Правила безопасности в метрополитене: разбор ситуаций

В наиболее крупных городах самым распространенным и удобным видом транспорта является метрополитен. Он представляет собой разветвленную сеть подземных станций, между которыми курсируют специальные поезда по определенным маршрутам.

Пассажирский поток на некоторых станциях. Особенно в часы «пик» может достигать до 7 млн. человек. Учитывая количество народа, подземное расположение и опасность электрического транспорта, метро имеет статус объекта повышенной опасностью.

Аварии, ЧП и несчастные случаи нередки. Что делать если в вагоне пожар или произошел взрыв, как себя вести в случаи схода вагона с рельсов или столкновения поездов и можно ли спастись в случае падения с платформы на рельсы метро, рассмотрим более детально в данной статье.

Содержание

Общие правила поведения в метро

Есть несколько простых правил безопасности в метро

  • Заходя на станцию и выходя из нее, будьте осторожны с открывающимися в обе стороны стеклянными дверями. Порывом воздуха или из-за небрежности идущего впереди вас человека можно травмировать кисти рук и голову. В свою очередь также придерживайте двери, чтобы не ударить ими тех, кто идет сзади.
  • В случае обнаружения бесхозных пакетов, сумок, чемоданов необходимо обратиться к машинисту поезда либо к любому работнику на станции.
  • Соблюдайте правила поведения на эскалаторе.
  • При возникновении давки избавьтесь от предметов одежды, которые могут зацепиться за идущих рядом пассажиров (шарфы, длинные пояса и т.п.), руки согните в локтях и прижмите к груди. Багаж держите впереди себя, двигайтесь со скоростью потока людей. Маленьких детей лучше нести на руках или держать за руку и вести перед собой.

На эскалаторе: будьте внимательнее в платье и на шпильках

Я ни разу не видела пассажиров, сидящих на ступенях эскалатора. Зато регулярно слышу истории о зажёванной одежде и обуви. Моя подруга отделалась порванной юбкой, но и этого можно было избежать.

Аварии происходят, когда края длинной одежды или шнурки попадают в зазор между движущимися и неподвижными частями эскалатора. Обратите внимание на специальные щёточки по бокам эскалатора и жёлтые полосы на его ступенях. Их задача — не подпустить вас слишком близко к неподвижным частям эскалатора.

Если зажевало вашу одежду или обувь

Поднимайте шум, машите руками, чтобы эскалатор остановили. Соседи по цепочке передадут вашу просьбу дежурному диспетчеру. Если можете, снимите предмет одежды или обувь, которую зажевало. Сохраняйте равновесие.

Если эскалатор внезапно остановился

Оставайтесь на месте и крепко держитесь за поручни. Ждите указаний дежурного.

Если проблемы у других пассажиров

Воспользуйтесь выключателем «Стоп», чтобы остановить эскалатор.

безопасность в метроВыключатель «Стоп» для экстренной остановки эскалатора может выглядеть как рычаг, кнопка или переключатель

На станции: отойдите от края платформы

Все, с кем я разговаривала о безопасности в метро, спрашивали, как спастись от поезда на рельсах. Удивительно: повсюду висят инструкции и плакаты, а мы до сих пор рассуждаем, ложиться или бежать.

Упавшего с платформы человека поджидают две опасности: контактный рельс с напряжением 825 В и поезд, прибывающий на скорости 60 км/ч. Контактный рельс закрыт оранжевым кожухом, идёт вдоль перрона, спрятан под краем платформы. Как защититься от поезда?

Если вы упали и не видите поезд

  • Не приближайтесь к краю платформы (там проходит контактный рельс).
  • Бегите к началу платформы по ходу движения поезда.
  • Остановитесь за чёрно-белой рейкой и ждите помощи.

Если вы упали и поезд приближается

  • Ложитесь в лоток между рельсами головой к поезду, лицом вниз.
  • Снимите со спины рюкзак, придержите полы верхней одежды и не двигайтесь.
  • Ждите помощи.

Если кто-то другой упал на рельсы

  • Подайте стоп-сигнал машинисту поезда: совершайте круговые движения руками.
  • Зовите на помощь: нажмите кнопку SOS на красно-синем терминале экстренного вызова.

безопасность в метроКак подать стоп-сигнал машинисту поезда. Фрагмент плаката в московском метро

Проблема № Низкая эффективность досмотровых мероприятий


При интенсивном пассажиропотоке эффективность проведения досмотровых мероприятий снижается. В первую очередь это связано не столько с количеством пассажиров, сколько с быстрым заполнением территории КПП и, как следствие, затруднением выявления пассажиров для проведения дополнительного досмотра.

Если проводить аналогию с обеспечением авиационной безопасности, то большинство аэропортов либо построено, либо реконструировано в целях осуществления тщательного досмотра 100% населения. К сожалению, нечто подобное просто невозможно реализовать на многих объектах метро. Некоторые вестибюли станций метрополитена в Москве и Санкт-Петербурге оборудованы в высокоэтажных зданиях, и провести реконструкцию вестибюля в целях увеличения зоны досмотра весьма проблематично. Это приводит к выборочному досмотру со стороны перевозчиков и недовольству самих пассажиров работниками досмотра из-за столпотворения в час пик.

Важно отметить, что требования законодательства разрабатываются без учета архитектурных и планировочных особенностей станций метрополитена, спроектированных еще до того, как транспортной безопасности стало уделяться повышенное внимание.

Так, в соответствии требованиями по обеспечению ТБ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.04.2017 г. № 410, субъект транспортной инфраструктуры (СТИ) обязан выделить отдельные помещения или участки помещений на каждой станции метро не только для сотрудников безопасности, но и для хранения выявленных предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону ТБ.

Такими предметами могут быть:

  • боевое оружие;
  • взрывчатые вещества (бризантные, инициирующие и т.д.);
  • радиоактивные (источники альфа-, бета-, гамма-излучения), химические (аммиак, хлор, зарин, зоман), биологические (бактерии, грибки, вирусы) агенты.

К хранению таких предметов и веществ законодательством предъявляются отдельные требования, не реализуемые в условиях действующего метрополитена и создающие дополнительную угрозу жизни и здоровью пассажиров и персонала.

Законодательством также не предусмотрена методика досмотра на станциях метро с учетом мест размещения зон досмотра. Сейчас данные места определяются СТИ самостоятельно, но при этом не учитываются взрывоопасность зоны досмотра, месторасположение пункта досмотра относительно расположения взрывозащитного контейнера и др.

Человеческий фактор: кражи и домогательства

Как противостоять ворам

Мужчина выскочил у меня из-за спины и схватил мою сумку за ремень. В этот момент я крепко её держала, поэтому вор запрыгнул в уходящий поезд без моих вещей. Иначе мне пришлось бы восстанавливать карты и документы, что заняло бы от 10 дней до месяца.

На платформе держите вещи перед собой или прижимайте к себе: обычно воры вырывают их перед самым закрытием дверей. Если почувствовали неладное, резко развернитесь и шагните в сторону. Если видите, как воруют у другого, поднимайте шум.

Что делать, если вас обокрали

Запомните время происшествия, номер вагона и приметы преступника. Сообщите о краже:

  • кнопкой SOS через красно-синий терминал в вестибюле;
  • машинисту вагона по экстренной связи;
  • любому сотруднику метрополитена на станции.

Как бороться с домогательствами

Я обсуждала тему безопасности в метро с 10 подругами. Пять из них назвали главной проблемой сексуальные домогательства.

В закрытом вагоне некуда деться, вокруг шумно и людно, поэтому незнакомцы безнаказанно распускают руки. Если не встречают отпора, переходят к более активным действиям.

В одной из таких ситуаций я успела выскочить из вагона. Потянула время, затем оттолкнула насильника и выпрыгнула на станцию перед закрытием дверей. В другой — меня удачно оттеснила толпа. После этого мне пришлось обратиться к психологу. Теперь я знаю, как себя вести в подобных ситуациях, но предпочитаю возвращаться домой до 10 вечера или на такси.

  • Вечером и ночью возвращайтесь в компании, останьтесь ночевать в гостях или вызывайте проверенное такси.
  • Выбирайте людные вагоны. Если вы стали объектом нежелательного внимания, пересядьте к пассажирам, внушающим доверие.
  • В часы пик в переполненном вагоне агрессор чувствует себя свободно: его действия незаметны для толпы. Посторонние пассажиры игнорируют ситуации домогательства, так как считают пристающего мужчину вашим спутником. Обратитесь за помощью к конкретному мужчине из толпы громко и чётко, глядя в лицо, со словами: «Помогите мне, этот человек ведёт себя неадекватно. Я его не знаю. Мне страшно, можно я спрячусь за вами?» Показывать страх — нормально. Вам помогут, когда поймут, что происходит и какая защита нужна: поменяться местами, оттеснить от вас агрессора.
  • В полупустом вагоне или переходе обычно действует другой тип агрессоров, которые готовы перейти от грязных намёков к насильственным действиям. Как правило, это не хулиганы, а люди с расстройствами психики. Немногочисленные пассажиры или прохожие испугаются и оставят вас наедине с агрессором. При первых же подозрениях обращайтесь за помощью к машинисту вагона по экстренной связи, дежурному по станции или нажимайте кнопку SOS на красно-синем терминале в вестибюле.

От женщины зависит следующее — работать с чувством стыда, если оно мешает защищаться. Нужно быть внимательной: иногда лучше отвлечься от книги или плеера. Быть готовой к тому, что придётся просить о помощи. И установить на телефоне быстрый набор человеку, с которым есть такая договорённость.

Наталья Потапенкова, психолог

Куда обратиться за медицинской помощью

В метро с 5:30 до 1:00 работают 200 врачей. В их распоряжении — аптечка и оборудование для немедленного вызова скорой помощи.

На каждой станции в вестибюле установлены красно-синие колонны экстренного вызова. Нажмите кнопку SOS, и ваш звонок моментально поступит в ситуационный центр. Сообщите, на какой станции человеку стало плохо, если можете, опишите симптомы. Через 3–5 минут на станцию прибудут врачи скорой помощи.

В каждом вагоне есть кнопка экстренной связи с машинистом. Сообщите о чрезвычайной ситуации и назовите указанный на переговорном устройстве номер вагона. На ближайшей станции пострадавшего человека встретят врачи скорой помощи.

У каждого дежурного по станции есть аптечка. Дежурного можно узнать по красному головному убору.

1 von 2

Информационные терминалы с кнопкой SOS есть на каждой станции московского метро. Звонки поступают операторам ситуационного центра. В колонну встроена камера, вас услышат и увидят

Устройство экстренной связи с машинистом. Номер вагона указан сверху. В некоторые устройства уже вмонтированы видеокамеры

Информационные терминалы с кнопкой SOS есть на каждой станции московского метро. Звонки поступают операторам ситуационного центра. В колонну встроена камера, вас услышат, увидят и помогут

Проблема № Обнаружение взрывчатых веществ в интенсивном пассажиропотоке

Для обнаружения паров взрывчатых веществ в подземном транспорте применяется в основном портативный переносной детектор. Это устройство не позволяет обследовать всех проходящих на территорию вестибюля пассажиров. Другие технические средства весьма дороги или недоступны по другим причинам, поэтому не эксплуатируются службами транспортной безопасности.

Рис 1. Типичная конфигурация вестибюляТипичная конфигурация вестибюля станции метрополитена с учетом размещения технических средств обеспечения транспортной безопасности

После подписания Указа Президента РФ от 31.03.2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте», который стал реакцией на теракты в Московском метрополитене, был разработан комплекс мер по антитеррористической защищенности. Теперь, спустя девять лет, на станциях метрополитена имеются пункты досмотра, оснащенные взрывозащитными контейнерами, рамочными и ручными металлодетекторами, аппаратурой радиационного контроля, лучевыми досмотровыми установками и др. Однако террористическая атака, совершенная 3 апреля 2017 г. в Петербургском метрополитене, свидетельствует о недостаточности проведенных мероприятий.

Защитит ли метро от войны

Многие уверены, что только в метро можно спастись, если начнётся война. Действительно, после 1945 года в вестибюлях новых станций или внизу эскалаторов устанавливают гермодвери. Они защищают от основных поражающих факторов, химического и биологического оружия.

Но метро не спасёт от прямого попадания в землю ядерной бомбы: под эпицентром взрыва образуется воронка, под которой всё разрушится.

Метро защитит от:

  • ударной волны,
  • теплового и лучевого воздействия.

Если вы укроетесь в метро, вы ничего не увидите, не услышите, вас не облучит радиация, вы не пострадаете от высокой температуры.


Чтобы метро оставалось для вас безопасным местом в мирной жизни, соблюдайте правила его использования и руководствуйтесь здравым смыслом.

Проблема № Оснащению и охране вентиляционных шахт уделяется мало внимания

Не секрет, что для жизнеобеспечения метрополитена вентиляционные шахты (ВШ) являются одними из важнейших технических сооружений. На основании организационных документов по транспортной безопасности ВШ признаются критическим элементом, на охрану которого направлены дополнительные меры.

Вместе с тем не может не вызывать беспокойство их слабая техническая защищенность. Киоски ВШ работают на приток и отток воздушных масс. Одиночный нарушитель либо группа нарушителей может произвести через киоск ВШ распыление опасных химических, радиоактивных или биологических веществ. Подобный АНВ может привести к более тяжелым последствиям, в отличие от реализации угрозы взрыва. При этом нарушитель имеет реальные шансы остаться незамеченным, так как, кроме охранной сигнализации, данные сооружения ничем не оснащены.

Фото 3. Верхний вентиляционный узел ВШВерхний вентиляционный узел ВШ

Фото 4. Вентиляционный киоск ВШВентиляционный киоск ВШ

Что делать если вы упали на рельсы в метро

Ожидая поезд на открытых перронах стойте в середине платформы, можно за столбом. Но никогда не стойте близко к краю платформы! Спешка в метро частое явление и любой человек может совершенно случайно толкнуть вас, что станет причиной вашего падения на рельсы. От этого никто не застрахован.

Если вы упали на рельсы, то алгоритм ваших действий прост:

  • Первое и самое главное не поддавайтесь панике!
  • Ни в коем случае нельзя прятаться под край пассажирской платформы или пытаться самостоятельно выбраться с пути: вдоль края платформы проходит контактный рельс, на который подано напряжение 825 В. Приближение к нему, а тем более касание, опасно для жизни!
  • Если поезда еще не видно и на табло с указанием времени прибытия поезда есть время, бегите в противоположную сторону, при этом кричите людям чтобы связались с сотрудниками метро и сообщили о произошедшем случае. Ваша задача успеть добежать до полосы остановки первого вагона (чёрно-белой рейки), у которой машинист останавливает состав, и встать за неё. Если вы не знаете с какой стороны будет идти состав (например, вы первый раз на данной станции метро), спросите у людей.
    Вам остаётся только ожидать работника метрополитена, который поможет вам подняться на платформу.

  • Если поезд уже виден или у вы получили травму и не можете переместиться за отметку остановки поезда, то необходимо лечь в путевой лоток, который расположен между рельсами. Ширина и высота колеи до днища вагона более 50 сантиметров. Помните, что подвесных механизмов у вагонов и самого подвижного состава на днище нет.
    Рекомендуется ложится головой к поезду, в связи с тем, что ваша одежда может быть поднята потоком поезда, а в данном случае этого не случится.
    Во время приближения поезда, сгруппируйтесь, закройте голову руками, прижмите ноги плотно друг к другу.
    Находясь под составом не паникуйте. Не пугайтесь шума, искр. Не пытайтесь самостоятельно выбираться из под вагонов, оставайтесь на месте.
    Ждите помощи! Вам обязательно помогут.

Если вы увидели что кто-то упал на рельсах, то один человек должен направиться к выходу из тоннеля, чтобы подавать сигналы машинисту поезда, делая круговое движение рукой (лучше с яркой тряпкой в руке), еще кто-нибудь должны срочно поставить в известность о случившемся сотрудников метрополитена.

Проблема № Отсутствие порядка действий сотрудников при обнаружении бесхозных предметов

Данная проблема проявилась наиболее остро в Петербургском метрополитене после произошедшего теракта. Действия работников ТБ регламентируются внутренними инструкциями и порядками, и их значимость значительно выросла после трагических событий. Фактически закон предписывает, что всю ответственность за ТБ несет СТИ, а не правоохранительные органы, как в некоторых других странах мира. При наличии каких-либо признаков АНВ СТИ обязан предпринимать меры по его недопущению, в том числе имеет право на закрытие станции при обнаружении бесхозного (подозрительного) предмета.

Важно отметить, что законом даже не установлено определение «бесхозный предмет», не говоря о регламентации совместных действий работников метрополитена и сотрудников правоохранительных органов при обнаружении бесхоза.

Данную проблему в полной мере ощутили жители Санкт-Петербурга с 2017 по 2018 гг., не раз сталкиваясь с закрытием станций метро при любом обнаружении бесхоза сотрудниками службы безопасности.

Парадокс также заключается в том, что многие станции оснащены взрывозащитными контейнерами, однако при обнаружении бесхоза и выявлении в нем признаков ВУ перемещать его в эти контейнеры из-за риска детонации нельзя ни работникам метро, ни сотрудникам полиции. Сделать это могут лишь взрывотехники Росгвардии, которые признают нецелесообразность установки данных технических средств.

Возможные пути решения

Прежде всего важно осознать, что транспортная безопасность метрополитена на профессиональном уровне осуществляется сравнительно недолго, примерно 10 лет, и требует более длительного срока реализации.

На основании изложенных проблем и их анализа рассмотрим возможные (но не единственные!) способы решения:

  • Для повышения эффективности досмотровых мероприятий и на основании сравнительного анализа необходимо разработать методику досмотра на метрополитене. В ней следует предусмотреть научно-практическое обоснование мест размещения зон досмотра, порядок действий работников метрополитена при обнаружении бесхозных (подозрительных) предметов. Важно, чтобы данный порядок действий был обязательным для исполнения не только работниками подземного транспорта, но и сотрудниками полиции, с которыми производится совместное обследование бесхозов.
  • В целях повышения эффективности применения технических средств для обнаружения ВУ в интенсивном пассажиропотоке необходимо провести анализ мировой и российской практики обнаружения ВУ. На основе проведенного анализа внедрить на объектах метрополитена автоматизированную многорубежную пространственно распределенную систему обнаружения террориста в интенсивном пассажиропотоке, в состав которой будут включены самые современные устройства, имеющиеся на рынке. Данная система должна включить в себя большое количество различных устройств, которые потребуется порубежно разместить перед границей зоны транспортной безопасности. Только в этом случае ее работа будет эффективной. На новых объектах такая возможность существует. Важно понимать, что данные технические решения также потребуют дополнительного пространства в вестибюле, на станциях с небольшой площадью вестибюля потребуется либо реконструкция, либо увеличение входной зоны. Возможно создание принципа разделения пассажиропотока на «зеленый» и «красный» коридор в зависимости от перевозимых пассажирами грузов, багажа и ручной клади в целях улучшения пропускной способности.
  • Для совершенствования системы принятых мер необходимо уделить большее внимание техническому оснащению и охране зон вентиляционных шахт, чтобы предотвратить совершение угрозы поражения опасными веществами.
  • В целях повышения эффективности разработки и реализации планов обеспечения транспортной безопасности необходимо разработать соответствующую методику в отношении объектов метрополитена, предусматривающую порядок, этапы и результаты проводимых мероприятий. Важно, чтобы данная методика была основана на реальных показателях и сроках по созданию и реализации ПОТБ за прошедший период.

Повышение уровня транспортной безопасности всегда будет иметь особое значение для представителей транспортной отрасли и пассажиров. В этих условиях важнейшую роль играет интеграция специалистов из различных сфер деятельности и профессий, а также накопленный опыт по антитеррористической защите в России и в мире.

Нормативные правовые акты:

  • Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (ред. от 02.08.2019 г.).
  • Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ред. от 18.04.2018 г., с изм. от 29.03.2019 г.).
  • Постановление Правительства РФ от 05.04.2017 г. № 410 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов».
  • Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 г. № 1285-р «Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте» (ред. от 04.07.2019 г.).
  • Приказ Минтранса России № 52, ФСБ России № 112, МВД России № 134 от 05.03.2010 г. «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

Список литературы:

  • Грищенко Е.Л. Интегрированные системы обеспечения транспортной безопасности // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. Научный информационный сборник. – 2015. – № 6. – С. 131–135.
  • Сидоренко А.В., Махина С.Н. Обеспечение транспортной безопасности в современном понимании // Проблемы правоохранительной деятельности. –2018. – № 4. – С. 70–73.
  • Николаева Н.В. Транспортная безопасность: проблема определения понятия и содержания // Международный правовой курьер. – 2016. – № 1 (13). – С. 15–21.
  • Духно Н.А. Обеспечение безопасности при эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры // Транспортное право и безопасность. – 2018. – № 2 (26). – С. 8–19.
  • Попов В.Л. Безопасность в метро: проблемы и перспективы // Транспортное право и безопасность. – 2018. – № 2 (26). – С. 20–30.
  • Соколов М.Ю. Доклад на заседании Правительства РФ. http://government.ru/news/10255.

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий