17.06.2019
До сих пор не существует средства 100% защиты от возникновения пожаров, из-за чего противопожарная техника всё ещё остаётся актуальной. Причиной пожара могут быть различные горючие вещества и катализаторы, в связи с чем требуется применять специальное оборудование для каждого конкретного случая. Далее мы расскажем о видах пожарных автомобилей, как они делятся, чем различаются и о многом другом.
Содержание
- 1 Основное назначение пожарных автолестниц и подъемников
- 2 Технические характеристики и составные элементы пожарных автолестниц и подъемника
- 3 Системы классификации
- 4 Виды
- 5 Условно графические обозначения пожарного транспорта
- 6 Классификация пожарных автомобилей по полной массе
- 7 Конструктивные особенности
- 8 Типоразмеры
- 9 Обслуживание и освидетельствование
- 10 Классификация пожарных автомобилей по климатическим условиям
- 11 Испытания
Основное назначение пожарных автолестниц и подъемников
Первое появление пожарной автолестницы зафиксировано ещё в 1778. С тех времён произошло не мало изменений в её составных элементах и принципах работы. На сегодняшний день — это многофункциональные устройства, которые применяются пожарными службами в самых различных условиях, в том числе и в труднодоступных городских застройках. А за счёт подъемников увеличилась грузоподъёмность лестниц, и улучшилась возможность маневрирования.
Таким образом, пожарные автолестница и подъемники предназначены для следующих основоположных действий:
- подъем пожарных на высокие этажи различных типов сооружений к месту возгорания для обеспечения эвакуации людей, а также тушения пламени;
- экстренная эвакуация людей в случае, если все аварийные пути в здании заблокированы;
- подача различных огнетушительных средств на необходимую высоту;
- использование лестницы в качестве штаба наблюдения за процессом пожаротушения;
- установка освещения в рабоче зоне;
- для других экстренных задач, которые могут возникнуть в процессе тушения пожара.
Это интересно: Гарнизон пожарной охраны: цель создания и их виды
Технические характеристики и составные элементы пожарных автолестниц и подъемника
Устройство пожарного автоподъемника состоит из нескольких взаимодействующих элементов. Самым основным элементом считается стрела (комплект колен) с несколькими секциями, благодаря которой выполняются все операции, предусмотренные техническими данными специализированной лестницы. Кроме этого, в их состав также входят следующие элементы:
- базовое шасси со встроенными опорными стойками;
- силовая установка;
- подъемно — поворотное основание;
- автоматизированный механизм для управления движения башни и стрелы;
- гидросистема и другие электрооборудования.
Существует несколько видов автолестниц и подъемников, которые отличаются по нескольким фактором, таким как габариты, способом использования, предназначение, а также технические особенности. Также отличительной особенностью является количество колен лестницы. Минимальное количество колен составляет 3 элемента, в то время как максимальное — 6. Выбор лестницы в данном случае зависит от высоты и сложности места тушения пожара. В целом же, автолестницы и подъёмники бывают:
- лёгкие, средние и тяжёлые;
- гидравлические, электрические, механические, а также комбинированные.
Высота автолестницы и подъемника в среднем составляет 30 метров, в то время как механизм устройства зачастую используется гидравлической. Выбор того или иного средства для подъёма на определенную высоту зависит от обстановки, местности и сложности подхода к объекту. Именно поэтому, качественное оснащение пожарных подразделений является неотъемлемым требованием, которое зафиксировано в уставных документах пожарной службы. Стоит также отметить, что такие технические средства необходимы не только для спасательных действий, но и для проведения различного рода восстановительных работ и операций. Это обуславливает тот факт, что пожарные автолестницы и подъёмники являются не только эффективными, но и многофункциональными устройствами.
Статью прислал: Wladimir01
Статьи по теме
0
42
Пиростикер. АСТ 15
Опубликовано: 13 июля, 2017
Пожарная техника и оборудование
Пиростикер. АСТ 15
Опубликовано: 13 июля, 2017
Пиростикер — это автономное устройство для тушения возгораний на начальной стадии, является разработкой отечественных ученых.
- Классификация и устройство современных пожарных гидрантов
- Боевая одежда пожарного. Виды БОП. Укладка и надевание боевой одежды пожарного.
- Классификация пожарных автомобилей. Основные, специальные и вспомогательные автомобили
Системы классификации
Машины, используемые при ликвидации огня, делятся не только по видам работ, но и по их ТТХ:
- Классификация пожарных автомобилей по проходимости. Категория 1 – авто с ведущими передними или задними колесами, допустимы для городских дорог. Категория 2 – все ведущие колеса, применяют в условиях сельской местности. Категория 3 – универсальная полноприводная техника.
- Классификация пожарных автомобилей по климатическим условиям. Умеренные (-40…+40°С), северные (-60…+40°С), тропические с охлаждающими агрегаты установками.
- Классификация пожарных автомобилей по полной массе. Легкие (2000-7500 кг), средние (7500-14000 кг) и тяжелые (более 14000 кг).
- Классификация пожарных автомобилей по месту посадки. Малые (1+1 или 1+2), средние (1+5 или 1+6) и усиленные (1+8 и выше).
Тема развития материально-технической базы МЧС не теряет своей актуальности. Следственный комитет РФ ежегодно дает статистику по несчастным случаям, связанным со стихией. По этим данным только в 2018 году было около 8 тыс. возгораний на бытовой почве, которые унесли жизни 7296 граждан нашей страны.
Виды
Пожарные автоподъемники бывают:
- коленчатые (АПК) – с шарнирным соединением колен;
- телескопические (ТПЛ) – с телескопическим соединением колен;
- коленчато-телескопические – с шарнирно-телескопическим соединением колен.
Пожарный коленчатый автоподъемник (АПК) – это специальный пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
Пожарный телескопический автоподъемник с лестницей (ТПЛ) – это специальный пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчато-телескопической стрелой (пакетом колен), последнее звено которой заканчивается люлькой, и имеющий лестничный марш, расположенный сбоку стрелы, предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
Условно графические обозначения пожарного транспорта
Пожарный автомобиль – общее обозначение |
Основные пожарные автомобили общего назначения:
Пожарные автоцистерны (АЦ) |
|
Пожарные автонасосы (АН) и насосно-рукавные автомобили (АНР) |
Основные пожарные автомобили целевого назначения:
Пожарные аэродромные автомобили (АА) |
|
Пожарные автомобили порошкового тушения (АП) |
|
Пожарные автомобили пенного тушения (АПТ) |
|
Пожарные автомобили комбинированного тушения (АКТ) |
|
Пожарные автомобили газового тушения (АГТ) |
|
Пожарные автомобили газоводяного тушения (АГВТ) |
|
Пожарные автонасосные станции (ПНС) |
Специальные пожарные автомобили:
Пожарные автолестницы (АЛ) |
|
Пожарные коленчатые автоподъёмники (АКП) |
|
Пожарные телескопические автоподъёмники (АКТ) |
|
Пожарные автомобили связи и освещения (АСО) |
|
Пожарные автомобили газодымозащитной службы (АГ) |
|
Пожарные автомобили дымоудаления (АД) |
|
Пожарные рукавные автомобили (АР) |
|
Пожарные штабные автомобили (АШ) |
|
Пожарные автолаборатории (АЛП) |
|
Пожарные автомобили технической службы (АПТС, АТ) |
|
Пожарные компрессорные станции (ПКС) |
|
Пожарные аварийно-спасательные автомобили (АСА) |
Это интересно: Вид связи
Классификация пожарных автомобилей по полной массе
-
Лёгкие (L) – 2 000-7 500 кг. АЦ-1.3-4/400(5301), АЛ-17(5301). Доставляет к очагу возгорания пожарный расчёт и оборудование для тушения и спасения людей. Может применять воду и ВМП, которые подаются посредством рукава и ствола с повышенным давлением. Также есть возможность подключения к водопроводному гидранту.
-
Средние (M) – 7 500-14 000 кг. АЦ-2.6-30(33086), АЦ-40(131)-137А. Доставляет к территории пожара пожарников, воду, пенообразователь, необходимое оборудование и инструмент. Для тушения может использоваться имеющийся резервуар, либо задействуется насос для выкачки воды из водоемов, либо подключается напрямую к гидранту.
-
Тяжёлые (S) – 14 000 кг и более. АА-8.0-90/6(65224), АА-13/60(6560). Применяется для доставки пожарного расчёта, техники и пожарного вооружения, запасов воды к объектам комплексов аэропортов. Имеет встроенный пенообразователь, а также насос для использования воды из водоёмов. На кабине и переднем бампере находится лафетный ствол, позволяющий подавать воду и ВМП, а на заднем бампере имеется система покрытия ВПП пеной.
Конструктивные особенности
Пожарные автоподъемники, как и автолестницы, имеют неповоротную и поворотную части. Неповоротные части и механизмы поворота АЛ и АПК идентичны. Основное их различие заключается в устройстве механизмов выдвижения люльки.
Главными механизмами и агрегатами автоподъемников являются:
- базовое шасси;
- платформа с опорными конструкциями для транспортного положения стрелы;
- силовая группа;
- гидравлическая система;
- опорное устройство, включающее раму, выносные гидравлические опоры;
- подъемно-поворотная часть, состоящая из вращающейся башни, стрел подъемной установки и люльки;
- встроенные водопенные коммуникации;
- механизм раскладки стрел, поворота башни и разворота люльки вокруг вертикальной оси;
- электрооборудование с системой блокировки и сигнализации;
- органы управления.
Типоразмеры
Пожарные автоподъемники, в зависимости от максимальной рабочей высоты полностью разложенного автоподъемника, следует изготовлять следующих типоразмеров:
Типоразмер | Высота подъема люльки, м |
АПК 10-15 | 10-15 |
АПК 16-21 | 16-21 |
АПК 22-28 | 22-28 |
АПК 29-36 | 29-36 |
АПК 37-48 | 37-48 |
АПК 49-56 | 49-56 |
АПК 56-64 | 56-64 |
По заказу потребителя допускается изготовление пожарного автоподъемник с рабочей высотой более 64 м с параметрами по техническим условиям на пожарном автоподъемнике конкретного типоразмера.
Обслуживание и освидетельствование
На эту тему ▼
Техническое обслуживание и ремонт пожарных автомобилей
Виды, порядок, сроки проведения
Обеспечение готовности и надежности пожарных автоподъемников. Для эффективного использования АКП или АЛ предусматривается техническое обслуживание и техническое освидетельствование.
Техническое обслуживание включает все виды проводимых обслуживаний, как и для пожарных автолестниц. Перечень работ регламентируется заводскими инструкциями.
Техническое освидетельствование. Техническое освидетельствование производится в целях обеспечения надежной работы всех механизмов АКП. Проверку работы всех устройств автоматики, блокировки
и сигнализации проводят по всей границе поля движения люльки называемого зоной досягаемости. Техническое освидетельствование проводит владелец. Установлено два вида технического освидетельствования:
- Частичное – не реже 1 раза в год.
- Полное – не реже 1 раза в три года.
Кроме того, производится не реже 1 раза в 6 месяцев испытание ограничителя грузоподъемности.
Рабочее поле (зона досягаемости) – это зона, очерченная вершиной стрелы (внешним краем люльки) при маневрировании ею с максимально допустимыми вылетом и высотой для соответствующей грузоподъемности. Таким образом, она включает область безопасной работы полностью нагруженной люльки, охватывающей высоту подъема и вылет стрелы. Зона устанавливается заводом-производителем.
Рабочее поле пожарного автоподъемника на примере АКП-32(4310)
При частичном техническом освидетельствовании проводят:
- внешний осмотр (при внешнем осмотре проверяют состояние АКП в целом, его механизмов, элементов конструкций, электропроводку.;
- проверку работы устройств автоматики, блокировки и сигнализации;
- динамические испытания.
Полное внеочередное техническое освидетельствование производится в случае замены расчетных элементов и сборочных единиц, а также после капитального ремонта АКП.
Полное техническое освидетельствование включает:
- внешний осмотр;
- испытание без нагрузки;
- проверку работы устройств автоматики, блокировки и сигнализации;
- статическое и динамическое испытания.
Классификация пожарных автомобилей по климатическим условиям
-
Умеренный – У. Может эксплуатироваться при температуре от -40 до +40. АЦ-1.0-4/400(5301)ПМ-542Д.
-
Северный – С. Температура воздуха -60⁰С — +40С, влажность 80% при 20⁰С. Вода в резервуаре подогревается, имеется утепление стенок цистерны, насос располагается в середине платформы.
-
Тропический – Т. Присутствует отдельное охлаждение основных агрегатов ПА. АЦ-40(431410)63Б.
Испытания
Испытания проводят специально назначенные комиссии для оценки работоспособности всех систем и механизмов пожарного автоподъемник.
Приняты два вида испытаний:
- техническое освидетельствование (1 раз в год);
- эксплуатационные испытания (1 раз в три года).
Испытанию без нагрузки трехкратно подвергаются все механизмы. Для этого пожарный автоподъемник должен быть установлен на опоры. Испытания проводят в пределах зоны досягаемости.
Проверка работы устройств автоматики, блокировки и сигнализации проводят по всей границе рабочего поля. При достижении границы зоны досягаемости должна срабатывать автоматика, и все движения прекращаются.
Проверка блокировки движений стрелы производится при невыставленных опорах. В этом случае невозможно поднять, выдвинуть или повернуть стрелу.
Статические испытания (ограничитель грузоподъемности должен быть отключен) осуществляют в целях проверки грузовой устойчивости и прочности всех элементов АКП. Их проводят в 2-х положениях.
Схема статических испытаний пожарного автоподъемника
При испытаниях следует:
- повернуть стрелу на 90° относительно продольной оси;
- загрузить люльку на 110 % от номинальной грузоподъемности;
- закрепить к центру люльки стальной трос диаметром 8-10 мм, установить стрелу в положение 1;
- подвесить груз на 40 % от номинальной грузоподъемности, поднять его на 100-200 мм, выдержать 10 мин и снять.
Установить пожарный автоподъемник в положение 2 и произвести описанные выше действия. Испытания проводят 1 раз.
АПК считается выдержавшим испытания, если не обнаружено опускание груза и повреждений механизмов и металлоконструкций.
Динамические испытания проводят грузом, на 10 % превышающим грузоподъемность люльки. Проводится не менее 3-х циклов при всех возможных движениях люльки.
Испытания положительны, если не наблюдалось отказов в работе и не обнаружено повреждений в системах АПК.
На эту тему ▼
Пожарные автолестницы
Виды, устройство, назначение и пр.
Проверка ограничителя грузоподъемности производится грузом, превышающим номинальный на 10 %. Ограничитель должен четко сработать и надежно отключить систему гидропривода. После его срабатывания невозможно включить движение стрелы. Испытания проводят не менее 3-х раз.
Проверка времени маневров производится при максимальных скоростях движения полностью нагруженной люльки. Проверяют выдвигание опор, подъем и опускание люльки, ее поворот. Время маневров должно соответствовать нормативным значениям.
О проведении испытаний производится запись в формуляре и составляется соответствующий акт.