Как делают пожарные машины (автомобили): основные этапы |

В статье рассказано о том, как делают пожарные автомобили, с чего все начинается и чем заканчивается. А для начала напомним из чего состоит современный основной пожарный автомобиль:

  • шасси;
  • кабина;
  • отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ);
  • емкость для огнетушащих веществ;
  • насосная установка.

Топор, багор и лопата

Успешно и быстро пробраться к месту чрезвычайного происшествия это только первая часть аварийно-спасательной операции. Пожарно-техническое вооружение (ПТВ) это то, без чего “пожарка” — банальный грузовик с цистерной. Абсолютно все спецавтомобили общего назначения имеют такие простейшие ручные инструменты, как топоры, молотки, ломы и спецсредства для резки проводов. В наборе спасательных средств должны быть лестницы, маты, канатно-спусковые и подъемные механизмы. Плюс обязательно наличие механизированных средств: пневмодомкратов, резаков, мото- и электроинструмента, некоторые расчеты укомплектованы даже автогенно-резальными агрегатами.

Отдельным пунктом идут средства индивидуальной защиты. Аппараты со сжатым воздухом, респираторы и аппараты искусственной вентиляции легких, а так же каски, перчатки, защитная обувь. На вызов пожарный расчет выезжает в полной боевой готовности: в средствах защиты и с кислородным баллоном за спиной. Даже сидеть с 20-килограммовым снаряжением не очень-то удобно, так что спинки в зоне размещения личного состава в автомобиле оборудованы специальными фиксаторами.

Как делают пожарные машины (автомобили): основные этапы |

Основной инвентарь располагается в боковых отсеках кузова пожарного автомобиля, его расположение строго прописано в конспекте опербригады. Все инструменты группируются по функционалу, последовательности и частоте использования.

Цистерна и пенообразователь

Все пожарные автомобили общего назначения имеют цистерны разной вместимости. Непосредственно автоцистерны вмещают по ГОСТу от двух до пяти кубометров воды или пенообразователя, а мощность подающего насоса должна быть не менее 40 литров в секунду. У машин первой помощи и аварийно-спасательных автомобилей объем баков скромнее — от 0,3 до 2 кубометров.

Как делают пожарные машины (автомобили): основные этапы |

Рукава — еще одна неотъемлемая часть “пожарки”, их делят на три типа. Всасывающие — уложены в те самые пеналы вдоль крыши автомобиля, с помощью которых расчет пополняет запасы воды из водоисточника. Стандартная длина — 4 метра. Напорно-всасывающие отличаются армированием, так как используются для транспортировки воды уже под давлением при помощи насосов. Через них могут подавать как воду, так и пенообразователь. Напорные рукава — самый распространенный и универсальный вид. Это именно те “улитки” — компактные скатки, предназначенные для подачи огнетушащих веществ под избыточным давлением. Быстро и качественно их раскатать — целая наука!

Как делают пожарные машины (автомобили): основные этапы |

Подача огнетушащих веществ непосредственно на место возгорания — задача пожарного ствола. Они бывают двух видов — ручные и лафетные. Эффективность первых сильно ограничена: радиус действия до пяти метров. Лафетные устанавливаются на крыше пожарного автомобиля и выдерживают максимальный напор 40 литров в секунду. У них бывает как непосредственно ручное, так и дистанционное управление из кабины, радиус поворота лафета 360 градусов по горизонтали и до 90 градусов по вертикали.

Срок службы пожарного автомобиля до выхода на “пенсию” — десять лет. При этом он должен выдерживать шестичасовую непрерывную работу насосов и прочего оборудования.

История развития пожарных машин в мире

В начале 19 века ученые из разных стран задумались об использовании в пожаротушении паровых насосов. Самая первая пожарная машина в мире появилась в Англии в 1829 году. Ее придумал инженер-гидротехник Джордж Брейтуэйт. Изобретение получило название «Новинка». Насос этого паромобиля был рассчитан на подачу 200 галлонов воды на высоту до 90 футов. Несмотря на высокую производительность «Новинки», машину так и не поставили на вооружение.

Первая пожарная машина в миреПервая пожарная машина в мире

Брейтуэйт продолжил разработки и в 1932 году по заказу короля Пруссии сделал уже четвертую ПМ, которую назвали «Комета». Котел здесь уже был с двойными цилиндрами и насосами. Именно эту модель поставили на серийное производство для Германии.

Параллельно с Брейтуэйтом работу над усовершенствованием технических средств борьбы с огнем вели и в Америке. В США первая пожарная машина появилась в Нью-Йорке в 1841 году. Это было изобретение Пола Рэпси Ходжа. Правительство города сделало заказ: машина должна перевозиться лошадьми, а высота подачи воды должна быть не менее уровня расположения флагштока мэрии. Разработка Ходжа по техническим характеристикам даже превзошла техтребования: она выбросила струю воды диаметром 1.5 дюйма выше обозначенной точки, но из-за конкуренции с компаниями, производящими ручные насосы, так и не стала на вооружение противопожарной службы.

Паровая пожарная машина Ходжа, 1841 годПаровая пожарная машина Ходжа, 1841

Вторая попытка усовершенствовать средства тушения пожаров в Америке принадлежит Моисею Латте из штата Огайо. Именно он стал отцом первого успешного паромобиля в США, который был протестирован в 1852 году. Преимуществом его стала подача воды через рукав 120 метров на расстояние 45 метров. Именно это убедило городской совет Цинцинатти подписать с Латте договор. Первая успешная американская пожарная машина называлась «Joe Ross», или как прозвали ее горожане «Дядюшка Джо Росс». Все сразу оценили технологию подачи воды по 2, 4 и 6 рукавам одновременно. Через два года после первого эксперимента жители Цинцинатти добровольно собрали деньги на постройку еще одной машины, которую впоследствии назвали «Подарок горожан». На то время ее производительность поражала: подача воды через рукав 2.5 дюйма на расстояние до 297 футов всего через 3 минуты и 11 секунд после включения. До наших дней дошли фото первых пожарных машин, разработанных в Штатах: по внешнему виду они напоминали мини-паровозы, а в народе их называли «Паровой слон».

Первая пожарная машина в СШАПервая пожарная машина в США

В 1890 году в Германии фирма «Юстус Кристиан Браун» выпустила первый самоходный паромобиль, а уже в 1901 году она же продемонстрировала миру, как электрическая энергия может быть полезна в борьбе со стихией, и протестировала бензиновый автомобиль. Инженеры разработали самоходную машину «Адлер» с аккумулятором и электромотором. Это была довольно громоздкая конструкция, развивающая скорость не более 30 км/ч. При этом она способна была перевозить до 12 ствольщиков одновременно и позволяла разместить минимальный набор противопожарного оборудования. Емкостей с водой на ней пока не было, их доработали уже инженеры из Англии.

Меры безопасности при ТО и ремонте АЦ и насосно-рукавных автомобилей

Для проведения технического обслуживания подготавливается специальный пост, либо хорошо вентилируемое помещение. В нём предусматривается смотровая канава с металлическими или ЖБ ребордами и щитами. Также в ней присутствует обогрев на зимний период. Помещение снабжается системой отвода газов, с возможностью подключения к выхлопной системе ПА.

Категорически запрещено:

  • самостоятельная модификация рабочего инструмента;

  • снятие колёс при помощи кувалды, наезда автомобиля и других нетехнических методов;

  • вести работу с трансмиссией при заведённом автомобиле;

  • осуществлять любые работы со станками без заземления;

  • пользоваться электрическим оборудованием с нарушениями в изоляции или без заземления;

  • работать на автомобиле, находящемся в подвешенном состоянии, на домкратах и т.д.;

  • использовать посторонние предметы в качестве подкладки под вывешенный ПА;

  • работать с подвешенным ПА без подставки упоров;

  • выполнять проверку систем при включённом двигателе, где это не требуется;

  • преграждать проходы, подходы к источникам воды, пожарному оборудованию, рабочему инвентарю;

  • оставлять открытыми баки для горючего;

  • использовать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости для промывки элементов;

  • держать ЛВЖ и ГЖ, которые не требуются для ТО, и оставлять их в открытом виде.

Виды ремонтов

Несмотря на периодическое ТО, вероятность повреждения остаётся всегда, так как пожарная техника постоянно сталкивается с экстремальными ситуациями. В связи с этим остаётся необходимость в ремонтных работах. К тому же, после превышения пробега для определённого типа ПА, допускается его использование, при условии качественного ремонта.

Ремонт производится только после полной диагностики пожарного автомобиля и установления неисправностей. Существует 3 вида восстановительных работ:

  • текущий;

  • средний;

  • капитальный.

Текущий ремонт (ТР)

Необходим для поддержания работоспособности пожарного автомобиля, посредством установки новых агрегатов или восстановления уже имеющихся, но не более 1 базового. Помимо этого, производятся:

  • регулировка отдельных элементов;

  • улучшение крепёжа;

  • сварка;

  • слесарные работы;

  • механические работы.

Текущий ремонт допускает лишь частичную разборку агрегатов, замену его части или её восстановление, опять же, за исключением основных. Необходимость в починке может быть выявлена во время прохождения контрольного осмотра, либо по непосредственному сообщению водителя.

Средний ремонт (СР)

В этом случае допускается замена целого ряда агрегатов, но если они являются основными, то не более 4 штук. Сюда может входить двигатель, которому требуется капитальный ремонт, и полная покраска кузовной части. В результате этих действий обеспечивается правильное функционирование пожарного автомобиля.

Капитальный ремонт (КР)

Наиболее комплексный подход, при котором допускается полная разборка любой детали, или их замена. Причиной для производства капитального ремонта может служить выявление необходимости в полном ремонте следующих элементов:

  • кузов;

  • кабина;

  • резервуар;

  • насос;

  • более 2 элементов шасси.

В состав комиссии, которая определяет тип ремонта и срочность его проведения входят:

  • члены технической службы гарнизона;

  • начальник подразделения;

  • отделы технической службы;

  • старший водитель;

  • прикреплённый водитель из части, откуда прибывает ПА.

После проведения ремонта, автомобиль проходит испытание в специальном посту – проезд 2-4 км. Перед тем, как ПА будет возвращена обратно на дежурство, она проходит обкатку на протяжении 400 км после КР и 150 км по СР. Все выполненные работы заносятся в формуляр и подписываются начальником отдела технической службы, который и несёт за них ответственность, а также печатью.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий