Оперативность связи

Оперативно-диспетчерская связь необходима на крупных предприятиях для быстрой передачи срочной информации сотрудникам на местах. Системы ОДС широко распространены на транспорте, нашли свое место в энергетике, в добывающей отрасли.

А также других областях, где в рабочем процессе участвует множество людей, находящихся на удалении друг от друга и требуется высокая степень согласованности для достижения положительного результата, а также увеличения эффективности их труда. Такая опция ОДС, как возможность проводить селекторные совещания уже давно является необходимостью при руководстве сложными, трудоемкими строительными и промышленными проектами.

Оперативность работы в режиме online

Очевидно, оперативность передачи сообщений при работе системы связи в режиме online наиболее высокая. При недостаточной насыщенности ОГ КА она определяется временем подлета к абонентам КА, подходящего для организации связи, т.е. временем ожидания готовности ОГ к работе с абонентом.

При этом пространственная доступность абонентов будет ограничиваться зоной ответственности ЗУС. Соответствующие зоны, полученные путем имитационного моделирования работы системы в режиме online, приводились в для времени 15 мин ожидания подлета к абонентам КА, работающего в режиме online. Соответственно, повышение оперативности работы системы в этом режиме может быть достигнуто за счет уменьшения размеров зон ответственности ЗУС или за счет увеличения числа КА в ОГ.

Так, на рис. 1 слева показаны зоны ответственности Московской ЗУС для гарантированно не превышаемого времени ожидания 5, 10 и 15 мин подлета КА, а справа – для среднего времени ожидания, которое является наиболее вероятным.

Оперативность связи

Увеличивая насыщенность системы космическими аппаратами, можно создать зоны ответственности, характеризующиеся нулевым временем ожидания готовности ОГ к работе с абонентами.

СИСТЕМА ОПЕРАТИВНОЙ РАДИОСВЯЗИ (СОРС)

При возникновении любой непредвиденной масштабной ситуации сети мобильных операторов связи начнут перегружаться. Это чревато «потерей» сети, падением мощности передатчика БС, да и вовсе отключением всех этих устройств. Почему так?

Потому, что при ЧС люди начинают активно пользоваться мобильными телефонами, чтобы узнать о своих близких, позвать на помощь. Это перегружает сеть, и делает ее недоступной. А система оперативной радиосвязи никогда не подведет, и всегда поможет в критической ситуации.

Система оперативной радиосвязи (СОРС), установленная на объекте, позволяет всем сотрудникам (МЧС-никам, пожарным, медикам, военным и т.д.) постоянно находится в одном информационном пространстве, независимо от удаленности друг от друга. И это при использовании лишь штатного оборудования.

В чем самые главные отличия системы оперативной радиосвязи?

Безотказность. Простота. Безопасность.

Каждое устройство, которое входит в современную систему оперативной радиосвязи, может работать даже в самых экстремальных условиях. Надежные приемопередатчики стоят на страже безопасности общества.

Снова сравнивая такую систему с мобильной сетью, можно выделить еще одно преимущество радиосвязи – возможность одновременного группового вызова. То есть, когда за одну секунду совершается несколько десятков «звонков».

Какие самые важные элементы этой системы?

Оперативные системы связи сильно отличаются от других. Что они могут:

  • Сконструированы «с запасом», то есть работают в любых условиях, когда другие сети «накрываются»
  • Предлагают массу дополнительных возможностей: биометрия, текстовые сообщения, сигнализация, специальные датчики и т.д.
  • Повышают эффективность и слаженность действий спасателей и силовых структур
  • Имеют тонкие настройки для переключения с канала на канал, и поиску необходимой частоты

Чтобы узнать детальнее об оперативных системах связи, позвоните нам по номеру, указанному вверху – мы с радостью ответим на все ваши вопросы, и дадим профессиональную консультацию по радиосвязи.

Оперативность передачи коротких сообщений в режиме offline

В режиме offline ситуация более сложная и определяется маршрутом передачи сообщений.

При передаче сообщений по маршруту, обязательно включающему ЗУС, получаем цепочку Абонент1–КА1–ЗУС–КА2– Абонент2, и оперативность передачи сообщений будет определяться суммой:

  • времени ожидания готовности ОГ к работе (времени ожидания подлета КА1 к абоненту);
  • времени переноса сообщения на борту КА1 к ЗУС;
  • времени ожидания готовности ОГ к работе (времени ожидания подлета КА2 к ЗУС);
  • времени переноса сообщения на борту КА2 к абоненту.

В случае, когда используется маршрут, предусматривающий непосредственную передачу сообщения по цепочке Абонент1–КА–Абонент2, оперативность определяется суммой:

  • времени ожидания готовности ОГ к работе;
  • времени переноса сообщения на борту КА до Абонента2.

Таким образом, для режима offline при увеличении числа КА в ОГ будет уменьшаться время ожидания готовности ОГ к работе. Однако время переноса сообщения на борту не будет зависеть от количества КА в ОГ, поскольку оно определяется движением КА и расположением Абонента2.

Оценим последовательно величину временных интервалов, соответствующих указанным направлениям передачи сообщений и влияющих на оперативность доставки.

Время ожидания абонентами готовности к работе ОГ, расположенных на различных широтах


Как было показано в , ОГ, включающая 24 КА, не обеспечивает гарантированного непрерывного покрытия Земли зонами радиовидимости. На различных широтах максимальное и среднее время ожидания готовности ОГ к работе с абонентами будет разным. Соответствующие зависимости показаны на рис. 2 .

Оперативность связи

После того, как сообщение передано на борт КА, работающего в режиме offline, время доставки будет определяться характером движения именно того КА, который получил сообщение.

Время переноса сообщения на борту КА до абонентов, располагающихся на различных широтах

Оценим время пребывания сообщения на борту КА путем анализа особенностей движения его зоны радиовидимости и набора статистики наблюдений этого КА абонентами. Для этого рассмотрим на интервале времени в один виток часть поверхности Земли, которая хотя бы один раз будет находиться в пределах видимости одного КА. Полученную область будем называть рабочей зоной витка. Часть поверхности Земли, которая на протяжении одного витка ни одного раза не будет попадать в пределы видимости КА, назовем слепой зоной витка, которая распадается на две не связанные области. Описанная ситуация показана на рис. 3 и 4 для типовой орбиты системы связи «Гонец».

Оперативность связи

На рис. 3 и 4 градациями черного цвета показано двумерное распределение повторяемости наблюдения одного КА из точек на поверхности Земли, построенное для интервала времени в один виток. Таким образом, если на борту КА находилось сообщение, в рассмотренном интервале времени в один виток оно могло бы быть доставлено только абонентам, расположенным в рабочей зоне этого витка.

Оперативность связи

Увеличивая время моделирования, получим, что из-за суточного вращения Земли рабочая зона витка постепенно осмотрит все промежуточные наземные точки, которые ранее попадали в слепые области. На рис. 5 показано максимальное время между последовательными посещениями зоны радиовидимости КА по углу места 10 град. одних и тех же абонентов, расположенных на различных широтах, гарантирующее, что рассматриваемый КА был доступен для всех точек на поверхности Земли.

Оперативность связи

Рассматривая отдельно взятого абонента и КА, работающие в режиме offline, можно заключить, что адресованные абоненту сообщения попадают на борт в интервале времени между последовательными сеансами связи, этим абонентом. Поэтому графики на рис. 5 также дают хорошую верхнюю оценку максимального и среднего времени переноса информации на борту КА для различных широт места расположения абонента.

Оперативность передачи коротких сообщений в режиме offline непосредственно от абонента к абоненту, без участия ЗУС

Для ОГ низкоорбитальной системы «Гонец», соответствующей этапу развертывания, предусматривающему использование 24 КА, время доставки сообщения по направлению Абонент–Абонент в режиме работы offline не превысит суммы времени ожидания подлета одного КА из ОГ (рис. 2) ивремени переноса сообщения на борту КА (рис. 5). Соответственно, для получения верхней оценки максимального времени доставки необходимо суммировать значения на графиках в левой части рис. 2 и 5, а для оценки среднего времени доставки в правой части рисунков. n

Оперативность передачи коротких сообщений в режиме offline по маршрутам, включающим ЗУС, будет рассмотрена в следующей части статьи.

Литература

  • Акимов А., Полещук В. Пространственная доступность и оперативная готовность низкоорбитальной группировки космических аппаратов связи / Технологии и средства связи. – 2014. – № 6/2 – специальный выпуск «Спутниковая связь и вещание-2015».
  • ГОСТ 24.702–85 Эффективность автоматизированных систем управления.
  • Азаров Г.И. Теоретические основы анализа оперативности передачи информации в системах управления и связи. – М.: ГПС МЧС России, 2012.
  • Азаров Г.И. Способы повышения оперативности передачи информации в системах управления и связи. – М.: ГПС МЧС России, 2012.
  • Моторин Н.М. Исследование вероятностно-временных характеристик передачи сообщений в низкоорбитальной спутниковой системе связи в режиме «электронная почта» / Информационно-управляющие системы. – 2006. – № 5 (24).
  • Шевчук Д.В. Оценка времени доставки сообщений системой «Гонец» при различных вариантах построения орбитальной группировки // Радиотехника. 2012. – № 11.
  • Низкоорбитальная космическая система персональной спутниковой связи и передачи данных / Под ред. генерального конструктора многофункциональной космической системы персональной спутниковой связи и передачи данных, президента ОАО «Спутниковая система «Гонец» А.И. Галькевича. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2011. – 169 с.
  • Жаров А. Многофункциональная система персональной спутниковой связи «Гонец-Д1М»: состояние и перспективы // Технологии и средства связи. – 2013. – № 6/2. – специальный выпуск «Спутниковая связь и вещание-2014».
  • ГОСТ 27.002–2009 Национальный стандарт Российской Федерации. Надежность в технике. Термины и определения.
  • Кузовников А.В. Проблемы развития низкоорбитальной многофункциональной системы персональной спутниковой связи «Гонец-д1м» / А.В. Кузовников, Н.А. Тестоедов, В.А. Агуреев // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. – 2013. – В. 6.
  • Выгонский Ю.Г. Предложения по созданию космической системы для предоставления телематических услуг связи. Часть 4 / Ю.Г. Выгонский, А.В. Кузовников, В.В. Головков, В.Г. Сомов // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9. – ISSN 1812-7339.

Опубликовано: Журнал «Технологии и средства связи» #1, 2015
Посещений: 9283

  • All-over-IP Expo 2013: выставка для IT-специалистов
  • Единственной в России выставке в области автоматизации зданий HI-TECH BUILDING исполняется 10 лет

Автор


Александр Акимов

Главный специалист, ЦНИИ экономики, информатики и систем управления

Всего статей: 8

Автор


Шевчук Д.В.

Технический консультант

Всего статей: 6

Автор


Денис Данилов

Независимый эксперт

Всего статей: 3

В рубрику «Спутниковая связь» | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций


Что такое оперативно-диспетчерская связь, назначение ОДС

Оперативно-диспетчерскаясвязь – проводная или беспроводнаясистема коммуникации, применяемая длябыстрой связи диспетчера, координирующегоработу подразделений, с руководителямиструктур, специалистами, бригадами,отдельными работниками.

Имеетпреимущество перед телефонной связью,так как позволяет осуществлять мгновенноесоединение, без необходимости ожиданияподнятия трубки абонентом. Чтобы вызватьабонента не требуется знание номера иего набор – достаточно нажать однукнопку.

Оперативность связи

ОДС можетиметь несколько уровней для связи сперсоналом на разных этапах производственногопроцесса. Система оснащается оборудованиемгромкой связи, что позволяет делатьобъявления, а также оперативно, беззадержки вызывать или оповещать какотдельных сотрудников, так и целыеколлективы. Ускоряет передачу информациив процессе ежедневной работы. Незаменимав нештатных, аварийных ситуациях длямгновенного оповещения персонала.Подача информации об аварии может бытьавтоматизирована и не зависеть отчеловеческого фактора.

С помощью оперативно-диспетчерской связи можно организовать проведение селекторных совещаний с руководителями разных уровней, в том числе и на местах: на строительных площадках, в цехах, на удаленных объектах.

Разные видыОДС предназначены для различных ситуацийи типов связи:

  • Дляпроведения совещаний и конференцийвысокого уровня с участием представителейвсех подразделений организации –директорская или директорско-диспетчерскаясвязь;
  • Дляинформирования, передачи срочнойинформации о повседневной работе.Осуществляется с цехами, складами,строительными площадками, производственнымиучастками, транспортом и другимиобъектами;
  • Дляоперативного управления силами исредствами во время чрезвычайныхситуаций;
  • Дляоповещений, объявлений по громкойсвязи, которые мгновенно доводятся досведения всего персонала. Такженеобходима для индивидуальных вызовов,когда точное местонахождение абонентанеизвестно, либо он не имеет индивидуальногоустройства подключенного к системеОДС.

Оперативно-диспетчерская связь особенно важна для экстренных служб. Здесь своевременное оповещение играет важную роль и позволяет без промедления реагировать на опасные ситуации, угрожающие жизням людей.

Применение оперативно-диспетчерской связи

Применениеоперативно-диспетчерской связи напромышленных предприятиях, строительныхобъектах увеличивает эффективностьработы, повышая скорость коммуникациимежду подразделениями, позволяет быстрореагировать на нештатные ситуации,своевременно решать любые вопросы, чтосущественно уменьшает простои в работе.В опасных и зашумленных местах применяетсяспециально приспособленное для данныхусловий оборудование.

Оперативность связи

В добывающейпромышленности оперативно-диспетчерскаясвязь играет важную роль, так как являютсячастью единой электронной системыконтролирующей правильное функционированиевсего промышленного комплекса.Автоматические системы контролируюти оптимизируют потребление энергии,ведут учет персонала, фиксируюттехническое состояние оборудования,осуществляют раннее предупреждение опожарах и других аварийных ситуация.ОДС в данном случае – неотъемлемаячасть управляющего комплекса, главнымизадачами которого являются обеспечениеэффективной работы и достижениемаксимального уровня безопасности.

Современные средства связи позволяют устанавливать не только надежную проводную связь, но также использовать системы беспроводной связи и осуществлять передачу видеоинформации. Что упрощает принятие решений, давая исчерпывающую информацию о происходящем на месте событий.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий