Мероприятия гражданской обороны (ГО)

В этом году были приняты новые законодательные акты, касающиеся работы организаций в сфере гражданской обороны. Приказы МЧС устанавливают правила разработки, согласования и утверждения ДВУХ разных Планов – гражданской обороны (ГО) и приведения в готовность гражданской обороны (ГО).

Основные понятия ГО

Добавлены новые понятия, а именно:

Обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне — комплекс мероприятий, направленных на создание условий для эффективного решения задач в области гражданской обороны органами управления, силами и средствами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Организация, обеспечивающая выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, организация, обеспечивающая выполнение мероприятий регионального или местного уровня по гражданской обороне, — организация, осуществляющая деятельность в области гражданской обороны в интересах федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, подведомственная соответственно одному из указанных органов либо осуществляющая такую деятельность на договорной основе по мобилизационным планам экономики;

Опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, — совокупность условий, которые сложились в результате применения (воздействия) или угрозы применения (воздействия) различных видов оружия или в результате возникновения чрезвычайных ситуаций и при которых возникла угроза воздействия поражающих факторов на население, материальные и культурные ценности и окружающую среду или существует вероятность возникновения такой угрозы;

Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения — совокупность действующих специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, осуществляющих функции наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической обстановкой на территории Российской Федерации.

Основные нормативно-правовые акты

1 № 28-ФЗ от 12.02.98 г. – Федеральный Закон «О гражданской обороне»
2 № 804-ПП РФ от 26.11.2007 г. – Постановление Правительства «Об утверждении Положения о ГО в РФ»
3 № 1297-53-ПП РФ от 07.10.2019 г. – Постановление Правительства «О Порядке приведения в готовность ГО»
4 Приказ МЧС РФ № 216ДСП от 27.03.2020 г. «Об утверждении порядка разработки, согласования и утверждения планов ГО и защиты населения (ЗН) (Планов гражданской обороны)»
5 Выписка из Приказа МЧС РФ № 216ДСП Т.к. Приказ имеет гриф ДСП – для служебного пользования, он распространяется только по организациям, имеющим отношение к ГО. Поэтому МЧС сделало официальную выписку из документа, с возможностью ознакомления всеми заинтересованными лицами.
6 Приказ МЧС РФ № 6с от 02.03.2020 г. «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов приведения в готовность гражданской обороны, содержания мероприятий данных планов и сроков их выполнения»

Какие меры по ГО относятся к первой очереди?

Комплекс мер в рамках гражданской обороны в разделе первой очереди включает в себя задачи первоочередной важности. Это срочное оповещение, мобилизация специалистов компании, руководителей и уполномоченных лиц для решения оперативных задач, поставленных в этой области. Представители руководящего состава предприятия работают в круглосуточном режиме дежурства, вводится беспрерывное вещание узлов для радиотрансляции и радиовещания.

  • Проводится поставка приготовленных средств индивидуальной защиты, химической, инженерной, радиационной, биологической разведки, дозиметров, защитных средств во все пункты выдачи.
  • Вводятся в эксплуатацию все защитные сооружения, которые предназначены для гражданской обороны, радиационные убежища для сотрудников компаний, продолжающих работать в военный период.
  • Принимаются меры по скорейшему возведению и переоборудованию новых защитных объектов ГО.
  • Уточняется проведение мер и уровень готовности размещать население при эвакуации, обеспечить место для складирования и сохранности культурных, товарно-материальных ценностей.
  • Приведение в режим готовности сетей наблюдения и проведения лабораторного контроля предприятий ГО.
  • Активно снижается объем химических, пожароопасных веществ до минимальных количеств, предназначенных для технологического производства, а также взрывопожароопасных веществ.
  • Подготовка объектов животноводства для обеспечения защиты животных, снабжения необходимыми кормами, водой.

Комплекс мер предусматривает мобилизацию к месту дислокации лиц, проходивших обучение и повышение квалификации в образовательных центрах МЧС России. Круглосуточно переходит работать система радиосвязи, которая применяется для нужд предприятия, и начинает применяться для связи управления ГО.

Перечень мер второй очереди по гражданской обороне


Разработка плана мероприятий второй очереди включает вопросы увеличения защиты граждан, успешного исполнения поставленных перед ГО задач в военный период.

  • Оповещение, мобилизацию сотрудников, руководящих и уполномоченных лиц, уточняется обстановка и ставятся задачи по реализации намеченных мер.
  • Поддерживается готовность систем радиосвязи, оповещения, защитных укрытий, метрополитенов, убежищ.
  • Переводится в режим круглосуточно работа руководства по ГО соответственно боевым расчетам.
  • План мер второй очереди включает также переоборудование обычных защитных убежищ под сооружение противорадиационных укрытий.
  • Полная готовность сети наблюдения, а также лабораторных исследований объектов гражданской обороны.
  • Ускоренный режим завершения строительства защитных сооружений ГО.

Вторая очередь предусматривает уменьшение до минимума объемов химических компонентов, которые требуются для технологических опасных производств. Активно снижается также запас взрывопожароопасных средств. Предусматривается передача пакетов индивидуальной защиты, поставка приборов химической, радиационной, биологической защиты, дозиметров для персонального пользования на пункты выдачи.

Комплекс мероприятий предусматривает установку круглосуточного дежурства структурных формирований ГО для обслуживания предприятий. Полная готовность обеспечивается для аварийно-спасательных подразделений. Важным элементом разработки мер этой очереди является подготовка разворачивания медучреждений в безопасных условиях в загородной зоне, обеспечение необходимыми медикаментами, инструментами, имуществом этих лечебных учреждений.

  • Проводится подготовка для безаварийной остановки тех производств, технологических процессов, промышленных предприятий, которые прекращают выпуск продукции в военный период.
  • Оперативно разворачиваются медицинские пункты, санитарные блокпосты на предприятиях, которые продолжают работать в военный период.
  • Срочно выписываются из ЛПУ больные, способные лечиться в амбулаторных условиях, сокращается курс лечения и период госпитализации лежачих больных.
  • Обеспечивается возможность проведения иммунных инъекций, вакцинации людей соответственно особенностям эпидемиологических показаний.
  • При необходимости организуется производство самых простых средств индивидуальной защиты собственными силами.

Отдельное внимание уделяется мероприятиям для повышения стабильности работы объектов, помогающих выживать населению в условиях военного времени. В этот период подготавливаются к вывозу ценные документы, казначейства, активы банков, культурные, товарно-материальные ценности в более безопасные территории.

Непрерывно снижается минимум взрывоопасных, пожароопасных веществ на производствах, которые располагаются в городской местности, обозначенной группой ГО. Также планируется проведение подготовительных этапов, направленных на перевод строительных компаний на изготовление быстровозводимых сооружений для убежищ, противорадиационных укрытий.

Полномочия организаций в области гражданской обороны

Можно не создавать и соответственно не поддерживать в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования (сокращённо — НАСФ) организациям:

  • Эксплуатирующим ОПО III класса опасности, отнесённых в установленном порядке к категориям по ГО;
  • Не имеющим мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по ГО.

Также была уточнена ч.3 этой же ст. 9 28-ФЗ:

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.

Руководство гражданской обороной

Уточнены ч.ч. 3 и 4 ст. 11 28-ФЗ касательно руководства гражданской обороной. Новые фрагменты выделены жирным:

3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований).

4. Руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Спектр мероприятий третьей очереди по гражданской обороне

Разработка плана мероприятий в порядке третьей очереди предусматривает выполнение задач, которые ставятся перед подразделениями ГО в военных условиях. Она включает комплекс мер, которые выполняются в полном объеме. Это необходимость срочно оповестить о чрезвычайной ситуации, провести сбор руководящих лиц, персонала, уполномоченных, ознакомить с обстановкой и определить задачи для реализации мероприятий 3 очереди.

  • Наряду с наличием средств защиты для людей проводится обеспечение пунктов выдачи необходимым запасом продуктов, воды, медикаментов в убежищах, защитных строениях;
  • Разворачиваются медучреждения в более безопасной местности, оперативно эвакуируются лечебницы и больницы, которые не прекращают прием пациентов. Нетранспортабельные больные переводятся в условия защищенных стационаров.
  • Проводится ускоренное возведение и оборудование убежищ, защитных укрытий, противорадиационных сооружений в разных регионах РФ.
  • Завершаются подготовительные работы торговых предприятий, общественного питания для снабжения ассортиментом первой необходимости эвакуированного населения.
  • Уточняются расчёты эвакуационных мероприятий, открытия сборных распределительных пунктов, приводится в готовность парк транспортных средств для эвакуации.

План мероприятий предусматривает защиту оборудования инженерных коммуникаций, доступ к источникам водоснабжения. Реализуется комплексная маскировка для каждого промышленного объекта, который может стать целью для ударов с использованием современных средств поражения.

Правильно составленный план мероприятий по гражданской обороне, профессиональный расчет пожарного риска позволяет предусмотреть все нюансы сохранения жизни людей, материальных ценностей, работы подразделений и предприятий в условиях чрезвычайных ситуаций, техногенных катастроф, природных стихий и в военное время.

Написать сообщение

Выделенные поля не заполнены или не валидны!

Ваше сообщение успешно отправлено.

Произошла ошибка при отправлении сообщения 🙁

Кого касается

Планы разрабатываются:

  • органами местного самоуправления;
  • организациями, которые по закону отнесены к категориям по ГО.

План приведения в готовность ГО и план ГО не составляют организации, которые:

  • не относятся к категориям по ГО
  • относятся к категориям по ГО, но число работающих (в военное время) менее 199 человек (менее 99 человек в наибольшую смену).
  • не имеют мобилизационных заданий
Подпись под планом ГО ставят:
  • зам. руководителя местной администрации (для органов местного самоуправления);
  • зам. руководителя организации.
Согласование планов ГО происходит:
  • с ГУ МЧС РФ по субъекту РФ (для муниципального образования);
  • для организаций, которые относятся к категориям особой важности/ 1 категория по ГО
    • с уполномоченным органом местного самоуправления и ГУ МЧС РФ по субъекту РФ – если организация находится на территории одного субъекта РФ;
    • с уполномоченным ГУ МЧС РФ по всем субъектам РФ – если организация расположена на территории нескольких субъектов РФ;
  • для организаций, которые относятся ко 2-ой категории по ГО – с уполномоченным органом местного самоуправления.
Утверждаются планы ГО руководителями муниципального образования или организации

План приведения в готовность

Состоит из трех разделов:

Раздел 1. Общие положения

    • выписки из нормативных актов;
    • описание мероприятий по решению задач ГО;
    • список действий по повышению уровня готовности к ведению ГО.

    Раздел 2. Мероприятия, включаемые в План (примерный список):

      • оповещение;
      • подготовка и устройство связи;
      • проверка готовности сил и средств;
      • уточнение перечня документации, планов, обеспечения (финансы, средства защиты, и пр.);
      • принятие НПА согласно ситуации;
      • уточнение работ по взаимодействию с госорганами;
      • проведение предварительных работ по маскировке;
      • проверка технической готовности транспорта для эвакуации;
      • прочие действия, в зависимости от категории и организации предприятия.

      Раздел 3. Список документов по реализации Плана

        • акты о выполнении, введении в действие и т.д. мероприятий по подготовке ГО;
        • планы проведенных совещаний;
        • доклады о выполнении пунктов плана и иных мероприятий;
        • другие возможные документы.

        Порядок проведения мероприятий установлен в Приложении 1 к Постановлению Правительства РФ 1297-53-ПП РФ от 07.10.2019 г. – «О порядке приведения в готовность ГО», а началом служит время получения сигнала о принятии Президентом решения о подготовке к переводу на работу в условиях военного времени.

        Также нужно учитывать временные сроки проведения всех мероприятий. Для каждого пункта Плана временной показатель прописан в Приложении № 1 к документу (1297-53-ПП РФ).

        План уточняется ежегодно, сделать это нужно до первого февраля текущего года (учитывая данные на 1 января).

        Точный перечень мероприятий/ показаний/ необходимых для заполнения пунктов планов зависит от категории предприятия и его организации, учитывая требования законодательства в области ГО. Если какие-то мероприятия организацией не проводятся, – это указывается в плане, если есть дополнительные мероприятия, обязательные для исполнения, они дописываются в план.


        Поделитесь в соц.сетях:

        Оцените статью:

        1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
        Загрузка...

        Добавить комментарий