Автоцистерна пожарная легкого класса АЦ-1,3-4/400(5301)

Вход Вход

Грузовой Ру: грузовые автомобили в России

  • Продажа
  • Аренда
  • Заявки
  • Новости
  • Отзывы
  • Каталог

Выбор редакции

«Надежные, но для России не доработаны». Отзывы форумчан о европейских автобусах Консультация юриста. Оформляем договор перевозки грузов правильно

Главная → Каталог марок и моделей коммерческого транспорта → Пожарные машины → ПОЖТЕХНИКА

Фото: Пожтехника АЦ-1,3-4 400 ЗИЛ-5301

Пожарная автоцистерна АЦ-1,3-4/400 на шасси ЗИЛ-5301. Мощность двигателя 108,8 л.с., вместимость цистерны для воды — 1300 л, полная масса машины — 7 т.

Что такое ТТХ

Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей – это совокупность показателей пожарной техники, определяющая возможность использования транспортного средства (ТС). При создании пожарных машин также учитываются эти показатели.

ТТХ пожарных автомобилей определяются следующими значениями:

  • Данные шасси.
  • Допустимое количество ПО (пожарное оборудование).
  • Оптимальные характеристики.
  • Объем огнетушащего вещества.
  • Места размещения ПО.

Все ТТХ должны соответствовать требованиям наибольшей эффективности проведения боевых действий за короткий период.

Характеристики

Технически пожарные автоцистерны представляют собой автомобили на базовом грузовом шасси, дополненные насосом, емкостями для хранения ОТВ и средствами для их подачи. В качестве огнетушащих веществ они используют воду и пенообразователь. Автомобили категории АЦ выполняют следующие функции:

  • Автономное тушение с использованием запаса воды собственного бака. В данном случае функции ограничиваются емкостью цистерны.
  • Тушение посредством подключения к гидранту. Насос, установленный на автомобиле, усиливает напор воды при подаче ее к очагу возгорания.
  • Забор воды из открытого водоема в условиях полного отсутствия или сниженной производительности водоснабжения с целью обеспечения ПА необходимым напором.

Характеристики пожарных автоцистерн

Автоцистерны разрабатываются на базе грузовых шасси. Пожарная надстройка размещается в кузовной части. Она включает в себя водяную цистерну, бак для пенообразователя, насос с собственной трансмиссией, водопенную коммуникацию и привод управления всеми механизмами. Независимо от базового шасси комплектация надстроек всегда одинакова. Различие между автоцистернами состоит во вместимости баков и производительности насосов.

Условно все автомобили типа АЦ делятся на три класса:

  • легкие с цистерной до 2 м

    3

    ;

  • средние вместимостью от 2 м

    3

    до 4 м

    3

    ;

  • тяжелые, рассчитанные на объем воды более 4 м

    3

    .

Самыми распространенными считаются пожарные автоцистерны на шасси ГАЗ. Эти АЦ зарекомендовали себя как надежные и незатратные в обслуживании автомобили, эксплуатируемые во всех регионах страны.

Техобслуживание пожарных машин

Периодическая проверка состояния технического пожарного транспорта происходит для обеспечения стабильной его работы и полной готовности к выезду в место ЧС. Техобслуживание помогает сократить количество поломок, а значит, и ремонтных работ, уменьшить потребление горючего, установить пробег транспорта.

Важно. На территории РФ порядок осуществления техобслуживания пожарных ТС регулирует Приказ № 555 «Организация эксплуатации техники, Техническое обслуживание, Ремонт пожарных автомобилей».

Вид ТО зависит от частоты использования машины. Для техники, которая функционирует каждодневно:

  • ЕТО (ежедневное ТО).
  • Во время пожара.
  • ТО-1, ТО-2 – полный осмотр и устранение поломок.
  • СО (сезонное ТО).

Если пожарная техника долгое время стоит в гараже подразделения и не задействуется в аварийно-спасательных работах, техосмотр проводится единожды в установленный период:

  • месяц;
  • 6 месяцев;
  • 12 месяцев;
  • по приказу руководства.

Ответственное лицо, которое обязуется сдать отчет об обнаружении поломок в ТС – главный по смене. Водитель должен внести все изменения и данные в эксплуатационную карту автомобиля.

При обнаружении неисправности ремонт входит в обязанность сотрудников двух смен. При невозможности устранить поломку ПА отправляют в ремонтную службу.

Техническое обслуживание происходит при соблюдении следующих правил:

  • Хорошая вентиляция в помещении.
  • Наличие смотровой канавы с ребордами и щитами из металла.
  • Обогрев в холодное время года.
  • Обеспечение системы отвода газа.
  • Подключение к выхлопному устройству ПА.

Техническое обслуживание ПА – это важное мероприятие, которое позволяет продлить срок службы ТС, установить порядок расчета тактических возможностей пожарных автомобилей и вовремя устранить неполадки в системе. Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей помогают установить норму при эксплуатации ПА.

Цистерна для воды


Эта часть надстройки представляет собой бак вместимостью от 0.8 до 9 м

3

. Основным материалом является углеродистая сталь. Внутри цистерны покрывают антикоррозийным составом. Чтобы предупредить промерзание бака зимой, его оборудуют автономным теплогенератором или системой электрообогрева. Некоторые производители предлагают АЦ с емкостями из стеклопластика. Этот материал не подвержен коррозии и отличается повышенными теплозащитными свойствами.

Цистерна для воды

Независимо от объема все цистерны разрабатывают по единому стандарту. У них обязательно должен быть люк диаметром более 450 мм, чтобы специалисты при проведении техосмотра имели свободный доступ к внутренней части бака. Чтобы предупредить колебание жидкости во время движения, внутри устанавливаются волноломы. Обязательное условие для всех АЦ – наличие устройства снижения избыточного давления при заполнении. Оно должно работать на обеспечение дискретного контроля за заполнением и сливом.

По форме цистерны чаще всего делают эллиптической формы, благодаря чему производитель может использовать всю ширину шасси, одновременно снижая центр массы автомобиля. Второй вариант – форма квадрата с закругленными углами.

Пенобак

Эта часть надстройки должна занимать не менее 6% от вместимости цистерны. В зависимости от базового шасси и типа АЦ пенобаки делают объемом от 0.08 до 1 м

3

. Основной материал изготовления – нержавеющая сталь. Трубопроводы, подведенные к бакам, делают из устойчивого к пенообразователю материала. На современные АЦ ставят пенобаки, имеющие в поперечном сечении форму квадрата. Это позволяет снизить занимаемую площадь бака и исключить пролив пенообразователя во время движения. Подобно цистерне, эта надстройка подключается к системе дополнительного обогрева, что предупреждает ее промерзание во время эксплуатации при низких температурах.

Пенобак

Назначение

Автоцистерна АЦ-1,0-4 (ЗИЛ-5301) предназначена для:

  • доставки к месту пожара, аварии или чрезвычайной ситуации боевого расчета, спасательного и пожарного оборудования;
  • тушение пожаров, как собственной цистерны подачей воды и воздушно-механической пены низкой и средней кратности через рукавную катушку и ствол-распылитель высокого давления, так и от гидранта водопроводной сети, производство аварийно-спасательных работ.

Автоцистерна рассчитана на эксплуатацию в районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс 40 °С.

Базовые автомобили

Сегодня при производстве автоцистерн используют шасси ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ, УРАЛ. При этом база может быть как моно-, так и полноприводной. Самой распространенной моделью считается АЦ-40. В зависимости от базы, эта модификация имеет свои особенности.

ЗИЛ-131

ЗИЛ-131

КамАЗ-43253

КамАЗ-43253

УРАЛ-43206

УРАЛ-43206

ЗИЛ-131 КамАЗ-43253 УРАЛ-43206
Базовое шасси ЗИЛ-131 6х6 КамАЗ-43253 4х2 УРАЛ-43206 4х4
Мощность двигателя, л.с. 150 180 230
Вместимость цистерны, л 2400 3200 3000
Вместимость пенобака, л 170 240 180
Насосная установка ПН-40УВ ПН-40УВМ НЦПН-40/100
Производительность насоса в номинальном режиме, л/с 40 40 40
Напор в номинальном режиме, м 100 100 100
Количество мест боевого расчета 1+6 4+2 6

Гибридом автоцистерн и пожарных автолестниц считаются автомобили типа АЦЛ. На вооружении ГПС стоят два типа такой техники: АЦЛ-3-40-17 и АЦЛ-3-40-20, отличающиеся друг от друга высотой подъема на метров 17 и 20 метров соответственно. Такие машины используются в городах с плотной застройкой при выезде на пожар в домах на 5-6 этажей. Автолестницы с цистернами производят на двухосных шасси КамАЗ-4925 и КамАЗ-4932.

Условно графические обозначения пожарного транспорта

Пожарный автомобиль – общее обозначение

Основные пожарные автомобили общего назначения:

Пожарные автоцистерны (АЦ)

Пожарные автонасосы (АН) и насосно-рукавные автомобили (АНР)

Основные пожарные автомобили целевого назначения:

Пожарные аэродромные автомобили (АА)

Пожарные автомобили порошкового тушения (АП)

Пожарные автомобили пенного тушения (АПТ)

Пожарные автомобили комбинированного тушения (АКТ)

Пожарные автомобили газового тушения (АГТ)

Пожарные автомобили газоводяного тушения (АГВТ)

Пожарные автонасосные станции (ПНС)

Специальные пожарные автомобили:

Пожарные автолестницы (АЛ)

Пожарные коленчатые автоподъёмники (АКП)

Пожарные телескопические автоподъёмники (АКТ)

Пожарные автомобили связи и освещения (АСО)

Пожарные автомобили газодымозащитной службы (АГ)

Пожарные автомобили дымоудаления (АД)

Пожарные рукавные автомобили (АР)

Пожарные штабные автомобили (АШ)

Пожарные автолаборатории (АЛП)

Пожарные автомобили технической службы (АПТС, АТ)

Пожарные компрессорные станции (ПКС)

Пожарные аварийно-спасательные автомобили (АСА)

Классификация пожарных автомобилей по полной массе

  • Лёгкие (L) – 2 000-7 500 кг. АЦ-1.3-4/400(5301), АЛ-17(5301). Доставляет к очагу возгорания пожарный расчёт и оборудование для тушения и спасения людей. Может применять воду и ВМП, которые подаются посредством рукава и ствола с повышенным давлением. Также есть возможность подключения к водопроводному гидранту.

  • Средние (M) – 7 500-14 000 кг. АЦ-2.6-30(33086), АЦ-40(131)-137А. Доставляет к территории пожара пожарников, воду, пенообразователь, необходимое оборудование и инструмент. Для тушения может использоваться имеющийся резервуар, либо задействуется насос для выкачки воды из водоемов, либо подключается напрямую к гидранту.

  • Тяжёлые (S) – 14 000 кг и более. АА-8.0-90/6(65224), АА-13/60(6560). Применяется для доставки пожарного расчёта, техники и пожарного вооружения, запасов воды к объектам комплексов аэропортов. Имеет встроенный пенообразователь, а также насос для использования воды из водоёмов. На кабине и переднем бампере находится лафетный ствол, позволяющий подавать воду и ВМП, а на заднем бампере имеется система покрытия ВПП пеной.

Конструкция

Автоцистерна состоит из следующих основных частей:

  • шасси со сдвоенной кабиной;
  • насосной установки с приводом;
  • цистерны для воды;
  • бака для пенообразователя;
  • водопенных коммуникаций;
  • кузова;
  • электрооборудования;
  • комплекта пожарно-технического вооружения.

Схема автоцистерны пожарной АЦ-1,0-4/400 (5301)

Схема автоцистерны пожарной легкого класса АЦ-1,0-4/400 (5301), модель ПМ-542Д

Схема водопенных коммуникаций автоцистерны пожарной АЦ-1,0-4/400 (5301)

Схема водопенных коммуникаций автоцистерны пожарной легкого класса АЦ-1,0-4/400 (5301), модель ПМ-542Д

На доработанном шасси установлены: привод насоса, цистерна для воды, насос, кузов и часть электрооборудования.

В отсеках кузова размещено пожарно-техническое вооружение, бак для пенообразователя и элементы электрооборудования.

Автоцистерна оборудована сигнально-громкоговорящей системой СГС-01 «Корвет».

Основная работа автоцистерны заключается в том, чтобы с помощью имеющегося оборудования и принадлежностей подавать в очаг пожара воду или воздушно-механическую пену до полной ликвидации возгорания.

Привод пожарного насоса осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности, редуктор и карданную передачу.

Автоцистерна может производить следующие операции:

  • подавать раствор пенообразователя из емкости;
  • подавать воду из цистерны, гидранта водопроводной сети;
  • работать на перекачку воды с другими автоцистернами при значительном удалении водоема от места пожара.

Электрооборудование автоцистерны состоит из электрооборудования шасси и дополнительного электрооборудования.

Питание потребителей автоцистерны осуществляется постоянным током напряжением 12 В от бортовой сети шасси.

Электрооборудование автоцистерны состоит из следующих основных узлов:

  • в кузове: плафоны; щиток управления; конечные выключатели.
  • над кабиной на дуге: фара-прожектор; сигнальная акустическая установка.
  • над кабиной на дуге: фара-прожектор; сигнальная акустическая установка.
  • сзади кузова: световая балка с маяком и фарой-прожектором.

Пожарно-техническое вооружение на автоцистерне размещено в отсеках кузова. Отсеки кузова оборудованы выдвижными ящиками, в которых уложено и надежно закреплено ПТВ специальными механизмами, зажимами и другими элементами крепления. Размещено ПТВ с учетом удобного доступа и быстрого съема оборудования.

Пожарный насос

Самой распространенной насосной установкой считается универсальный центробежный насос ПН-40УВ. Он зарекомендовал себя как надежное оборудование для подачи воды и пенообразователя при тушении пожаров на различных объектах. Его плюсом считается удержание давления в системе при перекрывании пожарного ствола или попадании мусора в рукав. Минус – необходимость предварительного заполнения водой. Для этого на автоцистернах устанавливают вспомогательные насосы кратковременного действия.

Новое поколение АЦ комплектуется усовершенствованными комбинированными насосами или насосами высокого давления. Отдельные виды автоцистерн работают через насосы, подключаемые к водопроводной сети.

Пожарный насос

Тактические возможности

Время работы от собственных емкостей:
– одного ствола Б 4,5
– одного ствола А или двух стволов Б 2,3
– одного ствола СВП-4 2,17
– одного генератора ГПС-600 2,96
Объем получаемого раствора пенообразователя: 0,083
– 4 % 1041,67
– 6 % 1063,83
Количество пены, м

3

:

– низкой кратности (К = 10) 10,64
– средней кратности (К = 100) 106,38
Возможная площадь тушения пенами, м

2

:

– низкой кратности при I

тр

= 0,1…0,15 л/(с·м

2

)

17,73…11,82
– средней кратности при I

тр

= 0,05…0,08 л/(с·м

2

)

35,46…22,16
Возможный объем тушения пеной средней кратности при Кз=3 (4 – или 6% раствор пенообразователя), м

3

80
Время работы с установкой на водоисточники:
Максимальный объем раствора ПО, л:
– 4 % 2250
– 6 % 1500
– одного ствола СВП-4 3,13
– одного генератора ГПС-600 4,17
Количество пены, м

3

:

– низкой кратности (К = 10) 15
– средней кратности (К = 100) 150
Возможная площадь тушения пенами, м

2

:

– низкой кратности при I

тр

= 0,1…0,15 л/(с·м

2

)

25…16,67
– средней кратности при I

тр

= 0,05…0,08 л/(с·м

2

)

50…31,25
Возможный объем тушения пеной средней кратности при Кз=3 (4 – или 6% раствор пенообразователя), м

3

125…83,33

Классификация пожарных автомобилей по климатическим условиям

  • Умеренный – У. Может эксплуатироваться при температуре от -40 до +40. АЦ-1.0-4/400(5301)ПМ-542Д.

  • Северный – С. Температура воздуха -60⁰С — +40С, влажность 80% при 20⁰С. Вода в резервуаре подогревается, имеется утепление стенок цистерны, насос располагается в середине платформы.

  • Тропический – Т. Присутствует отдельное охлаждение основных агрегатов ПА. АЦ-40(431410)63Б.

Комплектация

Багор БПМ 1
Боты диэлектрические 1 пара
Веревка ВПС-30 1
Головка ГП 80х50 1
Ключ К-80 2
Ковер диэлектрический 1
Колодка противооткатная 2
Колонка КП 1
Крюк для открывания крышек гидранта 1
Крюк КП 1
Лестница Л-60 1
Лестница ЛШ 1
Лестница-палка ЛП 1
Лом ЛПЛ 1
Лом ЛПТ 1
Лопата ЛКО 1
Направляющий трос звена ГДЗС-1 1
Ножовка по дереву 1
Огнетушитель порошковый ОП-3 1
Перчатки диэлектрические 1 пара
Рукав Ø 51мм, L=20м 6
Рукав Ø 77мм, L=4м 2
Рукав КЩ-1-32 L=4м 1
Рукав напорно-всасывающий Ø 75мм, L=2м 4
Связка звена ГДЗС-1 1
Топор Т-А2 1
Фонарь ФОС (с зарядным устройством) 1
Фонарь ФПС (с зарядным устройством) 3

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий