Пожарная безопасность на судне: правила и требования

Обеспечение эффективной пожарной безопасности на плавательных судах различного назначения является очень важным мероприятием. На каждом водном судне имеются помещения с разным риском пожароопасности, а в материалах конструкции судна и рабочих отсеков, как правило, присутствуют горючие вещества.

Организация противопожарных мер на судне

Наблюдение. Основное круглосуточное наблюдение за судном осуществляется вахтенной службой. При стоянке в порту, кроме лиц, задействованных в несении вахт, дополнительно создается пожарная вахта, на которую возлагаются:

  • периодические обходы судна по определенным маршрутам (днем – не реже чем через 2 часа, ночью – не реже чем через 1 час) для своевременного обнаружения пожара или поступления в корпус воды;
  • проверка соблюдения экипажем и другими лицами, находящимися на судне, пожарно-профилактического режима;
  • проверка противопожарных закрытий согласно их маркировке или приказу по судну.

Члены пожарной вахты обязаны неотлучно находиться на судне. Они имеют право отдыхать, не раздеваясь, и только в установленном вахтенным помощником капитана помещении.

Первый, обнаруживший пожар (возгорание) или его признаки, обязан через ближайший извещатель (рис. 7.10) или любым другим способом сообщить об этом вахтенной службе и произвести ликвидацию или локализацию пожара подручными средствами до подхода аварийной партии.

Пульт пожарной сигнализации на мостике и пожарный извещатель

Обращение с пожароопасными материалами. Для предупреждения возникновения пожара запрещается хранить:

  • в открытом виде горюче-смазочные материалы;
  • материалы навалом, в тюках, связках в сыром виде и смоченные маслом, керосином, лаками и растворителями, способные самовоспламеняться;
  • свежевыкрашенную парусину в сложенном виде и в плохо вентилируемом помещении;
  • загрязненные и сырые угольные мешки;
  • краски, лаки и растворители в помещениях, где хранятся пакля, ветошь, обстрижка и прочие волокнистые материалы;
  • легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы не в специально предназначенных кладовых или местах;
  • не годные для использования пиротехнические средства (срок хранения которых истек или они отказали в действии при их применении).

Использование электроприборов и открытого огня. Правила пожарной безопасности предусматривают правила обращения как с темиили иными горючими материалами, так и с потенциальными источниками огня. Особое внимание уделяется использованию открытого огня и электроприборов. Запрещается:

  • использовать нестационарные электронагревательные приборы (утюги, чайники и др.) в необорудованных помещениях;
  • оставлять без наблюдения включенные электронагревательные приборы, электроинструменты и сварочное оборудование;
  • пользоваться открытым огнем:
    • в трюмах, грузовых и балластных танках и хранилищах всех видов легковоспламеняющихся жидкостей, а также вблизи выхода воздуха из них;
    • вблизи вскрываемых танков (цистерн) с горюче-смазочными материалами и в местах разборки топливного трубопровода;
    • в аккумуляторных помещениях;
    • в кладовых грузовых шлангов, фонарных, малярных, сухой провизии и т. п.;
    • в плотницкой мастерской;
    • вблизи шахт и головок вентиляции;
    • в непосредственной близости от легковоспламеняющихся материалов;
    • во всех помещениях с целью освещения;
    • на расстоянии менее 10 метров от мест расположения баллонов с горючими газами;
    • вблизи места вскрытия каких-либо частей двигателей внутреннего сгорания.

Курение. Курение на судне разрешается только в специально установленных приказом по судну местах. Обычно курение разрешено в жилых помещениях, комнатах отдыха и на открытых палубах в кормовой части судна.

В местах для курения экипажа должны быть установлены металлические урны с водой или пепельницы из несгораемого материала и нанесена маркировка «Место для курения». Курение в каютах без наличия пепельницы, а также лежа в койке или на диване запрещается. Выбрасывание окурков и горящих предметов за борт, в том числе и в иллюминаторы, запрещается.

На танкерах курение и использование открытого огня на открытых палубах запрещено, что должно быть обозначено нанесением соответствующих надписей и символов.

Пути перемещения людей. Для обеспечения как борьбы с пожаром, так и эвакуации людей запрещается загромождать коридоры, выходы и трапы.

Все двери жилых помещений должны иметь исправные филенки аварийного выхода.

Проведение огневых работ. К огневым относятся работы, связанные с нагреванием деталей до температур, способных вызвать воспламенение материалов и конструкций.

К огневым работам, проводимым на судах, относятся:

  • газовая сварка и резка;
  • плазменная резка;
  • электросварка;
  • нагрев деталей открытым огнем (паяльной лампой);
  • пайка;
  • механическая обработка металла с выделением искр.

При нахождении судна в море производство огневых работ допускается только с разрешения капитана, о чем делается запись в судовом журнале.

Ответственными за проведение работ с использованием открытого огня являются:

  • старший помощник капитана – при работах в грузовых трюмах, производственных цехах, жилых и служебных помещениях, на открытых частях палуб и надстроек;
  • главный (старший) механик – при работах в машинно-котельном отделении, туннеле гребного вала, рефрижераторном, насосном и других помещениях судомеханической службы.

К огневым работам допускаются специалисты, имеющие квалификацию, подтвержденную соответствующими удостоверениями. Ответственный за производство работ перед их началом обязан:

  • произвести инструктаж исполнителей и обеспечивающих лиц;
  • осмотреть помещения, где должны проводиться работы, и соседние с ними;
  • привести в готовность к немедленному использованию противопожарные системы и оборудование данных помещений;
  • обеспечить место проведения работ первичными средствами пожаротушения;
  • удалить все пожароопасные материалы в радиусе 5 м, а также закрыть все люки и горловины, кроме тех, через которые обеспечивается безопасность работ;
  • обеспечить помещение и место работы надлежащей вентиляцией;
  • проверить возможность немедленной герметизации помещения;
  • проверить исправность аппаратуры для работы и одежду сварщиков;
  • выставить в помещении, где ведутся работы, а при необходимости и в соседних помещениях, вахтенных, предварительно проинструктировав их;
  • доложить о готовности помещений к производству работ вахтенному помощнику капитана, осмотреть их с ним и получить от него разрешение на производство работ.

Вахтенный помощник после проверки готовности места к проведению огневых работ делает соответствующую запись в судовом журнале.

По окончании работ ответственный за их проведение обязан доложить вахтенному помощнику капитана, получить от него разрешение на передачу помещений лицам, в заведовании которых они находятся.

По окончании огневых работ вахтенный помощник обязан организовать в последующие 12 часов наблюдение за местом, где производились работы.

Во время стоянки судна в порту все вопросы, связанные с производством огневых работ, должны согласовываться со службой пожарной охраны порта с проверкой места работы их представителем.

Организация борьбы с пожаром

Борьба экипажа с пожарами на судах должна проводиться в соответствии с оперативно-тактическими картами и планами пожаротушения под руководством капитана и включать следующие действия:

  • обнаружение пожара и выявление его места и размеров;
  • ограничение распространения пожара;
  • предупреждение возможных при пожаре взрывов;
  • ликвидация пожара и его последствий.

На всех судах должны быть вывешены схемы общего расположения, на которых для каждой палубы должны быть четко показаны:

  • посты управления;
  • пожарные секции, выгороженные перекрытиями класса «А» и «В»;
  • элементы систем сигнализации обнаружения пожара;
  • элементы спринклерной установки;
  • элементы средств пожаротушения;
  • пути доступа к различным отсекам, палубам и т. д.;
  • элементы вентиляционной системы, включая расположение постов управления вентиляторами и заслонками.

Второй комплект схем противопожарной защиты (рис. 7.11), предназначенный для использования береговой пожарной командой, должен постоянно храниться в отчетливо обозначенном брызгозащищенном укрытии, расположенном снаружи рубки (обычно у парадных трапов или входов в надстройку левого и правого бортов). Схемы должны постоянно обновляться, и любые изменения должны вноситься в них в кратчайшие сроки.

Контейнер со схемами противопожарной защиты судна

Индивидуальные действия. Каждый член экипажа при обнаружении очага пожара обязан:

  • нажать кнопку ближайшего пожарного извещателя;
  • громкими криками оповестить людей, находящихся в соседних помещениях, о пожаре и указать им пути эвакуации;
  • по возможности сообщить вахтенному помощнику (или вахтенному механику) более подробную информацию о месте очага пожара и его характере;
  • обесточить электрооборудование;
  • если возгорание небольшое, приступить к тушению пожара подручными средствами. При выборе средств пожаротушения следует руководствоваться их эффективностью применительно к данному горящему веществу и собственной безопасностью;
  • если погасить огонь собственными силами не представляется возможным, то необходимо покинуть помещение, проведя его герметизацию, закрыть двери, люки, горловины, иллюминаторы, вентиляцию;
  • принимать меры по недопущению распространения огня в смежные помещения, для чего там необходимо:
  • убрать от переборки все предметы, могущие воспламениться;
  • охлаждать переборку, протянув пожарный рукав от ближайшего крана водопожарной магистрали.

Для выхода из задымленного помещения следует использовать аварийные дыхательные устройства (EEBD – Emergency Escape Breathing Device), которые обеспечивают нормальное дыхание не менее 10 минут (рис. 7.12).

Услышав сигнал предупредительной сигнализации о запуске системы объемного пожаротушения, необходимо немедленно покинуть помещение.

Использование аварийного дыхательного устройства

Действия экипажа. После получения сигнала или доклада о пожаре вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявитьобщесудовую тревогу по борьбе с пожаром, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.

По сигналу общесудовой тревоги по борьбе с пожаром командиры аварийных партий (групп) обязаны:

  • прибыть в район пожара, установить место и размеры пожара и немедленно приступить к его тушению, для чего выделить необходимое количество людей в дыхательных изолирующих аппаратах для работы в задымленных отсеках и средств для тушения пожара;
  • обеспечить вынос из охваченных огнем или задымленных помещений пострадавших и оказать им первую медицинскую помощь;
  • организовать осмотр отсеков и помещений, смежных с аварийным, и при необходимости обеспечить охлаждение переборок водой;
  • доложить на ГКП о результатах разведки и действиях аварийной партии.

Лица судового экипажа, направляемые в задымленные и горящие помещения, должны быть снабжены снаряжением пожарного (рис. 7.13).

Снаряжение пожарного

Использование фильтрующих дыхательных аппаратов в задымленных и горящих помещениях запрещается.

Для охлаждения помещений, в которые проникают испарения горючих материалов, и обеспечения безопасности прохода людей через них на пожарных стволах должны применяться распылительные насадки.

Тушение пожара рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

  • прекратить доступ горючих веществ в очаг пожара;
  • изолировать очаг пожара от доступа воздуха;
  • охладить горючие вещества до температуры ниже температуры воспламенения их газов.

Следует обратить внимание на то, что при тушении пожара водой отсутствие примеси пара в дыму говорит о том, что вода не достигает очага пожара.

При тушении пожара надлежит учитывать возникновение угрозы отравления людей образующимися газами, в том числе в смежных помещениях.

При пожаре в жилых и служебных помещениях для предотвращения усиления горения и распространения огня рекомендуется не открывать двери, а пожарные стволы подавать через филенки или иллюминаторы.

В особо тяжелых случаях пожара в грузовом трюме, когда не представляется возможным ликвидировать пожар с помощью имеющихся на судне огнетушащих средств, следует затопить трюм. При этом необходимо учитывать:

  • влияние принимаемой воды в трюм (отсек) на остойчивость и запас плавучести судна;
  • возможность всплытия горящего груза под палубу;
  • увеличение объема (разбухание) некоторых грузов.

При пожаре в рефрижераторном отделении, когда в результате повышения температуры возрастает давление в сосудах и аппаратах, а предохранительные клапаны не срабатывают, во избежание взрыва надлежит произвести аварийный выпуск аммиака (хладагента) из всей системы рефрижераторной установки.

Для тушения наружного огня необходимо:

  • по возможности развернуть судно так, чтобы огонь относило в сторону от других конструкций, грузов и материалов, находящихся вблизи района пожара;
  • подавать на очаг пожара наибольшее количество струй воды, по возможности с наветренного борта (рис. 7.14);
  • охлаждать водой находящиеся вблизи от огня горючие конструкции, грузы и материалы;
  • вести наблюдение за смежными с районом пожара помещениями;
  • сбивать за борт струями воды разлившиеся горящие нефтепродукты, если их не удается погасить.

При горении топлива у борта судна необходимо:

  • вывести судно из опасного района, по возможности против ветра и течения;
  • отгонять горящее топливо от борта сплошными водяными струями из пожарных стволов под углом 30–40° к поверхности воды по границам жидкостей, сжимая очаг пожара;
  • применять пенотушение для покрытия поверхности забортной воды в угрожающих судну местах;
  • охлаждать корпус в угрожающих местах водяными струями.

Пожарный ствол

Вентиляция. При объемном способе тушения пожара производить вентиляцию помещения запрещается.

Для предотвращения повторного возгорания после применения средств объемного пожаротушения вентиляцию горевшего отсека следует производить не ранее чем через 8 часов после окончания тушения пожара. Вентиляция производится до полного удаления газов и запаха, но не менее 30 минут.

В помещение, где осуществлялось объемное пожаротушение, до окончания полной вентиляции входить разрешается только в дыхательных изолирующих аппаратах, соблюдая все правилапредосторожности, пользуясь предохранительным тросом, переносным аккумуляторным фонарем взрывобезопасной конструкции и предварительно убедившись, что температура в помещении невыше 60 °С.

Сухогрузные трюмы, где тушение пожара производилось стационарными углекислотными установками, вскрываются для производства вентиляции только по прибытии судна в ближайший порт.

Пожарное оборудование и системы

Переносные пенные огнетушители являются эффективным средством для тушения начальных стадий пожара. Огнетушитель заполнен двумя растворами, отделенными друг от друга при его стандартном положении (вверх головкой). При переворачивании огнетушителя растворы смешиваются и начинается процесс пенообразования, газоносителем в котором служит выделяющийся углекислый газ. При вместимости огнетушителя около 9 л образуется 75 л пены. Пенные огнетушители надо хранить при температуре не ниже 4,4 °С во избежание замерзания пены. При вводе в действие огнетушителя весь запас пены выходит в течение 20–60 с, что требует быстрых и умелых действий.

Воздушно-пенные огнетушители

Практика тушения:

  • при тушении находиться на расстоянии не менее 3 м от очага пожара;
  • избегать интенсивного размахивания огнетушителем; направлять струю, плавно сдвигая ее к центру пожара, пена должна скользнуть по горящей поверхности;
  • избегать попадания пены на открытые участки тела;
  • не допускать разбрызгивания горящих жидкостей.

Устройство воздушно-пенного огнетушителя ОВП-10

Переносные СО2-огнетушители. Особенностью является небольшая дальность полета струи, что требует максимального приближения к очагу пожара. Их эффективно используют для тушения горящих твердых и жидких веществ, а также электрооборудования под напряжением до 1000 В. При значительной силе ветра использование огнетушителя неэффективно – слой углекислого газа быстро сдувается с горящей поверхности. Огнетушители можно хранить при отрицательной температуре; максимальная температура 54 °С, при более высоких температурах начинают срабатывать предохранительные клапаны.

Углекислый газ расширяется при выходе из огнетушителя, что приводит к резкому понижению температуры раструба, который может обмерзать. В зависимости от типа запорной головки имеются различные рекомендации по применению СО2-огнетушителей.

Практика тушения:

  • направить раструб в основание пожара и медленно продвигаться вперед, совершая раструбом движение вперед-назад;
  • при тушении электрооборудования, находящегося под напряжением, не подводить раструб на расстояние менее 1 м к пламени и горящей поверхности;
  • помнить о том, что температура раструба в момент выхода струи углекислого газа понижается до минус 70 °С;
  • при работе в помещении с ограниченным объемом необходим дыхательный аппарат;
  • электрооборудование при возможности обесточить.

Переносные порошковые огнетушители: общего назначения для тушения пожаров классов А, В и С и специального назначения для тушения горящих металлов. Действие огнетушителей основано на прерывании реакции горения практически без охлаждения горящей поверхности, что при определенных условиях может привести к повторному возгоранию. Огнетушитель работает в вертикальном положении и подает порошок короткими порциями.

Характеристики порошковых огнетушителей: масса заряда 0,9–13,6 кг; дальность полета струи 3–9 м; продолжительность работы 8–30 с.

Тактика тушения:

  • подавать порошок непрерывно или порциями в зависимости от класса пожара, начиная с ближнего края, водить струю из стороны в сторону;
  • продвигаться вперед медленно, избегая близкого контакта с очагом пожара;
  • после того как пожар ликвидирован, выждать время во избежание повторного возгорания;
  • тушение порошками можно совмещать с водотушением, а некоторые порошки совместимы с пеной.

Пожарные рукава, стволы и насадки. Пожарные рукава должны быть прочными, водонепроницаемыми и эластичными. Пожарный рукав изготавливают секциями длиной 15–20 метров с прикрепленными к концам рукавными соединительными головками (муфтами). При помощи рукавных головок секции рукава соединяют друг с другом, крепят к пожарному гидранту (крану) и соединяют со стволом или насадкой. Во внутренних помещениях длина секции 10 метров. Рукава в комплекте со стволом подсоединяют к пожарному крану, хранят в ящиках с красной надписью «Fire Hose».

Пожарный рукав

Пожарные рукава легко повреждаются при небрежном обращении с ними и хранении. Их следует тщательно очищать путем мойки. Перед укладкой из рукавов надо слить воду и просушить их во избежание появления плесени и гниения. В установленные сроки рукава следует осматривать и испытывать.

Ручные пожарные стволы могут иметь насадки размерами 12, 16 и 19 мм и хранятся в комплекте с рукавами. Применение комбинированных насадок позволяет получать компактную, распыленную струю, а в усовершенствованных конструкциях пожарных стволов можно получить струю для пожаротушения и одновременно водяную завесу для защиты человека, ведущего борьбу с пожаром: компактную струю применяют для тушения твердых горючих веществ; она эффективно сбивает пламяи отгоняет горящие на поверхности воды нефтепродукты от борта судна; распыленную струю применяют для орошения палуб, переборок, борта судна, тушения горящих нефтепродуктов; компактная и распыленная струи с водяной защитой могут создавать водяные завесы.

Практика тушения:

  • своевременно определить эффективную форму струи; создать водяную завесу, если это необходимо для защиты от пламени;
  • подавать воду на края очага пожара, постепенно уменьшая площадь горения;
  • подавать струю навстречу распространению огня; не направлять струю воды на пену.

Пенную насадку (пеногенератор) подсоединяют к рукаву, соединенному с магистралью пенотушения. Открывается вентиль на магистрали – начинается подача пены.

Практика тушения:

  • направлять струю пены на край участка пожара и постепенно смещать к центру так, чтобы вся поверхность горящего участка покрылась пеной;
  • не подавать пену на электрооборудование, находящееся под напряжением, и на людей;
  • продвигаясь вперед, не оставлять непогашенные участки; после ликвидации пожара подавать пену еще в течение 1–2 мин.

Выбор сигнализации


Сигнализацией обнаружения пожара в обязательном порядке оснащаются все помещения корабля. Судовая сигнализация может являться пожарной, авральной или обиходной. Например, на теплоходах установлена автоматическая сигнализация, подающая громкий тревожный сигнал в помещение ходовой рубки при появлении пожара или значительного превышения температуры окружающего воздуха в различных судовых помещениях.

Пожарная сигнализация на огромных грузовых и буксирных судах устанавливается из-за отсутствия места постоянной вахты в работающем машинном отделении. Тревожный сигнал «Пожар» может быть включен с помощью смонтированных ручных или автоматических современных пожарных извещателей.

В настоящее время существуют следующие виды судовой автоматической системы обнаружения пожара:

  • электрическая пожарная сигнализация, точно сообщающая о месте возникновения пожара;
  • дымосигнальная пневматическая сигнализация, передающая сигнал о пожаре на приемную станцию;
  • ручные извещатели, установленные в легкодоступных местах;
  • автоматические извещатели, установленные в жилых и служебных местах помещения, а также в помещениях с легковоспламеняющимися материалами;
  • максимальные температурные извещатели, реагирующие на изменение температуры воздуха в помещении;
  • дифференциальные извещатели, реагирующие на скорость повышения температуры.

Все эти виды современной пожарной сигнализации позволяют своевременно обнаружить очаг возникновения пожара и провести все необходимые мероприятия для его устранения.

Использование пожарных стволов, рукавов и пеногенераторов

Работы с пожарным стволом рекомендуется проводить группой в составе двух человек – ствольщика и подствольщика. Обязанности ствольщика: прокладывать рукавную линию, проверять соединение рукавов, регулировать подачу воды, при необходимости помогать наращивать рукавную линию, накладывать зажим на повреждение рукава.

Использование пожарных стволов, рукавов и пеногенераторов

При работе с рукавами следует учитывать:

  • непосредственно у ствола рукав должен иметь виток, кольцо или бухту, что обеспечит свободное перемещение ствольщика к очагу пожара без протяжки рукава;
  • не допускать перегибов рукава и задеваний за острые предметы и выступы;
  • рукав следует перемещать медленно, не допуская ударов соединительных головок по палубе;
  • покидать место пожара надо лицом к пожару.
  • рука поднята с вращательным движением – подать воду;
  • рука вверху – стабилизация давления;
  • рука опущена с вращательным движением – прекратить подачу воды.

Порядок работы с пеногенератором:

  • проложить рукавную линию;
  • к рукавной линии присоединить пеногенератор;
  • ввести в действие установку пенного пожаротушения;
  • открыть запорный вентиль на магистрали;
  • после начала выхода пены подавать ее на очаг пожара.

При этом пожарный должен направлять ее на ближайший край пожара, отсекая пламя от себя и сгоняя его к центру пожара.

Защитное оборудование и одежда

Фильтрующие противогазы. При пожаре образуется большое количество токсичных веществ в виде газов, паров, мельчайших капель, сажи и пыли. Широкое применение синтетических материалов приводит к насыщению дымовых газов сильнодействующими отравляющими веществами, многие из которых смертельны для человека даже при содержании в воздухе в ничтожном количестве. К простейшей респираторной защите относятся фильтрующие противогазы, в которых происходит очистка воздуха, содержащего достаточное количество кислорода, от загрязнителей.

Классификация средств индивидуальной защиты дыхания

Применение противогазов этого типа в условиях пожара неэффективно, их можно рекомендовать для работы в помещениях, воздух которых содержит токсичные примеси в небольших количествах.

Фильтрующие противогазы можно применять только в помещениях, воздух которых содержит достаточное для дыхания количество кислорода.

Перед входом в помещение обязательно проверить надежность противогаза: зажать отверстие в нижнем донышке коробки и задержать дыхание на 10 с – при отсутствии утечек маска слегка обожмет лицо. Сделать полный выдох – если воздух не вытекает по бокам маски, значит, выпускной клапан работает нормально.

Шланговые противогазы. Маска шлангового противогаза соединена шлангом с электроприводным воздушным насосом или ручным вентилятором,который обеспечивает подачу свежего воздуха для дыхания человека. Применяют армированные проволокой шланги, концы которых должны крепиться не к маске, а к ремням снаряжения, что обеспечивает безопасность при запутывании шланга. Преимущество шлангового противогаза – неограниченная подача воздуха, что обеспечивает длительность пребывания в аварийной зоне.

Недостатки – ограниченность свободы передвижения и опасность запутывания шланга.

Кислородный изолирующий противогаз КИП-8 и шланговые противогазы

Никогда не следует снимать противогаз в аварийной зоне. К каждому работающему должен быть прикреплен сигнальный канат, длина которого равна длине шланга. Выходить из аварийной зоны необходимо тем же путем, которым входили в нее, во избежание запутывания шланга и сигнального каната.

Изолирующие дыхательные аппараты на сжатом воздухе АСВ-2 ДРЕГЕР предназначены для защиты органов дыхания и зрения человека при работе в атмосфере, непригодной для дыхания (повышенная концентрация отравляющих веществ или обедненная кислородом атмосфера), и при работе под водой на глубине до 20 метров.

На судах аппарат применяется:

  • при тушении пожара и работе в задымленных пространствах;
  • в качестве газозащитного средства и для выполнения судовых подводных работ.

АСВ-2 относится к типу резервуарных аппаратов с запасом сжатого воздуха и открытой схемой дыхания, которая позволяет:

  • обеспечить отсутствие возникновения гипоксии (кислородного голодания);
  • применять аппарат во взрывоопасной среде.

К работе в аппаратах допускаются лица, признанные годными к работе на судах без дополнительного медицинского освидетельствования, прошедшие специальное обучение и имеющие документ установленной формы на право допуска к работе в аппаратах. Аппараты не закрепляются за отдельными членами экипажа.

Для каждого аппарата должен быть предусмотрен гибкий огнестойкий предохранительный трос длиной не менее 30 м, который прикрепляется непосредственно к аппарату или отдельному специальному поясу крючком-защелкой, чтобы предотвратить отсоединение аппарата при работе с предохранительным тросом.

ТИТАН автономный дыхательный аппарат

Созданный на основе высокоэффективных материалов, технологий и эргономики, новейший автономный дыхательный аппарат, объединяющий высокопроизводительные материалы, фирменную электронику, и уникальные эргономические характеристики для пожарных, которые предлагают большую степень маневренности, безопасность и эффективность. ТИТАН предлагает пожарным совершенно новый опыт работы с их современным дыхательным аппаратом, потому что он направлен на расширение возможностей пожарного – это хороший баланс для тела, облегчение общения и простота в использовании.

Срок защитного действия аппарата при работе средней тяжести в воздушной среде 45 минут (баллоны емкостью 3 л) и 60 минут. Наполнение сжатым воздухом баллонов спросроченным испытательным сроком категорически запрещается.

Запрещается производить подтяжку соединений, находящихся под высоким давлением, для устранения в них течи.

Хранение аппаратов на судах должно быть в специальном сухом отапливаемом помещении, расположенном в надстройке и имеющем отдельный выход. Для аппаратов предусмотрены ящики или стеллажи, стенки которых должны быть оббиты амортизирующими материалами (войлок, поролон).

При работе в задымленном (загазованном) помещении необходимо пользоваться временно проложенной телефонной связью. Если такой возможности нет, используются простейшие средства сигнализации через страхующий трос:

через обеспечивающего:

  • дернуть один раз – «как себя чувствуешь?»;
  • дернуть три раза – «выходи!»;
  • повторение сигнала «выходи!» – «выходи немедленно!»;

от работающего – к обеспечивающему:

  • дернуть один раз – «чувствую себя хорошо»;
  • дернуть два раза – «мало воздуха»;
  • дернуть три раза – «выхожу, выбирайте трос»;
  • частое подергивание более 4-х раз – «выбирай немедленно!»;
  • потрясти три раза – «самостоятельно выйти не могу».

Пожарное снаряжение включает:

  • защитную каску
  • сапоги (или ботинки)
  • пожарный топор
  • сигнальный огнестойкий канат
  • ремень
  • перчатки
  • фонарь
  • защитный костюм
  • воздушно-дыхательный аппарат
  • изолирующий аппарат на сжатом воздухе

Применяют защитные костюмы двух типов.

Теплоотражающий костюм покрыт снаружи теплоотражающим материалом, отражает до 90 % теплоты излучения и создает для человека изолирующую оболочку.Костюм позволяет близко подойти к огню, но не рассчитан на непосредственное воздействие пламени. Для большей надежности перед пожарным должен создаваться водяной защитный экран.

Термостойкий костюм изготовлен из многослойного стекловолокна с теплоотражающими прокладками. Под костюм надевается автономный дыхательный аппарат. Правильно подогнанный и надетый костюм создает воздухонепроницаемое закрытие и защищает человека на короткое время от непосредственного соприкосновения с пожаром при температуре до 810 °С.

Теплоотражающий костюм и Термостойкий костюм

Литература

Матрос морского судна — Шарлай Г. Н.

Требования нормативных документов

Немного истории

Особым вниманием Петра I пользуется флот. Царь собственноручно пишет указы и распоряжения, относящиеся к предупреждению пожаров на судах.

В 1710 году издаются инструкции и артикулы Российскому флоту, содержащие ряд противопожарных мер. Ходить по кораблю с огнем разрешалось только по поручению капитана. Без его ведома, запрещалось при­возить на корабль тюфяки, мешки с сеном и другими воспламеняю­щимися веществами. Куре­ние разрешалось только между большой мачтой и фок-мачтой и под наблюдением офицера. Строго был ограничен и доступ в пороховые погреба – заходить туда разрешалось только пушкарям. Нарушителей этих правил наказывали весьма сурово: трижды протаскивали под килем ко­рабля и лишали месячного жалования.

13 (24 по новому стилю) января 1720 года Петр Великий объявляет указ об издании Морского устава (), во введении к ко­торому определяет значение флота для российского государства: «… сие дело необходимо нужное есть Государству …».

Морской устав 1720 года

Устав морской 1720 года

В книге 5 главе 4, артикулы 46 и 47 гласят:

Все те, которые нарочно зажгут или потопят какой корабль, или магазин, или иное какое судно, или какую амуницию, или провиант, или такелаж свой или приятельский, будут казнены смертию…

Если капитан, или какой офицер морской, командую­щий кораблем, потеряет свой корабль на море, разбиением на камень или на берег, или от огня сго­рит, повинен быть взят за арест. А ежели явиться, что оная гибель сделалась его небрежением, за то будет казнен смертию, или сослан навечно на галерную работу, по важности вины смотря.

В 1831 году суд Адмиралтейств-коллегии приговорил капитана судна «Фершампенхауз» Барта­шевича, а также офицера Тибардина и унтер-офицера Мякишева за допущенные недостатки во время уборки крюйт-камеры, что привело к пожару, к смертной казни. Но, учитывая безупречную службу, император Николай I заменил всем троим офицерам смертную казнь разжалованием в рядовые мат­росы.

Наши дни

Учитывая, что водный транспорт, будь это морские суда, осуществляющие торговые перевозки по всему Мировому океану, разработку, добычу полезных ископаемых, включая такие горючие жидкости, как нефть, газовый конденсат; или речной флот, работающий на внутренних водных путях нашей страны, относится к специфической, с точки зрения пожарной безопасности, категории защищаемых объектов, поэтому для ее обеспечения существуют и особые нормативные документы, учитывающие различные нюансы назначения судов, ситуаций с ними:

  • «Кодекс внутреннего водного транспорта РФ», в котором в статье 34 говорится о том, что подготовка судна к плаванию – это обязанность судовладельца. При этом оно считается пригодным к плаванию, если удовлетворяет, в том числе требованиям пожарной безопасности.
  • «Кодекс торгового мореплавания РФ», требованиям подчиняется которого весь морской транспорт, что ходит под российским флагом. Он устанавливает всеобъемлющие правила для морских судов как в период их плавания по морским, так и по внутренним водным путям.

Исходя из определений этих официальных документов судами считаются самоходные, несамоходные плавучие сооружения, в том числе:

  • морские, речные суда – пассажирские, грузовые, рыболовецкие, включая вспомогательные, маломерные, прогулочные; танкеры, сухогрузы, контейнеровозы, баржи;
  • суда смешанного типа река-море;
  • паромы;
  • дноуглубительные / дноочистительные снаряды;
  • плавучие краны, доки, другие технические сооружения подобного рода;
  • морские плавучие платформы по разведке, добыче полезных ископаемых на шельфе.

В них также определено, что состав экипажа судна – это капитан, лица командного состава (помощники капитана, механики, электромеханики, радиоспециалисты, врачи), судовая команда.

Более конкретные требования пожарной безопасности, касающиеся всех аспектов надлежащего поддержания противопожарного судов в различных ситуациях, изложены в следующих нормативных документах:

  • Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта РФ, утвержденные приказом Минтранса РФ № 158 от 24.12.2002.
  • ППБ СРС 01-2009 Правила пожарной безопасности на строящихся и ремонтируемых судах.
  • Правила пожарной безопасности при проведении огневых работ на судах, находящихся у причалов морских портов, судоремонтных предприятий, утвержденные постановлением Минтранса РФ № 12 от 12.02.2004.
  • ГОСТ Р 55230-2012 – о требованиях пожарной безопасности к судовым, тепловозным, промышленным двигателям.
  • Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров РФ об обеспечении ПБ при эксплуатации морских судов, судов внутреннего водного, смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов, утвержденный приказом Минтранса РФ № 154 от 30.04.2013.

На основании этого официального документа, именно представители этой Федеральной службы выполняют функции федерального пожарного надзора на судах, а не представители МЧС РФ.

Противопожарные системы и оборудование

На флоте, неважно морской он или речной, обеспечение ПБ закладывают еще на стадии проектирования судов любого типа, класса; воплощая проектные решения на стадии строительства, а затем оборудования, комплектации, а именно:

  • Производится огнезащита металлических конструкций судна, в предусмотренных проектной документацией местах.
  • Выполняются противопожарные перегородки / переборки между пожарными отсеками / помещениями судов.
  • Устанавливаются противопожарные ворота, двери, люки, в том числе с частичным заполнением противопожарным (огнестойким) стеклом, в проемах таких переборок.
  • В местах прохождения коммуникаций через противопожарные переборки все проемы, отверстия заделываются, герметизируют, в том числе водостойкими огнезащитными штукатурками, огнестойкой пеной.
  • Устанавливаются огнезадерживающие клапаны на вентиляционных системах судна, огнепреградители на трубопроводах закачки топлива, жидких горючих грузов.
  • Прокладываются трубопроводы стационарных систем пожаротушения судна, кабельные трассы автоматической пожарной сигнализации, СОУЭ – оповещения о пожаре.

Для своевременного обнаружения мест возникновения очагов горения, их локализации в отсеках, оперативной ликвидации на судах используются следующие виды, типы систем сигнализации, оповещения, установок тушения пожаров, являющихся важной составной частью их конструкции, оборудования:

  • Автоматическая сигнализация о точном месте обнаружения очага возгорания с максимальными или максимально-дифференциальными типами тепловых пожарных извещателей, датчиками дыма, а также газовыми пожарными извещателями, выбираемыми на стадии проектирования в зависимости от назначения защищаемых отсеков/помещений судна; предстоящей пожарной нагрузки – видов, количества перевозимых в них грузов.
  • Ручные пожарные извещатели для сообщения от члена экипажа судна, первым визуально обнаружившего признаки пожара, дублирования тревожного сигнала.
  • Световые, звуковые пожарные извещатели, оборудование речевого оповещения/громкоговорящей корабельной связи.
  • Водяные установки пожаротушения со спринклерными оросителями, устанавливаемыми для защиты кают экипажа, пассажиров, коридоров, камбуза, общественных помещений, например, кают-компании; дренчерными оросителями – для грузовых отсеков, вспомогательных помещений. Это основной вид установок пожаротушения на судах, как, впрочем, и на суше, учитывая доступность, универсальность такого огнетушащего вещества, как вода.
  • Пенные установки пожаротушения для защиты машинных отделений, где установлены дизельные двигатели; электрогенераторных помещений; насосных отделений судна; грузовых трюмов, отсеков с наличием ГЖ, ЛВЖ.
  • Ограниченно для защиты отдельных особо важных, небольших по площади технических помещений управления, жизнеобеспечения судна используют газовые, порошковые системы пожаротушения.
  • Система внутреннего противопожарного водоснабжения / водопровода, с установленными в рассредоточенных местах судна пожарными кранами, укомплектованными рукавами, стволами.

Вся аппаратура контроля и управления противопожарными системами судна устанавливается, концентрируется в помещении главного командного пункта (рубке) управления, выполняющем функции пожарного поста, откуда капитаном передаются необходимые команды с помощью системы громкоговорящей связи, возглавляется борьба экипажа с возникшим пожаром; организацией, проведением эвакуации пассажиров в безопасные места; отработкой плана действий при авариях и катастрофах.

Кроме стационарных средств тушения пожаров, помещения корабля укомплектовываются порошковыми, углекислотными, хладоновыми огнетушителями, для определения их необходимого количества производится расчет необходимого количества огнетушителей; или оснащение первичными средствами пожаротушения, пожарным инвентарем и ручным инструментом, необходимыми для оперативного устранения небольшого по площади очага возгорания, производится по нормам положенности.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий