыльской атомной электростанции (СССР, Украина) 26 апреля 1986 года.

Типы

Для проведения качественного и количественного анализа аварийной ситуации рассматриваются следующие типы (цепочки) аварий, характеризующие нарастание тяжести (ущербов) от них:

  • нормальные (штатные) ситуации;
  • режимные отклонения от штатных ситуаций;
  • проектные, запроектные аварийные ситуации;
  • гипотетические аварийные ситуации.

Для анализа и предупреждения аварийной ситуации осуществляется их оперативная диагностика. При этом используются штатные и аварийные системы диагностики, которые может быть встроенными в объекты или мобильными, функционирующими при возникновении и развитии аварийной ситуации и дающими информацию о состоянии объектов, человека и окружающей среды.

Ликвидация последствий аварийной ситуации осуществляется силами и средствами работающих операторов и персонала, а также специальными противоаварийными службами после получения соответствующих указаний.

Самые страшные техногенные чрезвычайные ситуации


Техногенные чрезвычайные ситуации продолжают сопровождать человечество, даже несмотря на проводимые профилактические мероприятия. Количество их растет с каждым годом.

Крупнейшие техногенные катастрофы в современной России

Техногенная катастрофа. Фукусима.

  • Взрыв газа на шахте «Зыряновская» — 2 декабря 1997 года в Кемеровской области на шахте «Зыряновская» прогремел взрыв метана, в результате которого погибли 67 человек. Авария произошла во время пересменки в очистном забое. Смесь метана и угольной пыли сдетонировала, когда один из горнодобытчиков воспользовался шахтерским самоспасателем — прибором для удаления скопившихся в забое газов. Объем метана оказался слишком велик. В последствии никто из руководящего состава наказан не был, хотя были выявлены нарушения техника безопасности.
  • Гибель атомной подводной лодки «Курск» — 12 августа 2000 года в ходе учений в Баренцовом море произошло затопление АПК К-141 «Курск», на борту которой находились крылатые ракеты. По официальной версии, в результате утечки топлива из одной из торпед произошел взрыв, вызвавший пожар, который привел к детонации оставшихся торпед в первом отсеке подводной лодки. Оставшиеся в живых подводники закрылись в одном из уцелевших отсеков, но спасти их не удалось. Погиб весь экипаж «Курска» — 118 человек, спустя год удалось поднять 115 тел. По неофициальной версии АПК была торпедирована американской подводной лодкой.
  • Авиакатастрофа гражданского самолета Ту-154 — 4 июля 2001 года при заходе на посадку в Иркутске самолет авиакомпании «Владивосток Авиа» разрушился. Погибли 144 человека — члены экипажа и пассажиры. В качестве причин катастрофы называют плохие погодные условия и ошибки командира воздушного судна при снижении.
  • Пожар в общежитии Российского университета дружбы народов — 24 ноября 2003 года в одной из комнат общежития, которая на тот момент пустовала, началось возгорание, причиной которого было замыкание в электропроводке. Огонь распространился на 4 этажа. Погибли 44 зарубежных студента, 180 человек были доставлены в больницы с ожогами различной степени тяжести, переломами и ушибами — люди выпрыгивали из окон, спасая свои жизни. Отдельные члены руководства РУДН были приговорены к административной и уголовной ответственности.
  • Обрушение аквапарка «Трансвааль» — 14 февраля 2004 года крыша развлекательного комплекса на юге Москвы рухнула, погибло 28 человек, среди которых 8 детей. 200 человек получили различные травмы. Причинами обрушения называют недостатки конструкции и неправильную эксплуатацию. Главного архитектора здания хотели привлечь к уголовной ответственности, но через некоторое время дело закрыли.
  • Обрушение кровли Басманного рынка в Москве — 23 февраля 2006 года в результате обрушения крыши рынка на площади более 2000 кв. метров погибло 66 человек, многих удалось найти позже спасателям. Конструктором рынка также являлся Нодар Канчели — архитектор «Трансвааль-парка». Причиной обрушения назвали неправильную эксплуатацию здания.
  • Взрыв газа на шахте «Ульяновская» — самая крупная авария на шахтах в СССР и России, погибли 110 человек, в том числе руководство шахты, удалось спасти 93 шахтеров. Катастрофа произошла 19 марта 2007 года во время установки газоаналитического оборудования, причиной называют «грубейшее нарушение техники безопасности.
  • Катастрофа на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции — 17 августа 2009 года машинный зал ГЭС был затоплен мощным потоком воды, повредившим 7 и уничтожившим 3 гидроагрегата. Погибло 75 человек. Причины аварии — нарушение эксплуатации оборудования, техники безопасности и халатность руководства.
  • Пожар в клубе «Хромая лошадь» — 5 декабря 2009 года во время пиротехнического шоу в пермском клубе погибло 159 человек, которые задохнулись от угарного газа. Причина — нарушение техники безопасности, нарушения при строительстве — использовались горючие материалы, выделяющие едкий газ.
  • Крушение теплохода «Булгария» — 10 июля 2011 года двухпалубный дизель-электроход затонул в нескольких километрах от берега на реке Волге. Погибли и 129 человек, в числе которых много детей. Причиной стала перегруженность судна и нарушение правил эксплуатации речного судна.
  • Пожар в торговом центре «Зимняя Вишня» — 25 марта 2018 года произошел второй из самых крупных по количеству жертв пожаров на территории современной России. Погибло 60 человек, в том числе 37 детей. Причины — нарушение техники безопасности, коррупционная составляющая при вводе объекта в эксплуатацию, неквалифицированный персонал.

Крупнейшие техногенные катастрофы за рубежом в XX и XXI веках

  • Авария в Севесо — 10 июля 1976 года на предприятии, расположенном недалеко от Милана (Италия), произошла большая утечка трихлорфенола — токсичного химического вещества. В результате на большой территории вокруг завода погибла практически вся флора и фауна. На протяжении многих лет у местных жителей наблюдается рост сердечных и респираторных заболеваний. Владельцы скрывали утечку на протяжении 10 дней после аварии. Причина — нарушение технологического процесса и техники безопасности
  • Авария на Трехмильном острове — 28 марта 1979 года в результате расплавления части реактора АЭС в штате Пенсильвания (США) произошел выброс радиоактивных веществ в атмосферу. Власти до сих пор скрывают масштаб поражения, но по официальной статистике местные жители болеют раком и лейкемией в 10 раз чаще, чем в других штатах. Причина аварии — нарушение эксплуатации, износ атомного реактора.
  • Авария на Чернобыльской атомной электростанции — 26 апреля 1986 года произошел пожар на одном из энергоблоков ЧАЭС, расположенной на территории современной Украины. В результате произошел взрыв реактора,радиационное облако достигло Швеции. От последующих заболевании умерло более миллиона человек на территории бывшего СССР. Причина — халатность, конструктивные недоработки реактора.
  • Утечка нефти из танкера компании «Эксон Валдес» — 24 марта 1989 года в результате утечки нефти было загрязнено более 2000 км береговой линии Аляски (США). Правительство США только в 2010 году сообщило о том, что был нанесен вред 32 видам морских животных и рыб, 13 из которых не удалось восстановить. Причина — износ оборудования, нарушение эксплуатации.
  • Пожары на месторождениях нефти в Кувейте — в январе 1991 года Саддамом Хусейном был инициирован поджог 600 нефтяных скважин в ходе войны в Персидском заливе. На протяжении 10 месяцев 5 процентов площади Кувейта были покрыты копотью и гарью. Возросло количество онкологических и респираторных заболеваний среди местных жителей и домашнего скота. Причина — война.
  • Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon — 20 апреля 2010 года произошел взрыв и затопление платформы, в результате чего погибли 11 человек, а в океан в Мексиканском заливе попало более 5 миллионов баррелей нефти. Причина — нарушение в эксплуатации, износ механизмов, коррупция при добыче нефти и газа.
  • Катастрофа на Фукусиме — 11 марта 2011 года после продолжительного сильного землетрясения и цунами произошло разрушение корпусов АЭС на Фукусиме (Япония). Были разрушены системы охлаждения реакторов, что привело к загрязнению земель, грунтовых вод, мирового океана. Причины — недостатки конструкции здании без учета их эксплуатации в сейсмологических районах, нарушения условий эксплуатации.

Техногенная катастрофа на атомной подводной лодке

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, возникающие в ходе развития общества, значительно влияют на социум, экологичскую ситуацию в мире, вызывают проблемы в экономике и других сферах социальной жизни, приводят к человеческим жертвам. В то же время мероприятия по их профилактике, обучению персонала промышленных предприятий, соблюдение техники безопасности и условий эксплуатации оборудования позволяют существенно снизить их количество.




Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.