Государственный экологический контроль (надзор). Его виды и задачи.

Кто осуществляет государственный экологический надзор? Какие задачи возложены на государственные органы в сфере экологического надзора? На данные вопросы ответит настоящая статья.

Содержание

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность в экологическом праве рассматривается в нескольких аспектах:

1. Мера, обеспечиваемая государственным принуждением.

2. Правоотношения между лицом, нарушившим экологическое законодательство и уполномоченным субъектом на привлечение его к ответственности.

3. Комплексный институт, включающий нормы различных отраслей в соответствии со статьей 75 ФЗ «об охране окружающей среды» лицо, допустившее нарушение экологического законодательства может быть привлечено к административной, уголовной, дисциплинарной или имущественной ответственности (под имущественной ответственностью понимается гражданско-правовая).

Системообразующим критерием данного института выступает экологическое правонарушение.

Основание привлечения субъекта к гражданско-правовой (имущественной) ответственности являются:

1. Причинение вреда окружающей природной среде или ее компонентам.

2. Причинение вреда здоровью человека в результате негативного воздействия на окружающую природную среду.

3. Причинение ущерба имуществу физических или юридических лиц экологическим правонарушением.

Условиями привлечения лица к гражданско-правовой ответственности являются:

1. Установления факта причинения вреда или ущерба

2. Установление вины субъекта причинившего вред/ущерб (в случае причинения вреда или ущерба источником повышенной опасности данное условие не требуется)

3. Причинно-следственная связь

4. Определение размера причиненного вреда или ущерба

Особенностью определения размера вреда, причиненного окружающей природной среде и ее компонентам, является использование утвержденных в установленном порядке такс или методик.

Таксовый способ применяется в отношении древесно-кустарниковой растительности и объектов животного мира. Методики в отношении водных объектов, атмосферного воздуха и земель.

Таксы могут выражаться в конкретной сумме или иметь определенный эквивалент.

Иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде могут быть заявлены в судебные органы в течение 20 лет со дня его причинения. Это самый большой регламентированный срок исковой давности.

При отсутствии утвержденных такс или методик размер причиненного вреда определяется исходя из фактических затрат, необходимых для восстановления качества нарушенных объектов.

Основанием привлечения субъекта к уголовной ответственности в экологическом праве является осуществление им экологического преступления – это деяния, совершенного деликтоспособным физическим лицом, достигшим 16 лет, нарушающим правила охраны окружающей среды и природопользования, за которое Уголовным Кодексом установлена уголовная ответственность.

Глава 26 УК РФ посвящена экологическим преступлениям, к числу которых относятся: нарушения правил охоты, загрязнение вод, атмосферы, нарушение правил использования и охраны недр, нарушение правил лесопользования, соблюдение противопожарного режима безопасности в лесах.

Состав экологического преступления в общем виде включает следующие элементы:

1. Субъект – физическое лицо 16 лет.

2. Объект – то на что направлено неправомерное посягательство – общественное отношение по охране окружающей среды, ее компонентов и обеспечение экологической безопасности человека.

3. Субъективная сторона – форма вины: умышленная и неосторожная.

4. Объективная сторона включает деяние (действие /бездействие), причинно-следственная связь, наступивший отрицательный результат (ущерб, причиненный природным объектам).

Как правило, при квалификации деяния как уголовно наказуемого в расчет принимается размер причиненного ущерба, он должен быть крупным, существенным, значительным или влечь тяжкие последствия.

В случае затруднения определения размера причиненного ущерба, его критериев необходимо руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда от 18.10.2012 года по практике применения законодательства об ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования.

Основанием привлечения субъекта к административной ответственности в экологическом праве является совершение им административного экологического правонарушения, под которым пронимается действие/бездействие, совершенное физическим или юридическим лицом, нарушающее правила охраны природы и природопользования, за которое КоАПом или законами субъектов об административной ответственности установлена административная ответственность.

Основная масса состава административных экологических правонарушений содержится в главе 8 и 10 КоАПа РФ.

К числу административно наказуемых деяний относятся:

— нарушения в области законодательства об экологической экспертизе

— нарушение правил охраны атмосферного воздуха водных объектов, незаконная охота, заготовка древесины

К административной ответственности привлекаются физические или юридические лица, как правило, размер вреда является не значительным или не крупным или причиненный вред-ущерб полностью отсутствует (формальный состав).

Юридическое лицо считается виновным в совершении административного правонарушения, если должно и могло обеспечить соблюдение требований экологического законодательства, но не предприняло всех зависящих от него мер.

За экологические правонарушения лицо также может быть привлечено к дисциплинарной ответственности. Основанием является дисциплинарный проступок, совершенный работником, трудовую функцию которого составляют обязанности по охране окружающей среды, к соблюдению требований экологического законодательства.

Сроки привлечения: в течение 1 месяца со дня обнаружения работодателем дисциплинарного проступка или в течение 6 месяцев со дня его совершения.

Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Основными видами особо охраняемых природных территорий являются:

— государственные природные заповедники

— государственные природные заказники

— национальные и природные парки

— памятники природы

— дендрологические парки и ботанические сады

— лечебно-оздоровительные местности и курорты

Данные виды территорий предусмотрены в законе «Об особо охраняемых природных территориях».

По решению Правительства РФ, исполнительных органов субъектов, органов местного самоуправления могут создаваться и иные виды охраняемых территорий, например зеленые зоны, городские леса, природные ландшафты.

Особо охраняемые природные территории могут создаваться на федеральном, региональном или местном уровнях:

1. Только на федеральном уровне могут создаваться государственные природные заповедники и национальные парки.

2. Только на региональном уровне могут создаваться природные парки.

3. На федеральном или региональном уровне создаются государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки или ботанические сады.

4. На федеральном, региональном, муниципальном создаются лечебные оздоровительные местности или курорты.

Особо охраняемые природные территории рассматриваются в двух аспектах:

1. Как объект экологического права, включающий в себя уникальные природные комплексы или объекты

2. Субъект экологического права – некоммерческая организация, создаваемая в форме охранного эколого-просветительского рекреационного учреждения.

Государственные природные заповедники – это природоохранная, научно исследовательское или эколого-просветительское учреждение, на его территории не допускаются любые виды хозяйственной деятельности, за исключением тех, которые обеспечивают его функционирование.

Национальные парки обеспечивают охрану уникальных природных объектов и комплексов, экологический туризм и отдых населения.

Территория национальных парков дифференцирована и может включать следующие зоны:

1. Заповедная зона, на которой выделяются участки, полностью исключающие вмешательство человека в природный процесс.

2. Особо охраняемая зона, на которой осуществляется регулируемого туризма.

3. Рекреационная зона (палатки, лагеря, стоянки, объекты туристского сервиса)

Экологический контроль: что это за структура?

Это одно из самых больших управлений, которое следит за охраной окружающей среды, обеспечивает законность и дисциплину в этой сфере. В нем задействованы многие органы и лица, занимающие высокие должности. Так, одни структуры занимаются проверкой соблюдения и исполнения законов по охране природы, другие должны осуществлять контроль в сфере государственного экологического управления.
экологический контроль

В решении многих задач, поставленных перед экологическим контролем, принимают активное участие и другие структуры государства, такие как:

  • Органы власти, перед которыми и была поставлена эта прямая функциональная задача.
  • Местные органы самоуправления.
  • Органы управления хозяйствующих субъектов и юридических лиц.
  • Граждане и общественные организации.

Задачи экологического надзора


Замечание 1

Экологический надзор представляет собой комплекс правовых мер, нацеленных на обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий. Его содержание объединяет в себе такие категории, как оценка качества окружающей природной среды, экологический мониторинг и экспертиза.

Хозяйственная деятельность человека неизвежно сопровождается использованием природных ресурсов. Одна их часть перерабатывается в конечный продукт, а остальная – идет в отходы. Твердый мусор складируется на поверхности, зарывается в землю, жидкие отходы сливаются в водоемы, а газообразные – выбрасываются в атмосферу.

Экологический контроль призван минимизировать ущерб, наносимый окружающей среде скапливающимися отходами хозяйственной и иной деятельности. Кроме того, экологический контроль осуществляется с целью организации рационального использования природных ресурсов и повышения эффективности мероприятий по охране окружающей среды.

Главная задача экологического контроля – выявление любых изменений качества окружающей природной среды и поддержание его на установленном уровне. Качество окружающей природной среды измеряется научно обоснованными показателями, установленными в государственных стандартах на различные виды природных ресурсов, природных объектов и комплексов.

Государственные стандарты, конкретизируя содержание требований законодательных норм, включают в себя технические правила и нормативы и облекаются в форму нормативно-правовых актов.

В системе показателей качества окружающей природной среды выделяют нормативы, которые определяют:

  • предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, воде и других природных объектах;
  • предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы;
  • предельно допустимые уровни вредных воздействий, в том числе вибраций, электромагнитных излучений и т.д.

Перечисленные нормативы призваны бороться с загрязнением природного объекта одним видом загрязнителя. В действительности, хозяйственная деятельность человека одновременно воздействует на различные природные объекты, загрязняя их вредными веществами.

Государственный экологический контроль (надзор). Его виды и задачи.

Рисунок 1.

Формы ГЭН

Отталкиваясь от обозначенных в законе функций ГЭН, можно выделить следующие формы экологического надзора (п. 1 ст. 65 закона «Об ООС»):

  • предупреждение нарушений в сфере охраны окружающей среды (далее — ООС);
  • выявление существующих нарушений в сфере ООС;
  • пресечение нарушений в сфере ООС;
  • систематический контроль за соблюдением требований законодательства в сфере ООС;
  • анализ исполнения требований законов в сфере ООС государственными органами, организациями, гражданами и иными субъектами при осуществлении своей деятельности;
  • прогнозирование уровня исполнения требований законодательства в сфере ООС названными субъектами при осуществлении ими своей деятельности.

При этом одним из основных методов, применяемых компетентными государственными органами при реализации ими деятельности в сфере ГЭН, являются проверки деятельности государственных органов, организаций, индивидуальных предпринимателей, граждан и иных субъектов при осуществлении ими своей деятельности (п. 9 положения № 426).

Такие проверки делятся:

  • на плановые;
  • внеплановые;
  • выездные;
  • документарные.

Все мероприятия, направленные на осуществление ГЭН, должны быть проведены в соответствии с требованиями закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Осуществляющие ГЭН органы

Осуществляющим государственный экологический надзор органом является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальные органы (см. Положение о Фед. службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400).

Дополнительную полезную информацию читатель найдет в нашей статье «Порядок осуществления государственного экологического надзора».

Помимо этого госоргана, существуют и иные государственные организации, уполномоченные на проведение контрольной деятельности в сфере защиты окружающей среды. К ним относятся:

  • Фед. служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • Фед. агентство лесного хозяйства;
  • Фед. служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Фед. агентство по недропользованию;
  • Фед. агентство водных ресурсов и др.

Данный список не является исчерпывающим, осуществление контрольных функций в области ООС относится к полномочиям многих других государственных органов.

***

Итак, ГЭН — это комплексная деятельность уполномоченных государственных органов (основным из которых является Росприроднадзор) по контролю и обеспечению исполнения требований законодательства в сфере защиты окружающей среды. Объекты ГЭН определяются в соответствии с критериями, установленными на законодательном уровне.

Разновидности экологического контроля

Существует несколько видов контроля. За каждым из них закреплены свои полномочия, и поставлены определенные цели.

Государственный экологический контроль разделяют по критериям субъекта контроля, поэтому он может быть общим или специальным. Осуществляется он на уровне государства специально уполномоченными для выполнения такой работы органами и лицами. Также он представляет одну из важнейших функций экологического управления. Ему даны все полномочия в случаях, когда нужно применить меры административного принуждения, такие как приостановка деятельности предприятия, лишение прав пользования природой и другие.

Муниципальный контроль проводится на территории муниципального образования органами самоуправления в отношении субъектов производственного и социального назначения, которые не относятся к субъектам федерального государственного контроля.
государственный экологический контроль

Ведомственный контроль над экологией осуществляется центральными органами власти по отношению к подчиняющимся им структурам организациям, учреждениям, предприятиям в рамках определенной отрасли.

Производственный контроль осуществляется только в рамках определенного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации руководителем или должностными лицами отдельных структур.

Общественный экологический контроль основан на многочисленных документах, в которых предусмотрено участие общественности в принятии важных решений.

По законодательству государственный контроль в сфере экологии можно осуществлять в разных формах:

  • Проводить общественные слушания.
  • Референдумы.
  • Осуществление общественной экологической экспертизы также входит в рамки экологического контроля.
  • Средства массовой информации могут помочь в проведении такого контроля.
  • Жалобы, иски и заявления в различные инстанции и правоохранительные органы.

Экологический мониторинг

Государственная служба постоянно контролирует состояние окружающей среды (проводит мониторинг), наблюдает за всеми процессами, происходящими в природе, отслеживает уровень загрязнения воздуха, почвы и водных ресурсов, оценивает, как все эти изменения влияют на жизнедеятельность живых организмов. Службу возглавляет государственный надзор по гидрометеорологии и мониторингу состояния окружающей среды.
инструкция экологического контроля

Вся государственная система мониторинга включает службы по отдельным природным объектам и комплексам. Наблюдение определяется отраслевым природным и ресурсным законодательством. Так, лесной мониторинг включает в себя не только наблюдение, но и оценку и прогноз состояния лесного фонда. Министерство сельского хозяйства контролирует применение химических средств при выращивании растений и животных.

Принципы работы

Государственный экологический контроль должен осуществляться с особой ответственностью, а каждый его работник обязан следовать принципам, поставленным перед структурой:

  • Независимый контроль над окружающей средой.
  • Презумпция опасности для экологии, планируемая любым из видов деятельности.
  • Обеспечение уменьшения пагубного воздействия различных видов деятельности на экологию в соответствии с документацией и имеющимися законами в области охраны окружающей среды. А вот достигнуть этого можно только тогда, когда применяются современные технологии.

производственно экологический контроль образец

  • Накладывать административную ответственность на лиц и предприятия, которые представляют серьезную угрозу для природы, а также препятствовать реализации проектов, которые в будущем могут привести к разрушению экологических систем, изменению или же полному уничтожению генетического фонда.
  • Ответственность за любое нарушение законов в области охраны природы.
  • Принятие участия организаций и предприятий в решении важных вопросов, касающихся охраны окружающей среды.

Какие задачи поставлены перед государственным экологическим контролем?

Экологический контроль – это не только структура, которая смотрит за работой всех предприятий и организаций на всей территории государства, а также отдельное объединение, которое должно существовать во всех учреждениях. Эта структура должна следить, чтобы определенное предприятие выполняло все поставленные перед ним задачи и предоставляло всю необходимую информацию о работе вышестоящим лицам.

Экологический контроль на предприятии должен следить за выполнением таких задач:

  • Наблюдать за состоянием природной среды и всеми изменениями, происходящими в результате работы предприятия.
  • Регулярно проверять, как выполняются предписания по охране природы, рациональному использованию ресурсов, оздоровлению окружающей среды и соблюдению всех законодательств.

экологический контроль на предприятиях

  • Не допускать нарушений и предупреждать все возможные экологические правонарушения.
  • Выявлять условия, которые приводят к нарушению законов в области охраны окружающей среды.
  • Препятствовать причинению вреда экологии.
  • Требовать всю необходимую документацию, которая может помочь найти виновного в нарушениях и наказать его в соответствии с законом.
  • Наказывать нарушителей.

За чем должны следить инспекторы по экологическому контролю?

На каждом предприятии обязательно должна быть основана структура, которая будет проводить осуществление экологического контроля. Это может быть несколько человек или же один – инспектор по контролю над экологией. Этот специалист должен:

  • Осуществлять контроль над охраной отдельных разновидностей ресурсов природы, если нужно, то привлекать специалистов, разбирающихся в этих вопросах, регулярно проводить проверки хозяйственной и других видов деятельности юридических, физических и должностных лиц.

программа экологического контроля

  • Принимать все возможные меры, чтобы пресечь и предотвратить нарушения законов в области охраны природы и не допустить пагубных последствий.
  • Принять меры по установлению виновных и привлечь их к ответственности за нарушения требований экологического комитета.
  • Подробно разъяснить нарушителям их права и обязанности.
  • Предлагать новые методы и способы по оздоровлению и озеленению, повышению качества услуг.
  • Соблюдать все требования законодательства.

Программа экологического контроля на предприятии

На каждом предприятии должен быть организован контроль за экологическим состоянием и должна быть программа, по которой и будет работать инспектор. Благодаря такой службе предприятие может избежать многочисленных штрафов и санкций в области нарушения экологии, в результате чего удастся сохранить деньги.

Экологический контроль на предприятиях должен следить за такими объектами:

  • Системой по очистке отходящих газов.
  • Стационарными или передвижными станциями, которые могут выбрасывать вредные вещества в окружающую среду.
  • Системой очистки воды.
  • Источниками загрязняющих веществ (в их числе канализация, водные объекты и другие).
  • Промышленными помещениями – источниками образования отходов.
  • Складами, где хранятся опасные компоненты.
  • Почвой и водой, которые загрязняются по вине предприятия.
  • Зонами санитарной защиты.

осуществление экологического контроля

Чтобы отслеживать и контролировать деятельность каждой организации, нужна специальная структура, которая будет следить за всеми пунктами, о которых говорит инструкция экологического контроля для крупных и малых предприятий. Инспектор следит за выбросами предприятия, регулярно отчитывается перед вышестоящими структурами.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Экологические штрафы

На нашем предприятии образуется отход навозосодержащие стоки, мы их вносим в поля с заделкой, но труба разорвалась и вылилось все на почву, что является нарушением и экологических надзор нас штрафует. Возможно ли нам послабление штрафа каким либо образом? Мы своевременно запахали участок где произошел разлив, как можно минимизировать размер штрафа?

03.06.2019 15:05

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (1)

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович03.06.2019 15:25

Согласна с коллегой.

Дубровина Светлана Борисовна04.06.2019 08:50

Экологические штрафы

На нашем предприятии образуется отход навозосодержащие стоки, мы их вносим в поля с заделкой, но труба разорвалась и вылилось все на почву, что является нарушением и экологических надзор нас штрафует. Возможно ли нам послабление штрафа каким либо образом? Мы своевременно запахали участок где произошел разлив, как можно минимизировать размер штрафа?

Елена03.06.2019 15:05

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (1)

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович03.06.2019 15:21

Согласна с коллегой.

Федорова Любовь Петровна04.06.2019 08:45

Администрация отказываются вывозить свалку

Администрация по веневскому району отказываются вывозить свалку которая находится в центре деревни,когда они заключали с нами договора на контейнеры пообещали вывезти все свалки все вывезли,а одна осталась в центре деревни

Карина11.04.2019 22:15

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (0)

Дубровина Светлана Борисовна07.05.2019 10:21

Муниципальная собственность

Поясните,пожалуйста,возможно ли законное использование районной администрацией старых карьеров для муниципальных нужд по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог без лицензии на недра?

Наталья09.11.2018 09:30

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (1)

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Дубровина Светлана Борисовна09.11.2018 14:55

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна10.11.2018 09:00

Имеет ли право гос.экол.надзор посещать частные дачные участки и выписывать постановления за битый кирпич на участке, грунт

Гос.экол.надзор приехал на мой дачный участок без моего ведома, сфотографировали мешки с битым кирпичом, завезенный крунт (док.на него имеются) и выписали протокол , потом постановление по ст. 8.2 (несоблюдение экологических норм) . Имеют ли право они посещать дачный частный участок?

Игорь 30.10.2018 12:22

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (1)

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Дубровина Светлана Борисовна30.10.2018 12:23

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна31.10.2018 09:00

Также вам будут полезны следующие статьи:

  • Использование и охрана природных ресурсов
  • Экологический аудит
  • Субъекты и объекты экологического права
  • Источники экологического права
  • Виды, формы и методы экологического контроля
  • Субъекты экологического контроля
  • Защита экологических прав
  • Экологическое нормирование
  • Понятие, виды и принципы экологической экспертизы
  • Экологическая безопасность в строительстве
  • Международное экологическое право
  • Общественная экологическая экспертиза
  • Управление в области охраны окружающей среды
  • Платность природопользования
  • Международная экологическая безопасность
  • Экологическое право как отрасль права
  • Экологические требования при строительстве
  • Правовой режим особо охраняемых территорий
  • Понятие, система и мероприятия экологический контроля
  • Объекты экологической экспертизы

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий