Автолестница пожарная АЛ-30 на базе ЗиЛ 131: описание и ТТХ

Пожарной автолестницей называют пожарный автомобиль, на базовом шасси которого установлена несущая рама с исполнительным механизмом подъемника. Существующие модификации пожарных автолестниц имеют от трех до шести выдвижных пролетов с высотой подъема стрелы — 11 ÷ 62 метра.


Пожарные автолестницы служат для подъема боевого расчета на высоту, эвакуации людей, доставки в зону горения огнетушащих веществ и пожарного оборудования. Стационарный выдвижной подъемно-спускной механизм применяют при разборке конструкций, мониторинге ситуации. Добавочное колено лестницы, в ночное время суток, используют для крепления осветительных прожекторов.

Общие сведения

Что такое пожарная автолестница

Пожарной автолестницей называется определенный тип пожарно-спасательной техники, который представляет собой раздвижную поворотную лестницу с подъемным гидравлическим приводом. Такие лестницы базируются на шасси грузовых серийных автомобилей.

Предназначение и условия эксплуатации

Автолестницы применяется в первую очередь при тушении пожаров, а также при всевозможных аварийно-восстановительных, спасательных работах. Они предназначены для обеспечения доступа команды спасателей. Также с их помощью осуществляется доставка необходимого вооружения и технического оборудования на необходимую высоту.

Зачастую при помощи автолестниц осуществляется эвакуации пострадавших с верхних этажей здания и материальных ценностей при помощи спасательного рукава.

Эксплуатировать эту технику можно в условиях разного климата при температуре от -35 до +35 градусов по Цельсию. А при соблюдении определенных правил, такие лестницы могут применяться и при более низких температурах.

Типы пожарных автолестниц

Автолестницы пожарные классифицируют по:

  • Числу колен;
  • Длине;
  • Типу привода.

Автолестница АЛ-50Автолестница АЛ-50

Существует три типа длины колен:

  • Легкий – если длина составляет до 20 метров;
  • Средний – если длина более 20 метров, но менее 30 метров;
  • Тяжелый – если длина превышает 30 метров.

По количеству колен лестницы делятся на:

  • Трехколенные;
  • Четырехколенные;
  • Шестиколенные.

При увеличении длины лестницы, увеличивается и количество колен, что является сложным инженерным заданием. Это связано с тем, что при увеличении массы лестницы возникает возможность опрокидывания, а также появляются моменты напряжения в деталях, вибрация и прогибы.

На фото – автолестница в работеНа фото – автолестница в работе

Что касается типов приводов, то автолестницы бывают с гидравлической, механической и комбинированной трансмиссией. Наибольшее распространение получили устройства с гидравлической трансмиссией, так как они удобные в эксплуатации и при этом очень надежные.

Маркировка пожарных автолестниц осуществляется буквами и цифрами, к примеру,пожарная автолестница АЛ 50(131)Л21 расшифровывается следующим образом:

  • А-автомобиль;
  • Л-лестница;
  • Цифрой после букв обозначается полная длина лестницы, которая исчисляется в метрах;
  • В скобках обозначена марка шасси;
  • За скобками пишется номера модели, которую изготавливает завод-производитель.

Обратите внимание!
«Л» после скобок означает, что к вершине лестницы прикреплена люлька.

Таким образом, мы имеем автолестницу длиной 50 м, расположенную на базе автомобиля ЗИЛ131, модели Л21.

Устройство автолестницы


Основные узлы

Примерам для рассмотрения устройства механизма послужит пожарная автолестница АЛ 30, так как в нашей стране это наиболее распространенная пожарная техника.

Машина включает в себя следующие узлы:

  • базовое шасси с передней опорной рамой и платформой;
  • Комплект коленьев;
  • Подъемно-поворотное устройство;
  • Опорное устройство;
  • Башня гидромеханизмов;
  • Трансмиссия на гидронасос;
  • Автоматические блокирующие устройства;
  • Пульт управления;
  • Переговорное устройство и дополнительное электрооборудование.

Шасси автомобиля с платформой, кабиной и передней опорной рамой является основой для монтажа других всех узлов автолестницы. Основным силовым агрегатом для привода гидронасоса служит двигатель шасси.

Эскиз выдвижения колен автолестницы

Платформа автолестницы

Платформа автолестницы представляет собой металлическую, коробчатую конструкцию, сваренную из металлических уголков и сплошной стальной обшивки. Металлический каркас при помощи болтов закрепляется на лонжеронах рамы.

Платформа состоит из четырех частей:

  • Передней;
  • Задней;
  • Двух боковых платформ с крыльями.

С задней стороны под платформой расположен закрытый ящик, который позволяет размещать в нем противопожарные принадлежности и съемное оборудование. Доступ к бензобаку и аккумуляторам осуществляется при помощи специальных дверок. По бокам платформа имеет ступени.

Передняя опорная рама

За кабиной водителя, с передней части платформы расположена передняя опорная рама. Нижней своей частью она крепится лонжеронам автомобиля, а верхней — к платформе автолестницы. Эта рама служит порой для передней части коленьев в походном положении.

Разложенная автолестница с люлькой на концеРазложенная автолестница с люлькой на конце

В верхней части рамы имеются направляющие, которые фиксируют комплект коленьев в поперечном направлении. От вертикального перемещения коленья удерживают пружинные защелки, которые установлены на направляющих.

Произвольное выдвижение коленьев при движении техники предотвращает запорный крюк. При подъеме лестницы с рамы крюк опускается под действием собственного веса и при этом освобождает колено.

Комплект коленьев

Данный узел включает в себя четыре колена, соединенных межу собой телескопическим способом. Выполняются они из стали низколегированной марки — 10ХСНД.

Этот материал обладает следующими свойствами:

  • Высокая прочность;
  • Пластичность;
  • Коррозионная стойкость и свариваемость.

Таким образом, каждое колено является легкой стальной конструкцией, которая состоит из двух ферм, жестко скрепленных между собой распорками и ступенями.

Эскиз колена автолестницыЭскиз колена автолестницы

Комплект коленьев автолестницы состоит из следующих элементов:

  • Тетива лестницы;
  • Ступень;
  • Опорный ролик;
  • Стойка;
  • Верхний пояс;
  • Направляющий ролик.

Тетива выполняется из специального профиля, который обеспечивает хорошую жесткость и при этом имеет незначительную массу.Ступени выполняются из труб прямоугольного сечения, а стойки, верхний пояс и раскосы — из труб круглого сечения.

Устройство всех колен одинаковое, отличаются они друг от друга только массой и размерами. Толщина тетивы первого колена составляет 2 мм, а четвертого — 3,2 мм.Расстояние между ступенями составляет 300 мм.

Чтобы по лестнице было удобней передвигаться, наружные поверхности ступенек лестницы в средней части покрыты резиновыми рифлеными накладками, которые закреплены металлическими хомутикам. Нумеровать коленья принято сверху вниз, т.е. первым считается верхнее колено.

Несущим является нижнее, последнее колено. Оно опирается на направляющие дуги подъемной рамы роликами заднего и переднего опорных узлов и закрепляется шкворнем. В задней части несущее колено и подъемная рама соединены между собой гидроцилиндром бокового выравнивания.

Перемещение колен относительно друг друга осуществляется при помощи текстолитовых роликов и опорных направляющих. Передние и задние ролики парные, так как они воспринимают основную нагрузку.

Эскиз задней части пожарной автолестницыЭскиз задней части пожарной автолестницы

Нижнее колено оборудовано угломером-отвесом, который позволяет измерять угол наклона лестницы, допускаемую длину выдвигания конструкции при определенном угле и нагрузку на вершину лестницы. Выдвижение колен осуществляется при помощи стальных канатов.

При наматывании стального троса на барабан лебедки, второе третье и первое колено выдвигаются одновременно. Все коленья, при этом, движутся с одинаковой скоростью относительно друг друга.

Фиксация коленьев осуществляется при помощи автоматических замыкателей, которые устанавливаются на одном уровне. При транспортировке, комплект коленьев располагается вдоль шасси над кабиной.

Кроме однотипных основных четырех коленьев,на вершине первого колена монтируется одно дополнительное облегченное колено. Оно выдвигается своими руками на длину до 2,5м. Эту дополнительную секцию используют в исключительных случаях. Такое колено не может служить опорой, поэтому лестница должна опираться на вершину первого колена.

Опорное устройство

Данный узел предназначен для обеспечения устойчивости автолестницы в процессе эксплуатации.

Он включает в себя:

  • Опорную раму;
  • Четыре выдвижные опоры;
  • Механизм управления золотников,которые расположены на платформе и блокировки рессор.

Опорная система приведена в рабочее положениеОпорная система приведена в рабочее положение

Опорная рама является металлической сварной конструкцией. Она монтируется на лонжеронах автомобиля в задней части.

Рама состоит из:

  • Двух боковых щек;
  • Двух поперечин;
  • Опорного кольца, на которое установлен поворотный круг подъемно-поворотного устройства.

Приведение боковых щек в рабочее или походное положение выполняется при помощи гидроцилиндров. Механизм блокировки задних рессор позволяет увеличить жесткость несущей базы и тем самым повысить устойчивость автолестницы в процессе эксплуатации.

Обратите внимание!
Прежде чем начинать движение комплекта коленьев, необходимо привести опорную систему в рабочее положение.

Гидромеханизмы

Работу систем башни гидромеханизмов обеспечивает гидросистема. Рабочее давление в ней составляет 10 МПа. В качестве гидравлической жидкости летом используется масло МГ. Зимой систему заполняют веретенным маслом АУ.

Автолестница в рабочем положенииАвтолестница в рабочем положении

Рабочую жидкость к агрегатам подает насос гидромотораксиально-поршневого типа. Бак гидросистемы обеспечивает компенсацию потерь, а также с его помощью осуществляется охлаждение рабочей жидкости, выпуск воздуха и паров, отстой и пр.

Гидросистема обеспечивает следующие движения:

  • Подъем;
  • Выдвигание;
  • Поворот влево или вправо;
  • Маневр одновременно в трех направлениях.

Механизм сдвигания выдвигания коленьев лестницы содержит червячный редуктор барабан и аксиально-поршневой гидромотор.

Обратите внимание!
На случай выхода из строя основного насоса, на раме закреплен ручной насос, что обеспечивает надежность лестницы.

Это основные узлы, которые приводят лестницу в действие.

Пульт автолестницыПульт автолестницы

Правила эксплуатации

Инструкция по эксплуатации пожарной автолестницы состоит из следующих пунктов:

  • Для обеспечения работоспособности пожарной автолестницы, она должна храниться в отапливаемом гараже, при температуре не иже 5 градусов по Цельсию.Машина при этом должна всегда быть в полной боевой готовности: укомплектована принадлежностями и оборудованием, заправлена ГСМ и т.д.
  • После каждого учения или выезда на пожар конструкция должна быть очищена, протерта, после чего смазана в соответствии с картой смазки. Особое внимание необходимо уделять исправности замыкателей.
  • В случае обнаружении на тросах обрыва более одной проволоки на участке в 100 мм,их необходимо заменить.
  • Подъезд автолестницы к объекту следует выполнять из расчета удобства установки и работы автолестницы. Чем выше необходимо поднять лестницу, тем она ближе должна располагаться к обслуживаемому объекту.
  • Не допускается работа на лестнице, если ее платформа имеет угол наклона к горизонту более чем на 6 градусов. При этом необходимо следить, чтобы задние колеса автомобиля не оказались на крышке шахт, пожарных колодцев, траншеях или на мягкой почве.
  • Перед подготовкой к работе необходимо затянуть ручной тормоз автомобиля и опустить опорные щеки. Управление лестницей осуществляется при помощи рукояток и маховичков на пульте.
  • Первым маневром лестницы является ее подъем, так как в транспортном положении все остальные движения заблокированы.
  • Самым ответственным движением конструкции является выдвижение коленьев до необходимой высоты. Подход вершины первого колена к границе поля движения необходимо выполнять на малой скорости. После того, как вершина лестницы достигнет предельной высоты, коленья необходимо поставить на замыкатели, а двигатель заглушить.
  • При выдвижении и уборке лестницы нужно следить, чтобы она не коснулась электрических или радиотрансляционных линий.
  • Спуск и подъем пожарных по прислоненной автолестнице запрещен с интервалом менее чем 3м.

Пожарная автолестница в процессе эксплуатацииПожарная автолестница в процессе эксплуатации

Совет! Подъем лестницы вначале необходимо осуществлять на малой скорости, затем, достигнув угла в 30—40 градусов, следует перевести ее на большую скорость.

Видео в этой статье позволит наглядно посмотреть на работу пожарной автолестницы.

АЛ-30


Лестница сформирована из четырех однотипных звеньев, каждое из которых состоит из 2-х, жестко соединенных ступенями и распорками, ферм. Вспомогательное звено монтируют на вершине первого колена, и выдвигают вручную. Дополнительное колено нельзя использовать в качестве опоры.

Материал изготовления пролетов лестницы — высокопрочная низколегированная сталь. Тетивы выполнены из облегченного проката специального профиля. Узлы, которые воспринимают основную нагрузку, усиливают парным исполнением.

Автолестница пожарная АЛ-30 на базе ЗиЛ 131: описание и ТТХ

Пожарная автолестница АЛ-30 на базе КамАЗ-43502

Соединение колен телескопическое. Звенья перемещаются относительно друг друга при помощи гидрополиспастов, системы опорных и направляющих роликов, шайб и упоров. Звенья автолестницы складываются под действием силы собственного веса. Угломер-отвес, установленный на второй ступеньке нижнего колена, показывает угол наклона автолестницы.

Технические характеристики АЛ-30:

Автолестница пожарная АЛ-30 на базе ЗиЛ 131: описание и ТТХ

  • полная длина вылета стрелы, с учетом линейного размера дополнительного колена — 30 метров;
  • угол подъема по вертикали — от -7° до +73°
  • масса груза, при использовании АЛ-30 в качестве крана — 1 тонна;
  • угол поворота автолестницы вокруг своей оси — 360°;
  • максимальная длина вылета стрелы, с нагрузкой верхней части, при выполнении работ по пожаротушению — 16 м;
  • тип привода лестницы — гидравлическая трансмиссия;
  • тип базового шасси ЗИЛ-131, КамАЗ-43114, Урал-4320, TATRA-Т815, МАЗ-53373;
  • рабочий расход огнетушащего состава штатного лафетного ствола — 20 л/с;
  • состав экипажа — 3 человека (водитель в том числе).

Лафетный ствол (гребенку) устанавливают по верхнему краю первого колена. Рукав прокладывают по средней линии ступеней и крепят к поверхности рукавными задержками. При работе со штатным огнетушащим оборудованием, лестницу выдвигают на 2/3 общей длины, угол наклона стрелы составляет 55÷60°.

АЛ-50

Пожарная автолестница АЛ-50 транспортирует боевой расчет, пожарно-техническое вооружение и вспомогательное оборудование к месту пожара. Подъемно-поворотный механизм АЛ-50 используют для проведения спасательных, противопожарных и аварийно-восстановительных работ на высоте до 50 метров.

Автолестница пожарная АЛ-30 на базе ЗиЛ 131: описание и ТТХ

Привод подъемного устройства автолестницы АЛ-50 комбинированный. Управление силовой группы облегчают электрогидравлические блоки.

Технические характеристики АЛ-50:

  • полная высота стрелы — 50 метров;
  • масса рабочей нагрузки на вершину лестницы — 300 кг при вылете 16 м и 100 кг — 20 м;
  • при использовании АЛ-50 в качестве крана масса груза 2 тонны;
  • угол наклона стрелы, при производстве пожарных и спасательных работ от — 4° до + 75°;
  • поворот автолестницы вокруг своей оси 360°;
  • максимальное значение длины вылета стрелы, с нагрузкой верхней части, при выполнении работ по пожаротушению 16 м;
  • тип привода лестницы — комбинированный (электрогидравлические блоки управления);
  • тип базового шасси КамАЗ-53229 (с низкой кабиной и колесной формулой 6х4), Volvo FL 626;
  • расход лафетного ствола — 20 л/с;
  • состав боевого расчета — 3 человека (водитель, в том числе).

Дополнительные элементы комплектации подъемного устройства АЛ-50 — лифт, люлька и эластичный спасательный рукав. На верхнем колене автолестницы установлен съемный лафетный ствол, с дистанционным электроприводом.

Осмотр и техническое обслуживание, по месту эксплуатации пожарных автолестниц, проводится регулярно. Исправное пожарно-спасательное вооружение и техника должны находиться в состоянии боевой готовности.

Другие полезные статьи:

  • Пожарные ац на базе камаз

Двигатель автомобиля


Несмотря на то, что первый серийный образец рассматриваемого автомобиля был выпущен в далеком 1966 году, технические характеристики мотора во многих сферах удовлетворяют запросы российской армии даже сегодня:

Наименование параметра Характеристика Единицы измерения
Тип двигателя Карбюраторный, четырехтактный
Количество рабочих цилиндров 8 шт.
Тип охлаждения Жидкостное
Клапаны В верхней части двигателя
Диаметр рабочих цилиндров 100 мм
Рабочий объем камеры сгорания 6 л
Длина пути хода поршня 95 мм
Сжатие 6,5
Максимальная мощность двигателя 150 л. с.
Крутящий момент при 2 000 об/мин 410 Н×м

Благодаря большой мощности и высокому крутящему моменту ЗИЛ-131 мог развивать по трассе скорость до 85 км/ч. Учитывая год выпуска, этот параметр можно назвать довольно впечатляющим.

Далеко не каждый легковой автомобиль тех лет мог передвигаться так быстро, не говоря уже о грузовиках такой большой массы.

Расход топлива ЗИЛ-131, изображенного на фото справа, при смешанном цикле езды составляет 49,5 л на 100 км при средней скорости 60 км/ч.

Согласно техническим характеристикам мотор рассчитан на работу с бензином АИ-76 или аналогичным, но с большим октановым числом.

Восстановление автомобиля ЗИЛ-131

Умельцы полностью восстановили армейский грузовик ЗИЛ-131 и привели его в идеальное состояние.

Автолестница пожарная АЛ-30 на базе ЗиЛ 131: описание и ТТХ

Автомобиль 1985 года выпуска, был куплен с хранения воинской части. Состояние грузовика было удовлетворительным, но было решено сделать полное восстановление автомобиля. Ниже на фото показан подробный фото отчёт по ремонту и восстановительным работам армейского ЗИЛ-131. Первоначальное состояние автомобиля.

Автолестница пожарная АЛ-30 на базе ЗиЛ 131: описание и ТТХ

Далее начался процесс разборки, детали кузова и облицовки отправлялись на пескоструйную обработку.

Первым делом подготовили и покрасили раму.

Перебрали и отремонтировали все мосты.

Далее пришла очередь двигателя и КПП,всё полностью отремонтировали.

Процесс сборки продолжается.

Кабину полностью перекрасили, провели новую электропроводку.

Поставили новую резину.

Автолестница пожарная АЛ-30 на базе ЗиЛ 131: описание и ТТХ

И вот он красавец, полностью восстановленный армейский грузовик ЗИЛ-131.

КУНГ и иные модификации


Рассматриваемая модель грузовика оказалась настолько удачной, что на его базе выпускали большое количество различных модификаций.

Особенно популярен ЗИЛ-131 КУНГ. Данная аббревиатура расшифровывается как «кузов унифицированный нулевого габаритного размера».

Его каркас выполнен из уголков и швеллеров различных размеров, обшитых сверху металлическими листами.

Изнутри данный кузов-фургон ЗИЛ-131 обшивается пенопластом или иным теплоизолирующим материалом, после все закрывается покрытой антисептиком фанерой, что улучшает технические характеристики всего автомобиля.

Независимо от предназначения, все рассматриваемые грузовики с КУНГом оснащаются:

  • отоплением;
  • вентиляцией;
  • всевозможным бытовым оборудованием;
  • системой освещения (плафонами на потолке).

Уникальность ЗИЛа-131 КУНГ заключалась в присутствии в его кузове специальной фильтрационной установки ФВУА-100Н-12.

установка ФВУА-100Н-12

Она осуществляла забор воздуха из окружающей среды и обеззараживала его. Создавалось избыточное давление, что позволяло обезопасить пространство внутри фургона.

Отопительная система была полностью автономна, тепло выделялось путем сжигания дизельного топлива.

Также на базе рассматриваемого грузовика производили следующие модификации с хорошими техническими характеристиками:

  • ЗИЛ-131НА оснащался негерметичным и неэкранированным оборудованием;
  • ЗИЛ-131В – седельный тягач;
  • АТЗ-3 и подобные использовались в качестве топливозаправщиков;
  • МЗ-131 – маслозаправщики;
  • АЦ-40 – пожарная машина.

Уже после того, как производство данного грузовика было официально остановлено, он все же продолжал выпускаться с аналогичными тактико-техническими характеристиками, но уже как АМУР-521320.

Масса, габариты, грузоподъемность

Масса и габаритные характеристики автомобиля рассматриваемого типа относительно невелики, несмотря на его основное предназначение. Параметры следующие:

  • снаряженная масса модели без лебедки – 6 135 кг;
  • снаряженная масса модели с лебедкой – 6 375 кг.

Хотя, согласно техническим характеристикам, вес механизма лебедки автомобиля ЗИЛ-131 довольно существенен, ее наличие всегда обосновано, поскольку она позволяет справиться с передвижением в крайне сложных и экстремальных условиях местности.

Полная масса автомобиля:

  • при наличии лебедки – 10 425 кг;
  • без лебедки – 10 185 кг.

Максимальная грузоподъемность составляет всего 3 500 кг. Также при необходимости рассматриваемую технику можно использовать совместно с прицепом.

Его допустимая масса зависит от дорожных условий, в которых передвигается ЗИЛ-131:

  • масса при движении по дороге с твердым покрытием – 6 500 кг;
  • при движении по грунтовке – 4 000 кг.

Базовая версия автомобиля имеет следующие габаритные размеры:

  • длина от переднего бампера до задней части кузова, мм – 7 040;
  • высота без тента, мм – 2 480;
  • высота с тентом, мм – 2 975;
  • ширина от левого колеса до правого, мм – 2 500.

Клиренс ЗИЛа-131 составляет целых 330 мм, что позволяет без особых затруднений передвигаться даже по пересеченной местности – в лесах, по полям или же иным подобным местам.

Расстояние между колесами – 3,35 м +1,25 м. Ширина передней и задней колей одинакова и составляет 1,82 м. Радиус разворота – целых 10,8 м. Учитывая длину кузова, данный параметр не так уж велик.

Тормозной путь составляет 29 м при 50 км/ч. Причиной тому является большая инерция, возникающая из-за массы всего автомобиля и фургона с людьми, а также всем имеющимся оборудованием.

содержание .. 30 31 32 ..

Рама автомобиля ЗИЛ-131Н

Рама автомобиля — клепаная, лонжероны швеллерного сечения соединены штампованными поперечинами. На передних концах лонжеронов установлены жесткие буксирные крюки. Рама снабжена жестким буфером спереди и двумя упругими буферами сзади. Передний буфер снабжен откидной подножкой. Задние буфера при буксировании прицепов необходимо снимать, установив болты крепления задней поперечины на прежние места.

В отверстие задней поперечины рамы установлено тягово-сцепное устройство с резиновым буфером, обеспечивающим двустороннюю амортизацию, и крюком с защелкой для соединения со сцепной петлей прицепа (рис. 49).

При сборке и регулировке тягово-сцепного устройства гайку 3 следует завернуть усилием руки до упора во фланец 13. Затем, отпуская гайку или подтягивая ее, надо совместить ближайшую прорезь в гайке 3 с отверстием в хвостовике крюка и поставить шплинт. При этом допускается осевое перемещение крюка до 0,5 мм.

При увеличении осевого перемещения крюка в процессе эксплуатации автомобиля с прицепом и невозможности устранения его за счет отпускания гайки или ее подтяжки следует разобрать тягово-сцепное устройство, при необходимости выправить фланцы 11 и 13 или заменить изношенные детали. В случае усадки резинового буфера (длина менее 80 мм) рекомендуется установить дополнительные кольцевые прокладки мёжду фланцами и резиновым буфером, после чего завернуть гайку, как указано выше, зашплинтовать ее и поставить на место колпак. При износе крюка более чем на 5 мм его следует заменить.

Поверхность сцепной петли прицепа должна быть ровной и гладкой.

Недопустима работа автомобиля с прицепами, имеющими диаметр прутка, образующего сцепную петлю прицепа, более 43,9 мм. Нарушение этого требования может привести к поломке крюка или петли из-за потери подвижности в сочленении. Маркировка типоразмера нового крюка —2.

При эксплуатации следует проверять плотность заклепочных соединений рамы обстукиванием головок заклепок молотком, а также следить за отсутствием трещин в полках

лонжеронов и поперечин. Ослабленные или срезанные заклепки надо заменить болтами с пружинными шайбами.

Необходимо смазать тягово-сцепное устройство в соответствии с картой смазывания. На седельном тягаче ЗИЛ-131 НВ взамен тягово-сцепного устройства в задней поперечине рамы установлена жесткая петля. Эта петля применяется только для буксирования неисправного автомобиля задним ходом на короткое расстояние. Пользоваться ею для буксирования других автомобилей нельзя.

Рис. 49. Тягово-сцепное устройство: I к 8 — пресс-масленки; 2 — колпак; 3 — гайка; 4 корпус; 5 — болт; € — собачка; 7 — защелка; 9 — буксирный крюк; 10 — крышка корпуса; II и 13 — фланцы; 12 — резиновый буфер; 14 — петля дышла прицепа; 15 маркировка типоразмера крюка тягача

Разработка и производство


АЛ-30 (131) ПМ-506Д является модернизацией АЛ-30 (131) ПМ-506В. Модель же АЛ-30 (131) ПМ-506В, в свою очередь, является последовательной модернизацией более ранней, первой серийной автолестницы производства СССР – АЛ-30 (131) Л21.

Модернизация проведена с целью повышения технических показателей автолестницы.

Модель АЛ-30 (131) ПМ-506В отличается от АЛ-30 (131) Л21 немного увеличенной высотой подъёма – каждому из колен автолестницы добавили 30 см.

Модель АЛ-30 (131) ПМ-506Д отличается от АЛ-30 (131) ПМ-506В основательно переработанной поворотной частью. Заменена гидравлика и органы управления.

Автолестница модели ПМ-506 разработана на Торжокском заводе противопожарного оборудования для замены автолестницы модели Л21. Серийное производство организовано в 1984 году.

Назначение

Автолестница пожарная АЛ-30 (131) ПМ-506Д на шасси автомобиля ЗиЛ-131 относиться к специальным пожарным автомобилям и предназначена для:

  • доставки к месту проведения спасательных, противопожарных работ боевого расчёта, необходимого пожарно-технического вооружения и оборудования;
  • подъёма боевого расчёта, пожарно-технического вооружения и оборудования на высоту до 30 метров;
  • эвакуации людей из зданий повышенной этажности;
  • обеспечения возможности эффективного проведения спасательных работ и тушения очагов пожара на высоте;
  • подачи огнетушащих веществ с вершины автолестницы на очаг пожара;
  • использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен;
  • использования в качестве наблюдательного пункта при штабе пожаротушения;
  • закрепления прожекторов и освещения места пожара;
  • экстренной эвакуации людей с высоты до 20 метров (оснащена пневматическим прыжковым спасательным устройством (ППСУ-20)).

Особенности грузовика


Важно! Особенностью автомобиля данного типа является то, что передний мост включается электропневматическим приводом.

Орган, позволяющий его задействовать, располагается на приборной панели внутри кабины и представляет собой обычный металлический двухпозиционный тумблер.

Также передний мост можно было включить при помощи рычага переключения скоростей.

Коробка передач ЗИЛ-131 по своим техническим характеристикам – механического типа.

Вторая и третья передачи оснащаются специальными замками. Они предотвращают произвольное выключение скорости в случае, если нагрузка на двигатель быстро возрастает. Это чрезвычайно актуально во время затяжного подъема.

Для своего года выпуска ЗИЛ-131 оснащается довольно продвинутой электроникой.

В конструкции использованы генератор переменного тока с большим запасом мощности, а также бесконтактное зажигание с электронным коммутационным устройством.

Кроме того, имеется специальное вибрационное устройство, обеспечивающее передвижение в течение 30 часов без остановки своим ходом. Все это было в новинку для тех годов, когда рассматриваемый автомобиль начал серийно выпускаться.

Кабина

Кабина на ЗИЛе-131 используется каркасного типа, снаружи она обшивается листовым металлом, изнутри присутствует утеплитель различного типа. Его наличие позволяет водителю чувствовать себя комфортно даже в сильный мороз.

Проветривание салона осуществляется путем открытия специальных форточек в дверях, а также боковых окон.

Все подвижные элементы снабжаются специальными резиновыми уплотнителями, их присутствие позволяет осуществлять закрывание максимально герметично.

На приборной панели автомобиля находится все необходимое для осуществления мониторинга основных параметров двигателя:

  • датчик уровня бензина;
  • вольтметр/амперметр;
  • спидометр;
  • датчик давления масла;
  • датчик температурный;
  • тахометр.

Все органы управления, необходимые для комфортной эксплуатации автомобиля, присутствуют в зоне досягаемости водителя.

какими особенностями обладает кабина ЗИЛ-131

Рычаг включения поворота располагается на рулевой колонке. Все остальное находится на приборной панели правее тахометра.

Рукояти органов управления имеют наиболее подходящую для осуществления хвата форму, что позволяет выполнять различные операции с максимальным удобством.

Кресла водителя и пассажиров не отличаются большим количеством регулировок.

Но, несмотря на это, нахождение в данной кабине достаточно приятно: конструкторы изготавливали сиденья с учетом антропометрических параметров среднестатистического человека. Поэтому большинство водителей может управлять ЗИЛом-131 с большим комфортом.

На кабине закреплены внушительного размера зеркала заднего вида. Их угол обзора дает возможность без особых затруднений обозревать все, что находится позади кабины, даже если передвижение осуществляется со специальным прицепом.

Конструкция

Автолестница состоит из следующих основных частей:

  • шасси;
  • силовой группы;
  • опорного основания;
  • подъемно-поворотного основания;
  • гидромеханизмов;
  • комплекта колен;
  • пульт управления и блокировки;
  • электрооборудования и др.

Перечисленные устройства и механизмы обеспечивают:

  • устойчивость при работе;
  • выравнивание комплекта колен;
  • подъем-опускание комплекта колен;
  • выдвигание-сдвигание колен;
  • поворот лестницы вокруг вертикальной оси.

Автолестница пожарная АЛ-30 на базе ЗиЛ 131: описание и ТТХ

Все узлы и механизмы автолестницы смонтированы на шасси ЗИЛ-131. Опорное основание, состоящее из четырех опор и рамы, закреплено на раме шасси. К раме опорного основания крепится подъемно-поворотное основание с четырьмя коленами, соединенными телескопически.

Принцип работы автолестницы заключается в подаче ее вершины в необходимую точку пространства в пределах поля движения с использованием подъема, выдвигания и поворота лестницы.

На шасси автомобиля установлено опорное основание, состоящее из рамы, 4 выдвижных опор и механизма выключения рессор. Опорная рама состоит из 2 боковых листов, которые заклёпками крепятся к лонжеронам автомобиля.

Боковые листы соединены между собой поперечинами, к которым приварено поворотное кольцо. На поворотном кольце установлена подъёмно-поворотная рама, которая служит для размещения на ней комплекта колен лестницы и обеспечивает поворот на 360°, подъём и опускание колен. Подъёмная рама имеет сварную конструкцию, состоит из 2 боковых опор, поперечин, передних и задних опорных дуг для выравнивания комплекта колен. Комплект колен крепится к подъёмной раме шкворнем. Лестница состоит из 4 колен, соединённых между собой телескопически.

При увеличении длины лестницы колена перемещаются на роликах. Колена лестницы выполнены в виде пространственной решётки и изготовлены из низколегированной стали 10 ХСНД. Выдвигание комплекта колен осуществляется с помощью системы стальных канатов и блоков. Подъём и опускание лёстницы осуществляется при помощи 2 гидроцилиндров. Фиксация штоков осуществляется при помощи гидрозамков и фрикционных захватов.

Приводы лебёдки выдвигания и поворота – от гидромоторов. Рабочая жидкость (масло) в гидросистему подаётся из бака гидронасосом. Гидронасос имеет привод от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности. В случае отказа основного гидронасоса имеется аварийный с приводом от электродвигателя постоянного тока, который позволяет опустить лестницу в транспортное положение. Автолестница оснащена системой сигнализации и блокировок.

Табель боевого расчета

Должность Действия номера пожарного расчета при пожаре
Старший инструктор – водитель Устанавливает автомобиль, отдает команду на спасение людей, следит за работой на лестнице.
Старший пожарный Работает по спасению людей, при сильном ветре работает с растяжкой.
Пожарный Работает по спасению людей, при сильном ветре работает с растяжкой.

Дополнительный материал

  • Плакат в учебный класс «Автолестница пожарная АЛ-30 (131) ПМ-506Д и её ТТХ»;
  • Инструкция по проведению технического обслуживания специального пожарного автомобиля АЛ-30 (131) ПМ 506;
  • Учебное пособие: Дополнительное электрооборудование. Система блокировки опасных движений пожарной автолестницы АЛ-30 (131) ПМ-506В;
  • Руководство по эксплуатации автолестница пожарная АЛ-30 (4310) ПМ-512 и техническое описание;
  • Краткое пособие для водителей автолестницы АЛ-30 по изучению гидросхемы и электросхемы.



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.