ЧС на борту самолета: аварийный взлет/посадка, разгерметизация, пожар

Для обеспечения безопасности при авиаперелете в экстренных ситуация, еще при посадке на борт самолета в обязательном порядке члены экипажа проводят краткий инструктаж пассажиров, где рассказывают о нормах и принципах поведения в нештатных ситуациях.

Нарушение этих правил чревато трагичными последствиями для всех пассажиров рейса, в том числе для нарушителя. Все путешественники, находящиеся в салоне самолета, обязаны соблюдать технику безопасности на борту в любой ситуации, что особенно важно в экстренных случаях. За нарушение правил безопасности в самолете предусмотрен большой денежный штраф и тюремное наказание.

Чрезвычайные ситуации на борту

Самолет – безопасный вид транспорта, что признано официальной статистикой. Аварийные ситуации на борту происходят крайне редко. Численность пострадавших пассажиров в чрезвычайной ситуации при авиаперелете значительно меньше, чем в тех же автомобильных ДТП.

Но даже на самом современном и исправном лайнере могут случиться внештатные ситуации, влекущие риски полного разрушения самолета или смертельной опасности для всех пассажиров рейса.

По статистическим данным авиационных служб, 80% авиакатастроф происходят по причине человеческого фактора и только 15% – технические неисправности самолета.

Все чрезвычайные ситуации в самолете подразделяются на несколько видов:

— Катастрофа – авиационное происшествие на воздушном судне, повлекшее гибель людей.

— Авария – внештатная ситуация на борту, повлекшая серьезные повреждения самолета, но без человеческих жертв.

— Поломки – непредвиденная ситуация, связанная с техническими неисправностями авиационного судна, влияющая не снижение безопасности полета.

— Террористический захват.

Что нужно делать при экстренных ситуациях

Существуют основные правила безопасного поведения в самолете в экстренных ситуациях, соблюдение которых подлежит обязательному исполнению со стороны всех участников авиационного путешествия.

Невнимательное отношение к указаниям членов экипажа и при недостатке информации о нормах поведения на борту в нештатных ситуациях увеличиваются риски опасности для жизни и здоровья всех граждан, находящихся в самолете.

Если все будут действовать грамотно и уверенно, ответственно соблюдая порядок действий в чрезвычайной ситуации на борту, появляются шансы на благополучный исход авиационного путешествия.

При пожаре в самолете

Возгорание в авиационном судне может возникнуть по причине технической неисправности лайнера, повлекшей замыкание электрооборудования, а также при несоблюдении правил поведения самими пассажирами, игнорирующими запреты на курение в салоне.

Правила безопасности при пожаре в самолете:

  • После посадки на рейс внимательно осмотрите салон и запомните, где находятся аварийные выходы. Просчитайте количество рядов до этого места, чтобы в задымленном пространстве у вас была возможность быстро сориентироваться и выбраться к аварийному выходу.
  • Эвакуироваться с горящего самолета можно в первые 2-3 минуты, поэтому очень важно не растеряться в такой ситуации, действовать быстро и осознанно.
  • Если возгорание произошло еще на взлетной полосе, нельзя задерживаться у воздушного трапа, необходимо как можно скорей спрыгнуть и удалиться на безопасное расстояние.
  • Чтобы не получить сильные ожоги, рекомендуется снять легковоспламеняющуюся синтетическую одежду, а открытые участки кожи по возможности закрыть тканью из натуральных материалов.
  • В случае сильного задымления салона совершайте продвижение к аварийному выходу, пригнувшись к полу. Лицо, в частности органы дыхания, лучше закрыть платком или любой другой тряпкой, смоченной в воде.
  • В самолете есть люки, которые нельзя открывать при пожаре. Это может усилить пламя и привести к более трагичным последствиям.

На борту самолетов имеются огнетушители, с помощью которых экипаж предпримет попытки самостоятельный борьбы с огнем.

Огнетушители в самолете

При аварии в самолете

Во время авиаперелета может случиться аварийная ситуация, исход которой часто зависит от соблюдения техники безопасности всеми пассажирами рейса.

Правила поведения при аварии в самолете:

  • Правильно пристегнуть ремни безопасности. Они должны охватывать область бедер, а не живота.
  • Внимательно слушать указания бортпроводников и четко выполнять полученный инструктаж.
  • Не вставать с пассажирских кресел и не отстегивать ремни до полной аварийной остановки лайнера.
  • После получения команды эвакуации с воздушного корабля действовать быстро, четко выполняя распоряжения персонала.
  • После выхода из самолета удалиться на безопасное расстояние.

Где лучше всего сидеть в самолете:

ЧС на борту самолета: аварийный взлет/посадка, разгерметизация, пожар

Как правильно выбрать удобное место в салоне самолета

ЧС на борту самолета: аварийный взлет/посадка, разгерметизация, пожар

Как выбрать бесплатно удобное место в салоне самолета

ЧС на борту самолета: аварийный взлет/посадка, разгерметизация, пожар

Как выбрать и забронировать лучшие места в самолетах S7

ЧС на борту самолета: аварийный взлет/посадка, разгерметизация, пожар

Как выбрать лучшее место в боингах и аэробусах Аэрофлота

При падении самолета

При крушении авиалайнера шансы на выживание есть не у всех, но если действовать четко по инструкции, можно обрести надежду на спасение. По статистике, в результате авиационных катастроф удавалось выжить некоторым пассажирам, внимательно изучившим правила поведения в экстренной ситуации на борту и действовавших по этим правилам в момент падения самолета.

Правила поведения при падении самолета:

  • Если лайнер упал на сушу, выжившим пассажирам не следует далеко отходить от обломков, куда в первую очередь отправятся спасательные службы для поиска людей.
  • По возможности необходимо разжечь костер, который станет ориентиром для спасателей, а заодно позволит пострадавшим путешественникам согреться.
  • На поиски людей может уйти несколько дней. Выжившим пассажирам, оказавшимся в экстремальных условиях окружающей среды, нужно найти источник с питьевой водой, чтобы утолить жажду, и подыскать какое-нибудь питание, чтобы не погибнуть от голода. По утверждению специалистов, на одной плитке шоколада человек может прожить до 4-х недель. Любую найденную пищу, будь-то свежие ягоды с кустарников или пойманная рыба в водоеме, нужно правильно распределить для небольших перекусов, благодаря которым пассажиру удастся выжить до встречи с сотрудниками службы спасения.
  • Если самолет упал в воду, выжившим пассажирам необходимо двигаться в воде, чтобы исключить переохлаждение организма. Постараться отыскать вблизи на водной глади подходящее плавсредство, на котором можно продержаться до прибытия спасательной команды.
  • В самолетах есть спасательные жилеты, хорошо удерживающие людей на воде. Главное не надувать и не надевать их еще во время падения лайнера. В одной авиакатастрофе людям удалось выжить после падения в воду, но из-за надутых жилетов они не смогли выбраться из-под тонущих обломков лайнера, что привело к гибели.
  • Если пассажиру удалось самостоятельно добраться до суши, нужно снять одежду, хорошо выжать и снова одеть. Как правило, в таких ситуациях найти сухую одежду нереально.

При захвате самолета террористами

Захват самолета террористами представляет серьезную опасность для пассажиров и членов экипажа. Очень важно вести себя правильно в такой ситуации, не компрометируя террористов на смертельно опасные для жизни людей действия.

Правила поведения при захвате самолета:

  • Выполнять все требования захватчиков.
  • Постараться успокоиться и не впадать в панику. Такое состояние только обострит и без того опасную ситуацию, что может стоить человеческих жизней.
  • Внимательно осмотрите салон самолета, не делая резких движений. Подумайте, куда вам будет удобно спрятаться в случае, если начнется перестрелка на борту.
  • Старайтесь не выделяться из толпы. Не привлекайте внимания террористов к своей персоне.
  • Если захватчик требует снять ювелирные украшения или отдать деньги, дорогостоящие гаджеты, выполняйте это требование беспрекословно. Не старайтесь спасти свое имущество ценой собственной жизни.
  • Не предпринимайте попыток самостоятельного спасения, никакой самодеятельности – главное правило поведения на борту самолета, захваченного террористами.

Спасением пассажиров и членов экипажа занимаются опытные бойцы спецподразделений. Как правило, захваты авиалайнеров происходят крайне редко и осуществляются с целью получения определенных благ. Захватчики обязательно выскажут свое требование и будут ждать ответных действий со стороны уполномоченных служб на земле.

Бойцы спецотрядов также будут разрабатывать план для спасения пассажиров на захваченном самолете. Если услышите четкую команду «Всем на пол», действуйте незамедлительно! После таких слов может начаться перестрелка.

Если поступила команда «Срочно покинуть самолет», оперативно выполняйте это требование, соблюдая технику безопасности при эвакуации к выходу.

В любой чрезвычайной ситуации на борту самолета сохраняйте спокойствие и действуйте строго по правилам безопасности. Выполнение этих требований значительно увеличит шансы на спасение. Всегда верьте в лучшее и не думайте о плохом, планируя перелет на авиалайнере.

Драка на борту

Драки на борту самолета стали нередким явлением, как среди наших соотечественников, так и среди иностранных туристов. Объясняется это, как правило, тем, что в аэропорту многие напиваются, чтобы унять страх перелета или просто сократить время ожидания. Оказавшись в замкнутом пространстве, кто-то просто засыпает, а кто-то начинает искать поводы для конфликта.

Опаснее всего на борту группы болельщиков, которые стремятся получить максимум адреналина и, наравне с драками, устраивают «качку», то есть бросаются от одного борта к другому. Если их меньше 30 человек, это не опасно, в противном же случае равновесие самолета может быть нарушено.

  • Став свидетелем драки на борту, в первую очередь, нужно сохранять спокойствие.
  • У всех иностранных авиакомпаний в экипаж входят так называемые «маршалы» – крупные стюарды, которые намного лучше справляются с усмирением буйных пассажиров, чем с раздачей сэндвичей.
  • А вот в отечественных компаниях подобная должность отсутствует, поэтому мужчины должны быть готовы прийти на помощь бортпроводнику в случае необходимости.

Зона турбулентности и воздушные ямы


Под турбулентностью понимается смешение нескольких воздушных потоков с разной температурой и плотностью, в результате которого самолет может мгновенно опуститься или подняться на несколько десятков метров.

Чаще всего подобное происходит на высоте более шести тысяч метров, во время полета над городом, песчаным пляжем или озером, поверхность которого прогрета неравномерно.

При падении самолета в большую воздушную яму, все предметы, находящиеся в салоне и не закрепленные как следует, резко взмывают вверх, а затем падают на сидящих. Кроме того, если не пристегиваться, можно получить ушиб или даже перелом, ударившись во время тряски, которая обычно бывает при прохождении зоны турбулентности.

  • Садясь в самолет, убедитесь, что рядом нет тяжелых или острых предметов, незакрепленного багажа.
  • Даже ручка в кармане пиджака может стать опасной, поэтому лучше упаковать ее в сумку.
  • Кроме того, непременно пристегнитесь, а при попадании в зону турбулентности сгруппируйтесь так, как это указано в памятке пассажира.

Пожар в самолете

Нередки случаи, когда виновниками пожара в самолете становятся сами пассажиры, неосторожно обращавшиеся с огнем или курившие на борту. Правда, возникнуть пожар может и при взлете или посадке, и тогда у пассажира остается не более трех минут, для того чтобы выбраться из самолета.

  • В первую очередь помните, что самолет представляет собой огромный летающий бензовоз, и пользоваться зажигалками или курить на его борту категорически запрещено.
  • Если пожар при нахождении на взлетной полосе уже начался, постарайтесь как можно скорее покинуть салон самолета.
  • Для этого при посадке запомните, где расположены аварийные выходы, посчитайте, сколько от вас рядов кресел до выхода, чтобы сориентироваться даже на ощупь.
  • Не вдыхайте дым, передвигайтесь согнувшись, или на четвереньках, накиньте пальто или куртку и избавьтесь от синтетики в одежде (в том числе от колготок), поскольку расплавившись она наносит самые тяжелые ожоги.
  • Не стоит снимать обувь, кроме туфель на шпильках при выходе на надувной трап, да и те стоит держать в руках, чтобы на земле сразу обуть и не наступить на битое стекло или пластик.

Декомпрессия

Декомпрессия, в отличие от большинства авиа-происшествий, случается очень быстро и, хотя кажется пугающей, не является поводом для паники. Громкий шум, которым сопровождается выход воздуха из салона, способен напугать, однако самое опасное не это. Самолет быстро наполняется туманом и пылью, становится сложно дышать, в ушах звенит. В этот момент, самое важное не запаниковать, а надеть кислородную маску и надежно закрепить ее, чтобы она не свалилась, даже при возможной качке или потере сознания. Знайте, что экипаж немедленно начнет исправлять ситуацию, и самолет будет резко снижаться, пока давление в салоне и снаружи не выровняется, а затем будет совершена аварийная посадка в ближайшем аэропорту.

  • При первых признаках декомпрессии, наденьте кислородную маску на себя, а затем помогите окружающим.
  • Даже если рядом находится ребенок, в первую очередь позаботьтесь о себе, иначе вы можете потерять сознание и оставить его без помощи.

Аварии при взлете и посадке

Бортпроводники не зря просят пассажиров пристегнуть ремни и поднять спинки кресел во время взлета и посадки. Самые неожиданные аварии происходят именно в эти периоды полета.

  • В первую очередь, не стоит рассчитывать только на указания экипажа.
  • Заметив, что полет проходит не так (самолет резко снижается, один из двигателей затих или в салоне появился дым) пристегнитесь, сгруппируйтесь и приготовьтесь к экстренной посадке, во время которой неизбежны сильные перегрузки.
  • Как только самолет остановится, пассажиров начнут эвакуировать. В этот момент нельзя поддаваться панике, но делать все нужно предельно быстро.

Угон самолета

Случаи захвата самолета крайне редки, однако, о них быстро становится известно всему миру. И хотя шанс, что захватят рейс Москва-Анталья, ничтожно мал, лучше все же знать основные правила поведения и выживания в подобных ситуациях

  • Не выделяйтесь среди других пассажиров, исполняйте все требования преступников, а затем и группы освобождения.
  • Совершайте любые действия (поход в туалет, открытие багажа) только получив разрешение.
  • Во время штурма постарайтесь сесть или лечь на пол или спрятаться за спинкой кресла, не выражайте свое отношение к захватчикам и не пытайтесь справиться с ними самостоятельно.
  • После освобождения будьте готовы к тому, что следующие несколько часов придется непрерывно отвечать на вопросы полиции и силовых структур.

Посадка на воду

В экстренных случаях самолет может сесть на воду, однако это не значит, что жертвы неизбежны, поскольку к этому все воздушные суда подготовлены. Судно может находиться на плаву до 40 минут, и за это время все успевают его покинуть. Кроме того, современные самолеты оснащены спасательными жилетами и плотами, которые самостоятельно надуваются за одну минуту.

  • До отправления выясните, в каком положении самолет удерживается на плаву – горизонтально, с опущенным в воду хвостом или носовой частью. Исходя из этого, планируйте, к какому выходу нужно будет двигаться.
  • После приводнения начинайте с помощью стюардов спускать на воду самонадувающиеся плоты. В случае если плот не начал надуваться сам, дерните за ручку системы воздухоснабжения, расположенной на боку плота.

P.S. И чтобы уж Вам не стало совсем страшно, давайте-ка я немного разряжу обстановку:

— Экипажу приготовиться к посадке! Бортмеханик, доложите обстановку!
— Нет левого шасси!
— Аварийная посадка! Стюардесса! На борту еще есть запас спиртного?
— Да!
— Выдайте пассажирам, чтоб не волновались!
— Вы уже один раз выдали после взлета, они теперь какое-то колесо по проходу катают…

Перелет давно стало делом привычным. Многие люди воспринимают его как возможность поспать или посмотреть фильм, не думая о том, что под ногами тысячи метров пустоты. Однако узнав про ситуации, которые периодически могут возникнуть на борту самолета, даже самые стойкие к аэрофобии впадут в панику. Именно по этой причине персонал самолета до последнего нам ничего не рассказывают.

1. Пилот потерял сознание

ЧС на борту самолета: аварийный взлет/посадка, разгерметизация, пожар

Такая ситуация достаточно редкая, но бывает всякое. Один пилот с десятилетним стажем однажны признался, что перелетая через Атлантический океан они попали в зону сильной турбулетности. По неудачному стечени обстоятельств, в тот момент, когда его напарник пытался сесть в кресло, самолет сильно затрясло, и он ударил его локтем. Пилот потерял сознание на некоторое время, но благодаря тому, что в кабине пилотов находятся два человека, самолет спокойно продолжил свой полет. Естественно, о случившемся в тот момент знал только обслуживающий персонал лайнера, а пассажиры пребывали в счастливом неведении.

2. Опасность столкновения с другим лайнером

ЧС на борту самолета: аварийный взлет/посадка, разгерметизация, пожар

Мы, будучи пассажирами самолета, находимся в твердой уверенности, что столкновения самолетов в воздухе невозможно, благодаря центру управления полетов. Но на самом деле эта опасность возникает намного чаще, чем нам кажется. Один из летчиков, который предпочел остаться анонимным, рассказал, что много раз на его практике самолеты приближались друг к другу очень близко. А два раза ему пришлось совершать опасный резкий маневр, чтобы избежать столкновения. В это время пассажиры думали, что попали в зону сильной турбулентности. Однако по словам пилота, в салоне всегда есть несколько человек, которые подозревают неладное и начинают выспрашивать у стюардесс, что происходит.

3. Кабина в дыму

ЧС на борту самолета: аварийный взлет/посадка, разгерметизация, пожар

В этот жуткий момент пилоты самолетов находятся в специальных кислородных масках, чтобы не потерять сознание от отравления и практически всегда требуют разрешение на экстренную посадку. Тем временем в салоне самолета никто и не догадывается об опасной ситуации на борту. Один из пилотов одной британской авиакомпании поведал, чо во время этого происшествия у них также начало заканчиваться топливо, а приборной панели из-за дыма не было видно. К счастью, все обошлось, однако по маршруту следования они на всякий случай запрашивали аварийную посадку, которая не понадобилась.

4. Поломки

ЧС на борту самолета: аварийный взлет/посадка, разгерметизация, пожар

Самолет — это огромный сложный механизм. И совершенно нормально, когда в механизме что-то ломается. Ясно, что поломки бывают разными. Но в любом случае, пассажирам об этом не сообщается во избежание паники на борту. Один из анонимных пилотов рассказал, что однажды во время полета перед самой посадкой на крыле оторвалась часть элерона. Это было абсолютно неопасная поломка, однако пассажиры всполошились. Ведь по незнанию можно подумать что угодно, и болтающаяся железка на крыле может напугать очень сильно.

5. Молнии

ЧС на борту самолета: аварийный взлет/посадка, разгерметизация, пожар

Все знат, что современные самолеты устойчивы к ударам молнии, и поэтому можно не бояться. Кроме того, кажется, что вероятность попадания молнии в самолет крайне низка, но это не так. Каждый самолет как минимум раз в год сталкивается с этой ситуацией. Несмотря на безопасность во время полета, пассажиры часто очень пугаются, а на самолете остаются заметные следы от удара молнией. Кроме того, часто бывают ситуации, что пролетая через тучу, самолет сам провоцирует появления молний, хотя без него бы их возможно и не было. Гораздо опаснее не сама молния, а яркая вспышка от нее, которая может надолго ослепить пилотов, что превращается в серьезное препятстие для безопасного полета. Ведь временно потерявшие зрение пилоты могут не заменить вихрь или вертикальный поток воздуха, что представляет реальную опасность.

6. Боковой ветер при посадке

ЧС на борту самолета: аварийный взлет/посадка, разгерметизация, пожар

Сильный боковой ветер может стать реальным препятствием при посадке самолет. И, хотя пилотов обучают садить лайнер при таких условиях, это не гарантирует хорошего исхода. В этот момент страшно не только пассажирам, которые чувствуют все раскачивания и повороты самолета во время сопротивления, но и пилотам, которым важно сохранить самолет стабильным. Пилоты уверяют, что если опасность слишком велика, они не будут садить самолет в таких условиях.

7. Птицы

ЧС на борту самолета: аварийный взлет/посадка, разгерметизация, пожар

Очень красиво смотрится фото, когда самолет окутан стаей птиц. Но на самом деле эта ситуация крайне опасна. Самолет летит на такой огромной скорости, что даже мелкий камешек разнесет лобовое стекло и полчерепа пилоту, не говоря уже о птице. Чаще всего, опасность столкновения есть при посадке самолета и при его взлета на высоте до 100 метров, особенно если в этот период прицы совершают миграции и передвигаются большими стаями. Однако катастрофы и аварии с участием птиц, угрожающие жизни пассажиров, очень редки.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий