Беспилотные летательные аппараты различают не только по способу ихприменения в определённых сферах нашей жизни или различием конструкции ,но и по более устойчивым параметрам и характеристикам, например,взлетной массе, дальности, высоте и продолжительности полета, размерамсамих аппаратов и т.д.
Содержание
- 1 Беспилотники: достоинства и недостатки
- 2 Что такое беспилотник
- 3 Классификация UVS International¶
- 4 Российская универсальная классификация¶
- 5 Обзор российских БПЛА
- 6 Мультироторные – мультикоптерные дроны
- 7 Мультироторные (вертолетные) системы¶
- 8 Применение дронов в повседневной жизни
- 9 Беспилотники на страже родины
- 10 БПЛА Аэростатического типа¶
- 11 Беспилотные конвертопланы и гибридные схемы¶
- 12 Конструктивные особенности
- 13 Украина
- 14 Какие бывают БПЛА
- 15 Беспилотники с неподвижным крылом
- 16 Принцип работы
- 17 Отечественные БПЛА
- 18 Однороторный дрон – беспилотный вертолет
- 19 Преимущества и недостатки беспилотников
- 20 Использование БПЛА в гражданских целях
- 21 Гибридные дроны
- 22 Беспилотники армии США
- 23 Беспилотники армии России
Беспилотники: достоинства и недостатки
Преимуществами беспилотных летательных аппаратов являются:
- Существенное уменьшение габаритов в сравнении с обычными летательными аппаратами (ЛА), ведущее к уменьшению стоимости, повышению их живучести;
- Потенциал по созданию малых БПЛА, которые могли бы выполнять самые разнообразные задачи в местах ведения боевых действий;
- Способность проведения разведки и передачи информации в реальном времени;
- Отсутствие ограничений по использованию в крайне тяжелой боевой обстановке, связанной с риском их утраты. При проведении важнейших операций легко можно принести в жертву несколько беспилотников;
- Снижение (не на один порядок) летного эксплуатирования в мирное время, которое потребовалось бы традиционным ЛА, подготавливая летный состав;
- Наличие высокой боеготовности и мобильности;
- Потенциал по созданию малых, несложных мобильных комплексов беспилотников для формирований неавиационного характера.
К недостаткам БПЛА можно отнести:
- Недостаточную гибкость использования в сравнении с традиционными ЛА;
- Сложности решения вопросов со связью, посадкой, спасением аппаратов;
- По надежности дроны все еще уступают обычным ЛА;
- Ограничение полетов беспилотников в мирный час.
Это интересно: Пожарные автомобили: определение, классификация, расшифровка
Что такое беспилотник
Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) — это небольшой самолет без экипажа, который управляется дистанционно (с земли, другого воздушного судна, из космоса) или при помощи автономного программного обеспечения, установленного на его борту.
Конструкции беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов схожи, за исключением систем жизнеобеспечения и кондиционирования (в дронах они отсутствуют).
Основные конструктивные элементы БПЛА:
- фюзеляж без кабины или рама;
- система питания;
- бортовая система управления, состоящая из аппаратной части и программируемого модуля.
Дополнительно устанавливают карту памяти и передатчик, если беспилотник используют для получения, сохранения и передачи информации, или модули-приемники сигналов, которые «понимают» команды человека и реагируют на них.
Классификация UVS International¶
Международной ассоциацией по беспилотным летательным системам UVSI(Association for Unmanned Vehicle Systems International, до 2004 годаона называлась Европейской ассоциацией по беспилотным системам – EUROUVS) была предложена универсальная классификация БПЛА (Таблица 1),которая объединяет многие из названных критериев.
Таблица 1
Группа | Категория | Взлетная масса, кг | Дальность полета, км | Высота полета, м | Продолжительность полета, ч |
Малые БПЛА | Nano БПЛА | < 0,025 | < 1 | 100 | < 0,5 |
Micro БПЛА | < 5 | < 10 | 250 | 1 | |
Mini БПЛА | 20 — 150 | < 30 | 150 — 300 | < 2 | |
Легкие БПЛА для контроля переднего края обороны | 25- 150 | 10 — 30 | 3000 | 2 — 4 | |
Легкие БПЛА с малой дальностью полета | 50 – 250 | 30 -70 | 3000 | 3 — 6 | |
Средние БПЛА | 150 — 500 | 70 — 200 | 5000 | 6 — 10 | |
Тактические | Средние БПЛА с большой продолжительностью полета | 500-1500 | >500 | 8000 | 10 — 18 |
Маловысотные БПЛА для проникновения в глубину обороны противника | 250 2500 | >250 | 50 — 9000 | 0,5 — 1 | |
Маловысотные БПЛА с большой продолжительностью полета | 15 — 25 | >500 | 3000 | >24 | |
Средневысотные БПЛА с большой продолжительностью полета | 1000-500 | > 500 | 5000-8000 | 24 — 48 | |
Высотные БПЛА с большой продолжительностью полета | 2500-5000 | > 2000 | 20000 | 24 — 48 | |
Стратегические | Боевые (ударные) БПЛА | >1000 | 1500 | 12000 | 2 |
БПЛА, оснащенные боевой частью (летательного действия) |
|
300 | 4000 | 3 — 4 | |
БПЛА – ложные цели | 150 – 500 | 0 — 500 | 50 — 5000 | < 4 | |
Специального назначения | Стратосферные БПЛА | > 2500 | > 2000 | > 20000 | > 48 |
Экзостратосферные БПЛА |
|
|
> 30500 |
|
Приведенная выше классификация на сегодняшний день распространяется, какна уже существующие, так и на будущие разрабатываемые модели БПЛА. Восновном эта классификация сложилась к 2000 г., когда беспилотныеаппараты только набирали популярность, но с тех пор много разпересматривалась. Ее и сейчас нельзя считать устоявшейся. Кроме того,многие особые типы аппаратов с нестандартными комбинациями параметровтрудно отнести к какому-либо определенному классу.
Российская универсальная классификация¶
Для сравнения, на сегодняшний день сложилась и Российская классификацияБПЛА, которая ориентирована преимущественно, пока только на военноеназначение аппаратов (Таблица 2):
Таблица 2
Категория | Взлетная масса, кг | Дальность действия, км |
Микро и мини БПЛА ближнего действия | 0 — 5 | 25 — 40 |
Легкие БПЛА малого радиуса действия | 5 — 50 | 10 — 70 |
Легкие БПЛА среднего действия | 50 — 100 | 70 – 150 (250) |
Средние БПЛА | 100 — 300 | 150 — 1000 |
Средне – тяжелые БПЛА | 300 – 500 | 70 – 300 |
Тяжелые БПЛА среднего радиуса действия | < 500 | 70 — 300 |
Тяжелые БПЛА большой продолжительности полета | < 1500 | 1500 |
Беспилотные боевые самолеты | < 500 | 1500 |
Российская классификация отличается от предложенной UVS International поряду параметров – упразднены группы БПЛА, некоторые классы зарубежнойклассификации отсутствуют в РФ, легкие БПЛА в России имеют значительнобольшую дальность и т. д.
Понятно, что у каждый БПЛА выполняет свои поставленные задачи, будь тоМикро- дрон, который мы купили в магазине, чтобы только научиться егопилотировать или же Легкий квадрокоптер, который выполняет доставкунебольшого груза. Далее мы рассмотрим уже с вами типы БПЛА, которыенаиболее популярны в мире или оказали значительный вклад в развитииновых типов беспилотников.
2.2 Правила регистрации БПЛА в РФ. Согласование полётов.
Одна из наиболее важных тем — закон о беспилотных летательных аппаратахв России.
До недавнего времени, мало кто из пилотов понимал, что же будет с егодроном и с ним самим, если полет не согласовывать, БПЛА нерегистрировать и т.д. Довольно долго законопроект в России был вразработке и многие из нас томились ожиданиями, что же им делать сейчаси что будет потом, после его принятия.
В 2019 году Государственная Дума приняла законопроект, которыйпредотвращает использование беспилотных воздушных судов в противоправныхцелях. Любой дрон или квадрокоптер — это беспилотное воздушное судно(БВС), а человек, который управляет устройством — внешний пилот.Согласно пункту 5 статьи 32 «Воздушного кодекса Российской федерации»,любые беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетноймассой от 0,25 кг до 30 кг, ввезенные в РФ или произведенные в РФ,подлежат учету. Это значит, что по закону владелец квадрокоптера долженпоставить на учет беспилотный летательный аппарат — за исключениемустройств, вес которых меньше 0,25 кг. Заявления принимает Федеральноеагентство воздушного транспорта.
Заявление необходимо подать в течение 10 рабочих дней со дняприобретения БВС на территории России либо с момента его ввоза натерриторию РФ, если покупали дрон за рубежом. Если вы сделали БВСсамостоятельно, то необходимо поставить его на учет до того, как начнетезапускать изобретение в воздух.
Согласование полетов.
Для осуществления полетов дронов и квадрокоптеров необходимо получитьспециальное разрешение на использование воздушного пространство.Разрешение выдает Зональный центр Единой системы организации воздушногострахования. Если вес дрона или квадрокоптера больше 30 кг, его нужнообязательно зарегистрировать. Параллельно с этим владелец (внешнийпилот) должен получить сертификат летной годности и свидетельствовнешнего пилота, чтобы иметь возможность управления коптером.
Чтобы запустить дрон или квадрокоптер над населенным пунктом, нужно вобязательном порядке получить разрешение от органов местногосамоуправления. За сутки до предполагаемого полета следует податьпредставление на установление режима полета в зональный центр поорганизации воздушного движения. За 2 часа до вылета внешний пилотдолжен связаться с диспетчером.
Есть места, где использование квадрокоптеров, дронов и другихбеспилотных летательных аппаратов полностью запрещено:
- Аэропорты и вокзалы
- Опасные производства
- Военные объекты
- Стратегические государственные объекты
Классификация БПЛА по конструкции¶
Как известно на сегодняшний день существует большое количество типовБПЛА, различной конструкции, предназначенные для множество разных задач.
В данном разделе мы с вами рассмотрим самые известные из них, которыеприобрели наибольшую популярность и доказали свою превосходностьотносительно других типов.
Различают следующие типы БПЛА, отличающихся конструкцией и принципомработы, взлета/посадки и назначения:
- БПЛА самолетного типа
- Мультироторные БПЛА
- БПЛА Аэростатического типа
- Беспилотные конвертопланы и гибридные модели
Рассмотрим ниже каждый из этих типов.
Обзор российских БПЛА
Что же в наши дни находится в распоряжении российской армии, и какие имеют перспективы российские БПЛА в ближайшее время?
«Пчела-1Т» — советский дрон, впервые взлетел в 1990 году. Он был корректировщиком огня для систем залпового огня. Обладал массой 138 кг, радиусом действия до 60 км. Стартовал со спецустановки ракетным ускорителем, садился на парашюте. Использовался в Чечне, но устарел.
«Дозор-85» -разведдрон для погранслужбы с массой 85 кг, время полета до 8 часов. Разведывательно-ударный БПЛА «Скат» являлся перспективной машиной, но пока работы приостановлены.
БПЛА «Форпост» является лицензионной копией израильского Searcher 2. Он разрабатывался еще 90-х. «Форпост» обладает взлетной массой до 400 кг, дальностью полета до 250 км, спутниковой навигацией и телекамерами.
В 2007 году на вооружение приняли разведдрон «Типчак», со стартовой массой 50 кг и длительностью полета до двух часов. Имеет обычную и инфракрасную камеру. «Дозор-600» является многоцелевым аппаратом, разработанный «Транзасом», был представлен на выставке МАКС-2009. Его считают аналогом американского «Хищника».
БПЛА «Орлан-3М» и «Орлан-10». Их разрабатывали для проведения разведки, поисково-спасательных работ, целеуказаний. Беспилотники чрезвычайно похожи по своему внешнему виду. Однако незначительно отличаются своей взлетной массой и дальностью полета. Стартуют они при помощи катапульты, а совершают посадку на парашюте.
Это интересно: Вакуумные системы пожарных насосов: классификация и виды
Мультироторные – мультикоптерные дроны
Мультироторные дроны — наиболее распространенные типы дронов, которые используются как профессионалами, так и любителями. Такой дрон представляет собой летающую платформу с 3, 4, 6, 8, 12 бесколлекторными двигателями с пропеллерами. Так дрон с четырьмя моторами носит название – Квадракоптер, с шестью – Гексакоптер, с восемью – Октокоптер. В полете дрон держит горизонтальное положение относительно поверхности земли и может зависать над определенным местом, перемещаться влево, вправо, вперед, назад, вверх и вниз, а так же, поворачиваться вокруг своей оси. Все действия совершаются путем изменения тяги на каждом моторе.
Сегмент рынка таких устройств многообразен, это и многороторные дроны для профессионального использования, такие как аэрофотосъемка, цена которых может варьироваться от 500 до 3000 долларов США. Но есть много моделей для хобби, таких как любительские гонки на дронах или досуговые полеты, в диапазоне цен от 50 до 400 USD. Из всех типов дронов, мультикоптерные дроны являются самыми простыми в изготовлении и самыми дешевыми.
Преимущества: вертикальный взлет, возможность зависать над объектом.
Квадрокоптер DJI «Mavic Pro Platinum».
Так же, многороторные дроны очень дешевы, так любой человек с зарплатой может купить приличный квадрокоптер. Управление полетом, к примеру, на квадрокоптере, не требует специальной подготовки. Вы просто берете его на открытую площадку и управляете его полетом, осваивая руководство и управление квадрокоптером прямо на ходу.
Гексакоптер «Yuneec Typhoon H Professional»
Октокоптер DJI «Agras MG-1P»
Хотя мультикоптерные дроны просты в изготовлении и относительно дешевы, они имеют много недостатков. Основные из них — это ограниченное время полета, ограниченная грузоподъёмность и небольшая скорость. Они не подходят для крупномасштабных проектов, таких как аэрофотосъемка больших площадей. Основная проблема мультикоптеров заключается в том, что им приходится тратить огромную часть своей энергии на борьбу с гравитацией и стабилизацию аппарата в воздухе. В настоящее время большинство многороторных беспилотных летательных аппаратов способны летать всего 20 — 30 минут с минимальной полезной нагрузкой, такой как видеокамера.
Мультироторные (вертолетные) системы¶
Одним из наиболее массовых БПЛА является мультикоптер. К этой группеотносятся БПЛА, имеющие больше двух несущих винтов. Реактивные моментыуравновешиваются за счет вращения несущих винтов попарно в разныестороны или наклона вектора тяги каждого винта в нужном направлении.Беспилотные мультикоптеры, как правило, относятся к классам мини- имикро-БПЛА.
Основное назначение мультикоптеров – это фото- и видеосъемка различныхобъектов, поэтому они, как правило, оснащаются управляемыми подвесамидля камер. Мультикоптеры также используются в качестве устройств дляоперативного мониторинга ситуации, проведения сельскохозяйственных работ(например, опрыскивание), для доставки грузов небольшого веса.
Рисунок 8 –“Tricopter” Рисунок 9 –“+Copter Рисунок 10 – “XCopter”
Рисунок — “Y4Copter” Рисунок — “HexaCopter” Рисунок — “H6Copter”
Трикоптер – самая простая схема построения мультикоптеров (рисунок -17). Обычно трикоптер движется двумя винтами вперед, а третий являетсяхвостовым. Первые два винта имеют противоположные направления вращения ивзаимно компенсируют реактивные закручивающие моменты, у хвостового жевинта пары нет, поэтому для компенсации его реактивного момента осьвращения этого винта немного наклоняют в сторону, противоположнуюнаправлению закручивания. Это делают с помощью специального сервоприводаи тяги, которые используются для стабилизации или управления положениемаппарата по курсу.
Рисунок — Пример Трикоптера
Квадрокоптер – самая распространенная схема построения мультикоптеров.Наличие четырех жестко зафиксированных роторов дает возможностьорганизовать довольно простую схему организации движения. Существуют дветаких схемы движения: схема «+» и схема «х». В первом случае один изроторов является передним, противоположный ему – задним, и два ротораявляются боковыми. В схеме «х» передними являются одновременно дваротора, два других являются задними, а смещения в боковом направлениитакже реализуются одновременно парой соответствующих роторов (рисунок18) Алгоритм управления частотами вращения винтов для схемы «+»несколько проще и понятнее, чем для схемы «х», однако последняяиспользуется все же чаще из-за конструктивных преимуществ: при такойсхеме проще разместить фюзеляж, который может иметь вытянутую форму,бортовая видеокамера имеет более свободный обзор.
Рисунок — Геоскан 401
Гексакоптеры и октокоптеры, имеющие соответственно по 6 (рисунок — 19) и8 (рисунок — 20) моторов обладают гораздо большей грузоподъемностью посравнению с квадрокоптерами. Они также способны сохранять устойчивыйполет при выходе из строя одного двигателя. Такие аппараты отличаютсятакже гораздо меньшим уровнем вибраций, что особенно важно длявидеосъемки.
Рисунок – Октокоптер Рисунок – Гексокоптер
Применение дронов в повседневной жизни
Возможности гражданских дронов стремительно расширяются.
Интересно! Всего несколько лет назад компания Amazon потрясла мир доставкой товаров с помощью дронов Prime Air. Сегодня подобная технология успешно применяется в коммерческой деятельности сотен компаний по всему миру.
Где еще нашли применение «мирные» беспилотники:
- В сельском хозяйстве — для распыления средств борьбы с вредителями и грызунами, оценки степени зараженности растений и зарастания полей сорняками, охраны сельхозугодий.
- В строительстве — для мониторинга и контроля работ, сравнения текущего состояния объектов с плановой документацией, определения параметров выполненных работ для расчета с подрядчиками, оперативного мониторинга размещения строительной техники, материалов и временных сооружений, оценки аварийных ситуаций.
- В «беспилотной журналистике» — при подготовке репортажей из мест боевых действий, с массовых мероприятий, спортивных соревнований, для наблюдений за дикой природой.
- В поиске и спасении людей, потерявшихся в труднодоступных местностях (горах, лесах, океанах), попавших в лавину или провалившихся в пещеру.
- В медицине — для доставки медикаментов пациентам слаборазвитых стран, людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях и зонах бедствия.
- В борьбе с правонарушителями для анализа дорожно-транспортных происшествий, мониторинга толпы на мероприятиях с большим скоплением людей, обследования подозрительных вещей, выслеживания преступников.
- В науке — при проведении исследовательских проектов для «спасения планеты»: восстановление лесов, отслеживание таяния ледников, составление климатических прогнозов.
- Для исполнения безумных фантазий, сохранения впечатлений о приятных событиях, уникальных путешествиях и открытиях в фото- и видео-воспоминаниях.
Схема салона и выбор лучших мест в самолете «Победа»
Можно ли провозить в ручной клади консервы в металлической банке
Украинская авиакомпания YanAir (Ян Эйр)
Беспилотники на страже родины
Несмотря на популярность в повседневной жизни, коптеры остаются прерогативой военных ведомств.
Боевые беспилотники используются военными и силовыми структурами. Они носят на борту летальное оружие, например, ракеты земля-воздух или воздух-воздух, выполняют функции авиаразведки и корректировки огня. В армии их используют для слежения за неприятелем, в ударных целях, для транспортировки грузов.
Полезно! В 2019 году в российской армии впервые были отработаны элементы «войны будущего» — действия ударных групп БПЛА. Используя радиотехнические средства разведки и радары, дроны вели «боевые действия» автономно, без поддержки других систем вооружения. Беспилотники «атаковали» комплексы прифронтовой ПВО, центры управления и связи вероятного противника, транспортную инфраструктуру.
Современные беспилотники трудно обнаружить. Они проводят операции в тылу противника глубиной до 100 км, что позволяет держать в напряжении большие площади передовой. По оценкам военных экспертов, в будущем роль БПЛА на поле боя будет только возрастать.
БПЛА Аэростатического типа¶
БПЛА аэростатического типа (blimps) – это особый класс БПЛА, в которомподъемная сила создается преимущественно за счет архимедовой силы,действующей на баллон, заполненный легким газом (как правило, гелием).Этот класс представлен, в основном, беспилотными дирижаблями (рисунок -21)
Дирижабль (от фр. dirigeable – управляемый) – летательный аппарат легчевоздуха, представляющий собой комбинацию аэростата с движителем (обычноэто винт (пропеллер, импеллер) с электрическим двигателем или ДВС) исистемы управления ориентацией благодаря которой дирижабль можетдвигаться в любом направлении независимо от направления воздушныхпотоков.
Рисунок — БПЛА аэростатического типа
Отличительное преимущество дирижабля — большая грузоподъемность идальность беспосадочных полетов. Достижимы более высокая надежность ибезопасность, чем у самолетов и вертолетов. (Даже в самых крупныхкатастрофах дирижабли показали высокую выживаемость людей.) Меньший, чему вертолетов, удельный расход топлива и, как следствие, меньшаястоимость полета в расчете на единицу массы перевозимого груза. Размерыего внутренних помещений могут быть очень велики, а длительностьнахождения в воздухе может измеряться неделями. Дирижаблю не требуетсявзлетно-посадочной полосы (но зато требуется причальная мачта) — болеетого, он может вообще не приземляться, а просто «зависнуть» над землей(что, впрочем, осуществимо только при отсутствии сильного боковоговетра).
Рисунок — Дирижабль для аэрофотосъемки
Наиболее типичные применения современных беспилотных дирижаблей – этореклама и видеонаблюдение (рисунок — 22). Однако в последние годы их всечаще заказывают телекоммуникационные компании для использования вкачестве ретрансляторов сигналов. Существуют также проекты постройкидирижаблей очень большой грузоподъемности – 200-500 тонн.
Привлекают внимание новые концепты дирижаблей, имеющие, как правило,нетрадиционные форму оболочки и способ движения.
Беспилотные дирижабли линзообразной формы планирует выпускать ОАО«Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» при поддержке«Рособоронэкспорта» и «Ростехнологий». Они будут иметь от 22 до 200 м вдиаметре и смогут переносить до нескольких сотен тонн груза. Покасозданы лишь демонстрационные масштабные модели таких дирижаблей. Пример– успешно испытанная модель ДП-27 «Анюта» (рисунок — 23). Дисковиднаяформа этого аппарата обеспечивает устойчивость к боковому ветру,простоту управления и высокую маневренность этого многоцелевогобеспилотного дирижабля. Диаметр корпуса судна – 17 м с объемом оболочки– 522 куб. м, грузоподъемность – 200 кг, максимальная высота подъемадостигает 800 м. С помощью 4 двигателей по 25 л.с. аппарат развиваетскорость до 80 км/ч, бензобак объемом 40 л позволяет демонстраторуосуществлять полет на дистанцию 300 км.
Рисунок -ДП-27 «Анюта»
Беспилотные конвертопланы и гибридные схемы¶
Гибридные винтокрылые аппараты – автожиры и конвертопланы. Кромерассмотренных классов аппаратов самолетного и мультироторного типасуществуют их гибридные разновидности, такие как автожиры иконвертопланы, которые имеют некоторые признаки как вертолетов, так исамолетов.
Автожир (другие названия: гирокоптер, гироплан, ротаплан, англоязычные:autogiro, gyrocopter, gyroplane, rotoplane) – схема, подобная самолету,у которого в качестве крыла (или в дополнение к нему) установленсвободно вращающийся винт (рисунок — 24)
Рисунок — Пример одного их первых автожиров
Как и вертолету, автожиру несущий винт необходим для создания подъемнойсилы, однако создание подъемной силы основным винтом автожира основанона другом принципе. Он создает виртуальную дисковую поверхность, принабегании на которую встречного потока воздуха и создается подъемнаясила. Здесь существенно, что в полете этот винт наклонен назад, противпотока – подобно фиксированному крылу с положительным углом атаки(вертолет, наоборот, наклоняет винт в сторону движения, т.к. создаетприводным несущим винтом и подъемную, и горизонтальную пропульсивнуюсилы одновременно). Кроме несущего ротора, автожир обладает еще итянущим или толкающим маршевым винтом (пропеллером), как и у обычногосамолета. Этот маршевый винт и сообщает автожиру горизонтальнуюскорость.
Большинство автожиров не могут взлетать вертикально, но им требуетсягораздо более короткий разбег для взлета (10-50 м, с системойпредраскрутки ротора), чем самолетам. Почти все автожиры способны кпосадке без пробега или с пробегом всего несколько метров. Поманевренности они находятся между самолетами и вертолетами, несколькоуступая вертолетам и абсолютно превосходя самолеты. Автожиры превосходятсамолеты и вертолеты по безопасности полета. Самолету опасна потеряскорости, поскольку он сваливается при этом в штопор. Автожир при потерескорости начинает снижаться. При отказе мотора автожир не падает, вместоэтого он снижается (планирует), используя эффект авторотации (несущийвинт вертолета при отказе двигателя также переводится в режимавторотации, но на это теряется несколько секунд и падают оборотыротора, важные при вынужденной посадке). При посадке автожиру нетребуется посадочная полоса.
Скорость автожира сравнима со скоростью легкого вертолета и несколькоуступает легкому самолету. По расходу топлива они уступают самолетам,техническая себестоимость летного часа автожира в несколько раз меньше,чем у вертолета, благодаря отсутствию сложной трансмиссии. Типичныеавтожиры летают со скоростью до 180 км/ч), а расход топлива составляет15 л на 100 км при скорости 120 км/ч. Другими преимуществами автожировявляются гораздо меньшая, чем в вертолетах, вибрация, а такжеспособность летать при значительном (до 20 м/с) ветре.
В настоящее время автожиры производятся и в беспилотном исполнениифирмами разных стран. Назначение их самое разнообразное. Так, российскаякомпания «Рустехресурс» (г. Воронеж) разработала беспилотный автожир«Химик» для сельскохозяйственных работ – опыления посадок химикатами(рисунок — 25)
Рисунок — автожир «Химик»
Конвертоплан (англ.: convertiplane, heliplane) – летательный аппарат споворотными винтами, которые на взлете и при посадке работают какподъемные, а в горизонтальном полете – как тянущие (при этом в полетеподъемная сила обеспечивается крылом самолетного типа). Таким образом,этот аппарат ведет себя как вертолет при взлете и посадке, но каксамолет в горизонтальном полете. Большие винты конвертоплана помогаютему при вертикальном взлете, однако в горизонтальном полете онистановятся менее эффективными по сравнению с винтами меньшего диаметратрадиционного самолета.
Среди конвертопланов можно выделить три принципиально различающихсяподкласса: аппараты с поворотными винтами (Tiltrotor), с поворотнымкрылом (Tiltwing) и со свободным крылом (Freewing).
В конвертопланах с поворотными роторами обычно поворотными являются несами винты, а гондолы с винтами и двигателями. Крылья (обычно небольшойплощади) при этом остаются неподвижными. На рисунке 26 приведен примербеспилотного конвертоплана типа Tiltrotor.
Рисунок — конвертоплан Tiltrotor
В конвертопланах с поворотным крылом поворачивается все крыло вместе сустановленными на нем двигателями и винтами. Достоинством такой схемыявляется то, что при вертикальном взлете крылья не закрывают воздушныйпоток от винтов (увеличивая тем самым эффективность работы винтов). Нарисунке 27 приведены примеры конвертопланов типа Tiltwing.
Рисунок — конвертопланов типа Tiltwing
Беспилотные конвертопланы с поворотным крылом, построенные по схеме,показанной на рисунке 28, часто рассматривают как особые подклассымультикоптеров (точнее – квадрокоптеров) – соответственно QTR UAV (QuadTilt Rotor UAV) и QTW UAV (Quad Tilt Wing UAV).
Рисунок — Конвертолпан с поворотным крылом
В конвертопланах со свободным крылом (Freewing) в зависимости от фазыполета отклоняются винты, создавая вертикальную или горизонтальную тягу,а крылья свободно вращаются вокруг оси, перпендикулярной фюзеляжу.
Под напором воздуха, создаваемого винтами, крылья принимаютвертикальное, горизонтальное или какое-либо промежуточное положение.Аппараты такой конструкции отличаются стабильностью полета. На рисунке29 показан пример беспилотника типа Freewing.
Рисунок — беспилотник типа Freewing
Вопросы для самопроверки:¶
- Какие отличия международной классификации от российской?
- Перечислите места, где использование дронов категорически запрещено.
- Если мой дрон весит 251 грамм, его нужно регистрировать?
- За счёт чего летает дирижабль?
- Если у трикоптера и гексакоптера в полете сломался один двигатель,смогут ли они продолжить полёт? Почему?
- В чём особенность конвертоплана?
Список использованных источников¶
- Сборник научных трудов Харьковского университета Воздушных Сил, 2012,выпуск 4 — “Летательные аппараты: аэродинамика, силовые установки,оборудование и вооружение”
- Беспилотная авиация: терминология, классификация, современноесостояние — ВладимирФетисов2014 год
- *https://russiandrone.ru/news/kvadrokoptery_i_drony_nuzhno_li_razreshenie_v_2020_godu/*
Конструктивные особенности
Со времен изобретения британцами дрона-мишени, наука сделала огромный шаг вперед в развитии летающих роботов на дистанционном управлении. Современные беспилотники имеют большую дальность и скорость полета.
Это происходит в основном за счет жесткой фиксации крыла, мощности встроенного в робот двигателя и применяемого топлива, конечно. Имеются беспилотники и на аккумуляторах, но они не в состоянии конкурировать по дальности полета с топливными, во всяком случае, пока.
Обширное применение при проведении разведывательных действий получили глайдеры и конвертопланы. Первые довольно просты в производстве и не требуют больших финансовых вложений, и в некоторых образцах по конструкции не предусмотрен двигатель.
Отличительной особенностью вторых, является то, что его взлет основан на вертолетной тяге, в то время как при маневрировании в воздухе, эти дроны используют самолетные крылья.
Тейлсиггеры — роботы, которых разработчики наделили способностью менять профили полета находясь непосредственно в воздухе. Происходит это за счет поворота либо всей, либо части конструкции в вертикальной плоскости. Также бывают проводные беспилотники и пилотирование дрона осуществляется посредством передачи на его борт команд управления через подсоединенный кабель.
Есть беспилотники, отличающиеся от остальных набором своих нестандартных функций или выполненные функций в необычном стиле. Это экзотические БПЛА, и некоторые из них могут без труда приземлиться на воду или закрепиться на вертикальной поверхности как рыба-прилипала.
БПЛА, в основе которых лежит вертолетная конструкция, также отличаются друг от друга своими функциями и задачами. Существуют аппараты как с одним винтом, так и несколькими — такие дроны именуют квадрокоптерами, и используют их преимущественно в «гражданских» целях.
У них бывают по 2, 4, 6 или 8 винтов, парно и симметрично расположенных от продольной оси робота, и чем их больше, тем лучше БПЛА устойчив в воздухе, и он намного лучше управляем.
Украина
М-6 Жайвир
М-10 «Око»
-
UAV «Sparrow»
“Sparrow” UAV/UAC — Разведывательный БПЛА, тип “поле боя «Спарроу» -
UAC «Columba»
“Columba” UAV/UAC — Тактический многоцелевой разведывательный БпАК «Колумба» - М-6 «Жайвир»
- М-7 «Небесный патруль»
- М-10 «Око»
- Сокол-2 (БПЛА)
- Стрепет (БПЛА)
- А-3 «Ремез» — тактический разведывательный БПЛА
- А-4К-«Альбатрос» — многоцелевой разведывательный БПЛА
- А-5 «Орлан» — тактический разведывательный БПЛА
- А-6 «Беркут» — многоцелевой тактический разведывательный БПЛА
- А-10 «Феникс» — стратегический разведывательный БПЛА
- А-11 «Стриж» — тактический разведывательный реактивный БПЛА или мишень
- А-12 «Ураган» — разведывательный БПЛА вертикального взлёта и посадки
- SMIC Aerospace
- Observer SM 1
- Supervisor SM 2
- Supervisor SM 2B
- Supervisor SM 2D
- Viper SM 3
- Microvisor SM 7
- Microvisor SM 7М
Какие бывают БПЛА
Беспилотные летательные аппараты создаются для решения задач в разных сферах человеческой деятельности. Отсутствие требований со стороны авиационных чиновников к оснащению, конфигурации и компонентам беспилотников дает свободу фантазии производителям. Поэтому классифицировать устройства, различающиеся габаритами, назначением, дальностью полетов, уровнем автономности и другими характеристиками, весьма сложно.
Условно все БПЛА делятся на 3 группы:
- Неуправляемые: легкие и бюджетные, простые в эксплуатации модели, не требующие обустроенной поверхности для приземления. Человек участвует только при вводе параметров полета и запуске.
- Дистанционно управляемые: для них возможна корректировка траектории полета с земли.
- Автоматические: выполняют миссию автономно, по предполетным параметрам, введенным оператором в стационарный компьютерный комплекс, находящийся на земле.
Беспилотники с неподвижным крылом
Беспилотные летательные аппараты с неподвижным крылом полностью отличаются по конструкции от аппаратов с несколькими роторами. Для полета, и создания подъемной силы они используют «крыло», как его используют обычные самолеты. Эти беспилотники не могут зависать на месте в воздухе, борясь с гравитацией. Вместо этого они могут двигаться вперед по заданному курсу идо тех пор, пока позволяет их источник энергии.
Беспилотник с неподвижным крылом.
Большинство беспилотных летательных аппаратов с неподвижным крылом имеют среднее время полета в пару часов. Дроны с газовым двигателем могут летать до 16 часов и выше. Благодаря более высокому времени полета и топливной экономичности беспилотные летательные аппараты с неподвижным крылом идеально подходят для дальних операций (будь то картографирование или наблюдение). Но они не могут быть использованы для аэрофотосъемки, где беспилотник должен оставаться неподвижным в воздухе в течение определенного периода времени.
Беспилотник с неподвижным крылом компании FeiyuTech
Другими недостатками беспилотных летательных аппаратов с неподвижным крылом являются более высокие затраты на обучение персонала навыкам управления, необходимым для полета. Не так-то просто поднять в воздух беспилотник с неподвижным крылом. Чтобы запустить и поднять беспилотник с неподвижным крылом в воздух, требуется либо специальная «взлетная полоса», либо пусковая установка в виде катапульты. Чтобы благополучно посадить аппарат обратно на землю, также потребуется взлетно-посадочная полоса, парашют или сеть.
Принцип работы
Принцип работы БПЛА зависит от его конструктивных особенностей. Существует несколько компоновочных схем, которым соответствует большинство современных ЛА:
- Фиксированное крыло. В этом случае устройства близки к самолетной компоновке, имеют роторные или реактивные двигатели. Такой вариант наиболее экономичен по топливу и имеет большой радиус действия;
- Мультикоптеры. Это винтовые машины, оснащенные не менее двумя моторами, способны осуществлять вертикальный взлет/посадку, зависать в воздухе, поэтому особенно хороши для разведки, в том числе в городской среде;
- Вертолетный тип. Компоновка вертолетная, системы винтов могут быть разными, например, российские разработки часто оснащаются соосными винтами, что роднит модели с такими машинами, как «Черная акула»;
- Конвертопланы. Это комбинация вертолетной и самолетной схемы. Для экономии пространства поднимаются в воздух такие машины вертикально, в полете меняется конфигурация крыла, и становится возможным самолетный метод передвижения;
- Планеры. В основном это устройства без двигателей, которые сбрасываются с более тяжелой машины и двигаются по заданной траектории. Этот тип подходит для разведывательных целей.
В зависимости от типа двигателя, меняется и используемое топливо. Электромоторы питает аккумулятор, ДВС – бензин, реактивные двигатели – соответствующее топливо.
Силовая установка крепится в корпусе, здесь же размещается управляющая электроника, средства управления и связи. Корпус представляет собой обтекаемый объем для придания конструкции аэродинамической формы. Основой же прочностных характеристик является рама, которая обычно собирается из металла или полимеров.
Простейший набор управляющих систем следующий:
- процессор;
- барометр для определения высоты;
- акселерометр;
- гироскоп;
- навигатор;
- оперативное запоминающее устройство;
- приемник сигнала.
Военные устройства управляются при помощи пульта (если дальность действия небольшая) либо по спутникам.
Сбор информации для оператора и программного обеспечения самой машины поступает из датчиков различных типов. Используются лазерные, звуковые, инфракрасные и прочие типы.
Навигация проводится за счет GPS и электронных карт.
Поступающие сигналы трансформируются контроллером в команды, которые передаются уже на исполняющие устройства, например, рули высоты.
Отечественные БПЛА
Российские беспилотники условно подразделяют на следующие категории
Ближнего радиуса действия | До 25 км |
---|---|
Малой дальности | От 50 до 100 км |
Средней дальности | От 100 до 500 км |
Большой дальности | Свыше 500 км |
БПЛА «Элеон-ЗСВ» относится к аппаратам ближнего радиуса действия, он довольно прост в эксплуатации и его легко переносить в заплечном ранце. Запускается дрон вручную со жгута или сжатым воздухом от насоса.
Способен вести разведку и передавать информацию по цифровому видеоканалу на расстоянии до 25 км. Элеон-10В схож по конструкции и правилам эксплуатации с предыдущим аппаратом. Главное их отличие — увеличение дальности полета до 50 км.
Процесс приземления этих БПЛА осуществляется при помощи специальных парашютов, выбрасываемых при выработке дроном своего заряда батареи.
Вид БПЛА | Элеон-3СВ | Элеон-10В |
---|---|---|
Длина, мм | 740 | 1150 |
Вес, кг | 4.3 | 5.9 |
Скорость, км/ч | 70…100 | 75…135 |
Дальность полета, км | 25 | 50 |
Время работы, ч | 1.5…2 | 2.5 |
Практический потолок, км | 5 | 5 |
Рейс-Д (Ту-243) — разведывательно-ударный дрон, способный нести на себе авиавооружение массой до 1 т. Аппарат, выпущенный конструкторским бюро имени Туполева, свой первый полет совершил в 1987 году.
С тех пор беспилотник претерпел множественные улучшения, были установлены: усовершенствованный пилотажно-навигационный комплекс, новые приборы ведения радиолокационной разведки, а также конкурентоспособная оптическая система.
Иркут-200 — больше ударный беспилотник. И в нем в первую очередь ценится высокая автономность аппарата и маленькая масса, благодаря которой могут осуществляться перелеты продолжительностью до 12 часов. Приземляется БПЛА на специально оборудованную площадку длиной около 250 м.
Вид БПЛА | Рейс-Д (Ту-243) | Иркут-200 |
---|---|---|
Длина, м | 8.3 | 4.5 |
Вес, кг | 1400 | 200 |
Силовая установка | турбореактивный двигатель | ДВС мощностью 60 л. с. |
Скорость, км/ч | 940 | 210 |
Дальность полета, км | 360 | 200 |
Время работы, ч | 8 | 12 |
Практический потолок, км | 5 | 5 |
Скат — тяжелый БПЛА большой дальности нового поколения разрабатываемый КБ МиГ. Этот дрон будет малозаметен для вражеских радаров, благодаря схеме сборки корпуса, исключающей хвостовое оперение.
Задачей этого дрона нанесение точных ракетно-бомбовых ударов по наземным целям, таким как зенитные батареи войск ПВО или стационарные командные пункты. По задумке разработчиков БПЛА Скат сможет выполнять задачи как автономно, так и в составе звена самолетов.
Длина, м | 10,25 |
---|---|
Скорость, км/ч | 900 |
Вес, т | 10 |
Размах крыла, м | 11,5 |
Дальность полета, км | 4000 |
Силовая установка | Двухконтурный турбореактивный двигатель |
Время работы, ч | 36 |
Ракетная/бомбовая нагрузка | Корректируемые авиабомбы 250 и 500 кг. |
Практический потолок, км | 12 |
Однороторный дрон – беспилотный вертолет
Однороторные дроны очень похожи по конструкции и на настоящие вертолеты. В отличие от многороторного дрона, у одноготорного дрона есть один большой ведущий винт плюс небольшой по размеру винт на хвосте, чтобы контролировать курс. Однороторные дроны гораздо эффективнее, чем многороторные версии. Они имеют более высокое время полета и могут даже приводиться в действие двигателями внутреннего сгорания.
Однороторный дрон
В аэродинамике, чем меньше число винтов, тем меньше общее вращение объекта. И это главная причина, почему квадрокоптеры (4 винта) более стабильны, чем октоптеры (8 винтов). В этом смысле однороторные дроны гораздо эффективнее многороторных дронов.
Беспилотный вертолет компании Airbus VSR700 с дизельным двигателем
Но есть и недостатки у однороторных дронов. Эти машины из-за более сложной конструкции имеют высокую стоимость и эксплуатационные затраты. Также они требуют специальной подготовки персонала для управления. Большие размеры лопастей несущего винта представляют опасность. Были зафиксированы несчастные случаи нанесения смертельных травм винтом радиоуправляемого вертолета. К примеру, многороторные дроны, ещё никогда не участвовали в смертельных авариях, хотя шрам на теле человека от винта многороторного дрона получить вполне вероятно.
Беспилотный вертолет компании Veronte Helicopter
Преимущества и недостатки беспилотников
Беспилотные летательные аппараты помогают специалистам инспектировать, контролировать, мониторить, замещают людей в опасной для здоровья и жизни деятельности.
По сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами, у дронов есть существенные преимущества:
- они мобильны, способны выполнять работу на сверхмалых высотах, практически в любую погоду, даже при низкой облачности;
- их перемещают наземным транспортом или регулярным авиарейсом;
- квадрокоптеры позволяют потребителям самостоятельно выполнять любую работу;
- разработка и эксплуатация беспилотников обходится дешевле пилотируемых аппаратов.
К недостаткам БПЛА относят сложность пилотирования: управлять ими, за исключением простейших моделей, удастся только специалисту.
Важно! Поиск беспилотников после приземления доставляет владельцам определенные сложности, ведь при низком заряде батареи аппарат выдает некорректные геолокационные данные.
Многие модели чувствительны к ветру из-за малого веса. Для подъема на большую высоту требуется разрешение органа управления воздушным движением.
Использование БПЛА в гражданских целях
Беспилотники нашли свое призвание не только на полях сражений или в ходе выполнений войсковых операций. Сейчас дроны активно используются для вполне мирных целей граждан в городских условиях и даже в некоторых отраслях сельского хозяйства им нашлось применение.
Так некоторые курьерские службы используют роботов на вертолетной тяге для доставки самых разнообразных товаров своим клиентам. При помощи дронов ведется аэрофотосъемка многими фотографами при организации торжественных мероприятий.
А также их приняли к себе на вооружение некоторые детективные агентства.
Гибридные дроны
Гибридные версии сочетают в себе преимущества моделей с неподвижным крылом, такие как — более высокое время полета, с преимуществами моделей на основе винтов – возможность пареня. Гибридные конструкции летательных аппаратов проектировались с 1960-х годов, но не имели особого успеха. Однако с появлением датчиков нового поколения (гироскопов и акселерометров) гибридность конструкции получила новую жизнь и направление развития.
Пример гибрида. Квадрокоптер «Vtol» с неподвижным крылом
Пример проектируемого гибрида. БПЛА «X PlusOne»
Разрабатываемый компанией Airbus гибридный беспилотник «Zelator-28» может использоваться для доставки грузов и выполнения разнообразных миссий. Для вертикального маневрирования дрон использует четыре Т-образных двигателя U11s с максимальной тягой 7,5 кг. А для горизонтального перемещения мощный Т-образный двигатель U12 21×33 с пропеллерной системой с максимальной тягой 11 кг.
Пример проектируемого гибрида. БПЛА Airbus «Zelator-28»
Беспилотники армии США
Одним из основных поставщиков БПЛА, как гражданского, так и военного назначения для США является компания AeroVironment. Семейство БПЛА включает модели Wasp («Оса»), Raven («Ворон») и Puma («Пума») в весовом диапазоне от 5,5 до 6,5 килограмма. Все аппараты в полевых условиях переносятся в рюкзаке, собираются за считаные минуты и запускаются с рук.
БПЛА Wasp III («Оса») — имеет размах крыльев 73,5 см, весит 454 г и несет электро-оптические цветные камеры, направленные вперёд и в стороны плюс дополнительную модульную нагрузку оптических или инфракрасных сенсоров. Имеет дальностью действия до 5 км от передатчика и максимальное время нахождения в воздухе до 45 минут.
БПЛА Wasp III («Оса»)
Лётно-технические характеристики БПЛА RQ-11 Raven («Ворон»)
- Размах крыла — 1,5 м
- Вес — 1.7 кг
- Скорость — 95 км / ч
- Потолок — 5000 м
- Радиус действия — 10 км
- Тип двигателя — электрический
- Длина — 96 см.
- Продолжительность — полёта 45.. 60 мин.
БПЛА Raven («Ворон»)
БПЛА RQ-11 Raven («Ворон»)
БПЛА Puma («Пума»)
БПЛА MQ-1 Predator («Хищник») и MQ-9 Reaper («Жнец») — американские многоцелевые тяжелые беспилотные летательные аппараты производства General Atomics Aeronautical Systems, дочерняя компания американской фирмы General Atomics. Аппараты состоят на вооружении ВВС США и армий стран НАТО. Активно применялись на территории Ирака и Афганистана, Сирии.
БПЛА MQ-1 Predator («Хищник»)
Лётно-технические характеристики БПЛА MQ-9 Reaper («Жнец»)
- Потолок: 15 км
- Автономность: 14 часов при полной загрузке
- Дальность: 1900 км
- Вместимость топлива: 1300 кг
- Длина: 11 метров
- Грузоподъёмность: 1700 кг
- Вес: 2223 кг (пустой); 4760 кг (максимальный)
- Размах крыла: 20 м
- Максимальная скорость: 400 км/ч
- Крейсерская скорость: 250 км/ч
- Двигатель: Honeywell TP331-10 турбовинтовой, 670 кВт
БПЛА MQ-9 Reaper («Жнец») БПЛА MQ-9 Reaper («Жнец»)
Конечно в военной технике много беспилотных аппаратов имеющих привычные для нас очертания авиационной техники. Так американский самолет X-47B – полноценный БПЛА.
X-47B — многоцелевой ударный БПЛА производства компании Northrop Grumman. Беспилотник способен совершать взлёт и посадку, а также выполнять некоторые задачи без вмешательства оператора, используя возможности бортового компьютера.
Характеристики:
- Экипаж: нет
- Длина: 11,63 м
- Размах: 18,92 м
- Высота: 3,10 м
- Масса пустого самолета: 6350 кг
- Максимальная взлетная масса: 20 215 кг
- Масса полезной нагрузки 2000 кг
- Двигатель: 1× Pratt & Whitney F100-220 турбореактивный
- Тяга: 8074 кг (79,1 кН)
- Максимальная скорость: «высокая дозвуковая» (990 км/ч)
- Крейсерская скорость: 0,45 Маха (535 км/ч)
- Дальность: 3900 км
- Практический потолок: 12 190 м
БПЛА X-47B производит в полете дозаправку
Беспилотники армии России
Конечно самым известным беспилотником эпохи СССР является советский многоразовой орбитальный корабль-ракетоплан «Буран», совершивший беспилотный полет и посадку. Но этот беспилотник, давно затерялся во времени, и современное Российское авиастроение БПЛА ориентируется сейчас на передовой западный опыт.
Беспилотники всегда позиционировались как изделия двойного назначения, поэтому, в отсутствии российских производителей, особо серьезно стоит вопрос приобретения предприятиями нашей страны высокотехнологичных компонентов из западных стран, особенно в условиях постоянных санкций. Для решения вопроса вооружения армии современной техникой, в 2009 году Россия заключила с израильской компанией Israel Aerospace Industries (IAI) контракт на покупку беспилотных летательных аппаратов. А для уменьшения отставания в производстве беспилотной техники, в 2010 году российская компания «Оборонпром», входящая в состав госкорпорации «Ростехнологии», подписала с той же израильской компанией IAI контракт, по которому в России будет создано совместное предприятие по сборке беспилотных летательных аппаратов. По контракту израильская сторона поставляет комплектующие для сборки беспилотников и производит сервисное обслуживание изготовленных беспилотников. Стоимость контракта составила 400 миллионов долларов.
БПЛА «Форпост» аналог Израильского дрона Searcher
Но в стране производятся не только зарубежные аналоги. В середине 2012 года на предприятии «Специальный технологический центр» началось серийное производство комплекса воздушной разведки и наблюдения на беспилотном летательном аппарате «Орлан-10».
БПЛА «Орлан-10»
В Российской армии разнообразен ассортимент беспилотных аппаратов малого веса, применяемых для сбора разведывательных данных на местности.
Первенцем был БПЛА «Застава» – прототип БПЛА IAI Bird Eye 400 израильского производства – спроектированный на ОАО «Уральский завод гражданской авиации». Конструкция устройства была адаптирована под выполнение военных задач и оптимизирована в техническом плане, что обеспечило устройству высокие эксплуатационные характеристики. Но большую популярностью БПЛА «Застава» не получило, на сегодняшний день, используется лишь несколько единиц данной техники.
Силовую часть БПЛА «Застава» представляет электрический двигатель, который способен поддерживать полёт устройства до одного часа, при этом, максимальная скорость перемещения составляет 100 км\ч.
БПЛА «Застава»
Российский многофункциональный БПЛА модели «Гранат-4» обладает компактной конструкцией фюзеляжа. При длине в 2 метра 60 сантиметров, размахе крыльев 3 метра 20 сантиметров, при массе в 30 килограмм, модель очень простота в эксплуатации.
Лётно-технические характеристики БПЛА «Гранат-4»
- Длина: 2,6 м.;
- Размах крыльев: 3,2 м.;
- Высота: 0,45 м.;
- Максимальная взлётная масса: 30 кг.;
- Крейсерская скорость полёта: 90 км\ч.;
- Максимальная скорость полёта: 140 км\ч.;
- Максимальная дальность полёта: 100 км.;
- Максимальная высота полёта: 4000 м.;
- Тип авиадвигателя: поршневой;
- Силовая установка: неизвестно;
- Мощность: неизвестно.
БПЛА «Гранат-4»
С начала 2016 года отмечается использование в Сирии семидесяти российских беспилотных летательных аппаратов, в числе которых:
БПЛА «Форпост», БПЛА «Орлан» 10, БПЛА «Элерон-3», БПЛА «Пчела-1Т»,
БПЛА «Дозор-100», БПЛА «Орион».
Лётно-технические характеристики БПЛА «Дозор-100»
- Размах крыла, м 5.40
- Длина, м 3.00
- Высота, м 1.10
- Масса, кг
- максимальная взлетная 95
- топлива 24
- Тип двигателя 1 ПД 3W210
- Мощность, л.с. 1 х 21
- Крейсерская скорость, км/ч 120-150
- Практическая дальность, км 1200
- Продолжительность полета, ч
БПЛА «Дозор-100», производства АО «Кронштадт»
Лётно-технические характеристики БПЛА «Орион»
- Размах крыльев — 16 метров,
- длина аппарата — 8 метров,
- взлетная масса — 1000 кг,
- максимальная масса полезной нагрузки — 200 кг,
- продолжительность непрерывного полета — не менее 24 часов,
- может подниматься на высоту 7500 метров.
БПЛА «Орион», производства АО «Кронштадт»
«ВРТ-300» – российский многоцелевой беспилотный летательный аппарат двойного назначения, разработанный холдингом «Вертолёты России». Беспилотник первые был представлен на «МАКС-2017». Несмотря на высокотехнологичность этот летательный аппарат оказался недорогим. Планируется запуск серийного производства для активного применения дрона в гражданских сферах.
Лётно-технические характеристики БПЛА «ВРТ-300»
- Длина: неизвестно;
- Диаметр несущего винта: неизвестно;
- Высота: неизвестно;
- Максимальная взлётная масса: неизвестно;
- Крейсерская скорость полёта: 120 км\ч.;
- Максимальная скорость полёта: 180 км\ч.;
- Максимальная дальность полёта: 150 км.;
- Максимальная высота полёта: 2100 м.;
- Тип авиадвигателя: поршневой;
- Силовая установка: неизвестно;
- Мощность: неизвестно.
БПЛА «ВРТ-300»
Хотя по своим характеристикам некоторые БПЛА армии России уступают зарубежным аналогам. Развитие отрасли БПЛА в России идет нарастающими темпами. И есть уверенность, что в этой области, как в военной авиации, ракетостроении, танкостроении, Россия будет на первом месте.
Все фотографии к обзору взяты из открытых интернет-источников.