Комплекс технических средств оповещения и информирования

оповещение населения го и чс

Система оповещения населения – важный элемент обеспечения национальной безопасности. Она служит для своевременного информирования органов управления, населения, должностных лиц и пр. о возникновении чрезвычайной ситуации.

Система оповещения состоит из комплекса технических устройств, которые устанавливают на объектах с соблюдением технических регламентов и законодательных нормативов. Система «РТС-2000» рекомендована МЧС РФ, так как она прошла испытания в НИЦ ФГБУ ВНИИ ГОЧС и отвечает требованиям, которые предъявлены к системам оповещения о ЧС. Она установлена на многих объектах Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Содержание

Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1

гражданская оборона: Система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3.1.2

пункт управления гражданской обороны: Специально оборудованное защитное сооружение, помещение, транспортное средство или их комплекс, предназначенные для размещения и обеспечения работы органа, осуществляющего управление гражданской обороной.

3.1.3 внешний воздействующий фактор: Явление, процесс или среда, внешние по отношению к изделию или его составным частям, характеризующиеся физическими величинами, которые вызывают или могут вызвать ограничение или потерю работоспособного состояния изделия, или переход его в предельное состояние в процессе эксплуатации.

3.1.5 система оповещения: Организационно-техническое объединение технических средств оповещения, каналов связи, сетей вещания в целях обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до населения, должностных лиц, органов управления и сил гражданской обороны.

3.1.6 техническое средство оповещения: Специально разработанное техническое устройство, осуществляющее передачу, обработку и (или) прием сигналов (распоряжений) и информации оповещения.

3.1.7 сигнал оповещения: Специальный сигнал, предназначенный для оповещения об опасности.

3.1.8 оповещение населения о чрезвычайных ситуациях: Доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и необходимости проведения мероприятий по защите.

3.1.9

чрезвычайная ситуация: Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

АРМ — автоматизированное рабочее место;

ЕДДС — единая дежурно-диспетчерская служба;

ПУ ГО — пункт управления гражданской обороны;

ТЗ — техническое задание.

Федеральная, региональные и территориальные системы оповещения

Федеральная автоматизированная система централизованного оповещения (АСЦО) в автоматическом режиме обеспечивает поступление сигналов и информации оповещения от пунктов управления МЧС России до всех региональных центров (РЦ), органов управления по делам ГОЧС, соединений и воинских частей войск ГО, находящихся в подчинении федерального центра, а также до федеральных органов исполнительной власти.

Региональные системы оповещения обеспечивают передачу сигналов (распоряжений) и информации оповещения от пунктов управления региональных центров (РЦ) до подчиненных им органов управления по делам ГОЧС, сил, соединений и частей войск ГО. Их работа сопряжена с работой федеральной системы и обеспечивает оповещение 7 регионов.

Оповещение населения Российской Федерации и органов управления на территории городов, городских и сельских районов обеспечивается 88 территориальными системами оповещения, каждая из которых работает в автоматическом режиме. Основной задачей территориальных систем оповещения является обеспечение передачи сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации до:

  • органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории города и прилегающих к нему районов;
  • руководителей организаций и служб, обеспечивающих ГО, в республиках, краях, областях, автономных областях и округах, а также в Москве и Санкт-Петербурге;
  • диспетчеров оперативных дежурных служб на потенциально опасных объектах и других крупных объектах экономики;
  • населения, проживающего на территории того или иного субъекта Российской Федерации.

Структура и комплексы технических средств федеральной системы оповещения, региональных систем оповещения, территориальных систем оповещения представлены на рис. 1. Они построены на базе комплекса технических средств (КТС) типа П-160, который обеспечивает разные ступени резервирования оборудования, используемых каналов и параллельной передачи сигналов по радиоканалам сетей связи.

Оборудование данных систем оповещения работоспособно. Однако морально устарели принципы и протоколы обмена, которые в нем использованы. К настоящему времени назрела необходимость обновления этого оборудования в рамках модернизации всей системы связи МЧС России.

Автоматизированная система централизованного оповещения обеспечивает:

  • подготовку и хранение речевых и буквенно-цифровых сообщений, программ оповещения, вариантов и режимов запуска;
  • формирование, передачу и прием информации оповещения (формализованных сигналов), речевых и буквенно-цифровых сообщений;
  • двухсторонний обмен речевыми и буквенно-цифровыми сообщениями;
  • дистанционное управление средствами оповещения населения и должностных лиц;
  • управление с трех центров (пунктов) оповещения одного уровня в соответствии с установленной системой приоритетов;
  • взаимное уведомление центров (пунктов) оповещения о задействовании сети оповещения;
  • приоритеты сигналам оповещения по отношению к работе пользователей отбираемого канала и вышестоящим инстанциям по отношению к нижестоящим;
  • документирование на магнитном диске и печатающем устройстве ПЭВМ процесса оповещения и действий оперативного дежурного;
  • передачу сообщений в коде Морзе для управления слуховыми радиосетями;
  • циркулярный и избирательный отбор 64-х открытых телеграфных каналов и передачу по ним буквенно-цифровой информации;
  • сбор автоматических подтверждений приема сигнала — на одну ступень в каждом направлении, ручных подтверждений — на одну ступень и ограниченного количества (до 48) — через одну ступень.

Ввод информации в систему осуществляется:


С ПЭВМ — формализованных сигналов оповещения, заранее заготовленной или оперативно набираемой буквенно-цифровой информации, предварительно заготовленной речевой информации.
С микрофона — оперативной речевой информации.
Адресование информации в системе:
  • циркулярное — всем абонентам системы
  • программное — по заранее заготовленным спискам (до 25 вариантов)
  • избирательное — в пределах одной ступени до 128 направлений и до 20 через одну ступень
Передача информации оповещения, данных о ЧС и подтверждений обеспечиваются в системе по 2-х и 4-х проводным каналам ТЧ, абонентским и соединительным линиям государственной и ведомственных сетей связи путем отбора каналов на время передачи.

Оборудование для оповещения

Система оповещения гражданской обороны «РТС-2000» включает ряд объединенных между собой элементов.

Блок сопряжения РТС-2000 ОК/БИК. Он обеспечивает сопряжение с блоками систем оповещения, с сетями проводного вещания, с линиями звукового оповещения, с громкоговорителями (внутренними и уличными). Кроме того, через блок сопряжения осуществляется:

  • контроль состояния частей комплекса;
  • контроль исправности линий нагрузки.

При этом нет необходимости во включении оконечных средств оповещения.

Информация о состоянии комплекса передается по сети Ethernet.

Имеется несколько встроенных модулей (сирены, контроля и измерения). Устанавливается в оконечных пунктах систем оповещения.

Микрофонный пульт (ПМ-1, ПМ-4, ПМ-8 и ПМ-12). Его предназначение – трансляция звуковых сигналов всех типов и передача их, а также сигналов управления на усилители-коммутаторы. Функции микрофонного пульта РТС-2000:

  • Управление зонами громкоговорителей – осуществляется через кнопки выбора зон оповещения.
  • Переключение между источниками трансляции.
  • Воспроизведение записей.
  • Подача сигнала тревоги.

Возможно подключение нескольких пультов к одному усилителю-коммутатору РТС-2000 ОК/IP.

Усилители-коммутаторы. Они предназначены для обработки сигналов (звуковых и управляющих): их распределения на несколько каналов, усиления, переключения элементов системы.

Усилители мощности РТС-2000 УМ класса D принимают входной сигнал напряжением 0,775 В и усиливают его до 30-240 вольт. Диапазон их выходной мощности — 50- 1000 Вт.

Информация передается в сети проводного вещания, на радиоузлы, в IP сети. Встроенные IP модули работают по протоколам UDT, RTP, TCP в трех режимах:

  • Одноадресная передача – unicast.
  • Широковещание – broadcast.
  • Многоадресное вещание – multicast.

Для отслеживания и передачи информации предназначена система мониторинга и контроля РТС-2000 СМК. Сигналы передаются через передатчик трехпрограммного вещания РТС 2000 ПТПВ, в который может быть встроен IP модуль для приема входных сигналов 0,775В 2 и 3 программ вещания.

Панели входной коммутации РТС-2000 ПВК монтируются в конечных точках линий оповещения. Они позволяют подключать трансляционные приборы.

Сотрудничество с ПО «РТС»

Наша компания работает с 1998 года. Разработанное и запатентованное нами оборудование «РТС-200» используется на местных, региональных, локальных и объектовых уровнях систем оповещения населения.

Мы устанавливаем, тестируем, ремонтируем и модернизируем системы оповещения ГО на базе оборудования «РТС-200» в Санкт- Петербурге и области. В комплекс работ входят:

  • Выезд на объект.
  • Разработка проекта с учетом архитектурных особенностей, месторасположения, площади и специализации объекта. В частности, это определение количества пунктов оповещения, мест их установки, параметры подключения к электросети и стыков с локальными сетями, места установки громкоговорителей (внутренних и внешних) и пр.
  • Монтаж.
  • Тестирование и пусконаладочные работы.
  • Сдача объекта заказчику.

Мы выполняем последующее техническое обслуживание, гарантийный и постгарантийный ремонт установленных систем централизованного оповещения населения.

Устанавливаем систему «с нуля» или интегрируем её в уже имеющееся оборудование. Наши инженеры решают задачи любой сложности, и разрабатывают проект с учетом желаний заказчика. «РТС-200» установлено на многих социально значимых объектах Санкт-Петербурга. Чтобы заказать установку системы оповещения населения, пришлите письмо на наш электронный адрес или позвоните, все данные есть на странице «контакты».

Система оповещения состоит из междугородной и местной подсистем

В состав междугородной подсистемы входят следующие комплексы технических средств (КТС):
  • КТС центра оповещения (П-166 ЦО)
  • КТС междугородней станции (П-166 МГ) состоящий из:
    — блока группового комплекта (П-166 ГК)
    — блоков передающих комплектов (П-166 ПК)

В состав местной подсистемы входят следующие КТС:
  • КТС станции МТ (П-166 МТ) состоящий из:
    — блока оповещения универсального (П-166 БОУ)
    — блоков индивидуальных комплектов (П-166 БИК)
  • Блок коммутации сообщений (П-166 БКС)
  • Пульт управления командный (П-166 КПУ)
  • Пульт управления автоматизированный (П-166 АПУ)
  • Блок переключения РТУ (П-166 БПР)
  • Приемник местного оповещения (П-166 ПМО)

Классификация технических средств СОУЭ.

Технические средства СОУЭ можно разделить на базовые, основные и дополнительные, рис.1.

Комплекс технических средств оповещения и информирования

Рис.1 — Классификация технических средств СОУЭ

К базовым мы будем относить средства, непосредственно примыкающие к электроакустическим расчетам или средства, параметры которых существенным образом влияют на результаты электроакустических расчетов. К ним относятся микрофоны, усилители, громкоговорители, линии связи.

К основным мы будем относить средства, необходимость в которых вытекает непосредственно их нормативных требований (СП-3.13130.20090). К основным средствам можно отнести блоки управления, блоки контроля, блоки резервирования, коммуникацию.

Дополнительные средства необходимы для реализации основных функций СОУЭ, а также дополнительных функций, необходимых по ТЗ заказчика. Примеры таких средств – блоки сообщений, блоки коммутации, блоки питания, распределители, а также программное обеспечение.

Библиография

Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне»

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

УДК 614.8.084:006.354

ОКС 13.200

13.320

Ключевые слова: технические средства оповещения населения, требования гражданской обороны, воздействующие факторы

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2019

Основные технические характеристики

  • Количество ступеней оповещения до 4-х
  • Скорость передачи 1200 Бод — модем по протоколу V-26 МККТТ
  • Средняя наработка на отказ каждого КТС не менее Т0 = 10000 часов
  • Полный средний срок службы каждого КТС не менее 12 лет
Все КТС обеспечивают непрерывную круглосуточную работу в дежурном режиме!

В соответствии со структурой органов управления система оповещения строится в основном по радиально-узловой схеме и имеет 4 ступени. Узлами системы являются центры коммутации каналов (станции П-166 МГ) с соответствующими КТС центров оповещения (П-166 ЦО) расположенные в федеральных, региональных и областных центрах для МЧС. Оконечным звеном системы является КТС местной подсистемы в районных центрах и на объектах и пульты (П-166 КПУ).
Связь между узлами системы осуществляется по государственным и ведомственным телефонным каналам связи, которые отбираются у основного пользователя на время сеанса оповещения. Такой подход не требует дополнительных затрат по созданию специальных каналов связи, которые к тому же используются сравнительно редко.
Для доступа в цифровую транспортную сеть необходимо использовать цифровые мультиплексоры или модемы с интерфейсом Е1 (например универсальный мультиплексор ТС-30-БСС, устройство доступа ТС-151.06), укомплектованные модулями сопряжения с аналоговыми окончаниями ТЧ.
Мультиплексоры могут быть оборудованы как электрическим (по стандарту G.703), так и оптоволоконным интерфейсом для подключения к оборудованию опорной транспортной сети.
Таким образом, может быть создана наложенная сеть с выделенными каналами ТЧ, которые можно использовать не только для передачи информации оповещения. Иерархическая радиально-узловая структура (топология) сети достаточно гибкая и может развиваться при необходимости с включением в нее новых каналов и узлов. Комплекс технических средств оповещения П-166 может использоваться также на потенциально опасных объектах, таких как атомные станции, химически-опасные производства, гидроузлы и т.д., для создания локальных систем оповещения, отвечающих требованиям сопряжения (организационно, технически и программно) с системами оповещения высших уровней.
Комплекс технических средств оповещения П-166 прошел государственные испытания, имеет сертификат соответствия Мининформсвязи России, принят на снабжение в МЧС России и, в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», рекомендован МЧС России для создания систем оповещения населения всех уровней.

В 2001-2003 годах МЧС России разработаны и направлены в территориальные органы МЧС России по субъектам Российской Федерации и на потенциально опасные объекты следующие нормативные и методические документы:
  • «Методические рекомендации по реконструкции территориальных систем оповещения гражданской обороны Российской Федерации»
  • «Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения»
  • «Типовой технический проект по реконструкции территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения субъекта Российской Федерации»
  • «Типовой технический проект по реконструкции автоматизированной системы централизованного оповещения города»
  • «Типовой технический проект по реконструкции автоматизированной системы централизованного оповещения сельского района»
  • «Типовые проектные решения по созданию локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»

Этапы электроакустического преобразования

Системы оповещения классифицируются по различным признакам. Одним из существенных, является требование к способу передачи информации, по которому системы оповещения делятся на беспроводные и проводные. В дальнейшем изложении мы будем рассматривать только проводные системы, являющиеся (по нашему мнению) наиболее простыми с точки зрения проектирования и надежными, с точки зрения монтажа и обслуживания.

Системы оповещения осуществляющие передачу звуковой информации по проводам называются трансляционными системами. В основе функционирования трансляционной системы заложен принцип трехэтапного преобразования, реализующий поэтапную передачу речевого сообщения от источника (диктора) к получателю (слушателю), рис.2.

Комплекс технических средств оповещения и информирования

Рис.2 — Этапы электроакустического преобразования

На первом этапе происходит преобразование акустической энергии на входе системы, в низкоуровневый электрический сигнал на выходе. Данную функцию выполняет акустико-электрический преобразователь – микрофон. На втором этапе осуществляется усиление и преобразование электрического сигнала. Эту функцию выполняет система звукоусиления, например, трансляционный усилитель. На третьем этапе осуществляется преобразование электрического сигнала, в слышимый акустический сигнал на выходе всей системы. Данную функцию осуществляет громкоговоритель.

По существующим нормам система оповещения должна воспроизводить звуковую информацию в определенном частотном и динамическом диапазонах:

  • примерно от 100Гц до 16кГц, в частотном диапазоне;
  • примерно от 75дБ до 130дБ, в динамическом диапазоне;
  • транслировать ее по возможности на большие расстояния, с минимальными потерями и искажениями.

Качество воспроизводимого речевого сообщения определяется параметрами и согласованием всех трех составляющих – микрофона, усилителя и громкоговорителя. В последующих статьях рассмотрим каждую из составляющих отдельно.

© 2015, О. Кочнов

АНОНСЫ

Селекторная связь ROXTON 8000

Рады вам сообщить, что нами завершена очередная модификация и русификация системы селекторной связи ROXTON 8000

ROXTON CS

Рады сообщить, что на склад поступила, модифицированная система селекторной громкоговорящей связи ROXTON

Обновление ПО электроакустического расчета

Звукофикация улиц города Москвы

Группа компаний ESCORT приняла активное участие в подготовке и реализации проекта звукофикации улиц города Москвы


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий