Вооруженный конфликт

Понятие «вооруженный конфликт», его сущность и виды.

Характерные особенности вооруженных конфликтов.

Безопасность населения в вооруженных конфликтах.

Поведение в зоне вооруженного конфликта.

Социальные конфликты могут проходить с применением или без применения насилия. Считается, что вооруженный конфликт существует тогда, когда применяется военная сила.

В ряде случаев локальный вооружённый конфликт является формой косвенного противостояния сверхдержав, избегающих между собой прямого вооруженного конфликта из-за страха перед гарантированным взаимным уничтожением и выступающих активными спонсорами противостоящих друг другу государств «третьего мира» (характерно для времен «холодной войны»). Военный (локальный) конфликт может перерасти в войну различной интенсивности или длительную враждебность между государствами без применения вооруженной борьбы.

Источники и нормы права, применимого в международных вооруженных конфликтах.

Кодификация современного права вооруженного конфликта началась во второй половине XIX века. Первым крупным международным договором, регулирующим вооруженные столкновения, была Конвенция 1864 года по улучшению участи раненных в армиях в поле («Женевская конвенция 1864 г.»). Согласно конвенции, воюющие государства в ходе сухопутной войны были обязаны проявлять заботу о захваченных в плен раненых и больных военнослужащих, признавать нейтралитет медицинского и духовного персонала, госпиталей, походных лазаретов, санитарного транспорта, для которых вводились отличительные эмблемы.

В 1868 году в Санкт-Петербурге была заключена Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль («Санкт-Петербургская декларация») – первый международно-правовой акт, запрещающий конкретные средства ведения войны. Декларация накладывала запрет на применение разрывных снарядов весом менее 400 гр., поскольку их употребление «без пользы увеличивает страдания людей или делает их смерть неизбежной».

На первой и второй мирных конференциях в Гааге в 1899 и 1907 гг. приняты многосторонние конвенции о законах и обычаях войны, включенные в комплекс норм международного гуманитарного права. Конвенции закрепляли важнейший принцип, согласно которому воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда противнику. Приложение к Конвенции содержит положения об обращении с военнопленными, больными и раненными, мирным населением, о добровольцах, осадах и бомбардировках, а также о военной власти на неприятельской территории.

После Первой мировой войны в 1929 году была созвана Дипломатическая конференция для пересмотра Женевских конвенций. Конференция завершилась подписанием Конвенции об обращении с военнопленными («Женевская конвенция 1929 г.»). Наиболее важные нововведения состояли в запрете репрессий и коллективных наказаний для военнопленных, правилах организации работы военнопленных, назначении представителей и контроле со стороны держав-покровительниц.

Женевские конвенции I-IV 1949 г.

Невиданная прежде жестокость и бесчеловечность Второй мировой войны, побудила международное сообщество к кардинальному пересмотру и расширению многих аспектов права вооруженных конфликтов. На состоявшейся в Женеве в 1949 году дипломатической конференции были выработаны четыре конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов («Женевские конвенции»), являющиеся фундаментом современного международного гуманитарного права.

Женевские конвенции значительно расширили сферу применения права вооруженных конфликтов:

    • В отличие от Гаагских конвенций, нормы Женевских конвенций остаются обязательными для государств-участников, даже если их противники не являются подписантами конвенций.
    • Женевские конвенции распространили статус военнопленного на новые категории комбатантов: участников ополчений, добровольческих и партизанских отрядов, организованных движений сопротивления, при выполнении следующих условий: они находится в подчинении ответственного командира, имеют четко видимые знаки различия, открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.
    • Женевские конвенции расширили и конкретизировали права и обязанности как военнопленных, так и держащей в плену державы. Женевская конвенция III устанавливает допустимые стандарты обращения с военнопленными, детализирует условия пленения, содержания в лагерях, связь с внешним миром и властями, уголовные и дисциплинарные наказания, завершения пленения, освобождение и репатриации.
    • Принципиально новым шагом в развитии международного гуманитарного права стали нормы, регулирующие отношения по защите гражданского населения от опасностей, возникающих в связи с военными действиями. Женевская конвенция IV устанавливает правовой статус и стандарты защиты гражданского населения, оказавшегося во власти противника или на оккупированных территориях.
    • Женевские конвенции также ввели концепцию универсальной юрисдикции: государства обязаны разыскивать и судить лиц, подозреваемых в военных преступлениях, вне зависимости от их гражданства или места совершения предполагаемого преступления.

Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям 1949 г.

В течение двух десятилетий после принятия Женевских конвенций в мире значительно увеличилось число вооруженных конфликтов, участниками которых были негосударственные субъекты. В следствие этого, в 1977 году были приняты два Дополнительных протокола, которые усиливают защиту жертв международных (Протокол I) и немеждународных (Протокол II) вооруженных конфликтов и налагают ограничения на средства и методы ведения таких войн.

Протокол I расширяет определение понятия «международный вооруженный конфликт», включая в него национально-освободительные войны, и определяет то, какие цели являются законными для военного нападения. Расширяя категории комбатантов, Протокол I прямо исключает из их числа наемников – лиц, специально завербованных для участия в вооруженном конфликте, которые делают это только по соображениям личной выгоды.

Протокол II стал первым в истории международным документом, посвященным исключительно ситуациям, связанным с немеждународными вооруженными конфликтами.

Дополнительные протоколы иллюстрируют растущее влияние международного права прав человека на право вооруженных конфликтов. Право вооруженных конфликтов стало более целостным и сконцентрированном на обеспечении баланса между требованиями военной необходимости и защитой наиболее уязвимых групп: раненых, больных и потерпевших кораблекрушение; военнопленных и задержанных; а также гражданских лиц на оккупированных территориях.

Другие договоры, касающиеся права международных вооруженных конфликтов.

Среди многосторонних договоров, касающихся права международных вооруженных конфликтов, наиболее значимыми являются следующие:

  • Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. — обязывает уважать культурные ценности, расположенные как на собственной территории, так и территории противника, и воздерживаться от враждебных действий против этих ценностей.
  • Конвенция по биологическому оружию 1972 г. — запрещает разработку и производство биологического и токсинного оружия. Примечательно, что конвенция не запрещает использование такого оружия.
  • Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г. — запрещает использовать средства воздействия на природную среду, которые имеют серьезные, масштабные или долгосрочные последствия.
  • Конвенция ООН по конкретным видам обычного оружия 1980 г. и протоколы к ней — запрещают или ограничивают применение конкретных видов оружия, наносящего чрезмерные повреждения или имеющего неизбирательное действие, такие как боеприпасы с необнаруживаемыми осколками, мины-ловушки, зажигательное оружие, ослепляющие лазеры.
  • Конвенция по химическому оружию 1993 г. — запрещает разработку, производство, накопление и применение химического оружия.
  • Римский статут Международного уголовного суда 1998 г. На основании Римского статута был учрежден Международный уголовный суд, юрисдикция которого распространяется на преступления геноцида, преступления против человечности, военные преступления и преступления агрессии.
  • Оттавский договор 1997 г. — запрещает использование, производство и передачу противопехотных мин.
  • Конвенция по кассетным боеприпасам 2008 г. — запрещает использование, разработку и производство кассетных боеприпасов.

Вторая конголезская война (1998–2003)

Вооруженный конфликт

В 1965 году в Конго пришёл к власти диктатор Мобуту Сесе Секо, который довёл некогда перспективную страну с богатыми залежами полезных ископаемых до самых последних мест в рейтинге уровня жизни. Попутно он влезал в конфликты, которые были нужны только как аналоги «маленькой победоносной войны», чтобы показать величие Заира (тогдашнее название Конго).

В 1997 году Мобуту Сесе Секо сверг Альянс демократических сил, и началась Первая конголезская война, которая велась между сторонниками бывшего диктатора и оппозицией. Она, по разным оценкам, унесла жизни от 15 до 20 тысяч человек.

После прихода к власти Лорана Кибилы, ставшего президентом уже Демократической Республики Конго, его бывшие соратники решили взять своё и начали Вторую конголезскую войну. Лоран Кибила, учитывая опыт прошлого диктатора, привлёк на свою сторону иностранные государства и часть лояльных к Мобуту военных. Конфликт разгорелся с новой силой — настолько, что его неофициально называют Первой мировой войной в Африке.

Ангола, Намибия, Чад, Судан и Зимбабве поддержали правительственные силы Кабилы, а войска из Бурунди, Руанды и Уганды — повстанцев против избранного президента. Общие потери в этой войне составили около четырех миллионов человек. Большая часть из них являлись мирными жителями, погибшими в ходе боевых действий или скончавшимися от голода и болезней.

Сирийская гражданская война (— наше время)

Вооруженный конфликт

Эта гражданская война на слуху у всего мира, и говорить о ней много не стоит. Начался конфликт в 2011 году, когда «арабская весна» (свержение авторитарных режимов) охватила Ближний Восток и Северную Африку. В некоторых странах это удалось; в других, таких как Сирия, власти ответили насилием и подавлением. Неразбериха на Ближнем Востоке привела к образованию террористических ячеек, в том числе и самой известной, которая запрещена в России.

Сирийские повстанцы достаточно быстро захватили практически всю страну, но при поддержке некоторых государств ее президенту удалось удержаться у власти. И по мере того, как всё большее количество стран вступало в конфликт, росло и количество заинтересованных участников. Не осталась в стороне и Россия, которая поддержала правительственные силы.

На данный момент конфликт продолжается, и, по разным оценкам, страну покинуло до пяти миллионов человек, а погибло по меньшей мере 470 тысяч. Средняя продолжительность жизни упала с более чем 70 лет до конфликта до 55 лет в 2015 году.

Дарфурский конфликт (— наше время)


Вооруженный конфликт

После того как повстанцы одержали значительные победы над суданскими вооружённые силами, правительство Судана поддержало арабские ополчения, известные как «Джанджавид». Конфликт разгорелся с новой силой и длится по сей день, несмотря на то, что совместные миротворческие силы ООН и Африканского союза смогли восстановить порядок в 2008 году. По оценке ООН, общее число погибших в конфликте составляет 300 тысяч человек, по другим — от 178 до 461 тысячи.

Понятие «вооруженный конфликт», его сущность и виды

Большинство политологов и военных специалистов считает, что грань между войной и вооруженным конфликтом условна. Но имеется ряд существенных критериев, позволяющих определить различия между ними, а также место и роль каждого из этих социальных явлений в общественной жизни.

Во-первых, война обусловливается наличием коренных противоречий – экономических или политических – и ведется с решительными целями. Разрешение противоречий с помощью военной силы вызвано осознанием и потребностью реализации жизненно важных интересов общества, государства. Поэтому в войне всегда присутствует организационное начало. В вооруженном конфликте, как правило, на первый план выдвигаются национально-этнические, клановые, религиозные и другие, производные от основных, интересы и вызванные ими противоречия. Вооруженные конфликты могут принимать форму стихийных или преднамеренно организованных восстаний, мятежей, военных акций и инцидентов, в зависимости от того, кому принадлежат «конфликтные» интересы, кто является их носителем.

Во-вторых, война ведет к качественному изменению состояния всей страны и вооруженных сил. Многие государственные институты начинают выполнять специфические функции. Усиливаются централизация власти, концентрация всех сил страны, перестраиваются экономика и весь быт общества для достижения победы. Производится полная или частичная мобилизация вооруженных сил и экономики. Вооруженный конфликт, в отличие от войны, в основном определяет состояние вооруженных сил или их части. Боевые действия, как правило, ведутся частью боевого состава войск мирного времени.

В-третьих, в войне применяются соответствующими институтами государства все формы борьбы – политическая, дипломатическая, информационная, экономическая, вооруженная и др., а в вооруженных конфликтах стороны могут ограничиться вооруженными столкновениями, порою стихийными, хотя не исключается организованное применение ими других форм противоборства, в первую очередь – информационного.

В-четвертых, с юридической точки зрения войне присущи такие признаки, как формальный акт ее объявления (этого требует Гаагская конвенция 1907 года), разрыв дипломатических отношений между воюющими государствами и аннулирование договоров, которыми регулировались мирные отношения этих государств, введение военного положения (чрезвычайного положения) на территории воюющих государств (или ее части) и ряд других.

Таким образом, вооруженный конфликт не содержит основных признаков, присущих войне, как особому состоянию общества, а также необходимых правовых критериев, определяющих его как войну. Поэтому понятие «вооруженный конфликт» не тождественно понятию «война» и наоборот. Из этого следует известный принцип: любая война есть вооруженный конфликт, но не любой вооруженный конфликт является войной.

Вооруженный конфликт – одна из форм разрешения противоречий (национально-этнических, религиозных и др.) с применением средств вооруженного насилия, при которой государство (государства) не переходит в особое состояние, называемое войной.

Военные эксперты под вооруженным конфликтом понимают любой конфликт с применением оружия: вооруженный конфликт – конфликт между средними и большими социальными группами, в котором стороны используют вооружение (вооруженные формирования), исключая вооруженные силы.

В Российской Федерации под вооруженным конфликтом официально понимается вооруженный инцидент, вооруженная акция и другие вооруженные столкновения ограниченного масштаба, которые могут стать следствием попытки разрешить национальные, этнические, религиозные и иные противоречия с помощью средств вооруженной борьбы (Военная доктрина РФ).

В соответствии с Военной доктриной РФ, вооруженный конфликт может иметь международный характер (с участием двух или нескольких государств) или немеждународный, внутренний характер (с ведением вооруженного противоборства в пределах территории одного государства). Вооруженный конфликт характеризуется: высокой вовлеченностью в него и уязвимостью местного населения; применением нерегулярных вооруженных формирований; широким использованием диверсионных и террористических методов; сложностью морально-психологической обстановки, в которой действуют войска; вынужденным отвлечением значительных сил и средств на обеспечение безопасности маршрутов передвижения, районов и мест расположения войск (сил); опасностью трансформации в локальную (международный вооруженный конфликт) или гражданскую (внутренний вооруженный конфликт) войну.

Военный конфликтлюбое столкновение, противоборство, форма разрешения противоречий между государствами, народами, социальными группами с применением военной силы.

В военном конфликте обязательно присутствие политических мотивов при использовании оружия. Иначе говоря, суть военного конфликта – продолжение политики с использованием военного насилия.

После Второй мировой войны возникают и утверждаются новые подходы к определению вооруженных конфликтов. На сегодняшний день в науке сформировалось несколько основных концепций, позволяющих исследовать и оценивать вооруженные конфликты.

Одна из этих концепций оформилась в 80-е годы в США, а затем стала использоваться военными специалистами других западных государств. Методологической основой этих взглядов явилась общая теория конфликта. В соответствии с этой теорией, вооруженный конфликт является разновидностью конфликта социального (политического), в котором одна или обе стороны стремятся к достижению своих интересов с помощью военной силы. Исходя из этого положения, западные военные специалисты под вооруженным конфликтом предложили понимать любое военное столкновение, дифференцируя их в зависимости от интенсивности боевых действий.

В отличие от западной теоретической мысли, отечественные военные ученые гораздо позже стали заниматься теорией военного конфликта. По этой причине в нашей военной науке еще не сложилась достаточно стройная теоретическая основа для их изучения. Отсутствие разработок по общей теории конфликта не давало возможности отечественным военным специалистам до конца 80-х годов вести исследования по этой проблеме. Поэтому до последнего времени понятие «вооруженный конфликт» использовался как синоним по отношению к «малым», «ограниченным» и «локальным» войнам.

В США во время войны во Вьетнаме была проведена работа по созданию специального языка для обозначения тех или иных явлений и действий, которые производили на читателя нужное впечатление. Из языка были исключены все слова, вызывающие отрицательные ассоциации: война, наступление, оружие по уничтожению живой силы. Вместо них были введены слова нейтральные: конфликт, операция. Мертвые зоны, в которых диоксинами была уничтожена растительность, назывались «санитарными кордонами», напалм – «мягким зарядом», концлагеря – «стратегическими селениями» и т.д. Были наложены и строго соблюдались табу на использование огромного количества «нормальных» слов. Однако, от того, что войну стали называть вооруженным конфликтом низкой интенсивности, последствия для населения не изменились.

Вооруженный конфликт чаще всего возникает на границе региона (страны). Различают региональные, локальные и межэтнические вооруженные конфликты.

Региональный вооруженный конфликт – конфликт на почве региональных противоречий (исторических, территориальных, экономических, политических, межэтнических и пр.) между соседними странами, общинами или группировками.

Регион в данном контексте понимается как существенная географически или экономически выделяемая часть большой страны или континента (Сибирь, Урал, Ближний Восток, Балканы, Кавказ, Средиземноморье и т.п.).

Локальный вооруженный конфликт – это вооруженное столкновение с ограниченными политическими и военно-стратегическими целями, охватывающее относительно небольшое число участников и ограниченный географический район внутри региона.

Локальные войны велись в Югославии и на Ближнем Востоке (Ирак, Ливан, Палестина, Израиль и др.).

Конфликт вооруженный межэтнический вооруженное противоборство между вооруженными формированиями или экстремистскими группами различной этнической и (или) религиозной направленности.

Нередко это столкновение между такими группами и правительственными войсками и силами правопорядка. Возможен вариант, когда официальные власти и силовые структуры государства прямо или косвенно выступают на стороне одной из конфликтующих национальных, территориальных или религиозных групп (например, Северная Ирландия, Испания, Турция, Ирак).

Для вооруженного межэтнического конфликта характерны:

— взаимные территориальные претензии и спор о справедливости границ, разъединяющих этносы;

— мифологизация истории и активная роль исторической памяти каждой конфликтующей стороны;

— наличие геополитических союзников у каждой конфликтующей стороны в лице иностранных (чаще всего, соседних) государств;

— особая роль психологического фактора, информационной и идеологической борьбы за умы гражданского населения, напрямую не вовлеченного в вооруженный конфликт;

— активное участие в развитии конфликта криминальных структур;

— отсутствие моральных и правовых ограничений действий конфликтующих сторон, а также территориальных границ конфликта;

— опасность перерастания в крупномасштабный конфликт при проведении террористических актов с массовыми трагическими последствиями.

Йеменская гражданская война (— наше время)

Вооруженный конфликт

Гражданская война в Йемене возникла после «арабской весны», когда мятежные хуситы (шиитские повстанцы) свергли правительство президента Али Абдаллаха Салиха. После покушения на его жизнь президент Али был вынужден покинуть Йемен, после чего власть передали вице-президенту Хади. Тот не смог восстановить порядок в стране и перешёл к насильственным действиям, которые вызвали симпатию к антиправительственным повстанцам, которые на этой волне быстро заняли столицу.

Конфликт приобрёл международный характер, когда коалиция во главе с Саудовской Аравией вторглась в Йемен, чтобы свергнуть хуситов и вернуть власть правительству Хади. Столкновения возобновились с новой силой и не заканчиваются по сей день, хотя и не находятся на таком серьёзном уровне, как в 2014–2015 годах.

По оценке ООН, в ходе боевых действий было убито более 91 тысячи человек, из которых более 11 тысяч составили мирные жители.

Вооружённый конфликт на востоке Украины (— наше время)

Вооруженный конфликт

Как бы неприятно нам ни было говорить об этой всех доставшей теме, тем не менее не упомянуть её нельзя. Говорить о ней много не будем, так как информация льётся годами из всех источников.

По оценкам на январь 2019 года, в данном конфликте погибло 13 тысяч человек, пострадало — до 30 тысяч, а бежать в другие страны были вынуждены более 1,5 миллионов украинцев.

4 примера, почему война — это абсурд и нелепица


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий