Пожарные машины

Пожарные автомобили: классификация, виды, назначение

17.06.2019

До сих пор не существует средства 100% защиты от возникновения пожаров, из-за чего противопожарная техника всё ещё остаётся актуальной. Причиной пожара могут быть различные горючие вещества и катализаторы, в связи с чем требуется применять специальное оборудование для каждого конкретного случая. Далее мы расскажем о видах пожарных автомобилей, как они делятся, чем различаются и о многом другом.

Системы классификации

Машины, используемые при ликвидации огня, делятся не только по видам работ, но и по их ТТХ:

  • Классификация пожарных автомобилей по проходимости. Категория 1 – авто с ведущими передними или задними колесами, допустимы для городских дорог. Категория 2 – все ведущие колеса, применяют в условиях сельской местности. Категория 3 – универсальная полноприводная техника.
  • Классификация пожарных автомобилей по климатическим условиям. Умеренные (-40…+40°С), северные (-60…+40°С), тропические с охлаждающими агрегаты установками.
  • Классификация пожарных автомобилей по полной массе. Легкие (2000-7500 кг), средние (7500-14000 кг) и тяжелые (более 14000 кг).
  • Классификация пожарных автомобилей по месту посадки. Малые (1+1 или 1+2), средние (1+5 или 1+6) и усиленные (1+8 и выше).

Виды пожарных машин

Тема развития материально-технической базы МЧС не теряет своей актуальности. Следственный комитет РФ ежегодно дает статистику по несчастным случаям, связанным со стихией. По этим данным только в 2018 году было около 8 тыс. возгораний на бытовой почве, которые унесли жизни 7296 граждан нашей страны.

Обозначение и расшифровка

Разберем детально на примере АЦ 3,0-40/4 (4331) мод. XXX A – 01 MC TУ XXX-XX

  • АЦ – тип пожарного автомобиля (АЦ, АНР, АЛ и т.д).
  • 3,0 – главный параметр ПА (вместимость цистерны, масса порошка и т.д.).
  • 40/4 – главный параметр основного агрегата (подача насоса нормального/высокого давления и др.).
  • 4331 – индекс модели базового шасси по классификации автомобильной промышленности (ЗиЛ-4331).
  • А – обозначение модели ПА по системе разработчика с указанием модернизации (А – первая, Б – вторая и т.д.).
  • 01 – двузначный цифровой индекс для обозначения модификаций базовой модели (01, 02, 03 и т.д.).
  • МС – две прописные буквы, указывающие название населенного пункта, в котором предприятие-изготовитель.
  • ТУ – обозначение нормативного документа (ГОСТ, ТУ).

В обозначениях пожарных автомобилей величину главного параметра указывают в следующих единицах измерений:

  • вместимость цистерны для воды – м

    3

    ;

  • вместимость бака для пенообразователя – м

    3

    ;

  • масса вывозимого порошка – кг;
  • масса огнетушащего газа – кг;
  • подача насоса при номинальном числе оборотов – л/с;
  • напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов: нормального давления – м. вод. ст.;
  • высокого давления – м. вод. ст.;
  • расход лафетного порошкового ствола – кг/с;
  • мощность электрогенератора – кВт;
  • длина рукавной линии – км;
  • высота подъема стрелы – м;
  • производительность вентиляторной установки – тыс. м

    3

    ;

  • число (количество) мест для боевого расчета (включая место водителя) – количество;
  • грузовой момент – тм.

Еще примеры:

На эту тему ▼

Подробные условные обозначения пожарных автомобилей

  • АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, вместимость цистерны 5 м3 воды, подача воды насосом 40 л/с, шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели.
  • АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 – автомобиль комбинированного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя 500 л (0,5 м ), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.
  • ПНС-110(131)-131А – пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131 А.
  • АЛ-30 (4310) – пожарная автолестница с высотой подъема колен ле­стницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.
  • АСА-20 (4310) – аварийно-спасательный автомобиль, мощность ге­нератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

Для выделения пожарных автомобилей из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они долж­ны обладать определенной информативностью. Она осуществляется фор­мой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.

Условно графические обозначения пожарного транспорта

Пожарный автомобиль – общее обозначение

Основные пожарные автомобили общего назначения:

Пожарные автоцистерны (АЦ)

Пожарные автонасосы (АН) и насосно-рукавные автомобили (АНР)

Основные пожарные автомобили целевого назначения:

Пожарные аэродромные автомобили (АА)

Пожарные автомобили порошкового тушения (АП)

Пожарные автомобили пенного тушения (АПТ)

Пожарные автомобили комбинированного тушения (АКТ)

Пожарные автомобили газового тушения (АГТ)

Пожарные автомобили газоводяного тушения (АГВТ)

Пожарные автонасосные станции (ПНС)

Специальные пожарные автомобили:

Пожарные автолестницы (АЛ)

Пожарные коленчатые автоподъёмники (АКП)

Пожарные телескопические автоподъёмники (АКТ)

Пожарные автомобили связи и освещения (АСО)

Пожарные автомобили газодымозащитной службы (АГ)

Пожарные автомобили дымоудаления (АД)

Пожарные рукавные автомобили (АР)

Пожарные штабные автомобили (АШ)

Пожарные автолаборатории (АЛП)

Пожарные автомобили технической службы (АПТС, АТ)

Пожарные компрессорные станции (ПКС)

Пожарные аварийно-спасательные автомобили (АСА)

Классификация пожарных автомобилей по полной массе


  • Лёгкие (L) – 2 000-7 500 кг. АЦ-1.3-4/400(5301), АЛ-17(5301). Доставляет к очагу возгорания пожарный расчёт и оборудование для тушения и спасения людей. Может применять воду и ВМП, которые подаются посредством рукава и ствола с повышенным давлением. Также есть возможность подключения к водопроводному гидранту.

  • Средние (M) – 7 500-14 000 кг. АЦ-2.6-30(33086), АЦ-40(131)-137А. Доставляет к территории пожара пожарников, воду, пенообразователь, необходимое оборудование и инструмент. Для тушения может использоваться имеющийся резервуар, либо задействуется насос для выкачки воды из водоемов, либо подключается напрямую к гидранту.

  • Тяжёлые (S) – 14 000 кг и более. АА-8.0-90/6(65224), АА-13/60(6560). Применяется для доставки пожарного расчёта, техники и пожарного вооружения, запасов воды к объектам комплексов аэропортов. Имеет встроенный пенообразователь, а также насос для использования воды из водоёмов. На кабине и переднем бампере находится лафетный ствол, позволяющий подавать воду и ВМП, а на заднем бампере имеется система покрытия ВПП пеной.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий