Пожарная безопасность в поезде: пассажирском и грузовом

Правила пожарной безопасности в поездах

Несмотря на то, что поезд является одним из самых безопасных видов транспорта для передвижения, в пути всегда есть риск столкнуться с непредвиденной ситуацией. Наиболее частой причиной получения травм являются пожары. Ниже приведено лишь несколько правил пожарной безопасности, установленных для проезда в поезде.


Кто отвечает за безопасность

За пожарную безопасность поезда отвечает проводник, начальник поезда и проездной электромеханик. Все сотрудники железнодорожного транспорта проходят подготовку по пожарной безопасности.

Кроме этого, раз в полгода знания правил безопасности проверяет специальная комиссия. Сведения о прохождении проверки заносятся в журнал и удостоверение проводника. Если сотруднику не удалось пройти проверку, он может быть отстранен от выполнения своих прямых обязанностей.

Пожарная безопасность в поезде: пассажирском и грузовом

Проводник может включать и эксплуатировать электроприборы, обесточить их во внештатной ситуации. А вот производить ремонт может только электромеханик.

Проводник на железнодорожном транспорте следит за исправностью проводки и электроприборов, отопительными устройствами и кипятильником. Соблюдает правила пожарной безопасности и смотрит за тем, чтобы их не нарушали пассажиры. При возникновении пожара может принять ряд действий по ликвидации очага и эвакуации людей, находящихся в вагоне.

Подготовка поезда к рейсу


Перед отправлением состава в рейс он проходит обязательную проверку. В ходе проверки обязательно проверяется:

  • исправность электроприборов;
  • отсутствие повреждения электропроводки и целостность изоляции;
  • работоспособность отопительных устройств и кипятильника;
  • наличия воды в кипятильнике и котле;
  • наличие средств пожаротушения, а также их исправность;
  • исправность измерительных приборов;
  • открывание дверей и откидывание площадок;
  • исправность противопожарной системы;
  • работа вытяжки над плитой;
  • работа автоматических систем, в том числе подачи топлива.

Пожарная безопасность предусматривает осмотр всех помещений. Не должно быть никаких посторонних предметов, особенно поблизости с котлами, плитами и иными электрическими устройствами, а горюче-смазочные и легковоспламеняющиеся материалы необходимо правильно хранить.

Основные правила

Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте предусматривают ряд запретов. Категорически запрещено эксплуатировать электроприборы и отопительные устройства, которые вышли из строя. Нельзя оставлять без присмотра работающие электроприборы.

Для пожарной безопасности на железнодорожном транспорте также запрещено:

  • хранить легковоспламеняющиеся предметы и материалы рядом с котлами, обогревателями, плитами и кипятильниками;
  • класть складируемые вещи на расстоянии менее 50 см от светильников;
  • перевозить в пассажирских вагонах жидкости, что легко возгораются;
  • применять газовые плиты и примусы для приготовления пищи;
  • Пожарная безопасность в поезде: пассажирском и грузовомиспользовать легковоспламеняющиеся жидкости для разжигания котлов и печей;
  • эксплуатировать котел или кипятильник без воды;
  • использовать розетки и электрические устройства, не соответствующие требования электросхемы;
  • разводить открытый огонь;
  • включать электроприборы при неисправности измерительных устройств (амперметра и вольтметра);
  • применять неисправные аккумуляторные батареи или производить их зарядку неправильным способом;
  • сушить вещи на обогревающих устройствах, кипятильниках и над плитами;
  • производить ремонт электромеханического регулятора напряжения на ходу поезда;
  • заменять вышедшие из строя лампочки лампочками меньшего номинала.

Пассажирам и работникам железнодорожного транспорта запрещается курить в неустановленных местах. Проходы и тамбуры не должны быть загромождены, так как это может препятствовать эвакуации пассажиров в случае возгорания в вагоне. Если поезд движется, нельзя выбрасывать мусор и продукты горения после чистки котлов или печек. Это необходимо делать при остановке поезда в специально отведенных местах.

В случае появления механических повреждений, например, трещин, в отопительных устройствах или плитах, а также нарушения электроснабжения необходимо прекратить их использование. Пожарная безопасность пассажирских вагонов заключается в строгом соблюдении прописанных правил и рекомендаций.

Ответственность пассажиров и внимательность проводников позволяют избежать неприятных ситуаций при стоянии или передвижении поезда.

Особенности тушения возгораний


Даже если правила безопасности на железнодорожном транспорте соблюдаются, существует вероятность образования пожара. Безопасность людей в поезде в таком случае полностью зависит от правильных действий сотрудников железнодорожного транспорта.

При обнаружении возгорания или задымленности дежурный проводник обязан разбудить проводника, который отдыхает, а после этого остановить поезд стоп-краном.

Производить остановку движущегося состава нельзя на акведугах, виадугах, в тоннелях, над путепроводами и в иных местах, где невозможно произвести высадку пассажиров.

Пожарная безопасность в поезде: пассажирском и грузовом

Проводник должен отключить электроснабжение: при достаточном естественном освещении – полностью, а ночью − оставив аварийное освещение. Напарник проводника обязан сообщить о случившемся по внутренней связи остальным сотрудникам поезда.

Ради пожарной безопасности пассажиров на железнодорожном транспорте один из проводников занимается организацией эвакуации. Перед оповещением об эвакуации необходимо открыть все возможные двери.

В случае невозможности эвакуации пассажиры перемещаются в соседний вагон в безопасные условия. Пассажирам должны быть вручены средства индивидуальной защиты, которые находятся в каждом вагоне.

Второй проводник начинает ликвидировать очаг возгорания при помощи огнетушителей и иных противопожарных средств. Для тушения пожаров подвижного состава на железнодорожном транспорте используются порошковые огнетушители, так как пенные содержат воду, которая приводит к короткому замыканию электросети. Их использование допускается только при отключении электроснабжения.

Сотрудники железнодорожного транспорта других вагонов после извещения о пожаре должны взять огнетушители и отправиться в горящий вагон тушить огонь, а также проследить за эвакуацией пассажиров.

Важно не допускать появления и распространения паники среди людей, а обеспечить их организованную высадку в безопасное место.

Тушение пожаров на железнодорожном транспорте сопровождается сложностями при перевозке легковоспламеняющихся и взрывоопасных, а также ядовитых веществ. В таком случае все действия работников должны согласовываться с экологическими и специализированными службами.

Соблюдение правил пожарной безопасности позволяет сократить вероятность возникновения опасных ситуаций на железнодорожном транспорте, а обученные проводники способны спасти жизнь пассажирам при возникновении пожара.

Другие полезные статьи:

  • Действия персонала при возникновении пожара
  • Пожарная безопасность при проведении огневых работ
  • Требования пожарной безопасности к газовым котельным

Пожарная безопасность пассажирских поездов

Железнодорожные составы имеют огнетушители, другие устройства, предназначенные для ликвидации огня. Они должны регулярно проверяться, перезаправляться. Этим занимаются ответственные сотрудники, которые проходят специальное обучение, имеют подтверждающий документ.

Перед отправлением поездов проводится инструктаж, о чем делается запись в журнале.

Ответственные работники

Их пару. За организацию и тушение пожара в поезде отвечают:

  • начальник состава, электромеханики, ответственные бригадиры;
  • машинисты несут ответственность за локомотив;
  • проводники, механики, экспедиторы, директор ресторана следят за вагонами.

Пожарный надзор

Представители военизированной охраны РЖД занимаются поддержанием должного уровня безопасности на железнодорожных объектах, подвижных составах. Их деятельность закреплена положениями Конституции, других нормативных, законодательных документов.

Пожарный надзор осуществляется совместно с органами Государственной противопожарной службы. К подразделениям, занимающимся деятельностью, относят:

  • военизированную охрану железной дороги;
  • стрелково-пожарные отряды;
  • отдел технических средств, надзора РЖД.

Меры пожарной безопасности на случай возникновения пожара в поезде


При обнаружении очага возгорания в поезде следует:

  • Довести информацию о пожаре проводнику вагона;
  • Отказаться от попытки остановить поезд срывом стоп-крана. Решение о применении системы экстренного торможения поезда может принять его начальник или проводник;
  • Закрыть окна и двери, попытаться изолировать очаг возгорания. Распространению огня способствует кислород;
  • При возможности взять огнетушитель или одеяло, попытаться погасить пожар самостоятельно при условии его малой локализации;
  • При распространении пожара принять участие в эвакуации. Соблюдать требования проводников, оказывать помощь пожилым, женщинам и детям для выхода из горящего поезда;
  • Если поезд продолжает ехать, а огонь продолжает распространяться, необходимо перейти в соседний вагон, желательно по направлению движения поезда;
  • При сильном задымлении нужно передвигаться, наклонившись как можно сильнее к полу. Намочите платок или тряпку водой, плотно прижмите ее к лицу, чтобы у вас была возможность дышать в условиях задымления;
  • После остановки поезда покиньте горящий состав, отойдите от вагонов на безопасное расстояние;
  • В случае, если вы оказались блокированы огнем в вагоне, заприте дверь, подавайте сигналы из окна, чтобы вас могли заметить прибывшие на место спасатели.

Если вы попали в любую чрезвычайную ситуацию, незамедлительно звоните по номеру 112 в МЧС.

Старт строительства Rail BalticaЯнварь 2021Старт строительства Rail BalticaИз столицы в СПБ за 2 часаЯнварь 2021Из столицы в СПБ за 2 часа700 составов РЖД на праздникиЯнварь 2021700 составов РЖД на праздники

Алгоритм действий при пожаре в грузовом поезде

Он практически не отличается. Если говорить об устранении пожара в грузовом поезде на перегоне, то процедура похожа на ликвидацию огня в пассажирском вагоне.

Остановка состава

Независимо от того, какой груз перевозится по железной дороге, при выявлении возгорания, машинист прекращает движение на горизонтальном участке с благоприятным профилем, где пожарные машины смогут беспрепятственно к нему добраться.

Недопустимо останавливать горящий состав в тоннеле, под мостом, рядом со строениями и местами, где присутствует риск распространения огня.

Если поезд проезжает неблагоприятный участок пути и не перевозит опасных грузов, он может продолжать движение, сообщив на ближайшую станцию о ЧП. При остановке машинист проверяет, что огонь находится не под стрелками, секционными изоляторами.

Для оповещения сотрудник подает сигнал тревоги (длинный и 2 коротких гудка), связывается с ближайшей станцией для оповещения бригады спасателей.

Определение опасности груза

После остановки машинист знакомится с документами на перевозимый товар, чтобы определить, что находится в вагоне, охваченном пламенем, и смежных с ним. Если выясниться, что там опасный груз, нужно узнать количество, размер расстояния, на которое его следует переместить.

Действия для вагонов и цистерн с газами, ГЖ и ВМ

Если среди перевозимого груза будут горючие материалы, бригада должна произвести расцепку вагонов, отвести их от огня на расстояние свыше 200 метров. При перевозке легковоспламеняющихся жидкостей, емкости важно переместиться к месту, где поблизости нет пожароопасных объектов, тяговых или трансформаторных подстанций.

При взрывной опасности цистерны транспортируют на расстояние не меньше 250 метров. Тушение ГЖ и ЛВЖ осуществляется огнетушителями, песком. При утечке жидкости, ее отводят в выемки по созданным канавам с последующим засыпанием землей. При необходимости используются специальные каналы, земляные валы.

При транспортировке сжиженного или сжатого газа баллонами, вагоны перемещаются на расстояние свыше 200 метров. Приступать к тушению или выгружать устройства при этом недопустимо.

Если в составе перевозятся взрывчатые вещества, бригада отводит пострадавшие вагоны на расстояние, прописанное в инструкции. Обычно, оно не менее 800 метров. Порядок действия также должен быть описан в документе на груз.

Тушение пожара

До того, как на место прибудут спасатели, машинист должен предпринять усилия для ликвидации возгорания, опираясь на рекомендации по обращению с конкретным грузом.

Пожарная безопасность в поезде: пассажирском и грузовомТушение пожара в поезде




Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.