Выходы из автобуса разделяют на служебные и запасные. Служебными называют двери, используемые в нормальных эксплуатационных условиях. Водитель при этом не покидает свое место, а пассажиры входят в салон и покидают его. Запасными называют: выходы из автобуса, окна или аварийные люки. Если имеется механический привод, то на стоянке двери должны свободно открываться изнутри. В незапертом состоянии, в соответствии с требованиями безопасности, они свободно открываются снаружи с помощью механизмов, которые функционируют независимо от других органов управления дверьми.
Содержание
Что такое аварийный выход
Согласно строительным нормам, аварийные – это все выходы в здании, не соответствующие по требованиям эвакуационным.
К аварийным относят выходы (по СНиП № 21-01-97):
- На открытый балкон (лоджию). Причем, от торца балкона до оконного проема или остекленной двери должен быть глухой простенок не меньше, чем 1,2 м. Размер простенка должен быть не меньше 1,6 м между остекленными проемами, которые выходят на балкон.
- На открытый переход, который ведет по воздуху в смежную секцию здания или соседний пожарный отсек. Касается многоквартирных жилых домов (категория Ф 1.3 по функциональной пожарной опасности). Ширина прохода должна быть как минимум 60 см.
- На открытый балкон (лоджию) с наружной лестницей, которая соединяет балконы всех этажей.
- Наружу из помещений через люк на высоте от 4,5 м от пола (к нему обязательно должна быть лестница) или приямок, расположенный не ниже 5 м от уровня чистого пола (к которому также должна вести лестница). Если выход осуществляется через люк, его размер должен быть равен как минимум 60см на 80см, если через дверь или окно – 75 см на 150 см.
- На крышу через люк, окно или дверь (размеры, как в предыдущем пункте). Проектируют для зданий 1 – 3 степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности С0, С1 (непожароопасные и малопожароопасные).
Также аварийные выходы проектируют для технических этажей, предназначенных только для прокладки кабелей, трубопроводов, коммуникаций и других инженерных сетей. При этом размеры дверей или люков остаются без изменений (как описано выше), а количество АВ должно составлять – по одному на каждые 300 м
2
площади этажа.
Для технических подполий АВ делают обособленными от других выходов из здания, и ведущими только наружу.
Каким знаком обозначается аварийный выход
Указатель аварийного выхода относится к эвакуационным знакам, соответственно, должен отвечать требованиям госстандарта Р 12.4.026-2001.
Каким должен быть знак аварийного выхода:
- Представляет собой надпись «Аварийный выход» или «Запасной выход» белыми буквами на зеленом фоне.
- Изготавливается на самоклеящейся пленке, из пластика или в виде металлической таблички,
- По конструктивному исполнению может плоским или объемным.
- Типоразмеры – разные (10×20 см, 15×30 см и другие с учетом размера табло светового указателя).
- Размещается над дверью аварийного выхода.
- Отмечается на плане эвакуации цветографическим изображением «Запасной выход».
Если аварийный выход расположен на слабоосвещенном участке либо вообще без освещения (туннель, коридор, зрительный зал), то знак АВ должен быть по конструкции объемным и обеспечиваться подсветкой от общей сети и автономного источника.
Размеры знака предусматривают такими, чтобы надпись легко можно было прочитать с расстояния. ГОСТ предписывает усредненные размеры знаков эвакуации, в том числе и знака «Аварийный выход» – длины сторон прямоугольника – в зависимости от расстояния опознания (от 1 м до 25 м).
Допускается дублировать знак запасного выхода на разных уровнях высоты.
Отличия аварийного выхода от эвакуационного
Несмотря на общее предназначение и целевую направленность аварийного и эвакуационного выходов, у каждого из них есть свои особенности.
Количество, размер и расположение эвакуационных выходов строго регламентируется СНиПом. Например, на каждый этаж должно приходиться по 2 ЭВ, габариты их должны составлять не меньше 1,9 м в высоту, 0,8 м или 1,2 м в ширину (в зависимости от объекта). К АВ таких строгих требований не предъявляется.
Задача у аварийного и эвакуационного выходов общая: оба они нужны для того, чтобы люди при пожаре могли безопасно и успешно выбраться из здания. Также объединяют их высокие требования к конструктивному исполнению – и те, и другие знаки четко должны указать человеку, попавшему в беду, где находится выход.
Знание и соблюдение требований стандартов и правил по отношению к знакам эвакуации – это залог сохранности человеческих жизней при пожаре.
Это интересно: Правила поведения в экстремальных ситуациях
Можно ли открыть аварийный выход самолета в полете
Очень многие задаются вопросом, можно ли открыть аварийный выход во время полета. Ответ простой — нет.
Во время полета открыть аварийный выход даже очень сильному пассажиру не удастся. Ему помешает разница в давлении внутри салона и за бортом. Избыточное давление в салоне выполняет роль «естественной» блокировки для дверей, которые открываются внутрь.
Те люки, которые открываются наружу, снабжены анероидной коробкой, кинематически блокирующей дверь при достижении определенной высоты.
Во многих самолетах на аварийных дверях также есть защелки. Если они откинуты (то есть дверь не заблокирована), в кабине будет гореть табло, показывающее состояние дверей и люков самолёта (на изображении ниже это табло выделено желтой рамкой).
Как выглядит и где может располагаться запасной выход?
В зависимости от пассажировместимости машины запасной выход может выглядеть следующим образом:
- Аварийная дверь в автобусе. Устанавливается дополнительно к служебной двери. Открывается при необходимости эвакуировать пассажиров в случае возникновения нештатной ситуации или используется просто как дополнительный выход в режиме обычной эксплуатации. Кнопка аварийного открытия располагается на панели над или рядом с дверью автобуса.
- Аварийное окно. Предназначается для высаживания людей только при аварии. Такие окна либо снабжаются механизмом быстрого удаления, либо полностью открываются, либо разбиваются молотком. В последнем случае используется стекло, легко бьющееся при точечном ударе и безопасное при разбитии. Рядом должно располагаться приспособление, которым стекло можно будет легко разбить. Окна, предназначенные для открывания или удаления, открываются или удаляются наружу.
- Аварийные люки. Представляют собой проем в крыше, через который пассажиры могут покинуть транспортное средство при аварии. В автобусах большой пассажировместимости устраиваются люки в полу. Люки открываются скольжением или сбрасыванием, причем открываться они должны как со стороны салона, так и с улицы. Откидывающиеся люки запрещены.
Как в автобусах обозначается запасной выход?
Для быстрого нахождения запасные выходы транспорта обозначают специальными знаками. Их размещают непосредственно на двери, окне, люке или возле них на видном месте. Они должны хорошо читаться как изнутри транспортного средства, так и снаружи. Механизмы, с помощью которых можно открыть двери, окна, люки, обозначаются знаками или надписями, выполненными в красном цвете. Язык инструкций по обращению с механизмами открывания – государственный.
Требования и нормы
Законодательные акты, противопожарные нормы, своды правил, которые регламентируют проектирование, устройство аварийных выходов для строительных объектов различного конструктивного, функционального назначения:
- Федеральный Закон № 123-ФЗ в статье 53 указывает, что объемно-планировочные решения, конструктивное исполнение путей эвакуации, должны позволить людям безопасно их покинуть. Поэтому дополнительное использование аварийных путей для персонала объектов, жителей домов, знакомых с их планировкой, нисколько не противоречат этим требованиям.
- СНиП 21-01-97*, определяет пожарную безопасность любых проектируемых, строящихся, эксплуатируемых объектов, с приоритетом требований обеспечения безопасности людей.
- СП 1.13130.2020, регламентирующий как устройство эвакуационных, так и оборудование аварийных путей, выходов из помещений, пожарных отсеков, зданий различного назначения.
- ГОСТ 31471-2011 – о механизмах открывания дверей любых видов выходов из строительных объектов.
В последнем документе указано:
- Такие устройства необходимо включать в состав строительных объектов защиты на стадии проектирования, возведения, а также эксплуатации.
- Аварийными выходами должен пользоваться исключительно постоянный персонал, работающий на объектах, который прошел инструктаж по пожарной безопасности, действиях при пожаре.