Пожарная безопасность в учебных кабинетах (классах)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тяжинская средняя общеобразовательная школа №2»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Председатель профкома МБОУ ТСШ№2

__________

«20» февраля 2020 г.

Директор МБОУ ТСШ №2

____________

«20» февраля 2020 г.

ИНСТРУКЦИЯ

по пожарной безопасности в учебных кабинетах

___________ИПБ — 13 — 20____________

(обозначение, номер)

ИНСТРУКЦИЯ

по пожарной безопасности в учебных кабинетах

Требования к территории

Перед началом учебного года в каждую школу приходит комиссия, которая выдает разрешение на преподавательскую деятельность, осматривает состояние здания, наличие средств пожаротушения и т.д. В первую очередь инспектора будут контролировать содержание территории. Течение всего календарного года все горючие материалы, легковоспламеняющиеся отходы необходимо своевременно утилизировать. Для этого должен быть заключен договор на вывоз всех отходов с утилизирующей организацией, а также на расстоянии не менее, чем 15 м, от здания организуется площадка для складирования ТБО. Все дороги, проходы и проезды вокруг школы и около источников противопожарного водоснабжения освобождаются от посторонних материалов, мусора.

Обязательно производится контроль хранения школьных отходовОбязательно производится контроль хранения школьных отходов

На период проведения субботников запрещено разведение костров, все сухие листья следует собрать на специализированной площадке и утилизировать как ТБО.

Кто отвечает за пожарную безопасность

Правила, на кого возлагается ответственность за ПБ в школах:

    • в общеобразовательных учреждениях (ОУ) утверждается противопожарный режим. Организовывает реализацию предписаний НПБ руководитель. С этой целью приказом назначается ответственное лицо (одно или несколько). Им может быть любой сотрудник, единственное условие – наличие знаний и прохождение инструктажа в ГПС. Обязанности:
        • контроль пожарной безопасности, исправности оборудования;
      • организация инструктажей, ознакомление учащихся и персонала с правилами поведения, с действиями при сработке пожарной сигнализации;
    • по ст. 37, 38 ФЗ 69, кроме назначенного сотрудника, всегда за противопожарную безопасность отвечает директор, особенно во время массовых действий;
  • руководство ОУ обеспечивает своевременные проверки, ТО средств пожаротушения (ст. 61 ПП РФ N 390).

По действующим правилам пожарной безопасности для общеобразовательных школ весь персонал допускается к своим обязанностям, для работы в пожароопасных кабинетах (химия, информатика) только после прохождения инструктажа по ПБ, а руководство – после обучения ПТМ, обучение пожарной безопасности можно пройти прейдя по ссылке.

Требования ПБ к зданиям и помещениям школы

Класс функциональной пожароопасности ОУ (п. 5.21 СП 112.13330):

    • здания – Ф4.1;
  • сегменты со спальными местами – Ф1.1.

Согласно условиям планирования, изложенным пунктом 7.1.11 СП 251.1325800, по остальной классификации следует руководствоваться п. 6.7.15 СП 2.13130: огнестойкость, класс конструктивной пожароопасности, высоту определяют по табл. 6.13:

Количество учебных мест (до) Кл. констр. пожароопасности Ст. огнест. (от) Макс. высота, м (эт.)
270 Не норм. 3* (1)
C1 III

III

350 C0 7 (2)
C1 II
600 C0 11 (3)
1600 C1 I
Не норм. C0 15 (4)
Спальные части
60 Не норм. 3* (1)
С1 – С3 IV
140 С0
200 С1 III
280 С0 7 (2)
Не норм I, II 15 (4)

Площадь и количество эт. регламентируется по табл. 6.9 (1 – 16, от 800 до 6000 м²). Там же есть нормы по максимальной высоте:

Ст. огнест. Кл. констр. пожароопасности Макс. выс.
I C0 50
II
II C1 28
III C0 15
III C1 12
IV C0 9
IV C1 6
IV C2, C3
V C1 – C3

Несущие детали построек IV ст. от 2 эт. должны быть с пределом стойкости к пламени от R45. В проектируемых сооружениях на 4 эт. и реконструируемых на 5 эт. 50% л/к должны быть незадымляемыми, а если это невозможно, то предусматривают открытые л/к (п. 6.7.15 СП 2). Спецшколы должны быть до 9 м (около 3 эт.) Все сооружения оборудуются выдвижными противопожарными лестницами. Отдельные условия для зальных сегментов содержит табл. 6.14.

Постройки I, II и III ст. огнест. до 28 м разрешено оборудовать одним этажом мансардного типа, со свойствами R45, K0 и лучше при условии отделения п/п перекрытиями 2 типа. Ограждающие элементы должны соответствовать параметрам всей постройки. Для школ мансарда допускается, но без спальных блоков, если не выходит за границы этажности.

Материалы отделки, огнестойкость преград описаны СП 112 (СНиП 21-01-97), табл. 28 ФЗ 123 для каждого класса. Этим же актом регламентированы параметры эвакуационных путей (Р. 6), отделки (п. 6.25). Должно быть не менее 2 выходов на этаж. Кроме того, требования пожарной безопасности к учебным классам зальных типов по облицовочным материалам предусмотрены табл. 29 ФЗ 123.

Положения СП 4.13130 для объекта с кл. Ф4.1, 1.1:

    1. сооружение отдельно стоящее или объект, выделенный в пожарный блок;
    1. спальные части ограждаются с выполнением условий по кл. Ф1.1, их не располагают под актовыми залами, в подвалах;
    1. пищеблоки, столовые выделяются п/п перегородками 2 т.;
  • технические сегменты, библиотеки, мастерские и подобные выделяются перегородками 1 т. и перекрытиями 3 т.

Противопожарные параметры спортзала должны быть не ниже таковых у здания и отвечать положениям СП 31-112-2004 (Р. 6.3). Пристраиваемые блоки разделяют функционально перегородками 1 и перекрытиями 3 типа.

Требования к электроустановкам


Любое электрооборудование и все электрические сети следует привести в соответствие с Правилами устройства электроустановок. Своевременно должны проводиться профилактические осмотры и планово-предупредительный ремонт.

Пожарная проверка в школеПожарная проверка в школе

При устройстве электросетей все соединения между проводами и кабелями следует выполнять с помощью опрессовки, спайки или применять специальные зажимы. Устраивать временную электросеть в помещениях школы запрещено, даже при проведении временных работ по ремонту.

Приборы освещения в технологических помещениях и складах, где хранятся легковоспламеняющиеся материалы или изделия, упакованные в сгораемую упаковку, необходимо оборудовать стеклянными колпаками. Если в таких помещениях применяются переносные светильники, то они также должны быть защищены стеклянным колпаком и металлической сеткой.

Все электродвигатели необходимо постоянно очищать от пыли. Их нельзя накрывать горючими материалами, а также складировать на них материалы, которые способны к быстрому воспламенению.

При выявлении короткого замыкания в электросети, нагрева изоляции проводов и кабелей необходимо немедленно приступить к устранению нарушений, оградив место производства работ от доступа посторонних лиц. При этом электросеть должна быть обесточена.

В процессе использования электросети запрещено:

  • Применять провода, у которых повреждена изоляция, а также телефонные и радиопровода для прокладывания электросети.
  • Эксплуатировать розетки и рубильники, которые оплавлены и неисправны.
  • Делать скрутку электропроводов, а также подвешивать что-либо на них.
  • Демонтировать стеклянные защитные устройства на приборах освещения.

Подключение токоприемников следует производить только после того, как будут произведены расчеты, дающие допуск на данное мероприятие. По окончании занятий в кабинетах должны быть обесточены все приборы, в т.ч. компьютеры и другие интерактивные устройства.

На случай аварийного отключения подачи электроэнергии следует предусмотреть наличие электрических фонарей в здании школы.

Требования к установкам пожаротушения

Для нужд пожаротушения администрацией образовательного учреждения должно быть предусмотрено оборудование противопожарного водоснабжения, которое должно быть круглосуточно готово к работе. Каждое полугодие пожарные краны необходимо испытывать на водоотдачу с составлением актов. Пожарные рукава также раз в полугодие рекомендуется перекатывать на новую скатку, а затем помещены в пожарные шкафы, подключены к пожарному стволу. Шкафы должны быть опломбированы. Каждый пожарный шкаф должен быть с инвентарным номером и табличкой телефонов вызова пожарной охраны.

Пожарный шкаф

При установке средств пожарной автоматики следует заключить договор с обслуживающей организацией, которая будет осуществлять технический контроль за состоянием системы и производить ее ремонт. Пожарная автоматика должны быть круглосуточно включена.

При эксплуатации противопожарной автоматики следует соблюдать следующие требования:

  • Нельзя преграждать подходы к контролирующим приборам для управления автоматикой.
  • Запрещено перекрывать анализаторы дыма, извещатели и оповещатели.
  • Запрещено самостоятельно отключать автоматику и производить ее ремонт.

Для расположения средств пожаротушения нужно руководствоваться требованиями ГОСТа 12.4.009-83 и Постановления Правительства РФ №390. Огнетушители должны быть подвешены на специальных крюках, либо размещены в специальных напольных стойках, исключающих их падение. Высота положения баллона огнетушителя составляет не более 1,5 м от пола. При этом должно быть исключено попадание прямых солнечных лучей на баллон.

Каждый квартал проводится осмотр огнетушителей, раз в год – их испытание с помощью лицензированной организации, а раз в 5 лет – их перезарядка независимо от показаний манометра. Ежедневно рекомендуется производить осмотр наличия и готовности огнетушителей к работе.

Запрещено применять огнетушители для хозяйственных нужд, которые не связаны с тушением возгораний.

Требования к учебным классам

В кабинетах допускается размещение только необходимого количества мебели, приборов, принадлежностей. Все вещества и материалы для кабинетов химии, физики и биологии необходимо хранить в отдельных кладовых на металлических стеллажах. Правила пожарной безопасности в кабинете химии гласят, что кладовые с химическим веществами должны быть надежно защищены от проникновения в них учащихся.

  • В мастерских и кабинетах труда все отходы должны быть убраны по окончании занятий.
  • В спортивных залах инвентарь должен также складироваться в отдельных помещениях.

Наглядные пособия, макеты, плакаты и другие вспомогательные образовательные инструменты, находящиеся в кабинетах, должны быть в таком количестве, которого будет достаточно для проведения занятий. При этом установлено все оборудование должно быть таким образом, чтобы проходы и выходы были свободны, не мешало эвакуации.

кабинет информатикиПравила пожарной безопасности в кабинете информатики предусматриваю установку сертифицированных компьютеров, а также устройств защитного отключения на случай внезапного отключения электроэнергии.

Пожарная безопасность при проведении культурно-массовых мероприятий

На таких мероприятиях в школе должны быть усилены меры пожарной безопасности

До начала мероприятий директор образовательного учреждения должен проверить состояние эвакуационных проходов и выходов, средств пожаротушения. При выявлении нарушений следует немедленно устранить их.

Организация школьных праздников и собраний запрещено в подвальных помещениях и на цокольных этажах. При расстановке мест для сидения следует предусмотреть проходы между ними шириной не менее 1 м.

При проведении культурно-массовых мероприятий в школе запрещено:

  • Затемнять окна ставнями, плотными тканями.
  • Наклеивать на стены бумагу.
  • Приносить в помещения бензин и другие ЛВЖ.
  • Помещать под сцену хозяйственный инвентарь, горючие материалы.
  • Использовать для декорирования поролон, пенопласт.
  • Зажигать в помещении свечи, бенгальские огни, запускать фейерверки.
  • Устанавливать стулья и кресла, изготовленные из пластика.
  • Устраивать пороги и ступеньки на путях эвакуации.

Проекты по теме:

Поиск

Вики

Архив

Строительство

Дети

Наука

Факультеты

Рабочие программы

Спорт

Стройматериалы

Безопасность

ИПБ-13-20

  • Общие положения
  • Настоящая инструкция разработана в соответствии с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», норм Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и является обязательной для исполнения всеми работниками школы и обучающимися.
  • Работники школы допускаются к работе только после прохождения вводного противопожарного инструктажа и первичного инструктажа на рабочем месте, а при изменении специфики работы — внепланового инструктажа в соответствии с порядком, установленным директором школы.
  • Учителя, учащиеся и обслуживающий персонал обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации детей, материальных ценностей и тушению пожара.
  • Ответственность за обеспечение пожарной безопасности в учебном кабинете несет учитель, который проводит там занятия и который приказом директора должен быть назначен ответственным за пожарную безопасность в кабинете.
  • В кабинете запрещается:
  • производить перепланировку помещения с отступлением от требований действующих строительных норм и правил;
  • устанавливать решетки, жалюзи и подобные им несъемные солнцезащитные, декоративные и архитектурные устройства на окнах;
  • применять с целью отопления нестандартные (самодельные) нагревательные приборы;
  • использовать электроплитки, кипятильники, электрочайники, электроутюги;
  • обертывать электрические лампы бумагой, материей и другими горючими материалами;
  • применять для освещения свечи, керосиновые лампы и фонари, производить уборку кабинета, очистку деталей и оборудования с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
  • хранить на рабочих местах и в шкафах легковоспламеняющиеся вещества;
  • оставлять без присмотра включенные в сеть радиоприемники, телевизоры, компьютеры, проекторы и др.;
  • включать в одну розетку несколько мощных потребителей электроэнергии.
  • В кабинете следует размещать только необходимые для обеспечения учебного процесса приборы, принадлежности, пособия, которые должны храниться в шкафах, на стеллажах.
  • Хранение в кабинете учебно-наглядных пособий и учебного оборудования, проведение опытов и других видов работ, которые не предусмотрены утвержденными перечнями и программами не допускается.
  • Лица, виновные в нарушении инструкции о мерах пожарной безопасности, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, учебно-наглядные пособия, проверить их исправность.

2.2. Убедиться в наличии и исправности первичных средств пожаротушения, а также укомплектованности медицинской аптечки необходимыми медикаментами.

  • Требования безопасности во время работы

3.1. Запрещается применять приборы и устройства, не соответствующие требованиям безопасности труда, а также самодельные приборы. Не применять оборудование, приборы, провода и кабели с открытыми токоведущими частями.

3.2. Не оставлять без присмотра работающие электроприборы и электронагревательные приборы; не пользоваться приборами с открытой спиралью.

3.3. Все неисправности в электросетях и электроаппаратуре должны немедленно устраняться.

3.4. В кабинете запрещается:

  • использовать кабели и провода с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
  • оставлять под напряжением электрические провода и кабели с неизолированными концами;
  • пользоваться поврежденными розетками, ответвительными коробками, рубильниками и другими электроустановочными изделиями;
  • завязывать и скручивать провода, а также оттягивать провода и светильники;
  • использовать ролики, выключатели, штепсельные розетки для подвешивания одежды и других предметов;
  • снимать стеклянные колпаки со светильников.

3.5. По окончании занятий в кабинете учитель должен тщательно осмотреть помещение, устранить выявленные недостатки, обесточить сеть и закрыть помещение.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением (повышенном их нагревании, появлении искрения и т.д.), немедленно отключить источник электропитания и сообщить администрации школы.

4.2. При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании немедленно отключить их от сети, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть по телефону 101, 112 или 28-7-29 и приступить к тушению очага возгорания порошковым огнетушителем или песком.

4.3. Принять меры к эвакуации людей и спасению материальных ценностей, согласно плану эвакуации.

4.4. В случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

4.5. При получении травмы оказать первичную помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Отключить электрические устройства и приборы от источника питания.

5.2. Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование и приборы в шкафы.

5.3. В кабинете число столов не должно превышать количества, установленного нормой проектирования.

5.4. Расстановка мебели и оборудования в кабинете не должна препятствовать эвакуации людей и подходу к средствам пожаротушения.

5.5. Повседневный контроль за сохранностью, содержанием и постоянной готовностью к действию первичных средств пожаротушения и приборов комплекса пожарной сигнализации осуществляется заведующим кабинетом.

5.6. Использование первичных средств пожаротушения для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожаров, запрещается.

Учитель ОБЖ ___________________В.А. Афанасьев

Какие огнетушители должны быть в школе

Применяя правила установки огнетушителей, надо соблюдать минимальную норму: 2 устройства на этаж (п. 468 ПП РФ N 390).

В каких кабинетах должны находиться огнетушители

Первичные средства пожаротушения должны находиться в помещениях, которые можно условно или фактически категорировать по пожаровзрывоопасности: там, где может находиться/использоваться электрооборудование, ЛВЖ, ГЖ, химреактивы:

    • кабинеты химии, физики, технологий, информатики;
  • учебные лаборатории.

Огнетушители вешают на высоте 1,5 м от пола по п. 4.2.7 СП 9.13130: верхний торец должен находиться на этой высоте, не выше. Если баллон весит больше 15 кг – то до 1 м. Несколько иные нормы по п. 2.3.4 ГОСТ 12.4.009: нижний торец на высоте 1,5 м.

Так как наибольшая вероятность возникновения возгораний есть именно в пожаровзрывоопасных кабинетах, то размещают огнетушители именно там, соблюдая правило по расстоянию (п. 4.2. 4 СП 9.13130): до 20 м от предполагаемого очага.

Как рассчитать количество огнетушителей

По правилам пожарной безопасности категорируются только производственные и складские объекты. Общеобразовательные организации под это нормирование не подпадают, но согласно п. 5.1.2 СП 4.13130 исключение составляют взрывоогнеопасные помещения в жилых, общественных сооружениях – школьные мастерские и лаборатории, кладовые, котельные, технические части, автостоянки – категорируются по СП 12.13130.

Возникает вопрос, нужно ли относить к кат. А, Б, В, Г, Д помещения, где производится что-либо во время учебного процесса. Специалисты склоняются к мнению, что это нужно делать, если кабинет имеет признаки пожаровзрывоопасного (ЛВЖ, электрооборудование). А также требования к складским помещениям в школе однозначно должны учитывать категорируемость.

В НПБ 166 есть табл. 1, предусматривающая огнетушители по категориям зданий, то есть к школе она не применима, но ее можно использовать как ориентир. Если условно постройку, не учитывая особенности отдельных площадей, отнести к наиболее близкой категории – «общественные», то для кл. пожара А потребуются такие средства пожаротушения (переносные):

Категория Макс. площадь, м ОП и ОВ 10 л ОП, л ОУ, л
Общественные 800 4++ 8+ 4++ 2+ 4+

Типы агрегатов для общественных сооружений по прил. 1 ПП РФ N 390:

Кл. пожара Огнетушители
А
В 55В
С 2А, 55В, С или 55В, С
Е 2А, 55В, С, Е или 55В, С, Е

На практике, если в кабинетах используются химреактивы, огневзрывоопасные вещества, то их считают категорируемыми по пожаровзрывоопасности и применяют табл. 1 и 2 НПБ 166, Прил. 1, 2 ПП РФ N 390 в полной мере, это же касается технических объектов (котельные и пр.)

Потребуются огнетушители в каждом помещении, имеющем признаки огневзрывоопасности, даже если категорирование его спорное. Подбирают средства с учетом особенностей веществ на объекте, например, в лабораториях с химреактивами следует использовать порошковое пожаротушение.

В кабинете информатики

Пожарная опасность такого учебного помещения прежде всего характеризуется наличием:

  • большого количества оргтехники – прежде всего персональных компьютеров, суммарно потребляющих немалую электрическую мощность, что всегда представляет опасность, как электрическую, с точки зрения возможного выхода из строя, так и пожарную в результате воспламенения оборудования, аппаратуры;
  • электрических розеток, сетевых фильтров, переходников, проводов/кабелей, без которых невозможно подключить компьютерную технику к сети электроснабжения.

В результате такой комплекс оборудования неизбежно потенциально опасен плохими электрическими контактами, механическими повреждениями изоляции, переходными сопротивлениями, искрением в местах соединений, что может привести к пожару.

Правила пожарной, электробезопасности по этим проблемам требуют следующих решений:

  • использовать только сертифицированную, исправную аппаратуру автоматической защиты электрических сетей;
  • проводить ее регулярную проверку;
  • сократить до необходимого минимума количество проводов, кабелей, сетевых фильтров для подключения компьютеров, другой оргтехники, используемой в кабинете информатики;
  • исключить механическое повреждение электропроводной продукции как путем ее защиты, прокладки в кабель-каналах, так и инструктажем с учащимися по мерам пожарной, электрической безопасности, с этой уже давно привычной, но по-прежнему опасной техникой; ведь пожары, связанные с ней еще не редкость.

Инструкция о мерах пожарной безопасности в кабинете информатики должна содержать все эти вопросы. Кабинет должен быть оборудован порошковыми или углекислотными огнетушителями, которыми можно безопасно ликвидировать возгорание компьютерной техники, предварительно отключив ее от сети электроснабжения.

Аварийное освещение

Аварийное освещение предписывается правилами СП 251.1325800, п. 7.72 – 7.81 СП 52.13330 (СНиП 23-05-95); проектирование – по СП 256.1325800 и ПУЭ. Виды:

    • эвакуационное (безопасности);
  • резервное.

Где должно быть освещение:

    1. общие правила:
      • пути эвакуации, зоны повышенной опасности, большие площади (от 60 м² – антипаническое освещение);
  • места:
      • коридоры, проходы эвакуационных маршрутов;
      • на каждом лестничном марше;
      • в местах перепадов высоты;
      • пересечения коридоров;
      • перед медпунктами, эвакуационными планами, локациями со средствами связи, пожаротушения;
    • снаружи около каждого конечного выхода.

Системы оповещения о пожаре

Противопожарные системы безопасности, сигнализации и управления эвакуацией выбирают по табл. 1, 2 НПБ 104-03, СП 3.13130. Как правило, используется адресно-аналоговый тип оповещения со световой и звуковой сигнализацией. Может применяться несколько типов комплектаций.

Приоритет оповещения при ЧС: в первую очередь персонал, затем учащиеся. Дымовые, температурные пожарные датчики и извещатели стандартно есть в комплекте АУПТ и крепятся по предварительно разработанному проекту.

СОУЭ могут передавать звук сигнализации одновременно по всей площади здания или выборочно в его части – способ выбирает проектировщик по рекомендациям ГПС. В спальных сегментах школ-интернатов уведомление осуществляется только для обслуживающих сотрудников. Применяют оповещатели без регуляторов громкости, с подключением без разъемных элементов. СОУЭ разрешено подключать на объекте к внутренним радиотрансляционным сетям.

пожарный уголок в школе


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий