Первая пожарная лестница: от ручных до автолестниц

  • Главная
  • >
  • Статьи
  • >
  • Исторические факты
  • >
  • Пожарная лестница: история изобретения

Опубликовано: 2015.05.13

Деревянные лестницы в Европе появились на автомобилях давноРост городов ввысь заставил спасателей задуматься о том, как эвакуировать людей с верхних этажей. Запатентованное американцами в 1766 году изобретение перевернуло представление о спасательно-эвакуационных мероприятиях. Речь идет о спасательной лестнице, которая внесла весомый вклад в спасение жизней людей.

Над созданием спасательной лестницы трудились и в России. Так, в 1777 году в Императорскую академию наук и художеств в Санкт-Петербурге был подан на рассмотрение первый в мире проект механической лестницы. В ее конструкции был предусмотрен рычажной механизм, предназначенный для подъема площадки на высоту до 20 метров. Этот проект был одобрен, а спустя год за данное изобретение был награжден медалью Петр Дальгрен.

Содержание

Лестница-палка

Лестница-палка (ЛП)

Лестница-палка (ЛП) – предназначена для подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы зданий и сооружений и для использования, как таран, при открывании дверей.

Лестница-палка вследствие ее сравнительно малой высоты применяют преимущественно внутри помещений, в развернутом виде – как приставную. Она может также использоваться как носилки при выносе пострадавших.

Лестница состоит из двух тетив и восьми ступеней. Особенностью лестницы является шарнирное крепление ступеней, что позволяет ее сдвигать.

На каждом конце тетивы расположено углубление, за которое убирается конец другой тетивы при составлении ступеней. Ступени лестницы прячутся в пазы тетивы. Шарнир, соединяющий ступень с тетивой, является железной втулкой, плотно вставленной в конец ступени.

В сложенном состоянии лестница является палкой с закругленными и окованными концами, что дает возможность использовать ее на пожарах для отбивания штукатурки и выполнения других подобных работ.

Характеристики ЛП

Длина лестницы, мм:
– в сложенном состоянии 3400
– в разложенном состоянии 3116
Сечение составленной лестницы, мм 105 × 68
Расстояние между тетивами, мм 250
Шаг между ступенями, мм 340
Масса, кг, не более 10,5

Испытание ЛП

Один раз в год и после каждого ремонта лестница-палка испытываться. Перед использованием ее на соревнованиях предоставляется акт проверки. Запрещается использовать лестницу, имеющею неисправности, повреждения основных частей или такую, которая не прошла испытаний.

При испытании на прочность лестница-палка раскладывается и устанавливается на твердую почву к стене под углом 75

0

к горизонтали. К середине ступени посередине лестницы прикладывается нагрузка:

  • (1,2±0,05) кН ((120 ± 5) кгс) – для деревянных лестниц-палок;
  • (2,0±0,1) кН ((200±10) кгс) – для металлических лестниц-палок.

Лестница выдерживается под действием указанного нагрузки в течение (130±10) с, после чего нагрузка снимается. После проверки лестница-палка легко разлагаться, свободно и плотно складываться не иметь никакой деформации.

Результаты испытания заносятся в журнал испытаний пожарно-технического оборудования пожарно-спасательной части.

Особенности конструкции

Пожарная машина с лестницей обладает широким функционалом и позволяет совершать большое количество действий при пожаротушении.

Основное оборудование

Элементы конструкции автолестницы:

  • шасси;
  • платформа;
  • передняя опорная стойка;
  • силовая установка;
  • коленья;
  • двигательные механизмы;
  • гидроприборы;
  • электроустройства;
  • пульт управления.

Первая пожарная лестница: от ручных до автолестницПожарная машина с лестницей

Платформа

Платформа позволяет удобно обслуживать механизмы автолестницы, а также размещать противопожарные средства в особых местах хранения.

В целях безопасности необходимо соблюдать правила:

  • Напольное покрытие на платформе должно быть выполнено из нескользких рифленых материалов, чтобы избежать скольжения, которое приводит к травмам и несчастным случаям.
  • Освещение отсеков составляет от 10 лк.
  • В отсеки не должна попадать вода или легковоспламеняющиеся вещества, также проводится тщательная уборка, чтобы исключить скопление пыли.
  • Подъем на платформу осуществляется по подножке. Нижняя ступень должна находиться на расстоянии до 500 мм от земли.

Внимание! Позади платформы устанавливают ящик, в котором размещают противопожарные устройства. Проход к бензобаку ограничивается специальными дверями.

Передняя опорная рама

Позади рубки водителя устанавливается передняя опорная рама. Это механизм, который подпирает коленья при отсутствии движения.

Чтобы коленья не сдвигались, срабатывает механизм пружинных защелок рамы, закрепленных на направляющих.

Для того чтобы коленья не двигались произвольно, рама оборудована запорным крюком. Он опускается под своим же весом, когда лестница поднимается, и освобождает колено.

Коленья

Система коленьев формируется из четырех главных колен и одного вспомогательного.

Каждое из них – надежная стальная конструкция, состоящая из двух модулей, крепко скрепленных между собой.

Все коленья одинаковые по устройству, но различаются по весу и габаритам.

Внимание! Для упрощения передвижения по лестнице коленья покрывают рифлеными накладками из резины. Нумерование коленьев происходит сверху вниз.

Нижнее считается основным. Оно закреплено шкворнем и перемещается с помощью направляющей дуги. Именно с помощью нижнего колена осуществляется изменение угла наклона лестницы.

Фиксируют коленья автоматическими замыкателями.

Опорное устройство

Устройство опоры помогает достичь устойчивости автолестницы и предотвратить перегрузку коленьев.

В систему входят:

  • опорная рама;
  • выдвижные опоры (4 штуки);
  • устройство управления золотников.

Гидромеханизмы

Гидроустройство автолестницы позволяет настроить работу исполнительных механизмов.

Гидросистема включает в себя:

  • гидронасос и помпу;
  • бак для воды;
  • фильтр;
  • краны управления;
  • гидромоторы;
  • клапан-предохранитель;
  • осевой коллектор;
  • краны-переключатели;
  • гидрозамки;
  • кран-разгрузчик;
  • авторегулятор оборотов.

Электрооборудование

В систему электроустройства АЛ входит управление шасси и дополнительными электромеханизмами (предохранители, освещение и т. д.).

Напряжение для питания электрооборудования АЛ – 24 В от сети шасси по однопроводной электросхеме.

Электрооборудование АЛ включает в себя:

  • управление опорами и поворотной платформой;
  • ящики соединения;
  • фонари опор;
  • индуктивные датчики;
  • предохранители и выключатели;
  • устройство для переговоров;
  • релейный шкаф;
  • электродвигатель;
  • педали;
  • электрозащита;
  • розетка 220 В;
  • освещение отсека;
  • управление горизонтированием.

Внимание! Все устройства электросети объединены кабелями. Щиток управления находится в кабине водителя.

Классификация автолестниц

Существует несколько разновидностей классификаций автолестниц.

Типы лестниц в зависимости от высоты подъема приведены в таблице.

Тип Высота подъема, м
АЛ 10-15 10–15
АЛ 16-20 16–20
АЛ 21-25 21–25
АЛ 26-31 26–31
АЛ 32-40 32–40
АЛ 41-52 41–52
АЛ 53-60 53–60

По исполнению выделяют такие виды АЛ:

  • без съемной люльки и лифта;
  • со съемной люлькой;
  • с лифтом;
  • со схемной люлькой и лифтом.

Более того, существуют другие разновидности:

  • Телескопические. Эффект движения происходит из-за смещения блоков и их фиксации в окончательном положении. Возможно отрегулировать длину стрелы, однако такие лестницы менее надежны и удобны.
  • Коленчатые. Состоят из блоков, соединенных надежным коленом. Очень мобильные и компактные устройства. Могут передвигаться в 3 направлениях. Нельзя отрегулировать длину стрелы.

Востребованные модели


На рынке пожарного оборудования представлено огромное количество моделей автолестниц. Купить предлагается либо современные устройства, либо те, что уже несколько лет подряд надежно удерживают звание лучших из-за своих характеристик.

АЛ-30

Данная модель предназначена для:

  • оперативной транспортировки оборудования в место возгорания;
  • подъема спасательной службы и средств пожаротушения на высокоотажные дома высотой до 30 м;
  • эвакуации людей, запертых в горящих помещениях на высоте до 30 м;
  • подъема грузов (при сдвинутой лестнице).

АЛ-30 возможно эксплуатировать при температуре от –40 до +40 градусов Цельсия. Допустимая скорость ветра при высоте 30 м – 10 м/с.

Примеры моделей: АЛ-30 Mercedes-Benz Unimog 5000, АЛ-30 TATRA-T815, АЛ-30 ЗИЛ 433112.

Первая пожарная лестница: от ручных до автолестницАЛ-30

АЛ-50

Установка используется для:

  • транспортировки противопожарных средств и спасательной команды в место возгорания;
  • доставки оборудования на высоту до 50 метров;
  • спасательных операций на высоте в 50 метров в случаях отсутствия возможности у людей выйти через эвакуационные ходы и пожарные лестницы;
  • пожаротушения и разбора завалов.

Примеры моделей: АЛ-50 КамАЗ-53229, АЛ-50 VOLVO FL 626.

Первая пожарная лестница: от ручных до автолестницАЛ-50

Штурмовая лестница (лестница-штурмовка)

Штурмовая лестница

Штурмовая лестница (ЛШ) – предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий, а также для работы на крутых склонах крыш при раскрытии кровли, оборудована небольшим крюком, для подвешивания ее за подоконник и выступления здания.

Наиболее успешно используется в комбинации с трехколенной выдвижной и автолестницей. Кроме того, это один из спортивных снарядов в пожарно-прикладном спорте.

Состоит из двух тетив, которые соединены 13-ю ступенями и стального крюка. Для повышения прочности тетивы под 1-м, 7-м и 12-м ступеням стянуты металлическими стяжками, нижние концы тетив заостренные.

Применение штурмовой лестницы

По внутренней стороне каждой тетивы в пазах проложены стальные страховочные тросы, которые охватывают верхнюю ступень вместе со стяжкой, для укрепления лестницы по периметру. Стальной крюк имеет хвостовую и консольную часть. Форма крюка обеспечивает равномерную прочность по всей его длине. Крюк закрепляется к лестнице с помощью специальных металлических коробов на 10-12-й ступенях. На нижней стороне крюка есть зубы для надежного сцепления с подоконником. Вдоль крюка двух сторон имеются ребра жесткости.

Характеристика ЛШ

Длина лестницы, мм: 4100
Ширина, мм

300

Вынес крюка, мм

650

Расстояние между тетивами, мм

250

Шаг между ступенями, мм

340

Масса, кг, не более 10

Испытание ЛШ

Один раз в год и после каждого ремонта ЛШ должна испытываться. Перед использованием их на соревнованиях на них предоставляются акты проверки. Запрещается использовать лестницы, имеющие неисправности, повреждения основных частей или такие, которые не прошли испытаний.

Испытание лестницы-штурмовки

Порядок испытания лестницы штурмовой

Внешним осмотром у лестницы-штурмовой проверяется состояние крюка и страховочных тросов деревянной лестницы. Крюк не должен быть искривленным и шататься. Страховочный трос должен быть целым и находиться в пазах тетив.

Испытания на прочность лестницы-штурмовой состоит из двух частей: испытание тетивы и крюка.

При испытании на прочность тетив лестница-штурмовой подвешивается на 2-3 зубах крюка, расположенных ближе к тетивам. К середине ступени посередине лестницы прикладывается нагрузка (2,0±0,1) кН ((200±10) кгс). Лестница выдерживается под действием указанного нагрузки в течение (130±10) с, после чего нагрузка снимается.

При испытании на прочность крюка лестница-штурмовой подвешивается за большой зуб крюка. В обоих тетив на высоте второй ступени снизу прикладывается нагрузка (1,6±0,05) кН ((160±5) кгс). Лестница выдерживается при указанном нагрузке в течение (130±10) с, после чего нагрузка снимается.

После испытаний лестница-штурмовая не должна иметь остаточной деформации, повреждений деталей и трещин крюка, что определяется визуально. Результаты испытания заносятся в журнал испытаний пожарно-технического оборудования пожарно-спасательной части.

Маркировка автолестницы

Пожарные автолестницы маркируются с использованием букв и цифры. Например, АЛ-30/40 (УРАЛ-4320):

  • А – автомобиль;
  • Л – лестница;
  • 30/40 – длина лестницы в метрах.

В скобках после наименования дается марка шасси, а затем отмечают номер модели.

Маркировочные таблички прикрепляют на видных местах и в кабине водителя.

Отсутствие маркировки может повлечь наказание. Автолестница без специального знака не используется при пожаротушении (не сертифицирована).

Высота пожарной машины с лестницей позволяет добраться до возгораний на самых высоких точках этажных зданий. Это упрощает процесс ликвидации пожара и спасения людей от гибели. Управление и эксплуатация АЛ должна осуществляться с учетом всех требований безопасности и только профессионалами.

Выдвижная трехколенная лестница

Трехколенная лестница

Выдвижная трехколенная лестница Л-60 – предназначена для подъема пожарных в окно третьего этажа или на крышу двухэтажного здания для спасения людей, или подъема пожарно-технического оборудования.

Состоит из комплекта трех металлических колен однотипного профиля (нижнего, среднего и верхнего), механизма выдвижения, смещение и фиксации. Колени должны состоят из двух тетив специального сечения, которые соединены между собой рифленые трубами. Все колена имеют по двенадцать ступеней, которые закреплены в отверстиях тетив развальцовкой.

При выдвижении и составлении каждое колено скользит между тетивами предыдущего. Нижние концы тетив первого колена и верхние концы имеют по две стеновые опоры.

Выдвижение лестницы производится перемещением веревки через поперечный и подвижной блоки. Для прекращения выдвижения – прекращают перемещения веревки, и механизм остановки фиксирует лестницу в выдвинутом состоянии.

Для составления лестницы необходимо сначала переместить веревку и медленно уменьшать усилия на веревке. Обеспечить плавное опускание колен.

Характеристика Л-60

Длина лестницы, мм:
– в сложенном состоянии 4380
– в разложенном состоянии 10700
Высота пакета колен, мм 202
Длина колен, мм
– нижнего 4240
– среднего 4010
– верхнего 4010
Расстояние между тетивами, мм 250
Шаг между ступенями, мм 350
Масса, кг, не более 48

Испытание Л-60

Один раз в год и после каждого ремонта выдвижная лестница должна испытываться. Перед использованием их на соревнованиях на них предоставляются акты проверки. Запрещается использовать лестницы, имеющие неисправности, повреждения основных частей или такие, которые не прошли испытаний.

Испытание выдвижной трехколенной лестницы

Испытание трехколенной лестницы

Во время проведения внешнего осмотра проверяется состояние тетив и ступеней. На поверхности выдвижной лестницы не должно быть трещин, выбоин, вмятин и следов коррозии, также проверяется состояние крепления арматуры, троса и веревки механизма выдвижения и фиксации колен.

Испытания выдвижной пожарной лестницы состоит из двух частей: проверка выдвижения и фиксации колен и испытания на прочность.

Проверка выдвижения и фиксации колен выдвижной пожарной лестницы должна проходить плавно, равномерно, без рывков и заеданий. Сдвиг колен лестниц должен проходить под действием собственной массы.

Фиксирующее устройство должен стопорить колени лестницы на любой высоте, что кратная шага ступеней. Оба крюка фиксирующего устройства должны входить в зацепление с ступенями колена, расположенного выше.

При испытании на прочность выдвижная пожарная лестница устанавливается на твердую почву, выдвигается на всю длину и приставляется к стене под углом (75±5) 0 к горизонтали (на расстоянии 2-3,5 м от стены).

К лестнице последовательно прикладывается такую ​​нагрузку:

  • (1,0±0,05) кН ((100±5) кгс) – одновременно на каждое колено посреди его длины, в середине ступени;
  • (2,0±0,05) кН ((200±10) кгс) – на второе колено посреди его длины, в середине ступени.

Лестница содержится при каждой указанной нагрузке в течение (130±10) с, после чего нагрузка снимается.

Веревка лестницы должна выдержать натяжение в 200 кг без деформации и повреждений.

После испытаний лестница не должна иметь остаточной деформации и повреждений деталей определяется визуально, колени выдвижной лестницы должны свободно выдвигаться и сдвигаться. Результаты испытания заносятся в журнал испытаний пожарно-технического оборудования пожарно-спасательной части.

В каких ситуациях используется автолестница

В принципе, ее назначение ничем не ограничено, хотя есть свои определенные, даже можно сказать, стандартные правила применения. Их не так много:

  • тушение очагов возгорания, когда пожарные водой или пеной заливают сверху горящие объекты;
  • проведение спасательных работ, то есть эвакуация людей, которые были отсечены огнем на верхних этажах;
  • доступ спасателей на верхние этажи горящего здания;
  • доставка оборудования, инструментов и техники на требуемую высоту.

При этом высота пожарной лестницы пожарной машины ограничена лишь паспортными данными автомобиля и самого устройства. Все зависит от типа лестницы.

Пожарная автолестница на пожареПожарная автолестница на пожаре

Разновидности пожарных автолестниц

Классификация этого типа пожарной техники проводят по трем критериям:

  • максимальной длине пожарной лестницы на машине;
  • количеству секций;
  • типу используемого привода.

Два первых показателя взаимосвязаны. То есть чем больше колен, тем длиннее само устройство. Но здесь есть и другой фактор, влияющий на длину лестницы. Это длина секций. Начнем с количества колен. Современные автолестницы представлены тремя конструкциями: трех-, четырех- или шестиколенные.

Теперь, что касается длины каждой части. Здесь классификация также тройная:

  • длина секции равная 20 м, их называют легкими;
  • в пределах 20-30 м, это средней тяжести приборы;
  • больше 30 м – это тяжелые модификации.

К длине пожарной лестницы на машине инженеры подходят очень внимательно, проводя точные расчеты. Все дело в том, что чем длиннее лестничная конструкция, тем больше у нее масса. А это высокая вероятность опрокидывания всего оборудования вместе с автомобилем. К тому же всегда длина консоли, а именно это собой представляет автолестница, это высокие нагрузки на системы, узлы и детали, в которых создается напряжение, появляется вибрация, а соответственно и деформации (обычно прогибы).

Теперь что касается разновидностей приводов. Сегодня на автолестницах применяют три их вида:

  • механический;
  • гидравлический;
  • комбинированный.

Все специалисты и пожарные сводятся в одном мнении – гидравлические приводы лучшие. Они удобны и проще в эксплуатации.

АЛ 50-131 на основе ЗИЛ131АЛ 50-131 на основе ЗИЛ131

Теперь о маркировке. В нее входят и буквенные, и цифровые обозначения. Рассмотрим маркировку на примере одной модели – АЛ50(131)Л21. Расшифровывается аббревиатура так:

  • А – автомобильный вариант исполнения;
  • Л – это лестница, а не другая техника;
  • 50 – максимальная высота пожарной лестницы на машине, то есть ее длина, обозначаемая в метрах;
  • 131 – это автомобильная база, в данном случае ЗИЛ131;
  • Л (за скобкой) – эта буква говорит о том, что автолестница снабжена люлькой;
  • 21 – номер модели от производителя.

Конструктивные особенности автолестницы

Необходимо отметить, что разнообразия автомобильного шасси предполагает различия в устройстве автолестниц. Рассмотрим ее устройства на примере самого распространенного автомобиля в России, маркируемой так – АЛ 30.

В состав автомобиля входят:

  • соответствующее шасси на платформе, сюда же входит и опорная рама;
  • лестница, состоящая из нескольких секций;
  • устройство подъемно-поворотное;
  • устройство опорное;
  • гидромеханизмы и трансмиссия;
  • автоматика и пульт управления;
  • устройство переговорное и прочее.

Пожарная автолестница марки АЛ 30Пожарная автолестница марки АЛ 30

В основе гидромеханизмов лежит гидронасос, который ременной передачей связан с мотором пожарной машины. Именно так создаются усилия для подъема и поворота автолестницы.

В этой модификации автолестниц используют коленья, изготовленные из низкоуглеродистой стали. Это сделано специально, потому что марка этой стали не только прочная. Она обладает высокой пластичностью, не поддается коррозии металлов и хорошо сваривается. При этом конструкции из этой стали обладают небольшим весом.

Каждая секция – это две сваренные между собой фермы, состоящие из тетив и ступеней. Последние изготавливаются из труб прямоугольного сечения, но крайние из них из круглых труб. Промежуточные ступени снабжаются резиновыми прокладками, которые к трубам крепятся двумя хомутами. Резина – это элемент антискольжения.

Нижняя секция является несущей, то есть именно она несет вес всей конструкции и людей, по ней перемещающихся. Своим нижним концом колено упирается в опорные дуги подъемной рамы. Перемещаются коленья относительно друг друга с помощью канатов, роликов и направляющих. При выдвижении все части лестницы начинают перемещаться одновременно. При этом скорость выдвижения стандартная и одинаковая между коленьями. В конструкции АЛ 30, а именно в составе лестницы, есть еще одна секций, она короткая. Ее выдвигают вручную, если основного устройства не хватает, чтобы достать до окна или крыши. Но учтите, что это звено не является несущим. То есть в любом случае автолестница должна упираться на верхнее колено.

Упор лестницы производится всегда на верхнее коленоУпор лестницы производится всегда на верхнее колено

В комплектацию нижней части лестницы входит угломер. С его помощью определяется угол наклона конструкции, а также соотношении длины к углу.

Габариты пожарной машины с лестницей марки АЛ 30:

  • длина – 11 м;
  • ширина – 2,5 м;
  • высота – 3,2 м.

Эффективность работы пожарных на автолестницах во многом зависит от того, на какую высоту она может поднять спасателей. В этом плане самые высокие пожарные автолестницы – это техника от финской компании «Bronto». А именно ее телескопическая модификация под маркой Bronto Skylift F 112 HLA. Длина вылета конструкции составляет 112 м. И это еще не все. Лестница сконструирована таким образом, что она своим верхним краем может доставать до высоты 90 м при смещении вбок на 25 м.

Bronto Skylift F 112 HLABronto Skylift F 112 HLA

Требования к эксплуатации

Существуют стандартные нормативы эксплуатации и обслуживания автолестниц. Основные пункты таковы:

  • Содержать технику в исправном техническом состоянии, в полной комплектации.
  • После использования (пожар или учения) автомобиль и лестницу обязательно очищают. При этом проводят смазочные операции согласно карте смазки.
  • Если при осмотре на тросах обнаружены даже самые незначительные обрывы, то их необходимо заменить.
  • При установке пожарной лестницы-машины около горящего объекта необходимо учитывать удобство применения. Поэтому чем ближе автомобиль подойдет к стенам объекта или к его ограждениям, тем лучше.
  • Нельзя останавливать пожарную машину, если ее колеса попали на крышки люков колодцев, защитные ограждения траншей или котлованов.
  • Нельзя эксплуатировать автолестницу, если угол наклона меньше 6°.
  • В подготовку к работе включается поднятие ручного тормоза и опускание опорных щек.
  • Первый маневр – поднятие лестницы в сборе.
  • Затем производят ее раздвижение. Первые метры проводят на малых скоростях.
  • Как только конструкция будет поднята на требуемую высоту, двигатель автомобиля надо заглушить.
  • Пожарные и спасатели должны подниматься и спускаться друг за другом с интервалом не менее 3 м.
  • При работе необходимо учитывать расположение линий электропередач. При этом придется учитывать высоту лестницы пожарной машины.

Общие требования по строительным нормам

Типы пожарных лестниц и область их применения

Согласно ч.2 ст. 90 ФЗ-123 о пожарной безопасности каждое здание и сооружениях высотой 10 и более метров от отметки поверхности проезда пожарных машин до карниза кровли или верха наружной стены (парапета) должны предусматриваться выходы на кровлю с лестничных клеток непосредственно или через чердак либо по лестницам 3-го типа или по наружным пожарным лестницам.

Существуют разные типы пожарных лестниц, которые могут устанавливаться снаружи или внутри здания или сооружения. Основное требование – наличие свободного доступ к ней, устойчивость к возгоранию.

Пожарные лестницы, согласно ч.2 ст.39 ФЗ-123, делятся на два основных типа:

  • вертикальные лестницы (тип П1);
  • маршевые лестницы с уклоном не более 6:1 (тип П2).

Чаще всего данные типы лестниц изготавливаются из металла.

Можно выделить несколько основных требований:

  • в зданиях и сооружениях , при высоте подъема более 20 м и в местах перепада высоты кровли более 20 м необходимо устанавливать только маршевые лестницы типа П2 ( п.4.4 ГОСТ Р 53254, п.7.12 СП 4.13130.2013);
  • в зданиях и сооружениях для подъема на высоту от 10 до 20 метров и в местах перепада высоты кровли от 1 до 20 метров следует применять вертикальные лестницы типа П1 ( п.4.4 ГОСТ Р 53254, п.7.12 СП 4.13130.2013)
  • на маршевых лестницах всегда должно присутствовать защитное ограждение;
  • ширина пожарной лестницы должна быть не меньше 60 см, а высота ограждения – от 1 м;
  • использовать конструкции с забежными ступенями запрещается.

Имеет значение не только правильно рассчитанная высота и ширина пожарной лестницы, но количество данных конструкций на одно здание или сооружение. Так в постройках, где есть чердак (чердачное перекрытие), должна располагаться одна лестница на каждые полные и неполные 100 м длины здания.

В зданиях класса Ф1-Ф4 без чердака – не менее одной на каждые полные и неполные 1000 м

2

, на производственных предприятиях (Ф5) – на каждые 200 м по периметру здания. Для зданий высота которых превышает 10 м предусмотрено обязательное наличие выхода на крышу (высота измеряется от отметки поверхности проезда пожарных машин до карниза кровли или верха наружной стены).

Примечание: к зданиям класса Ф1-Ф4 относятся: здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей (дошкольных образовательных организаций, гостиницы, общежития, многоквартирные жилые дома, одноквартирные жилые дома и т.д.); здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений (театры, кинотеатры, музеи, выставки, танцевальные залы и другие); здания организаций по обслуживанию населения (здания организаций торговли, вокзалы, поликлиники и амбулатории, ФОКи и т.д); здания образовательных организаций, научных и проектных организаций, органов управления учреждений (общеобразовательных организаций, высшего образования, проектно-конструкторских организаций и т.д.). К классу Ф5 относятся здания производственного или складского назначения (производственные здания, производственные и лабораторные помещения, мастерские, складские здания, сооружения, здания сельскохозяйственного назначения).

Согласно п.7.4 СП 4.13130.2013 допускается не предусматривать пожарные лестницы на главном фасаде здания и сооружения, если ширина здания и сооружения не превышает 150 м, а со стороны, противоположной главному фасаду, имеется противопожарный водопровод и выходы на кровлю одноэтажных зданий и сооружений, имеющую покрытие площадью не более 100 м

2

.

Также в соответствии с п.7.11 пожарные лестницы в местах перепада высоты кровли допускается не предусматривать между участками кровли, один из которых имеет высоту менее 10 м, а другой оборудован выходом на кровлю, между участками кровли, каждый из которых оборудован выходами на кровлю и между участками кровли одноэтажных зданий и сооружений, имеющих покрытие площадью не более 100 м

2

.

Установка пожарной лестницы должна проводиться не ближе 1 м от оконных проемов (п.7.13 СП 4.13130.2013).

Предусмотренные проектом наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах строящихся зданий устанавливаются сразу же после монтажа несущих конструкций (п.315 пост. №1479, п.370 пост. №390).

В соответствии с п.17 Правил противопожарного режима установленных в постановлении №1479 от 16.09.2020 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» руководитель организации обеспечивает:

  • обеспечивают содержание наружных пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, а также ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, их очистку от снега и наледи в зимнее время;
  • организуют не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

А также, в соответствии с п.71 данных Правил правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к наружным пожарным лестницам.

Все типы наружных пожарных лестниц создаются из материалов с нескользящей поверхностью, которые легко очищаются от наледи или грязи. Их параметры и особенности строения указаны в ГОСТ Р 53254. В случае несоблюдения данных правил предусмотрена административная ответственность для владельца строения.

Технические требования к конструкции и материалам пожарных лестниц

Типы пожарных лестниц и их строение зависит от их особенностей применение конструкции. По этой конструкции будут передвигаться не только простые люди, но и личный состав подразделений пожарной охраны в боевой одежде и с дополнительным снаряжением. В связи с эти к данным лестницам предъявляются высокие требования по безопасности и удобству использования.

Пожарные лестницы могут быть изготовлены из металла или железобетона. Возможно использование и других материалов, которые противостоят возгоранию и не выделяют токсичные вещества при нагревании. Пожарная лестница не может производиться из деревянных конструкций.

Пожарные лестницы должны изготавливаться по рабочим чертежам, утвержденным перед началом строительства. При этом проверяют выполняются ли требования к пожарным лестницам согласно ГОСТ Р 53254, ГОСТ 23118, ГОСТ 23120, ГОСТ 25772 и СП 70.13330.

Размещение и монтаж конструкций должны производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 23118, СП 70.13330 и СП 1.13130.

Сданная в эксплуатацию наружная конструкция не должна иметь острых выступов, кромок и заусениц . Все детали прочно соединяются друг с другом, а сама лестница надежно фиксируется на стене, кровле здания или фундаменте.

ГОСТ Р 53254 запрещает наличие малейших трещин в местах, где крепится конструкция и разрывов металла. На поверхности металлических поверхностей не допускается наличие окалины, ржавчины или признаков коррозии.

Металлические поверхности лестницы должны быть огрунтованы и окрашены, причем класс покрытия по пожарной безопасности должен быть не ниже пятого. Не рекомендуется окрашивание в разные оттенки и цвета.

Все детали для креплений должны быть надежными и обеспечивать прочное соединение.

Пожарную лестницу чаще всего собирают из отдельных элементов, длина каждой из которых обычно не более 3 м. Сварку нужно доверять только профессионалам, поскольку сварочные швы остаются слабым местом, требующим особого внимания. После их зачищают и шлифуют. Контроль качества швов сварных соединений производится визуально в соответствии с ГОСТ 5264 и СП 70.13330.

Конструкции пожарной лестницы должны обеспечивать прочность и жесткость при приложении испытательных нагрузок: ступени должны выдерживать нагрузку 180 кгс (1.8кН); для ограждений существует общее требование – способность выдерживать до 54 кгс (0,54кН).

Российские разработки

Послевоенные годы в СССР ознаменовались появлением раздвижной лестницыПервую серьезную модернизацию спасательная лестница пережила в 1809 году благодаря русскому механику-конструктору Кириллу Васильевичу Соболеву, который за изобретение трехколенного выдвижного механизма был представлен к медали «За полезное». Но уже спустя год англичанин Вильям Гесте, работающий в Петербурге, презентовал пятиколенную выдвижную лестницу, предназначенную на подъем до 17 метров.

Последующие изменения пожарной лестницы были вызваны необходимостью. Дело в том, что образцы, используемые во второй половине XIX века, отличались плохой маневренностью. Четырехколесные конструкции для конных повозок, выпускаемые Петербуржским пожарным депо, хоть и были надежны, но требовали модернизации. Так, к 1985 году механик Сергеев А.А. построил механическую лестницу, которая стала незаменимым помощником пожарных на ближайшие несколько десятилетий. Она же выступила прототипом для современных моделей пожарных лестниц.

Испытания пожарных лестниц

Убедиться в том, что лестница соответствует установленным нормам, помогают специальные испытания. Их необходимо проводить раз в 5 лет. Раз в год осуществляется визуальный осмотр в ходе которого проверяется физическое состояние лестницы с составлением акта по результатам проверки . При обнаружении отклонений контролируемых параметров от ГОСТ Р 53254 необходимо сразу же их устранить.

При проведении испытаний контролируют следующие параметры:

  • Проверка основных размеров
  • Проверка предельных отклонений размеров и форм
  • Визуальная проверка целостности конструкций и их креплений
  • Проверка качества сварных швов
  • Проверка качества защитных покрытий
  • Проверка требований к размещению лестниц
  • Испытания ступени лестницы на прочность
  • Испытания балок крепления лестницы на прочность
  • Испытания площадок и маршей лестниц на прочность
  • Испытания ограждений лестниц на прочность
  • Испытания ограждений кровли зданий на прочность

Испытания и ежегодное обследование должны проводить организации, имеющие обученный персонал, аттестованное испытательное оборудование и измерительный инструмент с результатами его поверок.

При проведении статических испытаний на прочность конструкции минимальная нагрузка на ступени в 180 кгс прикладывается вертикально к середине ступеньки, на ограждение горизонтальной нагрузкой в 54 кгс в точках, расположенных на расстоянии не более 1,5 м друг от друга по всей высоте лестницы, нагрузка на лестничный марш и площадку рассчитывается по формуле 2 и 3 ГОСТ Р 53254.

При испытаниях проверяют каждую 5-ую ступеньку, все марши, площадки и ограждения.

Испытание успешно пройдено, если все параметры пожарной лестницы соответствуют ГОСТ Р 53254.

Еще одно важное условие – это качественное освещение при проведении испытаний. Испытания должны проводится в дневное время. Все пролеты должны быть хорошо видны.

(«реклама»)

Примечание: необходимо разделять понятия эвакуационных и пожарных лестниц.

  • Эвакуационные лестницы — это лестницы, предназначенные для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре
  • Пожарные лестницы — это лестницы предназначенные для обеспечения тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ

Ознакомится с требованиями предъявляемым к эвакуационным лестницам.

Новый век: лестница «Магирус»

В ХХ столетии перед пожарными стал вопрос не столько в маневренности спасательной лестницы, сколько в ее быстрой и своевременной транспортировке на место пожара. Дело в том, что города начали быстро расстраиваться не только в ширину, но и в ввысь. А кроме этого, на дорогах все чаще начали появляться автомобили. Использовать конные повозки стало нецелесообразно, что послужило толчком к созданию первой спасательной машины с выдвижной лестницей. Ею в 1920 году стал грузовик «Берлие», к которому приспособили шасси для транспортировки лестницы «Магирус».

Данное московское изобретение показало отличные результаты, однако дефицит транспортных средств послужил препятствием для массового производства. И лишь спустя 12 лет, после заимствования опыта у немцев, Ленинградское пожарное бюро заказало на автомобильном заводе автомобиль с выдвижной лестницей и автонасосом. Эта новинка оправдала ожидаемый результат, что послужило полному отказу с 1934 года от конных повозок.

Лестницы на ЗИС-6

Металличекая раздвижная лестницаНесмотря на удачный опыт, «накатанный» способ транспортировки пожарных лестниц был несовершенен – требовалось вести постоянную работу над созданием разных конструкций. Но в данный период истории на заводах этим никто заниматься не мог, поэтому и был создан научно-исследовательский институт противопожарной обороны. В 1930-е годы в стране имелось достаточное количество лестниц типа «Магирус» и «Метц», которые характеризовались с положительной стороны. Единственным их недостатком были устаревшее автомобили, которые требовалось заменить. Перед механиками стала непростая задача: пересадить немецкую металлическую лестницу на советскую машину. Единственным автомобилем, подходящим по параметрам, оказался ЗИС-6. В ленинградских авторемонтных мастерских хорошо поработали над переработкой автомобиля, и результат затмил все ожидания. Многоколенные автолестницы К-30 были приспособлены не только для эвакуации людей, но и для тушения огня. Они отлично фиксировались в любом положении и закрепляли ствол с рукавом.

Современная лестница позволяет спасать людей с высоких этажейВ предвоенные годы отечественной промышленности так и не удалось создать выдвижные лестницы, поэтому использовались немецкие «Метцы» и «Магирусы», установленные на ЗИС-6. Позже автомобили заменялись на АМ-23 и АМ-45, пока к середине 1960-х годов пожарные машины таких образцов вовсе не вывели из эксплуатации.

Сегодня уже нигде не встретить автолестницы довоенного периода, поскольку их стремительно заменили современные автовышки и пожарные лестницы. Нынешние модели могут подниматься на высоту до 60 метров, а коленчатые автоподъемники помогают тушить пожары на высоте до 112 метров. Переносные ручные пожарные лестницы, в свою очередь, и сегодня не потеряли актуальности: они входят в комплектацию пожарных машин, только вместо деревянных лестниц сегодня используют металлические, изготовленные из специального сплава – они легкие, но более устойчивые.

  • Приметы пожарных
  • День пожарной охраны: профессиональный праздник
  • История пожарного шеста

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий