Тоска

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.

Каждый второй человек сталкивался с сильным влечением к несбыточному. Иногда такое состояние поглощает целиком, внимание к происходящему вокруг, к друзьям, близким сводится к минимуму. Не интересует никто и ничто, кроме собственных переживаний и душевной боли. Тоска возникает на сердце по разным причинам. В статье указаны возможные факторы и способы лечения.

Сюжет

Рим, июнь 1800 года. Войска Наполеона недавно оставили Италию, и город находится под властью Неаполитанского королевства. Художник Марио Каварадосси, сочувствующий республиканцам, прячет на своей вилле бежавшего из тюрьмы революционера Анджелотти. По следам революционера идёт римская полиция во главе со своим злодейским шефом, бароном Вителлио Скарпиа. В беседе с любовницей Каварадосси, известной оперной певицей Флорией Тоской, Скарпиа внушает ей мысль, что Каварадосси ей изменяет. Терзаемая ревностью Тоска отправляется на виллу любовника, а агенты Скарпиа незаметно следуют за ней. Каварадосси арестовывают и приводят к шефу полиции, и тот требует выдать местонахождение беглеца Анджелотти. Художник молчит, и тогда Скарпиа приказывает привести Тоску. Её заставляют слушать крики пытаемого Каварадосси, и в конце концов певица не выдерживает и рассказывает, где прячется Анджелотти.

Гнусный барон Скарпиа домогается Тоски

Теперь Каварадосси грозит смертная казнь, но барон Скарпиа, давно пылающий страстью к Тоске, предлагает ей сделку: если она проведёт с ним ночь, казнь будет инсценирована при помощи холостых патронов, и певица с любовником смогут уехать из города. Отчаявшаяся Тоска соглашается, барон подписывает пропуск, но как только подходит, чтобы её обнять, Тоска вонзает ему в сердце взятый со стола нож.

(link)

Ария Каварадосси «E lucevan le stelle», одна из самых известных в теноровом репертуаре. И четырёхминутная овация!

Текст арии

Сияли звёзды…

И благоухала земля…
Калитка сада скрипнула,
шаги прошелестели на тропинке…
Она вошла, сияя,
и бросилась в мои объятия…
О, сладостные поцелуи,
О, ласки нежные!
А я, трепеща, снимал покровы, открывая красу её…
Сгинул навсегда тот сон моей любви!
Час близится,
в отчаянии я умираю!
И никогда доселе так не любил я жизнь,
так не любил я жизнь!

К сожалению, Скарпиа вовсе не планировал отпускать Каварадосси. Художника расстреливают по-настоящему, и Тоска, чтобы не попасть в руки прислужников Скарпиа, уже обнаруживших труп шефа, прыгает с парапета замка святого Ангела с криком: «О Скарпиа! Перед Богом!». Занавес.

Персонажи

  • Флория Тóска, главная героиня, прекрасная сопрано. С итальянского её имя переводится приблизительно как «Ядовитый цветок», от fiore — цветок, и tossico — яд. Очень красивая, талантливая и популярная оперная певица, выступающая перед царственными особами. Крайне религиозна и набожна, однако доверчива и ревнива: моментально поверила инсинуациям Скарпиа. Живой пример того, что никогда не следует доводить женщину до отчаяния.
  • Марио Каварадосси, молодой художник, романтический тенор. Любит Тоску всей душой, однако способен оценить красоту и других дам — с одной такой он написал Марию Магдалину, из-за чего Тоска рассердилась и устроила ему сцену ревности: почему, дескать, не с неё? В отличие от Тоски, атеист и вольнодумец, сочувствующий республиканцам. Тенор, поэтому способен на импульсивные поступки, одним из которых значительно ухудшил своё и без того опасное положение.
  • Барон Вителлио Скарпиа, начальник римской полиции, коварный баритон, который давно положил глаз на красавицу Тоску. Увы, недооценил её решительность — с летальным для себя исходом.

Где упоминается

«

Вроде юнкера, на То́скеВыстрелившего — с тоски!Парень! не по-маяковскиДействуешь: по-шаховски.

»
— Марина Цветаева, «Маяковскому-4» (И полушки не поставишь…)
  • Агата Кристи, «Лебединая песня»: во время представления «Тоски» сопрано действительно убивает баритона, с которым у неё старые счёты.
  • Джеральд Даррелл, «Моя семья и другие звери»: Тео Стефанидес рассказывает Дарреллам известную байку о том, как для сопрано, певшей Тоску, подложили пружинный матрас, на который она должна была прыгать в финале, и её пару раз подбросило над стеной у всех на глазах. Это, разумеется, именно байка — хотя бы потому, что Тео неправильно пересказывает финал оперы.
    • Впрочем, автор правки однажды слышал эту самую байку на лекции в Сан-Франциско Опера, перед постановкой собственно оперы. Так что, вполне возможно что однажды это действительно произошло, а потом разошлось притчей во языцех…
  • Маргарет Уэйс, «Звезда Стражей»: фрагменты либретто используются в качестве эпиграфов, в самом тексте опера также упоминается.
  • «Квант милосердия»: часть действия происходит в Брегенце, на оперном фестивале, где дают «Тоску» (кстати, реально существующая постановка).
  • «Дежа вю» (1989 г.): главный герой — киллер Джонни Поллак — убивает заказанного мафией тенора, поющего Каварадосси, во время сцены расстрела. Никто из зрителей поначалу ничего не заподозрил.
  • Байопик «Милк»: в фильме звучит много фрагментов из оперы, показана финальная сцена, а афиша «Тоски» на фасаде оперного театра становится последним, что видит перед гибелью главный герой.
  • Сериал «Острые козырьки»: инспектор Кэмпбелл даёт своей агентке задание в опере, во время представления «Тоски».
  • Сериал «Новая жертва» (A Próxima Vítima): музыкальная тема Жуки (как и его любимое произведение) — ария Каварадосси E lucevan le stelle.
  • Hitman: Blood Money — две цели надо убить во время репетиции этой оперы. Один из способов ликвидировать исполнителя роли Каварадосси — подсунуть «палачу» настоящий пистолет.
  • Виктор Астафьев, рассказ «Ария Каварадосси». Весна 1944 года, война. Часть, в которой служил протагонист, заняла оборону, впереди — такой же окопавшийся враг. Чтобы легче тянулись бесконечные часы дежурств, сослуживцы автора иногда пели для товарищей. И вот однажды кто-то запел арию Каварадосси «E lucevan le stelle». А у противника немцы были лишь в заградотряде, а «пушечное мясо» — итальянцы…

Бывает ли спа­си­тель­ная тоска?


Тоска явля­ется одним из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных пси­хо­ло­ги­че­ских состо­я­ний людей.

При­чины воз­ник­но­ве­ния тоски могут быть самыми раз­но­об­раз­ными. В повсе­днев­ной обы­ден­ной жизни ими бывают: раз­лука или утрата близ­кого чело­века, упу­щен­ная воз­мож­ность, изме­не­ние жиз­нен­ных усло­вий (напри­мер, вынуж­ден­ный пере­езд в другую страну, потеря хоро­шей работы). Эти при­чины в той или иной мере зна­комы боль­шин­ству людей.

Свя­то­оте­че­ская (в том числе аске­ти­че­ская) лите­ра­тура допол­няет общий пере­чень воз­мож­ных причин ниже­сле­ду­ю­щими: вос­по­ми­на­ния об удо­воль­ствиях мир­ской сует­ной жизни (осо­бенно каса­ется тех, кто встал на путь подвиж­ни­че­ской жизни, но не успел воз­расти воз­рас­том духов­ным), оскорб­лен­ное само­лю­бие, неудо­вле­тво­рен­ное тще­сла­вие, стес­ни­тель­ные обсто­я­тель­ства при отсут­ствии у чело­века долж­ного упо­ва­ния и надежды на Боже­ствен­ный Про­мысл (см.: Про­мысл Божий).

Вместе с тем святые подвиж­ники отме­чали: нередко слу­ча­ется, что тоска зарож­да­ется в сердце как бы без види­мых причин. В каче­стве глав­ной при­чины тоски, в этих слу­чаях, может высту­пать вли­я­ние падших духов: наводя на чело­века печаль, ско­вы­вая и удру­чая его дух, они бывают спо­собны посе­ять в нём сомне­ния, воз­бу­дить в памяти или вооб­ра­же­нии пред­став­ле­ния о гре­хов­ном весе­лье, о сла­до­сти гре­хов­ных удо­воль­ствий, отвлечь его от пути вос­хож­де­ния к Богу и сде­лать своим послуш­ным ору­дием.

В край­них про­яв­ле­ниях тоска может ока­зы­вать раз­ру­ши­тель­ной воз­дей­ствие на пси­хику чело­века, на лич­ность в целом. В тоже время бывает и спа­си­тель­ная тоска, напри­мер, тоска по Богу, тоска по Цар­ству Небес­ному.

Скажем, многие евреи, пре­бы­вая в Вави­лон­ском плену, тос­ко­вали по Родине, Храму, жизни о Гос­поде. «При реках Вави­лона, там сидели мы и пла­кали, когда вспо­ми­нали о Сионе» (Пс.136:1), — под­чер­ки­вал псал­мо­пе­вец. Впо­след­ствии, когда им было раз­ре­шено, они с радо­стью воз­вра­ти­лись в Оте­че­ство и с особою рев­но­стью при­ня­лись нала­жи­вать рели­ги­оз­ную жизнь.

Во вре­мена Нового Завета апо­стол Павел, обра­ща­ясь к филип­пий­цам, писал: “имею жела­ние раз­ре­шиться и быть со Хри­стом” (Флп.1:23). Такого рода тоска спо­соб­ство­вала долж­ному нрав­ствен­ному настрою святых хри­сти­ан­ских подвиж­ни­ков. Её нельзя срав­ни­вать с гре­хов­ной печа­лью или уны­нием.

Тоска — эмоция или чувство?

Термин тоска — это сложная эмоция, сильно развитая грусть. Расстройство, вызванное отчаянием, безнадежностью, жизненными переменами и недовольством самим собой или окружающим миром. Возникает вследствие определенных причин, чаще при осознании невозможности исправить сложившиеся обстоятельства.

тоска

Тоска имеет длительный характер, сопровождается реакциями в организме, которые вызывают серьезные заболевания. Помимо этого, меняется и модель поведения: ступор и своеволие, совершение непредсказуемых поступков.

Иногда говорят «меня гложет тоска». Слово «гложет» означает — мучает, волнует, мешает жить. Осознание того, что есть эмоциональная проблема, которую необходимо определить и найти способ разрешения.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий