Компрессия

  • 1. Что такоекомпрессия?
  • 2. Причины снижения
  • 3. Нормы компрессии
  • 4. Как проводятизмерение?
  • 5. Как частопроверять?

Уже при первых проблемах с двигателем — затруднённыйпуск, повышение расхода масла — рекомендуется проверять техническое состояниепоршней. Зная, какая компрессия должна быть в двигателе, можно не ехать всервис. Достаточно иметь диагностический прибор и уметь проводить расчёты.

Что такое компрессия двигателя?

Compressio («компрессия») переводится с латинского языка как «сжатие». Этим термином обозначается предельный уровень давления воздуха в камере сгорания, создаваемый во время прокрутки стартером в момент достижения поршнем максимально высокой точки. Компрессия – это давление, которое измеряется в завершении такта сжатия. От её уровня зависит техническое состояние мотора и следующие процессы:

  • расход масла;
  • сгораемость бензинового или дизельного топлива;
  • простота запуска.

Чем выше параметр компрессии, тем лучше сжимается рабочая смесь. В результате посторонние газы не попадают в картер мотора. Это увеличивает КПД силового агрегата. Компрессия, соответствующая показателю, установленному автопроизводителем, является гарантией оптимального режима работы ДВС.

В каких единицах измерения указывается?

  • паскалях (Па);
  • килограммах на квадратный сантиметр (кг/см2);
  • атмосферах (атм).

О различиях между степенью сжатия и компрессией

что такое степень сжатия

Стоит различать понятия «компрессия» и «степень сжатия». Первая измеряется в определённых единицах (паскалях, атмосферах и т.д.), а вторая – нет. Степень сжатия показывает, во сколько раз размер камеры сгорания меньше, чем полный объём цилиндра. Это постоянная величина, которая указывается автопроизводителем в техдокументации.

Получается, что степень сжатия напрямую влияет на компрессию. Но не наоборот! Компрессия изменяется из-за огромного количества рабочих параметров (регулировка фаз газораспределения и др.). На неё влияет и наличие или отсутствие протечек в камере сгорания, которые появляются из-за проблем с цилиндрами и кольцами.

Влияние компрессии на работоспособность силового агрегата

От этого показателя давления зависит запуск двигателя, особенно в зимний период эксплуатации автомобиля.

Компрессия должна обязательно интересовать владельцев машин с дизельной силовой установкой. В моторах, работающих на тяжёлом топливе, на процесс воспламенения горючего напрямую влияет и температура, и давление конца сжатия.

Бензиновые агрегаты лучше приспособлены к изменениям компрессии. Однако следить за ней всё равно необходимо. Главная причина заключается в том, что компрессия влияет на испаряемость горючего. Это очень важно при старте мотора «на холодную».

О сниженной и неравномерной компрессии по цилиндрам

Различные значения компрессии в топливных цилиндрах способствуют появлению вибраций и неприятных дёрганий на холостом ходу и невысоких оборотах. Такой режим работы ДВС негативно сказывается на техническом состоянии коробки передач и подвеске мотора. Более того, водителю и пассажирам становится менее комфортно во время поездки.

Сниженный показатель компрессии является причиной увеличенного давления отработавших газов. В результате повышается токсичность выхлопа, а камера сгорания быстрее загрязняется.

Какая компрессия считается оптимальной для дизельного и бензинового двигателя?

Чтобы определить оптимальное давление конца такта сжатия, необходимо использовать следующую формулу.

Компрессия = специальный коэффициент для ДВС х степень сжатия

Коэффициент указывается для каждого класса силовых установок. Для 4-тактных бензиновых моторов с инжекторной системой питания этот параметр равен 1,2-1,3. Таким образом, для силовых установок со степенью сжатия от 8 до 9 компрессия составляет от 10,4 до 11,7 атм.

С дизельными моторами иная ситуация. Компрессия в двигателе на соляре значительно выше по сравнению с бензиновыми двигателями. Чтобы горючее нагрелось до температуры, необходимой для воспламенения, потребуется давление от 25 до 33 кг/см2. Окончательное значение зависит от температуры на улице и технического состояния мотора.

Давление конца сжатия

Компрессия — это простонародное выражение, правильный термин — «давление конца сжатия». Оно создается в цилиндре движением поршня при выключенном зажигании и без подачи топлива.

Для измерения давления в цилиндрах мастера в технических сервисах обычно используют специальный прибор — компрессометр, который вкручивается вместо свечи зажигания. Измерительный элемент оказывается внутри цилиндра. Далее коленвал раскручивается стартером, и на шкале стрелка показывает определенное значение.

Чем выше компрессия, тем большую мощность может развить силовой агрегат. Она зависит от состояния колец поршней и их степени износа. Тарелки клапанов постепенно подгорают, неплотно садятся в седло и пропускают газы. «Подвисший» клапан либо прогоревший поршень не позволяют создать нужное давление в цилиндре.

При повреждении их газы проникают в картер, двигатель не может развить проектную мощность, и его характеристики искажаются. Если в одном цилиндре компрессия ниже, чем в других, на 25%, то необходим ремонт двигателя с полной его разборкой.

Нормальными значениями компрессии для распространенных 1,6-литровых атмосферных моторов считается 11-12 бар. В старых карбюраторных двигателях ВАЗ минимальный порог составляет 10 бар. Новый агрегат в отличном состоянии только что с конвейера должен показать 13 бар.

Бесконечно увеличивать компрессию нельзя из-за риска возникновения детонаций. Воздушно-топливная смесь при сжатии разогревается и может воспламениться произвольно еще до завершения цикла сжатия. То есть произойдет взрыв смеси раньше времени, из-за чего повреждаются детали двигателя.

Компрессия

Невечный двигатель. Какие моторы признаны самыми проблемными? Подробнее

Причины снижения

Причины снижения компрессии:

  • износ поршневой группы двигателя, сувеличением зазоров и прочими дефектами;
  • подгорание тарелок клапанов, неплотносидящих в сёдлах и пропускающих газы;
  • прогар или подвисание клапанов, что непозволяет создавать нужное давление;
  • цилиндр имеет задиры на поверхностях,ведущие к утечке газов.

Компрессия

По величине значения можно в полной мере судить окартине, царящей внутри мотора.

Какую информацию дают замеры?


таблица неисправностей и значение компрессии

  • Разница в цилиндрах более 0,5 атм. Это свидетельство негерметичности колец. Проблема с повышенной компрессией часто решается заменой этих расходных материалов.
  • Уменьшение в каждом из цилиндров на 0,5 атм. Если снижение уровня компрессии наблюдается вместе с увеличением топливного расхода, уменьшением тяги двигателя внутреннего сгорания и появлением выхлопных газов сизого цвета, то проблема в кольцах и в маслосъёмных колпачках.
  • Разница между цилиндрами более 3 атм. Изменения давления вместе с сизым либо белым дымом из системы выхлопных газов сигнализируют о проблемах с прокладкой ГБЦ.
  • Падение на 5-6 атм в одном, двух или во всех цилиндрах. В большом снижении компрессии часто виноват прогоревший клапан.

Если по результатам замеров не выявлено снижение или увеличение компрессии, но наблюдается возрастание топливного расхода, падение мощности и изменение цвета отработавших газов на тёмно-серый, то проблема может заключаться в следующем:

  • топливных форсунках;
  • свечах накаливания;
  • неправильной работе карбюратора;
  • износе или повреждении маслосъёмных колец и колпачков (если наблюдается снижение уровня масла).

Вас также заинтересует:

  • Устройство масляного насоса двигателя
  • Замена масла и фильтра в машине
  • Устройство поршня, как он работает

Измерение компрессии своими руками

Чтобы измерить компрессию можно, конечно, обратиться в автосервис. Но проще сэкономить деньги и произвести измерения самостоятельно. Для таких измерений достаточно просто купить специализированный прибор – компрессометр. Это, по сути, манометр, но имеющий обратный клапан, измеряющий максимальное давление в цилиндре двигателя.

Сейчас на рынке предлагаются компрессометры для дизельных и для бензиновых моторов. Отличия в допустимых пределах измерений, потому как в дизельных движках давление намного выше.

Для проверки компрессии нам в первую очередь потребуется:

  • проверка уровня зарядки аккумулятора. Это необходимо, потому как, при измерении давления двигатель будет работать на аккумуляторе.
  • прогреть двигатель авто до рабочей температуры. Это необходимо, чтобы получить максимально точные результаты измерения.

Что такое компрессия?

После чего переходим ко второму этапу:

  • снятие всех свечных проводов;
  • выкручивание свечи зажигания каждого цилиндра;
  • при электрическом бензонасосе – его необходимо вытащить. Если бензонасос обычный, то просто отключается шланг, отвечающий за топливо;
  • отключение питающего провода с форсунок при необходимости.

Выполнив эти действия, можно приступать непосредственно к измерению компрессии в цилиндрах двигателя. Желательно измерения проводить вдвоем, чтобы один человек фиксировал результаты измерения, а другой – вращал мотор.

Что такое компрессия?

Для измерения выполняются следующие действия:

  • вкручивание компрессометра в проверяемый цилиндр;
  • нажатие педали газа до упора, чтобы полностью открыть дроссельную заслонку. Ключ зажигания начинаем вращать стартер. Вращение производится до тех пор, пока показатель прибора не перестанет расти – это и будет компрессия двигателя.

После полученного результата, необходимо сравнить с нормами, которые должны быть для данного двигателя. Если же результаты приближены к показателям нормы, то компрессия в двигателе хорошая и двигатель работает отлично, либо причина поломки двигателя не в этом.

Причины и последствия низкой компрессии

Если при измерениях получена низкая компрессия двигателя, то необходимо в срочном порядке восстанавливать давление в цилиндрах. Иначе могут быть серьезные последствия в дальнейшем при эксплуатации автомобиля. Например, будет сложно завести движок, обороты двигателя будут скакать, мотор будет очень сильно шуметь, мощность двигателя значительно снизится, увеличится расход топлива, появится синий дым, который будет выходить из выхлопной трубы при запуске двигателя.

Что такое компрессия?

Самыми распространенными причинами низкой компрессии может быть:

  • сгорела прокладка блока цилиндра;
  • сгорел поршень или клапан;
  • сильный износ деталей цилиндра;
  • разрушилось седло клапана.

В первую очередь необходимо проверить все эти детали и заменить неисправные. После чего, компрессия должна быть в норме, стоит провести повторные измерения.

Причины и последствия высокой компрессии

Если же результаты измерения компрессии оказались высокими, то стоит проверить, возможно в камеру сгорания попадает масло или двигатель перегревается.

Что такое компрессия?

Последствия высокой компрессии приводят к детонации и возникновению калильного зажигания, что в свою очередь способствует повреждению поршня и цилиндра двигателя.

При высоких показателях компрессии стоит также, проверить, не износились ли маслосъемные колпачки и кольца или нет ли нагара в цилиндрах, возможно двигателю потребуется раскоксовка ДВС.

Как проводятизмерение?

Компрессия обязана замеряться на двигателях, набравшихсвою рабочую температуру. Аккумулятор должен быть хорошо заряжен, проблемы состартером и другими электрическими узлами — отсутствовать. Иначе замеры нельзясчитать правильными.

Измерения следует проводить с помощью специальногодиагностического прибора. В его состав помимо стрелочного манометра со шкалой0-4 МПа должно входить:

  • гибкий шланг с резьбовым наконечником длявкручивания в свечное гнездо;
  • обратный клапан, обеспечивающийгерметизацию во время 5-10 тактов накачивания максимального давления;
  • ручник — нужен для сброса воздуха, чтобыобнулить показания;
  • переходники под различные резьбовые номера— поскольку дизельные агрегаты мерятся через разные отверстия для форсунок илисвечей накала.

Можно также использовать простейший вариант прибора —обычный манометр с клапаном и конусообразной резиновой фурмой. Но в процессеизмерения его надо вручную придерживать на свечном отверстии, так как шланг невкручивается. Да и показатель, который он выдаст в таких условиях, нельзясчитать оптимально верным. Куда правильнее использовать, пусть и дорогой, нопрофессиональный инвентарь.

Наиболее точные результаты получаются на прогретомдвигателе. Ниже приводится подробный алгоритм действий:

  • запустить силовой агрегат, довести рабочуютемпературу до 80 градусов Цельсия;
  • скинуть бронепровода, вывернуть свечизажигания, на дизеле — форсунки;
  • обесточить топливный насос, вытащив нужныйпредохранитель;
  • вкрутить насадку манометра в отверстие отпервой свечи;
  • открыть дроссель, выжав педальакселератора, и завернуть стартер несколько раз — 7-8;
  • снять показания с прибора;
  • повторить процедуру на всех цилиндрах.

На дизельных силовых установках можно исключитьпопадание горючего в масляный картер, отключив электронное управлениефорсунками. На моторах с механической топливоподачей это делается с помощьюрычага отсечки, который взаимодействует с ТНВД.

Компрессия

Безупречными можно считать результаты, которые неотличаются между всеми цилиндрами более чем на 1 бар. Это означает, чтопоршневая группа и клапаны находятся в исправном состоянии. Если отличиясущественные — 2-3 бара и больше — повторите процедуру, но с залитым впроблемные свечные отверстия 5 миллилитрами автола. Повышение значения скажет отом, что неисправна поршневая группа, ведь смазка уплотняет прилегание колец.Если ничего не изменится — прогорел клапан. Наконец, при показаниях ниже нормыво всех цилиндрах, капитальный ремонт неизбежен. Здесь уже никакие тесты смаслом не помогут — мотор придётся разбирать.

Известентакже способ проверки с закрытой дроссельной заслонкой, но эффективен он лишьдля выявления малых дефектов силового агрегата. Такой вариант поможетопределить трещины на клапанной тарелке, отсутствие герметичности и прогаркромки.

Нормы компрессии

Для определения критической изношенностицилиндро-поршневой группы нужно сверять стандартный показатель с имеющейсявеличиной. Естественно, идеальным он не может быть, тем более, на моторах состарым устройством. Различают 3 приемлемых значений, при которых работа движкасчитается удовлетворительной:

  • для старых карбюраторных моторов с низкойстепенью сжатия — до 9,9 атмосфер;
  • для инжекторов — 10,8 атмосфер;
  • для дизелей — до 29.7 атмосфер.

Такой разброс значений легко объяснить разностьюстепени сжатия. На старых силовых агрегатах она априори низкая — редко превышает8,5 единиц. На DIESEL этот показатель, наоборот, высокий из-за малых размеровкамеры сгорания — доходит до 24 единиц. И только на современных бензиновых инжекторныхмоторах компрессия равна 9 или максимум 11 единицам.

Компрессия

Принятосчитать, что компрессия прямо связана со степенью сжатия. Если знать последнюювеличину, которая всегда представлена в технических документах на автомобиль,определить компрессию не составит труда. Достаточно умножить коэффициент сжатияна 1,4 или 1,5. Но желательно всё-таки использовать те значения, которыеприведены в официальных источниках.

На двигателе Ваз-2106 показатель компрессии равен 11 кгс/см

2

,а на уже на Ваз-2110 — 13 кгс/см

2

. Дизельный BHDA или BHDB,устанавливаемый на Ford Focus, отличается более высоким значением — 18 кгс/см

2

.На Mitsubishi ASX с движками 1.6, 1.8 и 2.0 литра, этот показатель варьируетсяв пределах 12-13 кгс/см

2

.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий