17.06.2019
До сих пор не существует средства 100% защиты от возникновения пожаров, из-за чего противопожарная техника всё ещё остаётся актуальной. Причиной пожара могут быть различные горючие вещества и катализаторы, в связи с чем требуется применять специальное оборудование для каждого конкретного случая. Далее мы расскажем о видах пожарных автомобилей, как они делятся, чем различаются и о многом другом.
Содержание
Типы
От величины допустимой полной массы:
- легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс);
- средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс);
- тяжелые с полной массой свыше 14000 кг (S-класс).
В зависимости от проходимости:
- категория 1 — неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
- категория 2 — полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
- категория 3 — вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).
По посадочной формуле:
Пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава; 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений; 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений. В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава.
По компоновочной схеме:
- По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина).
- Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.
По климатическому исполнению:
Делятся на три группы:
- Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении (исполнение У).
- Автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) (исполнение С).
- Автомобили в тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) (исполнение Т).
Это интересно: Пожарные поезда иностранного производства — ФРГ, Швейцарии.
Пожарная техника
Это общее понятие для обозначения инженерных средств, используемых для защиты и спасения населения, окружающей среды, имущества, ликвидации возгораний.
Автомобиль газодымозащитной службы
К пожарной технике относятся автоматические и первичные системы тушения огня, специальные ТС, устройства связи и оповещения.
К этой же группе причисляют пожарные машины, оборудование для разведки на местах катастроф, очистки воздуха в охваченных огнем помещениях, вскрытия конструкций строений.
Классификация пожарных и аварийно-спасательных автомобилей производится с учетом направления их применения и тактических характеристик.
Системы классификации
Машины, используемые при ликвидации огня, делятся не только по видам работ, но и по их ТТХ:
- Классификация пожарных автомобилей по проходимости. Категория 1 – авто с ведущими передними или задними колесами, допустимы для городских дорог. Категория 2 – все ведущие колеса, применяют в условиях сельской местности. Категория 3 – универсальная полноприводная техника.
- Классификация пожарных автомобилей по климатическим условиям. Умеренные (-40…+40°С), северные (-60…+40°С), тропические с охлаждающими агрегаты установками.
- Классификация пожарных автомобилей по полной массе. Легкие (2000-7500 кг), средние (7500-14000 кг) и тяжелые (более 14000 кг).
- Классификация пожарных автомобилей по месту посадки. Малые (1+1 или 1+2), средние (1+5 или 1+6) и усиленные (1+8 и выше).
Тема развития материально-технической базы МЧС не теряет своей актуальности. Следственный комитет РФ ежегодно дает статистику по несчастным случаям, связанным со стихией. По этим данным только в 2018 году было около 8 тыс. возгораний на бытовой почве, которые унесли жизни 7296 граждан нашей страны.
Условно графические обозначения пожарного транспорта
Пожарный автомобиль – общее обозначение |
Основные пожарные автомобили общего назначения:
Пожарные автоцистерны (АЦ) |
|
Пожарные автонасосы (АН) и насосно-рукавные автомобили (АНР) |
Основные пожарные автомобили целевого назначения:
Пожарные аэродромные автомобили (АА) |
|
Пожарные автомобили порошкового тушения (АП) |
|
Пожарные автомобили пенного тушения (АПТ) |
|
Пожарные автомобили комбинированного тушения (АКТ) |
|
Пожарные автомобили газового тушения (АГТ) |
|
Пожарные автомобили газоводяного тушения (АГВТ) |
|
Пожарные автонасосные станции (ПНС) |
Специальные пожарные автомобили:
Пожарные автолестницы (АЛ) |
|
Пожарные коленчатые автоподъёмники (АКП) |
|
Пожарные телескопические автоподъёмники (АКТ) |
|
Пожарные автомобили связи и освещения (АСО) |
|
Пожарные автомобили газодымозащитной службы (АГ) |
|
Пожарные автомобили дымоудаления (АД) |
|
Пожарные рукавные автомобили (АР) |
|
Пожарные штабные автомобили (АШ) |
|
Пожарные автолаборатории (АЛП) |
|
Пожарные автомобили технической службы (АПТС, АТ) |
|
Пожарные компрессорные станции (ПКС) |
|
Пожарные аварийно-спасательные автомобили (АСА) |
Общая классификация пожарных автомобилей
Проводится по техническим характеристикам ТС, имеющих значение при использовании машины в разных условиях (ландшафт, климат). Здесь же учитываются конструктивные особенности техники.
По проходимости
Выделяют три категории автомобилей. Первая рассчитана на твердые дороги. В нее входят транспортные средства с передним или задним приводом.
Ко второй группе относятся полноприводные авто, рассчитанные на движение по пересеченной местности. Допустимо перемещение по твердым покрытиям.
И третий вид машин – это тяжелые внедорожные автомобили, имеющие высокую проходимость.
Пожарный автомобиль комбинированного тушения
По посадочной формуле
Для обозначения количества человек, размещающихся в машине, используется выражение (1+Х), где единица символизирует водителя, а второй показатель – количество размещаемых бойцов:
- (1+1) и (1+2) – обозначает места в кабине;
- (1+5) и (1+6) – говорит о наличии ряда сидений в дополнительной кабине;
- (1+8) – сообщает об установке еще одного ряда кресел.
По компоновочной схеме
Расположение кабины тоже может меняться в зависимости от оборудования, устанавливаемого на автомобиль. Есть три способа размещения рабочего салона водителя относительно двигателя: перед мотором, над и за ним.
Наиболее часто кабина размещается перед двигателем.
По климатическому исполнению
В зависимости от погодных особенностей местности, постоянной дислокации ТС имеет три варианта реализации:
- стандартный, для умеренного климата (У);
- тропический, для которого предусматривается установка дополнительных систем охлаждения, используются жаропрочные покрытия (Т);
- северный, характеризующийся утепленными цистернами, устройствами подогрева емкостей, шасси для низких температур, насосом, перемещенным в среднюю часть машины.
Это интересно: Пожарные автомобили: определение, классификация, расшифровка
Цветографические схемы
Рассмотрим, как в соответствии с правилами окрашиваются пожарные автомобили классификация типы и обозначения которых в большинстве случаев наносятся на корпус.
Основной фон специальной техники – красный, в качестве контрастного используется белый цвет.
Стандарты устанавливают правила нанесения надписей, знаков, цвета, в который должны быть окрашены детали:
- на дверь кабины наносится номер части и город приписки;
- в задней зоне ТС белым цветом указывают код, обозначающий вид автомобиля (АП, АЦ и др.), номер подразделения;
- черный цвет наносится на ходовые детали, диски колес, раму;
- белым окрашивают бамперы.
Фото или схему нанесения покрытий можно скачать в интернете.
Цветографическая схема пожарного автомобиля на базе грузового шасси
Регламентируются и требования к цвету сигнала пожарных машин. Он должен быть синим и мерцать с частотой два герца с длительностью темной фазы не менее 0,2 секунды.
Постоянное развитие пожарной техники требует все больших ресурсов для обслуживания и ремонта ТС и их оснащения. Улучшаются характеристики автомобилей, повышаются функциональные возможности, добавляются новые пункты в классификации пожарных машин.
Обозначения
4.1 Обозначения ПА должны иметь следующую структуру:
XXX ХХ-ХХ/Х (ХХХХ) мод. ХХА-ХХ XX X,
где: XXX — тип пожарного автомобиля (АЦ, АНР, АП и т.д.);
XX — главный параметр пожарного автомобиля (вместимость цистерны, масса порошка и т.д.);
ХХ/Х — главный параметр главного агрегата или оборудования пожарной надстройки;
(ХХХХ) — индекс модели базового шасси по классификации автомобильной промышленности;
мод. ХХА — обозначение модели ПА по системе разработчика с указанием модернизации (А — первая, Б — вторая и т.д.);
XX — двузначный (трехзначный) цифровой индекс для обозначения модели (01, 02 и т.д.);
XX — условное буквенное обозначение предприятия-изготовителя;
X — обозначение нормативного документа (ГОСТ, ТУ).
4.2 В обозначениях ПА величину главного параметра указывают в следующих единицах измерений:
— вместимость цистерны для воды — м;
— вместимость бака для пенообразователя — м;
— масса вывозимого порошка — кг;
— масса огнетушащего газа — кг;
— подача насоса при номинальном числе оборотов — л/с;
— напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов:
— нормального давления — м. вод.ст.;
— высокого давления — м. вод.ст.;
— расход лафетного порошкового ствола — кг/с;
— мощность электрогенератора — кВт;
— длина рукавной линии — км;
— высота подъема стрелы — м;
— производительность вентиляторной установки — тыс. м;
— число (количество) мест для боевого расчета (включая место водителя) — кол.;
— грузовой момент — тм.
4.3 Примеры условных обозначений.
Пример 1 — АЦ 3,0-40/4 (4331) модель ХХХ-ХХ.
Автоцистерна пожарная с цистерной вместимостью 3 м, комбинированным насосом с подачей 40 (ступень нормального давления) и 4 л/с (ступень высокого давления) на шасси ЗИЛ-4331, первая модернизация модели XXX, модификация XX (с комбинированным насосом).
Пример 2 — АП 4000-80 (4310) модель ХХХ-ХХ.
Автомобиль порошкового тушения с массой вывозимого порошка 4000 кг и расходом лафетного ствола 80 кг/с на шасси КамАЗ-4310, вторая модификация XX модели XXX.
Пример 3 — АПТ 6,3-40 (5557) модель XXX.
Автомобиль пенного тушения с цистерной для пенообразователя вместимостью 6,3 м на шасси «Урал 5557» и насосом с подачей 40 л/с, модель XXX.
Пример 4 — АКТ 2,0/2000-40/60 (4310) модель XXX.
Автомобиль комбинированного тушения на шасси КамАЗ с цистерной для воды или раствора пенообразователя вместимостью 2,0 м, массой вывозимого порошка 2000 кг, насосом с подачей 40 л/с и расходом порошкового лафетного ствола 60 кг/с, модель XXX.
Во всех приведенных примерах при серийном производстве в обозначениях ПА должен быть отражен номер ГОСТа или технических условий.
УДК 614.847.1:006.354 |
ОКС 13.220.10 |
Ключевые слова: пожарный автомобиль, основной пожарный автомобиль, специальный пожарный автомобиль |
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2019