Проверка пожарной безопасности
Внеплановая проверка Роспотребнадзора — основания
Основания для проведения внеплановой проверки
Должен ли Роспотребнадзор предупреждать о проверке
Новые правила противопожарного режима 2021
Пожары несут огромную угрозу жизни и здоровью людей, а также имуществу. Избежать их можно только при условии неукоснительного соблюдения требований пожарной безопасности, предусмотренных в законодательных актах. Основными нормативными документами в этой области являются Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (ред. от 20.09.2019) «О противопожарном режиме», Регламент, утв. приказом МЧС РФ от 30.11.2016 № 644, а в целях защиты прав проверяемых компаний и ИП при проверках учитываются положения закона № 294-ФЗ от 26.12.2008. Плановые и внеплановые проверки пожарной безопасности проводятся специальной структурой МЧС — Госпожнадзором с целью определить, соблюдаются ли конкретной организацией или ИП утвержденные требования. В результате проведенных проверок контролирующие органы часто выписывают крупные штрафы, поэтому к ним необходимо тщательно подготовиться.
Содержание
- 1 Что можно успеть к приезду инспектора?
- 2 В каких случаях проводится внеплановая проверка МЧС
- 3 Кто может проводить пожарную проверку
- 4 ПРАКТИКА ПРОВЕРОК: Решения судов.
- 5 Комплекс услуг по лицензированию МЧС от профессионалов ГК «АП-Риал»
- 6 Кто и как обязан устранять нарушения и отвечать на предписания МЧС
- 7 Ответственность за неисполнение предписаний
- 8 Как соблюсти требования и устранить нарушения
- 9 Внеплановая пожарная проверка
- 10 Категории риска объекта
- 11 Сроки и стоимость
- 12 Проблемы и сложности при работе с предписаниями МЧС
- 13 Преимущества сотрудничества с нашей компанией
- 14 Кейсы нашей работы по устранению предписаний
- 15 Что проверяют в ходе проверки
- 16 Кого пожарные инспекторы проверяют чаще всего:
- 17 Права и обязанности проверяемых организаций
- 18 Распространенные нарушения
- 19 Оформление результатов пожарных проверок
- 20 Изменение № Дистанционные проверки
Что можно успеть к приезду инспектора?
Проверка пожарной безопасности:
- Провести внеочередную проверку знаний и требований пожарной безопасности в организации.
- Проверить все подписи в журналах.
- Проверить огнетушители.
- Планы эвакуации.
- Вызвать организацию, обслуживающую пожарную сигнализацию, системы пожаротушения, пусть проверит исправность.
Лицензиатам:
- Подготовить документы на сотрудников.
- Оборудование.
- Список обслуживаемых объектов, заключенных договоров.
- Сертификаты на продукцию, используемую при монтаже.
- Диск НБД или договор об использовании правовой базы.
- Информацию о контроле качества услуг.
Если что-то не успели, то у Вас есть право устранить нарушения в течение всей проверки МЧС, как правило, это несколько дней, а иногда и недель.Если все же Вам вынесли предписание, составили протокол, постановление о наложении штрафа, а Вы с ним не согласны, то идите в суд.Выход есть из любой ситуации, однако к Внеплановым проверкам МЧС по пожарной безопасности нужно быть готовым всегда.
Это интересно: Барокамера
В каких случаях проводится внеплановая проверка МЧС
Основанием для проведения проверки является распоряжение руководителя органа пожарного надзора. Ее вправе проводить только те инспекторы, Ф.И.О. которых указано в распоряжении. Инспекторам выдается копия распоряжения, которую они должны предъявить руководителю организации/ИП одновременно со служебными удостоверениями. Если у инспектора нет при себе документа-основания, проверяемый имеет право не пускать его на территорию организации.
Внеплановую проверку могут назначить:
-
Если истек срок исполнения предписания об устранении нарушений, выданного ранее органом ГПН.
-
При вводе в эксплуатацию объекта защиты после строительства, реконструкции, технического перевооружения и пр.
-
При поступлении жалоб от граждан, юрлиц или СМИ.
-
На основании поручения Президента РФ или Правительства РФ, по требованию прокурора.
-
Если изменился класс функциональной пожароопасности объекта.
-
Когда на территории действует особый противопожарный режим.
Внеплановая проверка МЧС по пожарной безопасности не может длиться больше 20 рабочих дней, причем продление таких проверок не предусмотрено. Поскольку Госпожнадзором применяется риск-ориентированный подход при проверках, общий срок проверки для объектов, относящихся к определенным категориям риска, может быть сокращен (ст. 13 закона № 294-ФЗ, Постановление Правительства № 806 от 17.08.2016).
Кто может проводить пожарную проверку
В соответствии с п.1 Постановления правительства РФ от 12.04.2012 года № 290 проверять выполнение требований, предписанных в законодательстве о пожарной безопасности, уполномочены должностные лица органов государственного пожарного надзора.
В качестве проверяющих лиц выступают аттестованные государственные инспекторы. Они должны соответствовать следующим требованиям:
- иметь при себе служебное удостоверение,
- действовать на основании распоряжения руководителя государственного органа, осуществляющего пожарный надзор (этот документ должен быть с собой).
ВНИМАНИЕ. В случае несоблюдения перечисленных выше условий, организация имеет полное право не пустить проверяющего на свою территорию.
Права и обязанности проверяющих
Права и обязанности, которыми наделяются государственные инспекторы при проведении проверки в области пожарного надзора, подробно раскрыты в упомянутом выше Постановлении Правительства РФ.
К основным полномочиям проверяющих относятся следующие пункты (п. 9):
- проведение проверки на предмет соблюдения организациями и ИП правил, прописанных в противопожарном законодательстве,
- беспрепятственное проникновение на территорию предприятия, которое необходимо осмотреть (при предъявлении удостоверения и соответствующего распоряжения),
- организация исследований, экспериментов, а также иных мероприятий в целях реализации контроля,
- при необходимости проверяющее лицо может привлечь эксперта,
- инспектор вправе запросить у руководства компании любую документацию, связанную с проверкой,
- предъявление требований об устранении выявленных недочетов,
- расследование пожаров и совершенных нарушений,
- составление протоколов о выявленном административном правонарушении.
Помимо прав, инспекторы по пожарной безопасности также имеют и ряд обязанностей. Заключаются они в следующем (п. 17):
- своевременное выполнение поставленных задач – предотвращение, выявление и наказание за несоблюдение норм и правил пожарной безопасности,
- строгое соблюдение законодательства, регулирующего данную сферу,
- инспекторы должны действовать на основании официального распоряжения,
- проводить проверку можно только в рабочее время при наличии документов, подтверждающих такое право (распоряжение и удостоверение),
- проверяющее лицо не может запрещать руководству компании принимать участие в процедуре,
- ознакомление представителей организации с документами, относящимися к надзору в области пожарной безопасности,
- проверяющий должен ознакомить всех участников проверки с ее результатами,
- умение обосновать законность своих действий в случае, если проверяемая компания пожелает их оспорить,
- четкое соблюдение сроков процедуры,
- внесение соответствующей записи в журнал учета проверок,
- инспектор обязательно должен ознакомить руководство организации с содержанием административного регламента, согласно которому проводится проверка.
ПРАКТИКА ПРОВЕРОК: Решения судов.
- Арбитражный суд. ООО «Загрос»
- Арбитражный суд. ДЕПО Электроникс
- Арбитражный суд. ООО «Дельта»
- Арбитражный суд. ООО «Кимберли-Кларк»
- Арбитражный суд Тамбовской области. ООО «Системы пожарной сигнализации»
- Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд. ООО «Системы пожарной сигнализации»
- Определение. ООО «Системы пожарной сигнализации»
Семенова Екатерина
Ведущий специалист по лицензии МЧС
Вопросы по тел. +7 (800) 505 76 47
Комплекс услуг по лицензированию МЧС от профессионалов ГК «АП-Риал»
Лицензия | Стоимость | Сроки |
---|---|---|
Лицензия МЧС (на все виды деятельности) | 70-130 тыс. рублей | до 45 рабочих дней |
Переоформление лицензии | 60-120 тыс. рублей | до 30 рабочих дней |
Аренда оборудования для пожарной лицензии | от 20 000 рублей | 3 дня |
Обучение для лицензирования | 4 000 рублей | 72 академических часа |
Лицензионный контроль под ключ | от 20 000 рублей | 1 неделя |
Диск с нормативной документацией | 6 000 рублей | 1 день |
Система контроля качества по ПБ | от 20 000 рублей | 3 дня |
Это интересно: Аварийная ситуация: типы и факторы
Кто и как обязан устранять нарушения и отвечать на предписания МЧС
Устранять нарушения и отвечать на предписания МЧС должно лицо, в отношении которого проводилась проверка и составлен документ, это может быть:
- собственник, арендатор или иной владелец здания, сооружения, помещения;
- руководитель или ответственные лица организации, которая занимается эксплуатацией объекта;
- руководитель или ответственные лица организации, которая занимается строительством или ремонтом объекта.
Проверять соблюдение норм пожарной безопасности могут в отношении граждан, предпринимателей и юридических лиц.
В предписании будет указан срок, в течение которого гражданин или организация должны устранить нарушения. Точный срок зависит от вида нарушения, наличия объективной возможности его устранить. Для выполнения предписания могут выполняться следующие действия:
- внесение изменений в локальные, технические и эксплуатационные документы организации и объекта (например, может потребоваться разработка планов эвакуации людей, инструкций ПБ);
- приобретение оборудования, средств первичной и индивидуальной защиты;
- внести конструктивные и планировочные изменения для обеспечения норм пожарной безопасности;
- заменить стройматериалы, установить систему аварийного оповещения;
- сделать расчеты пожарных рисков, либо внести в них изменения;
- выполнить иные законные требования МЧС.
В срок, указанный в предписании, нужно уведомить об устранении всех нарушений. Для этого составляется письмо в произвольной форме, прикладываются подтверждающие документы. После получения уведомления будет проведена повторная выездная проверка.
Ответственность за неисполнение предписаний
Согласно ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в срок предписания МЧС, взыскивается штраф:
- с граждан – от 1500 до 2000 руб.;
- с должностных лиц – от 3000 до 4000 руб.;
- с организаций – от 70 тыс. руб. до 80 тыс. руб.
Если предписания выносится по объектам здравоохранения, образования и социального обслуживания, штраф будет взыскан по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ. Юридические лица за такие нарушения должны заплатить штраф от 90 до 100 тыс. руб.
Уважаемые КЛИЕНТЫ!
Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:
8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)
8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)
Все консультации бесплатны.
При повторном неисполнении предписания применяется ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ. Наказание за такой проступок существенно строже:
- для граждан – штраф от 4 до 5 тыс. руб.;
- на должностных лиц – штраф от 15 до 20 тыс. руб. с дисквалификацией;
- на ИП – штраф от 40 до 50 тыс. руб., либо приостановление деятельности до 90 суток;
- на организации – штраф от 150 до 200 тыс. руб., либо приостановление деятельности до 90 суток.
Продлить срок предписания можно только в исключительных случаях, если устранение нарушение невозможно по объективным причинам. Об этом нужно уведомить орган или должностное лицо МЧС, представить доказательства невозможности устранения предписания.
В предписании МЧС всегда указывается точный перечень нарушений норм пожарной безопасности
Как соблюсти требования и устранить нарушения
Перечень мероприятий для исполнения предписания МЧС зависит от характера нарушения, особенностей здания и помещений. Ответ нужно дать по всем нарушениям, выявленным в ходе проверок, либо своевременно обжаловать и отменить предписание.
Изменение и разработка документации
Предметом предписания может быть отсутствие обязательных документов на здание, системы оповещения и пожаротушения, планов эвакуации, должностных инструкций на ответственных лиц. Также может потребоваться внесение изменений в действующую документацию. Для работы с документами можно привлечь стороннюю организацию, либо устранить замечания собственными силами.
Проектирование и выполнение ремонтных работ
При наиболее серьезных нарушениях норм пожарной безопасности может потребоваться проведение строительных работ:
- для обустройства отдельных выходов и путей эвакуации;
- для монтажа пожарных лестниц;
- для обеспечения доступа спецтранспорту к объекту;
- для обустройства пожарных водоемов и гидрантов;
- для монтажа систем аварийной защиты и оповещения в здании и помещениях;
- для замены строительных и отделочных материалов в помещениях, на путях эвакуации.
Это далеко не полный список мероприятий, которые могут потребоваться для устранения нарушений. Строительные работы могут проводиться в рамках капитального или текущего ремонта, реконструкции или перепланировки. На все виды работ нужно разработать проект, документацию для подрядчика.
Приобретение и монтаж оборудования
В каждом здании должны быть средства первичного пожаротушения, индивидуальной защиты граждан. Все оборудование и средства пожаротушения должны проходить регулярную поверку, соответствовать нормативам обеспечения по количеству людей, площадям здания. При ответе на предписание нужно указать, какое оборудование было приобретено и смонтировано в здании, представить паспорта изделий и иные подтверждающие документы.
Одним из наиболее частых нарушений, которые нужно устранять по предписанию МЧС, является соблюдение норм безопасности к пожарным и эвакуационным лестницам
Внеплановая пожарная проверка
Рассмотрим, в каких случаях ГПН может провести внеплановую пожарную проверку.
Основания для проведения внеплановой проверки:
- Во-первых, органы ГПН вправе провести внеплановую проверку пожарной безопасности в случае истечения срока исполнения организацией ранее выданного органом ГПН предписания об устранении нарушения.
- Во-вторых, внеплановая проверка может проводиться при поступлении в орган ГПН сведений от проверяемой организации о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;
- В-третьих, основанием для проведения внеплановой пожарной проверки является поступление обращений от граждан, организаций или поступление информации от органов власти, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара. Поскольку любые нарушения требований пожарной безопасности создают указанную угрозу, то поводом для внеплановой проверки по этому основанию может быть жалоба о любом нарушении в данной области.
- В-четвертых, внеплановая пожарная проверка может быть проведена на основании поручения Президента РФ или Правительства РФ. Такие поручения как правило издаются после резонансных пожаров с гибелью людей, при этом проверкам подлежат все здания и сооружения определённой отрасли.
- В-пятых, внеплановая проверка МЧС может быть инициирована на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. В этом случае должностное лицо органа ГПН участвует в проводимой органом прокуратуры проверке в качестве специалиста, дает пояснения и представляет информацию в рамках своей компетенции. При этом орган ГПН имеет право получать для ознакомления документы, касающиеся предмета проверки, только через орган прокуратуры, организовавший проверку. Кроме того, возбуждение должностным лицом органа ГПН дел об административных правонарушениях, подготовка и выдача предписаний об устранении нарушений по результатам участия должностного лица органа ГПН в проверке в рамках прокурорского надзора не производится.
- И в-шестых, при наличии акта о невозможности проведения внеплановой проверки с указанием причин невозможности ее проведения.
О проведении внеплановой проверки организации, в отношении которых проводится проверка, уведомляются органом ГПН не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Предварительное уведомление о проведении внеплановой проверки на основании информации, обращений и жалоб о нарушении требований пожарной безопасности, а также при наличии акта о невозможности проведения внеплановой проверки, не требуется. То есть проверка по этим основаниям может проводиться без уведомления проверяемой организации.
Статью прислал: inzhener
Статьи по теме
0
45
Проверка МЧС: что проверяют пожарные при проверке организаций
Опубликовано: 6 марта, 2018
Правовое регулирование
Проверка МЧС: что проверяют пожарные при проверке организаций
Опубликовано: 6 марта, 2018
При осуществлении плановой пожарной проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности в организации…
- Переносные огнетушители. Передвижные огнетушители. Установка огнетушителя.
- Нарушение пожарной безопасности: виды ответственности и наказания
- Предписание МЧС: как обжаловать предписание Госпожнадзора
Категории риска объекта
Согласно правилам, прописанным в законе, государственный орган при осуществлении надзора за соблюдением требований пожарной безопасности применяет риск-ориентированный подход. Исходя из него все организации, в отношении которых производится проверка, делятся на 6 категорий по степени риска (Приложение к Постановлению Правительства РФ от 12.04.2012 года № 290):
- Чрезвычайно высокий – здания, где проживают дети, старые люди, инвалиды и прочие лица с ограниченными возможностями в количестве, превышающем 10 человек, садики, детские лагеря с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних и т.д.
- Высокий – учреждения начального, основного и среднего образования, медицинские организации, где люди остаются в ночное время и другие объекты, предназначенные для оказания врачебной помощи и прохождения санитарно-курортного лечения.
- Значительный – здания, где временно пребывают люди с целью получения медицинских и социальных услуг, сооружения, рассчитанные на одновременное проживание более 1000 человек, объекты, чья высота превышает 50 метров (за исключением МКД), организации высшего образования и действующие при них общежития и др.
- Средний – многоквартирные дома и здания от 28 метров и больше, дома, которые рассчитаны на одновременное проживание более 200 человек, консульства и др.
- Умеренный – здания, чья площадь рассчитана на проживание более 50 человек, объекты со статусом умеренной и пониженной пожароопасности, наружные установки.
- Низкий – в данную группу входят все другие объекты, которые не вошли в приведенные выше разновидности.
Сроки и стоимость
Нарушения, которые выявят специалисты МЧС, могут существенно отличаться по срокам и сложности их устранения. Например, относительно быстро пройдет разработка новых документов, тогда как проектирование и проведение строительных работ может занять месяцы. Поэтому точный срок и расценки за устранение предписаний МЧС можно определить только после изучения документов, обстоятельств и характера замечаний. Обратившись в компанию Смарт Вэй, вы можете рассчитывать на максимально сжатые сроки и доступные цены на выполнения всех необходимых мероприятий.
Получите расчет стоимости этой услуги с помощью нашего калькулятора цен — здесь
Проблемы и сложности при работе с предписаниями МЧС
Даже если требования, указанные в предписании МЧС, совершенно законны, при их устранении может возникать множество проблем, в том числе:
- сжатые сроки, предоставленные МЧС для выполнения мероприятий пожарной безопасности;
- необходимость вносить изменения в основные архитектурные, планировочные и конструктивные решения здания, проводить перепланировки и реконструкции;
- необходимость усиления несущих конструкций для монтажа инженерных систем, оборудования путей эвакуации и запасных выходов;
- необходимость согласовать проведения работ с государственными органами, другими собственникам издания;
- необходимость расчета пожарных рисков, определения полей опасных факторов при пожарах;
- необходимость обустройства пожарных водоемов и противопожарных разрывов на территориях плотной застройки;
- иные проблемы и сложности, в зависимости от выявленных нарушений.
Обратившись в компанию Смарт Вэй, все сложности и проблемы вы устраните максимально быстро. Это позволит избежать наложения штрафов, других санкций по КоАП РФ.
Преимущества сотрудничества с нашей компанией
Сотрудничество с нашей компанией – это всегда профессионально, выгодно, надежно! Мы предлагаем клиентам:
- доступные цены на все виды работ и услуг;
- консультационная поддержка по всем возникшим вопросам;
- строгое соблюдение стандартов, регламентов, СП, других нормативных актов в сфере пожарной безопасности;
- помощь в согласованиях, устранении замечаний.
Подробнее об условиях сотрудничества вы можете узнать на консультации у наших специалистов.
Кейсы нашей работы по устранению предписаний
Ниже вы можете ознакомиться с примерами по предыдущим работам, выполненным специалистами компании Смарт Вэй по предписаниям МЧС.
Кейс 1. Для устранения предписаний МЧС наши специалисты спроектировали наружные пути эвакуации и пожарные лестницы в крупном торговом центре Москвы. Предписание было выполнено точно в срок, указанный должностным лицом МЧС.
Кейс 2. Для устранения предписаний МЧС об организации эвакуационных путей был разработан проект и рабочая документация. После проведения работ эвакуационные выходы были приведены в соответствие с нормами пожарной безопасности, в том числе с организацией подсветки путей выхода людей.
Что проверяют в ходе проверки
Перечень вопросов, на которые обращает внимание проверяющий, включает в себя следующие пункты (ч. 6 раздела 10 Методических рекомендаций):
- условия, в которых содержатся здания, прилегающая территория, технологические установки, инженерные сети и т.д.,
- полнота соблюдения всех мероприятий, необходимых для предотвращения пожаров,
- наличие и уровень работоспособности устройств индивидуального и коллективного спасения,
- общее состояние механизмов, призванных обеспечить противопожарную защиту (пожарные лестницы, системы защиты от дыма, системы оповещения о чрезвычайной ситуации и др.),
- также проверке подвергается и сам персонал организации. Проверяющий инспектор устанавливает степень готовности сотрудников к действиям в случае возгорания,
- наличие на предприятии специальных веществ, предназначенных для тушения пожара.
Отдельным этапом проверки выступает обследование территории, зданий и пристроек, сооруженных в организации. В рамках этого направления пожарный инспектор обращает внимание на следующие нюансы:
- наличие свободных выездов и въездов, площадок для размещения пожарной техники, а также их состояние,
- уровень защиты от коротких замыканий,
- системы вентиляции и отопления,
- соответствие параметров здания требованиям, прописанным в нормативных актах о пожарной безопасности и др.
Какие документы проверяются при проверке
Одним из обязательных этапов выступает проверка состояния документации организации. Должностное лицо ГПН может запросить и исследовать на предмет нарушений следующие виды бумаг:
- организационно-распорядительные документы, в которых прописан порядок организации процесса обучения кадров правилам пожарной безопасности,
- лицензию ООО или индивидуального предпринимателя на осуществление деятельности, связанной с пожарной безопасностью,
- декларацию (сертификат) о соответствии реализуемой продукции нормативным требованиям противопожарного законодательства (в случаях, когда это необходимо),
- техническую документацию на производимые или поставляемые вещества, материалы или продукцию. Тут проверяется наличие сведений о показателях пожарной безопасности и соответствующих мерах, которые должны соблюдаться при обращении с тем или иным видов изделий,
- иные бумаги, имеющие отношение к проверке.
Кого пожарные инспекторы проверяют чаще всего:
-
Медицинские учреждения (поликлиники, больницы, санатории и пр.).
-
Детские сады и школы.
-
Детские лагеря.
-
Социальные учреждения с проживанием (пансионаты для пожилых людей и пр.).
-
Кафе и рестораны.
-
Здания — памятники культурного наследия.
-
Производственные предприятия и т.п.
Основным критерием при выборе объекта для проверки является категория риска, к которой относится его деятельность.
Права и обязанности проверяемых организаций
Права и обязанности есть не только у лиц, осуществляющих проверку. Определенным набором полномочий также наделены и организации, в отношении которых осуществляется пожарный надзор. В данный перечень входит следующее (ч. 1 ст. 37 ФЗ РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ):
- создание, реорганизация и прекращение деятельности пожарной охраны, которую предприятие содержит за свой счет,
- внесение предложений в государственные органы по вопросу обеспечения пожарной безопасности,
- проведение необходимых расследований с целью установления причин возгорания, возникшего в организации,
- использование способов социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности,
- запрос и получение необходимой информации от органов ГПН,
- принятие участие в проверке, а также ознакомление с ее результатами.
За организациями также закрепляется ряд обязательств, которые они должны неуклонно соблюдать. Речь идет о следующих пунктах, прописанных в ч. 2 ст. 37 упомянутого выше ФЗ РФ:
- строгое соблюдение всех требований и предписаний пожарной безопасности,
- применение мер, направленных на защиту от пожаров и возгораний,
- обучение кадров правилам, действующим в данной сфере,
- включение в содержание коллективного договора положений по защите от пожаров,
- обеспечение доступа к своим зданиям и производственным мощностям инспекторам ГПН,
- при выявлении нарушений организации обязаны оперативно их устранить,
- своевременное представление документов для проведения проверки,
- оперативное сообщение о произошедших возгораниях.
ВАЖНО. Руководители организаций должны помнить, что несут персональную ответственность за соблюдение всех требований и предписаний законодательства, действующего в области пожарной безопасности.
Распространенные нарушения
Чаще всего хозяйствующие субъекты допускают следующие виды нарушения правил пожарной безопасности:
- Наличие посторонних предметов, загораживающих выходы и входы, лестничные площадки, оконные проемы, люки и т.д. Обычно тут можно встретить мебель, остатки строительных материалов, нерабочее оборудование и прочие материальные ценности. Согласно действующим правилам данная территория не должна быть чем-либо заставлена.
- Нарушение требований, предъявляемых к состоянию эвакуационных путей – как правило, тут допускаются следующие виды ошибок:
- использование эвакуационных путей не по назначению,
- отсутствие необходимого количества выходов,
- блокировка дверей (люков), в том числе установление решеток, замков,
- обшивка эвакуационных путей материалами, которые легко воспламеняются,
- неправильное расположение выходов.
- Ширина дверных проемов и лестниц не соответствует параметрам, установленным законом. В случае возникновения необходимости в быстрой эвакуации, из-за узких проходов может произойти «давка».
- Отсутствие знаков, указывающих на выход, и аварийного электропитания – по правилам, в случае пожара основной источник электричества отключается, однако взамен него должен включиться автоматический. Он необходим для освещения проходов к выходу из здания. Также везде по территории должны быть проставлены соответствующие указатели.
- Нарушение правил эксплуатации электропроводки (излишняя перегрузка сети, плохая изоляция или вовсе ее отсутствие).
- Нахождение систем тушения пожара, дымоудаления и оповещения о возгорании в неисправном состоянии.
Оформление результатов пожарных проверок
После завершения проверки соблюдения требований пожарной безопасности инспектор ГПН должен составить в двух экземплярах соответствующий акт.
В этом документе указываются сведения об организации, в отношении которой осуществлялся пожарный надзор, реквизиты соответствующего распоряжения, данные проверяющего лица и т.д. К акту могут быть приложены следующие документы:
- протоколы, подтверждающие отбор образцов продукции,
- бумаги, описывающие проведенные исследования и экспертизы,
- объяснительные записки от сотрудников организации, несущих ответственность за соблюдение пожарной безопасности,
- предписания об исправлении выявленных нарушений (при наличии таковых),
- рапорт на увеличение срока проведения проверки,
- документы, подтверждающие законность проведенного надзора,
- иные бумаги, связанные с этим процессом.
Номер акта проверки должен совпадать с номером распоряжения органа ГПН, в соответствии с которым она была организована.
Все акты проверок в обязательном порядке должны быть учтены в специальном журнале.
ВНИМАНИЕ. Необходимо отметить, что при допущении нарушений в части пожарной безопасности, ответственные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и даже уголовной ответственности. В связи с этим данному вопросу следует уделить повышенное внимание.
Таким образом, существуют две основные разновидности проверок на предмет соблюдения требований, предписанных противопожарным законодательством. Это плановый и внеплановый осмотр предприятия, а также его документации.
Изменение № Дистанционные проверки
Даже если с учетом всего вышеизложенного у инспектора ГПН появятся законные основания для проведения пожарной проверки, попасть на проверяемый объект в связи с коронавирусом он сможет только в исключительных случаях, а именно:
-
выезд инспектора ГПН согласован органами прокуратуры в ходе согласования проведения проверок, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 постановления;
-
возможность выезда инспектора ГПН предусмотрена поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора о проведении проверок, указанных в подпункте «в» пункта 1 постановления.
-
выезд инспектора ГПН обусловлен проведением проверок, указанных в подпункте «з» пункта 1 постановления.
Если основанием для проведения проверок на опасных производственных объектах I и II класса опасности Пожарная опасность объекта защиты — состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) Нажмите для перехода на ПожВики, на гидротехнических сооружениях I и II класса в случаях, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 и подпункте «а» пункта 2 постановления, являются факты причинения вреда жизни и здоровью граждан, орган государственного контроля (надзора) вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением в установленном порядке органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю.
В остальных случаях проверки проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. Как это реализовать на практике на сегодняшний день не понятно ни органам ГПН, ни органам прокуратуры. Поэтому практика сегодняшних дней показывает, что органы ГПН все свои «уцелевшие» проверки пытаются согласовать с прокуратурой, чтобы иметь возможность выйти на объект и качественно их провести, а органы прокуратуры не спешат их согласовывать (поскольку у них нет правоприменительной практики в части применения постановления) и, как правило, отказывают в согласовании проверок по любым доступным основаниям.
← ПредыдущаяСледующая →
Возврат к списку
В разделе:
Читай также
Больше популярных статей
Федеральный государственный пожарный надзор: органы ГПН, их задачи и функции, основные направления деятельности, компетенции и полномочия
Узнайте, какие службы являются органами ГПН (федерального государственного пожарного надзора), каковы их основные задачи и функции, направления деятельности, а также что входит в спектр их полномочий и компетенций.
Виды проверок соблюдения пожарной безопасности объектов, предмет и форма проведения государственного пожарного надзора (ГПН)
Узнайте, какие виды проверок применяются ГПН для осуществления пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности, что является предметом каждого типа проверок и в какой форме проводятся проверки федерального государственного пожарного надзора.
Отмена проверок МЧС в связи с коронавирусом (Covid-19): постановление Правительства РФ от 03.04.2020 №438 о плановых и внеплановых проверках
Из постановления Правительства РФ от 03.04.2020 №438 вы узнаете о запрете проведения плановых проверок в связи с коронавирусом (Covid-19), а также о том, какие внеплановые и выездные проверки МЧС подлежат отмене.
Для того, что бы появление представителя пожарного надзора с проверкой, а также его действия во время осмотра не было неожиданностью, следует знать все полномочия данной службы.
Представители пожарного надзора могут прийти на объект в любое время (даже в нерабочие дни). При этом они могут производить осмотр всех территорий, сооружений, зданий, строений и прочих объектов, принадлежащих проверяемой организации.
В случае если в службу поступили достоверные данные о каких-либо нарушениях условий пожарной безопасности в жилых или нежилых зданиях, земельных участках физических или юридических лиц, которые могут угрожать безопасности людей и привести к пожару, то представители пожарного надзора могут беспрепятственно проникнуть на эти территории.
В компетенции пожарно-надзорных органов находится также изучение и согласование проектов, смет и прочих документов, связанных со строительством зданий, их реконструкцией, капитальным ремонтом, расширением и прочими операциями.
Данное рассмотрение, а также согласование производится в той части, которая касается соблюдения правил пожарной безопасности. Кроме этого такое изучение документации осуществляется также в случае наличия фактов отступления от существующих требований безопасности.
Использование на предприятии системы контроля за расходом топлива позволит оптимизировать расходы на содержание автопарка, предотвратит воровство и даст возможность сбора и хранения сведений о работе автопарка.
Путевой лист автомобиля заполняется уполномоченным лицом и выдается водителю под расписку только тогда, когда он сдал имеющийся предыдущий лист. О том, что такое путевой лист узнайте в этой статье.
Представители пожарно-надзорной службы могут давать руководителям фирм, каким-либо должностным лицам, а также обычным гражданам, советы по устранению выявленных нарушений, способных привести к пожарам. Все этим советы обязательны для исполнения.
Одними из таких предписаний могут быть следующие пункты:
- снятие товаров с производства;
- прекращение выпуска какой-либо продукции;
- временная остановка реализации каких-то товаров, предоставления услуг, остановка производства и прочее.
Такие требования могут быть выдвинуты в том случае, если производимая, выпускаемая или реализуемая продукция не соответствует всем правилам пожарной безопасности.
В случае возникновения пожарной ситуации представители пожарных органом могут производить дознание, вызывать должностных лиц и прочих граждан, фигурирующих в делах по пожарам, с целью получения от них каких-либо документов, объяснений, справок и так далее.
Если надзорные органы выявили какие-либо нарушения, то они могут наложить штрафные санкции в виде административных взысканий. Такие меры могут быть предприняты и в случае уклонения либо несвоевременного выполнения должностными лицами всех требований надзорных органов.
Вышеперечисленные полномочия являются основными. Кроме них имеется еще ряд дополнительных моментов, которые позволены представителям пожарно-надзорных служб.
Все это дает им возможность проводить качественную, тщательную и всестороннюю проверку, которая максимально убережет проверяемые территории от возникновения пожаров.
Таким образом, соблюдение правил и требований пожарной безопасности является важным моментом деятельности юридического лица или предпринимателя. Такое несоблюдение может привести к приостановке производства, прекращения реализации небезопасных товаров и прочих мер.
Кроме этого, небезопасная пожарная ситуация и нежелание выполнять все предписания надзорного органа может привести в административной ответственности и штрафам.