Пожарная безопасность в школе

Документация и документы раздела пожарная безопасность в школе посвящены требованиям и правилам пожарной безопасности для школьников в школе, для учителей и работников, соответствующему пожаробезопасному содержанию школьных помещений.

Очень важно научить пожарной безопасности учащихся детей начальной школы, средней и старшей школы, правилам поведения при пожаре, что позволит сберечь их здоровье и жизнь.

В этом разделе можно скачать новые инструкции и положения по пожарной безопасности в школе (2020 год) и для отдельных кабинетов, инструктажи по пожарной безопасности в школе, новые требования противопожарной защиты и безопасности. Цель приведенной ниже информации, инструкций и требований — не допустить пожароопасную ситуацию, предотвратить возникновение пожара в школе, школьных кабинетах, дома, на улице.

Содержание

Какие инструкции, программы, приказы потребуются в образовательном учреждении по Новым правилам Противопожарного режима утв. сентября 2020 г. пост. Прав. № 1479 от руководителя или индивидуального предпринимателя для соблюдения ППР

Инструкции и приказ об утверждении нужны в соответствии с Пунктом 2. … В отношении каждого здания, сооружения (за исключением жилых домов, садовых домов, хозяйственных построек, а также гаражей на садовых земельных участках, на земельных участках для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства) руководителем органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации независимо от того, кто является учредителем (далее руководитель организации) или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях.


Программы инструктажей, график проведения, приказ по обучению персонала мерам ПБ нужны в соответствии с Пунктом 3. Лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования.
Порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности определяются руководителем организации с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации.


Приказ о назначении ответственного нужен в соответствии с Пунктом 4. Руководитель организации вправе назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты.


План эвакуации нужен в соответствии с Пунктом 5. В отношении здания или сооружения (кроме жилых домов), в которых могут одновременно находиться 50 и более человек (далее — объект защиты с массовым пребыванием людей), а также на объекте с постоянными рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации организует разработку планов эвакуации людей при пожаре, которые размещаются на видных местах.


Можно ли использовать в школе, училище, лицее, колледже и пр. универсальные инструкции по пожарной безопасности, подходящие для всех объектов?

Таких инструкций не существует, и это очень важно, особенно для образовательных учреждений. С момента вступления в силу новых Правил противопожарного режима в РФ , безликие (то есть инструкции без указания особенностей функционального назначения объекта, вида деятельности), так называемые универсальные инструкции считаются несоответствующими правилам и не должны применяться в образовательных учреждениях, в Вашем случае, для школы, училища, лицея, колледжа или другого образовательного учреждения предусмотрены инструкции с учетом специфики помещений в указанных зданиях, сооружениях.


Что содержат инструкции по пожарной безопасности в школе, училище, лицее, колледже или другом образовательном учреждении?

В инструкциях по ПБ для образовательного учреждения обязательно раскрываются пункты, указанные в главе XVIII «Требования к инструкции о мерах пожарной безопасности»Правил противопожарного режима с учетом изменений и дополнений в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации

Самым важным фактором в школе, училище, лицее, колледже и других образовательных учреждениях, является пребывание учащихся различного возраста. Производственные процессы ведутся в учебных мастерских на уроках технологии, в столовой образовательного учреждения при приготовлении пищи. Имеются помещения классных комнат, складские помещения с инвентарем, с мебелью, служебные помещения работников, административные помещения.

Особо опасные в пожароопасном отношении помещения образовательных учреждений (школ, училищ, лицеев, колледжей и других ОУ):

  • Класс химии и лаборантская комната – применение химически активных веществ, ЛВЖ, ГЖ при проведении практических (лабораторных) работ.
  • Класс физики и лаборантская комната – применение электроприборов при проведении практических (лабораторных) работ.
  • Класс информатики – большое количество электронной вычислительной техники, используемой для ведения учебного процесса.
  • Библиотека – большое количество горючих материалов, сконцентрированных на небольшой площади.
  • Учебные мастерские – наличие горючих материалов для столярных работ, сгораемого мусора (опилки, стружки, древесная пыль).
  • Кабинет «Технологии» – электронагревательное оборудование (утюги, плиты)
  • Столовая (буфет) – тепловое кухонное оборудование для приготовления пищи.
  • Складские помещения – большое количество горючих материалов сконцентрированных на небольшой площади.

В инструкции указываются правила пожарной безопасности технологических процессов в помещениях учебных мастерских, классах предмета «Технология», «Информатика», «Химия»,библиотеки образовательного учреждения, столовой и т.д., правила действий при пожаре учителей, директора, медсестры… и другие важные пункты.

По этим сведениям и в соответствии с нормативными документами разрабатываются инструкции, которые устанавливают правила поведения преподавательского состава,обслуживающего персонала, работников образовательного учреждения (школы, училища, лицея, колледжа и пр.) при пожаре и правила содержания здания, помещений образовательного учреждения,прилегающих территорий в целях обеспечения пожарной безопасности. Являются обязательными для исполнения всеми работниками . Утверждаются приказом руководителя.

Меры пожарной безопасности в образовательном учреждении

Пожарная безопасность школы формируется из комплекса мероприятий, которые в обязательном порядке должны быть организованы в каждом образовательном учреждении.

К таким мероприятиям относится:

  • Закупка, размещение, поддержание в исправном состоянии первичных средств пожаротушения:
    • огнетушители;
    • пожарные краны;
    • пожарный инвентарь (ломы, багры пожарные, крюки с деревянной рукояткой; комплекты для резки электропроводов, вилы, лопаты, емкости для воды, ящики для песка пожарные, ведра и ручные насосы);
    • покрывала для изоляции очага возгорания.
  • Установка сигнализации, фиксирующей противопожарное состояние образовательного учреждения.
  • Установка в учреждении системы оповещения о пожаре.
  • Обеспечение работоспособности эвакуационных выходов.
  • Установка информационного стенда по пожарной безопасности.
  • Размещение планов эвакуации.
  • Обучение сотрудников учреждения и учащихся мерам пожарной безопасности.
  • Проведение учений по эвакуации сотрудников и учащихся учреждения из здания.
  • Разработка документов о мерах пожарной безопасности в учреждении.

Учения по эвакуации при пожаре

Требования пожарной безопасности на территории образовательного учреждения

  • На территории и в помещениях с массовым пребыванием людей, а также на этажах, где находятся 10 и более человек, на видном месте должны располагаться планы эвакуации людей при пожаре.
  • На территории и в помещениях учреждения запрещается:
    • использовать технические помещения для хранения материалов, оборудования, мебели и других предметов;
    • снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
    • размещать мебель, оборудование и другие предметы на подходах к пожарным кранам внутреннего противопожарного водопровода и первичным средствам пожаротушения, у дверей эвакуационных выходов, в переходах между секциями и выходами на наружные эвакуационные лестницы;
    • проводить уборку помещений с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
    • устраивать в лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы;
    • загромождать и закрывать проходы к местам крепления спасательных устройств.
  • Территория должна своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев и сухой травы. Не допускается сжигать отходы и тару, разводить костры в местах, находящихся на расстоянии менее 50 метров от объектов защиты.
  • Запрещается размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах различные материалы, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
  • Двери на путях эвакуации должны открываться наружу по направлению к выходу из здания. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
  • Знаки пожарной безопасности с автономным питанием от электрической сети, применяемые на путях эвакуации, должны постоянно находиться во включенном состоянии и быть исправными.
  • Запрещается оставлять по окончании рабочего времени не обесточенными электроустановки и электроприборы в помещениях, в которых отсутствует дежурный персонал, за исключением дежурного освещения, систем противопожарной защиты, а также других электроустановок и электротехнических приборов, если это обусловлено их функциональным назначением и (или) предусмотрено требованиями инструкции по эксплуатации.
  • Запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции.
  • Запрещается пользоваться розетками и другими электроустановочными изделиями с повреждениями.
  • Запрещается обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми плафонами.
  • Запрещается оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электроприборы, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
  • Дорога, подъезд и проходы к учреждению должны быть всегда свободными, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда; к зданию должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей.
  • Запрещается парковка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов.
  • Эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
  • Ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов на путях эвакуации должны надежно крепиться к полу.

Огнетушители в образовательном учреждении


Огнетушитель – это первичное средство пожаротушения, которое применяется в случае обнаружения очага возгорания и позволяет его ликвидировать частично или полностью до приезда пожарной охраны.

По виду огнетушащего вещества различают следующие виды огнетушителей:

    1. Водный огнетушитель – предназначен только для тушения возгораний твердых веществ и материалов. Водный огнетушитель наносит минимальный вред отделке интерьера. Данный вид огнетушителя запрещено применять при тушении возгораний на электроустановках и при отрицательной температуре воздуха.
    2. Воздушно-пенный огнетушитель – предназначен для тушения тлеющих материалов, горючих жидкостей, твердых веществ, находящихся в общественных зданиях. Данный вид огнетушителя запрещено применять при тушении возгораний на электроустановках, а также предметов тлеющих без доступа кислорода.
    3. Порошковый огнетушитель – предназначен для тушения пожаров всех классов, а также возгорания на электроустановках, находящихся под напряжением до 1000 В.
    4. Углекислотный огнетушитель – предназначен для тушения возгораний на электроустановках по рабочим напряжением до 1000 В; возгораний офисной техники; возгораний в музеях, галереях, выставочных залах (в данном случае применение углекислотного огнетушителя обусловлено тем, что диоксид углерода быстро испаряется, не оставляя загрязнений и повреждений на объекте тушения); возгораний транспортных средств.
    5. Воздушно-эмульсионный огнетушитель – применяется для тушения возгораний твердых горючих веществ (класс А), горючих жидкостей (класс В) и электроустановок под напряжением до 1000 В.

    Внимание! Углекислотный огнетушитель запрещено применять для тушения горящей одежды на теле человека!

    Внимание! Вид огнетушителя для образовательного учреждения, определяется по классу возможного пожара. Как правило, в школах используются порошковые и углекислотные огнетушители.

    Каждый огнетушитель, установленный в школе, должен иметь паспорт завода-изготовителя и порядковый номер.

Расчет необходимого количества огнетушителей

Расчет необходимого количества огнетушителей в образовательном учреждении производится в соответствии с п. 468, 474 и Приложениями № 1, № 2 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме». Согласно пункту 468, в общественном здании на каждом этаже должно быть размещено не менее 2-ух ручных огнетушителей. При этом расстоянии от возможного очага возгорания до места размещения огнетушителя не должно превышать 20 метров.

Здание образовательного учреждения обеспечивается огнетушителями из расчета:

  • 1 порошковый огнетушитель объемом 10 литров на 400 кв. метров площади;
  • 1 порошковый огнетушитель объемом 5 литров на 200 кв. метров площади.

Например, если площадь школы 6000 кв.м, то на территории учреждения должно быть размещено 6000/200 = 30 огнетушителей объемом 5 литров.

Внимание! Огнетушители в обязательном порядке должны быть размещены в кабинетах химии, физики, технологии и информатики. Т.е. помещения, в которых используется электрооборудование, а также применяются ЛВЖ и ГЖ.

Противопожарные мероприятия в школе

Противопожарная безопасность в школе включает в себя следующие мероприятия:

  • Приобретение и поддержание в исправном техническом состоянии средств тушения очагов возгорания. Сюда входят огнетушители, ящики с песком, пожарные щиты и прочее.
  • Проведение установки системы сигнализации, которая отслеживает противопожарное состояние здания школы в автоматическом режиме.
  • Монтаж системы тревоги, которая должна оповещать людей о случившемся пожаре.
  • Разработанный план и схема эвакуации из здания.
  • Наличие эвакуационных маршрутов и выходов. Последние всегда должны находиться в работоспособном состоянии.
  • Эвакуационные таблички, размещенные на всех этажах и выходах.
  • Стенды, на которых располагается информация о правилах и мероприятиях по пожарной безопасности объекта.
  • Систематическое проведение занятий на темы правил пожарной безопасности в школе. Занятия проводятся и с учащимися, и с учителями по отдельности. Для этого разрабатываются специальные учебные инструкции, в основу которых ложатся стандартные правила.
  • Проводятся учения, в которых в основном применяются правила эвакуации людей из здания школы.

Ответственность за проводимые мероприятия ложится на директора и его заместителей. Это ответ на вопрос, кто в школе должен отвечать за пожарную безопасность. При этом ответственность также ложиться на учителей, в ведомстве которых есть кабинеты и учебные мастерские.

Учения по пожарной безопасности проводятся совместно с представителями пожарных частей, которые предварительно объясняют, как должна проводиться эвакуация, на какие тонкие моменты должно быть обращено внимание, в какой очередности эвакуируются ученики и сотрудники школы.

Противопожарные средства в школеПротивопожарные средства в школе

Требования ПБ к зданиям и помещениям школы

Класс функциональной пожароопасности ОУ (п. 5.21 СП 112.13330):

    • здания – Ф4.1;
  • сегменты со спальными местами – Ф1.1.

Согласно условиям планирования, изложенным пунктом 7.1.11 СП 251.1325800, по остальной классификации следует руководствоваться п. 6.7.15 СП 2.13130: огнестойкость, класс конструктивной пожароопасности, высоту определяют по табл. 6.13:

Количество учебных мест (до) Кл. констр. пожароопасности Ст. огнест. (от) Макс. высота, м (эт.)
270 Не норм. 3* (1)
C1 III

III

350 C0 7 (2)
C1 II
600 C0 11 (3)
1600 C1 I
Не норм. C0 15 (4)
Спальные части
60 Не норм. 3* (1)
С1 – С3 IV
140 С0
200 С1 III
280 С0 7 (2)
Не норм I, II 15 (4)

Площадь и количество эт. регламентируется по табл. 6.9 (1 – 16, от 800 до 6000 м²). Там же есть нормы по максимальной высоте:

Ст. огнест. Кл. констр. пожароопасности Макс. выс.
I C0 50
II
II C1 28
III C0 15
III C1 12
IV C0 9
IV C1 6
IV C2, C3
V C1 – C3

Несущие детали построек IV ст. от 2 эт. должны быть с пределом стойкости к пламени от R45. В проектируемых сооружениях на 4 эт. и реконструируемых на 5 эт. 50% л/к должны быть незадымляемыми, а если это невозможно, то предусматривают открытые л/к (п. 6.7.15 СП 2). Спецшколы должны быть до 9 м (около 3 эт.) Все сооружения оборудуются выдвижными противопожарными лестницами. Отдельные условия для зальных сегментов содержит табл. 6.14.

Постройки I, II и III ст. огнест. до 28 м разрешено оборудовать одним этажом мансардного типа, со свойствами R45, K0 и лучше при условии отделения п/п перекрытиями 2 типа. Ограждающие элементы должны соответствовать параметрам всей постройки. Для школ мансарда допускается, но без спальных блоков, если не выходит за границы этажности.

Материалы отделки, огнестойкость преград описаны СП 112 (СНиП 21-01-97), табл. 28 ФЗ 123 для каждого класса. Этим же актом регламентированы параметры эвакуационных путей (Р. 6), отделки (п. 6.25). Должно быть не менее 2 выходов на этаж. Кроме того, требования пожарной безопасности к учебным классам зальных типов по облицовочным материалам предусмотрены табл. 29 ФЗ 123.

Положения СП 4.13130 для объекта с кл. Ф4.1, 1.1:

    1. сооружение отдельно стоящее или объект, выделенный в пожарный блок;
    1. спальные части ограждаются с выполнением условий по кл. Ф1.1, их не располагают под актовыми залами, в подвалах;
    1. пищеблоки, столовые выделяются п/п перегородками 2 т.;
  • технические сегменты, библиотеки, мастерские и подобные выделяются перегородками 1 т. и перекрытиями 3 т.

Противопожарные параметры спортзала должны быть не ниже таковых у здания и отвечать положениям СП 31-112-2004 (Р. 6.3). Пристраиваемые блоки разделяют функционально перегородками 1 и перекрытиями 3 типа.

Кто отвечает за пожарную безопасность

Правила, на кого возлагается ответственность за ПБ в школах:

    • в общеобразовательных учреждениях (ОУ) утверждается противопожарный режим. Организовывает реализацию предписаний НПБ руководитель. С этой целью приказом назначается ответственное лицо (одно или несколько). Им может быть любой сотрудник, единственное условие – наличие знаний и прохождение инструктажа в ГПС. Обязанности:
        • контроль пожарной безопасности, исправности оборудования;
      • организация инструктажей, ознакомление учащихся и персонала с правилами поведения, с действиями при сработке пожарной сигнализации;
    • по ст. 37, 38 ФЗ 69, кроме назначенного сотрудника, всегда за противопожарную безопасность отвечает директор, особенно во время массовых действий;
  • руководство ОУ обеспечивает своевременные проверки, ТО средств пожаротушения (ст. 61 ПП РФ N 390).

По действующим правилам пожарной безопасности для общеобразовательных школ весь персонал допускается к своим обязанностям, для работы в пожароопасных кабинетах (химия, информатика) только после прохождения инструктажа по ПБ, а руководство – после обучения ПТМ, обучение пожарной безопасности можно пройти прейдя по ссылке.

Как проводят обучение учеников

Технике пожарной безопасности в школе начинают учить еще в младших классах. Здесь детям дают простые понятия о том, что собой представляет огонь, а соответственно и пожар. Почему он является опасным, но для каких целей его применяют. То есть рассказывают о всех плюсах и минусах. Но при этом закладывают знания о том, как надо правильно обращаться с огнем, и что нужно делать, если в здании вдруг начался пожар.

Ученики младших классов не могут усвоить большой объем информации, особенно технической. Поэтому знания даются в виде игры, где используются наглядные пособия в виде игрушек или картинок. Сегодня большой популярностью пользуются мультфильмы. Нередко для малышей организуют экскурсии в пожарные части, где наглядно показывают пожарные машины, самих сотрудников в полном обмундировании. Это самая действенная мера.

На этом этапе обучения малышей учат, как правильно тушить костры, как можно спастись от огня и дыма, как правильно пользоваться бытовыми электрическими приборами. Обязательно заучивают номера телефонов МЧС.

По сути, ученикам младших классов прививают небольшое количество простейших правил. Вот они:

  • баловаться со спичками нельзя;
  • нельзя играть возле костров или предметов, нагретых докрасна;
  • нельзя сушить вещи над бытовыми электрическими приборами и кострами;
  • нельзя оставлять электроприборы без присмотра;
  • нельзя разводить костры без участия взрослых;
  • если был обнаружен пожар, то надо приложить все усилия, чтобы привлечь внимание взрослых: кричать, шуметь, звонить и прочее.

Правила пожарной безопасности для учеников младших классовПравила пожарной безопасности для учеников младших классов

Техника безопасности при пожаре в школе для учеников средних классов – это более серьезный подход. Вот элементы получения знаний:

  • прививаются знания, как надо правильно пользоваться электрической техникой;
  • дается информация о легковоспламеняющихся материалах: почему они так называются, как контактируют с огнем, и каковы последствия этого контакта;
  • правила использования огнетушителей и других приспособлений и инструментов;
  • правила спасения себя и других детей.

Последний пункт особенно важен. Поэтому проводятся учения, в которых отрабатываются правила эвакуации из школы. Работа над всеми пунктами проводится в виде викторин, конкурсов. Особое внимание уделяется практическим занятиям.

Ученики средних классов изучают, что собой представляет огнетушительУченики средних классов изучают, что собой представляет огнетушитель

Правила противопожарной безопасности в школе у учеников старших классов – это в основном практические занятия. На них старшеклассников обучают, как и какими средствами можно бороться с очагом возгорания, как грамотно провести спасение людей. То есть, оканчивая школу, учащийся старших классов должен уметь следующее:

  • быстро отыскать выход из горящего здания, используя знаки и таблички;
  • быстро найти огнетушитель и при необходимости использовать его для тушения огня;
  • опознать причину, по которой может произойти возгорание;
  • уметь предотвратить эту причину;
  • оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;
  • останавливать игры малышей с огнем, предотвращая тем самым возникающую опасность;
  • распознавать материалы, которые при нагреве могут воспламеняться, особе внимание незнакомым предметам и изделиям;
  • обесточивать бытовые электроприборы, когда дома или квартира остаются пустыми;
  • не использовать легковоспламеняющиеся жидкости для разведения костра, розжига печей и каминов;
  • нельзя тушить водой бытовые приборы, подключенные к сети переменного тока;
  • костры заливаются водой до полного тушения, то есть пока дым не перестанет идти;
  • нельзя бросать зажженные спички в урны, в сухую траву или в кучу тополиного пуха;
  • сразу оповестить пожарную охрану о случившемся пожаре.

По сути, старшеклассник должен обладать всеми первоначальными навыками пожарного.

Старшеклассников обучают более серьезным навыкамСтаршеклассников обучают более серьезным навыкам

Обязанности ответственного по ПБ в школе

Ответственный за ПБ в школе:

  • следит за порядком содержания зданий и их частей, территорий;
  • обеспечивает наличие, соответствие требованиям и доступность эвакуационных путей;
  • обеспечивает наличие, исправность средств и систем пожаротушения, сигнализации, оповещения;
  • организовывает ПБ во время эксплуатации оборудования, мероприятий с массовым пребыванием людей (походов, дискотек, праздников);
  • разрабатывает планы эвакуации, обеспечивает их актуальность, наличие и доступность;
  • контролирует осмотр и закрытие помещений по окончании учебного дня у учеников и рабочего – у учителей;
  • проводит инструктажи по ПБ. Эту обязанность он может делегировать другому сотруднику, который прошел обучение;
  • организовывает тренировки персонала по эвакуации, использованию первичных средств пожаротушения, другие обучающие мероприятия по ПБ;
  • разрабатывает или согласовывает инструкции и правила пожарной безопасности в школе;
  • разрабатывает декларацию по ПБ. Образец заполнения пожарной декларации для школы можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ

Как должны себя вести ученики при пожаре в школе

Основной набор правил пожарной безопасности для школ заключается несколькими пунктами:

  • Если внутри помещений здания появился дым и резкий запах горящих предметов, то основная задача учеников – строго слушать учителя, потому что именно он сможет точно оценить обстановку. В его обязанности входит обеспечение безопасности вверенных ему детей, поэтому его указания должны выполняться учащимися беспрекословно.
  • Нельзя поддаваться панике.
  • Покидать здание школы надо быстро, но бежать нельзя. Потому что это может спровоцировать падение, а соответственно и давку. В результате последнего могут пострадать дети.
  • Как только школьники вышли из школы, необходимо следовать за учителем. Он далее проведет перекличку и определит, все ли ученики из его класса покинули школу.
  • Никакой самодеятельности. Пожар – дело серьезное, это не игра, это опасная для жизни ситуация.

Эвакуация учащихся в школеЭвакуация учащихся в школе

Аварийное освещение

Аварийное освещение предписывается правилами СП 251.1325800, п. 7.72 – 7.81 СП 52.13330 (СНиП 23-05-95); проектирование – по СП 256.1325800 и ПУЭ. Виды:

    • эвакуационное (безопасности);
  • резервное.

Где должно быть освещение:

    1. общие правила:
      • пути эвакуации, зоны повышенной опасности, большие площади (от 60 м² – антипаническое освещение);
  • места:
      • коридоры, проходы эвакуационных маршрутов;
      • на каждом лестничном марше;
      • в местах перепадов высоты;
      • пересечения коридоров;
      • перед медпунктами, эвакуационными планами, локациями со средствами связи, пожаротушения;
    • снаружи около каждого конечного выхода.

Системы оповещения о пожаре

Противопожарные системы безопасности, сигнализации и управления эвакуацией выбирают по табл. 1, 2 НПБ 104-03, СП 3.13130. Как правило, используется адресно-аналоговый тип оповещения со световой и звуковой сигнализацией. Может применяться несколько типов комплектаций.

Приоритет оповещения при ЧС: в первую очередь персонал, затем учащиеся. Дымовые, температурные пожарные датчики и извещатели стандартно есть в комплекте АУПТ и крепятся по предварительно разработанному проекту.

СОУЭ могут передавать звук сигнализации одновременно по всей площади здания или выборочно в его части – способ выбирает проектировщик по рекомендациям ГПС. В спальных сегментах школ-интернатов уведомление осуществляется только для обслуживающих сотрудников. Применяют оповещатели без регуляторов громкости, с подключением без разъемных элементов. СОУЭ разрешено подключать на объекте к внутренним радиотрансляционным сетям.

пожарный уголок в школе

Обучение сотрудников школы мерам пожарной безопасности

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме» работники допускаются к работе в учреждении только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Основным документом, регламентирующим обучение мерам пожарной безопасности, является Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций». В соответствии с п. 4 данного приказа основными видами обучения работников учреждения мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний.

Инструктажи по пожарной безопасности

По аналогии с охраной труда определяют 5 видов противопожарных инструктажей:

  • Вводный противопожарный инструктаж. Проводится при приеме на работу нового сотрудника, а также с командированными и сезонными работниками и обучающимися, прибывшими на производственную практику.
  • Первичный противопожарный инструктаж. Проводится непосредственно на рабочем месте со всеми вновь принятыми работниками.
  • Повторный противопожарный инструктаж. Проводится со всеми работниками образовательного учреждения не реже одного раза в год.
  • Внеплановый противопожарный инструктаж. Проводится:
    • при введении в действие новых или изменении ранее разработанных документов, содержащих требования пожарной безопасности;
    • при изменении технологического процесса производства;
    • при нарушении работниками учреждения требований пожарной безопасности;
    • по требованию органов государственного пожарного надзора;
    • при поступлении информационных материалов об авариях, пожарах, происшедших в других учреждениях;
    • при установлении фактов неудовлетворительного знания работниками организаций требований пожарной безопасности.
  • Целевой противопожарный инструктаж. Проводится:
    • при выполнении разовых работ, связанных с повышенной пожарной опасностью;
    • при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;
    • при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск;
    • при проведении экскурсий в организации;
    • при организации массовых мероприятий с обучающимися;
    • при подготовке в организации мероприятий с массовым пребыванием людей.

Противопожарный инструктаж проводится лицом, на которое возложена ответственность за пожарную безопасность в учреждении соответствующим приказом.

Все инструктажи проводятся по специальным программам, утвержденным руководителем учреждения.

После проведения того или иного инструктажа в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности в обязательном порядке делается запись, факт проведения подтверждается обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего.

Пожарно-технический минимум (ПТМ)

Работники образовательного учреждения обучаются ПТМ в объеме знаний требований нормативно-правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса, а также приемов и действий при возникновении пожара в учреждении.

Обучение ПТМ работников образовательного учреждения проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года. Оно может быть проведено как с отрывом от производства – в специализированном учебном центре (для лиц, ответственных за пожарную безопасность в учреждении), так и на территории самого учреждения (для работников, профессиональная деятельность которых не связана с пожароопасными работами).

Обучение ПТМ на территории учреждения проводится лицом, на которое соответствующим приказом руководителя возложена ответственность за пожарную безопасность.

По окончании обучения ПТМ квалификационной комиссией, назначенной приказом директора школы и состоящей не менее чем из 3 человек, проводится проверка знаний обучавшихся.

Какие огнетушители должны быть в школе

Применяя правила установки огнетушителей, надо соблюдать минимальную норму: 2 устройства на этаж (п. 468 ПП РФ N 390).

В каких кабинетах должны находиться огнетушители

Первичные средства пожаротушения должны находиться в помещениях, которые можно условно или фактически категорировать по пожаровзрывоопасности: там, где может находиться/использоваться электрооборудование, ЛВЖ, ГЖ, химреактивы:

    • кабинеты химии, физики, технологий, информатики;
  • учебные лаборатории.

Огнетушители вешают на высоте 1,5 м от пола по п. 4.2.7 СП 9.13130: верхний торец должен находиться на этой высоте, не выше. Если баллон весит больше 15 кг – то до 1 м. Несколько иные нормы по п. 2.3.4 ГОСТ 12.4.009: нижний торец на высоте 1,5 м.

Так как наибольшая вероятность возникновения возгораний есть именно в пожаровзрывоопасных кабинетах, то размещают огнетушители именно там, соблюдая правило по расстоянию (п. 4.2. 4 СП 9.13130): до 20 м от предполагаемого очага.

Как рассчитать количество огнетушителей

По правилам пожарной безопасности категорируются только производственные и складские объекты. Общеобразовательные организации под это нормирование не подпадают, но согласно п. 5.1.2 СП 4.13130 исключение составляют взрывоогнеопасные помещения в жилых, общественных сооружениях – школьные мастерские и лаборатории, кладовые, котельные, технические части, автостоянки – категорируются по СП 12.13130.

Возникает вопрос, нужно ли относить к кат. А, Б, В, Г, Д помещения, где производится что-либо во время учебного процесса. Специалисты склоняются к мнению, что это нужно делать, если кабинет имеет признаки пожаровзрывоопасного (ЛВЖ, электрооборудование). А также требования к складским помещениям в школе однозначно должны учитывать категорируемость.

В НПБ 166 есть табл. 1, предусматривающая огнетушители по категориям зданий, то есть к школе она не применима, но ее можно использовать как ориентир. Если условно постройку, не учитывая особенности отдельных площадей, отнести к наиболее близкой категории – «общественные», то для кл. пожара А потребуются такие средства пожаротушения (переносные):

Категория Макс. площадь, м ОП и ОВ 10 л ОП, л ОУ, л
Общественные 800 4++ 8+ 4++ 2+ 4+

Типы агрегатов для общественных сооружений по прил. 1 ПП РФ N 390:

Кл. пожара Огнетушители
А
В 55В
С 2А, 55В, С или 55В, С
Е 2А, 55В, С, Е или 55В, С, Е

На практике, если в кабинетах используются химреактивы, огневзрывоопасные вещества, то их считают категорируемыми по пожаровзрывоопасности и применяют табл. 1 и 2 НПБ 166, Прил. 1, 2 ПП РФ N 390 в полной мере, это же касается технических объектов (котельные и пр.)

Потребуются огнетушители в каждом помещении, имеющем признаки огневзрывоопасности, даже если категорирование его спорное. Подбирают средства с учетом особенностей веществ на объекте, например, в лабораториях с химреактивами следует использовать порошковое пожаротушение.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий