Ми-26 |
|
![]() |
|
Тип: |
Транспортно-десантный вертолёт |
Разработчик: |
ОКБ М. Л. Миля. |
Производитель: |
Роствертол |
Первый полёт: |
14 декабря 1977 года |
Статус: |
В производстве, эксплуатируется |
Основные эксплуатанты: |
ВВС России, ВВС СССР (бывший), ВВС Казахстана, ВВС Украины, ВВС Беларуси |
Годы производства: |
С 1980 |
Единиц произведено: |
310 |
Стоимость единицы: |
$20-25 млн (на 2011 год) |
Ми-26 (изделие «90», по кодификации НАТО: Halo) — советский/российский многоцелевой транспортный вертолёт. Является крупнейшим в мире серийным транспортным вертолётом.
Содержание
- 1 История создания вертолета
- 2 Назначение
- 3 Политика и общество
- 4 Техника и вооружение
- 5 Конструктивные особенности
- 6 Сотрудничество
- 7 Наука и производство
- 8 Диверсификация предприятий ОПК
- 9 Выставки и конференции
- 10 Безопасность
- 11 Гражданская авиация
- 12 Космос
- 13 Оружие мира
- 14 Силовая установка
- 15 Оборудование
- 16 Тактико-технические характеристики
- 17 Модификации
- 18 Применение
- 19 Авиапроисшествия и катастрофы
- 20 Эксплуатанты
История создания вертолета
Данная модель вертолета была полностью готова к концу 1960 года. Каждый год десятки таких гигантов поступали на службу в армию, а также он приходил в гражданские организации, где работал на благо родины. На базе такой воздушной машины был создан еще более тяжелый вертолет В-12. Сам Ми-26 был разработан на базе не менее известного вертолета Ми-6.
Развитее страны предъявляло большие требования к воздушным аппаратам. По этой причине конструкторам пришла идея усовершенствовать существующий Ми-6 и создать более новый Ми-26. Новая машина должна поднимать еще большие грузы, до 20 тонн, и перевозить их на расстояние в 500 километров. Также как для военных операций, так и для гражданского использования новый аппарат должен подниматься на высоту одного километра и больше. Тяжелый вертолет был машиной нового поколения, его рабочее название у конструкторов было «изделие 90». Проект изделия 90, или же Ми-26, был одобрен в конце 1971 года. К постройке первой модели приступили в 72 году, а уже по истечении трех лет вертолет приняла Госкомиссия. Тяжелый вертолет Ми-26 только в декабре 77 года выполнил свой первый полет, и он длился всего три минуты. Первые рабочие модели комплектовались для военного использования, а лишь по истечении еще нескольких лет данной машиной начали снабжать и гражданские организации.
Назначение
Тяжелый транспортный вертолет Ми-26 предназначен для перевозки крупногабаритных грузов внутри грузовой кабины и на внешней подвеске, а также эвакуации больных и раненых, выполнения спасательных работ.
Способен перевозить груз массой до 20 т на расстояние до 400 км на высоте более 1 500 м.
Политика и общество
Павел Крашенинников: комплекс вещных прав должен быть системно урегулирован
Радиолокационная станция «Яхрома» в Крыму будет работать в четырех диапазонах
Оборудование «Уралкриомаша» обеспечит теплом жителей Сахалина
Сергей Иванов: Для очистки нашей Арктики потребуется еще не менее 10 лет
Все материалы
Техника и вооружение
Корпорация «Иркут» открыла на Дальнем Востоке сервисный центр для самолетов «Суперджет 100»
Продолжается программа летных испытаний Ил-114-300
Бронеавтомобиль «Тайфун-К» получит боевой модуль «Охотник» с новым пулеметом
ОДК рассматривает проекты двух морских двигателей мощностью до 35 тыс. лошадиных сил
Все материалы
Конструктивные особенности
Вертолет построен по одновинтовой схеме с рулевым винтом и трехстоечным неубирающимся в полете колесным шасси.
Фюзеляж
Фюзеляж полумонококковой конструкции выполнен из алюминиево-литиевых сплавов с широким применением титановых сплавов и композиционных материалов. В носовой части размещена кабина экипажа, состоящего из первого летчика на переднем левом сиденье и второго летчика на правом сиденье. За первым летчиком располагается бортинженер, а за вторым — штурман-радиооператор, между летчиками на откидном сиденье может располагаться оператор грузовых работ, за кабиной экипажа размещена отдельная кабина для четырех пассажиров.
В центральной части фюзеляжа расположена грузовая кабина. Она оснащена механизированными средствами погрузки и выгрузки, состоящими из двух тельферов грузоподъемностью по 2500 кг и электролебедки с усилием 500 кг для перемещения грузов по полу кабины, который оборудован рольгангами и крюками для крепления грузов. Кабина снабжена грузовым люком с опускающейся грузовой рампой с открывающимися наружу створками.
Хвостовая балка с плоской нижней поверхностью для улучшения условий погрузки и выгрузки, переходит в большое вертикальное оперение с несимметричным профилем для создания боковой силы и разгрузки рулевого винта и регулируемым на стоянке стабилизатором.
Несущий винт восьмилопастный, с шарнирным креплением лопастей и гидравлическими демпферами. Лопасти прямоугольной формы имеют усовершенствованные аэродинамические профили с относительной толщиной 0,12 у комля и 0,09 на конце лопасти и умеренную аэродинамическую крутку. Лопасти смешанной конструкции с трубчатым стальным лонжероном, к которому присоединяются 26 секций с нервюрами, обшивкой из стеклопластика и сотовым заполнителем. Носок лопасти защищен противокоррозионной накладкой из титанового сплава. Хорда лопасти 0,835м, окружная скорость концов лопастей 220 м/с.
Рулевой винт
Рулевой винт пятилопастный, диаметром 7,67 м, с лопастями прямоугольной формы из стеклопластика.
Шасси
Шасси неубирающееся трехопорное, со сдвоенными основными колесами и убирающейся хвостовой опорой. Передняя опора самоориентирующаяся, главные опоры со сдвоенными колесами размерами 1120х450 мм отличаются небольшими габаритами, двухкамерные амортизационные стойки обеспечивают на стоянке изменение клиренса.
Это интересно: Пожарная автоцистерна АЦ-10-150(65225)018МИ: описание ТТХ
Сотрудничество
КАМАЗ и Pulsar VC ищут международные стартапы
Сформированы составы Комиссии и Консультационного совета по ведению Реестра директоров организаций ОПК
Владимир Мау: нынешний кризис не экономический, мы на войне с COVID
Сергей Лавров: Россия поддержит мир на постсоветском пространстве
Все материалы
Наука и производство
Севмаш сократит срок строительства АПЛ
Новая спецтехника вышла на маршруты региональных операторов «РТ-Инвест»
В 2020 году НИИЭП внес более 500 конструкторских улучшений в свои разработки
Концерн «Автоматика» создает производственный кластер в Калуге
Все материалы
Диверсификация предприятий ОПК
«Омсктрансмаш» показал министру промышленности России образцы инновационной техники
Ижевский радиозавод диверсифицировал производство и вышел из списка предприятий ОПК
Академия Ростеха – о развитии сообщества продукции гражданского назначения
«Калашников» расширил выпуск гражданской продукции на мощностях в Ижевске
Все материалы
Выставки и конференции
На конференции «Авиация и космонавтика» ЦАГИ представил новый метод анализа прочности композитной панели
Интерполитех — 2020: доверие профессионального бизнес-сообщества к выставке подтверждено
Представители 10 стран ознакомились с продукцией по противодействию БЛА Концерна «Автоматика»
Разработки ТулГУ на «Интерполитехе – 2020»
Все материалы
Безопасность
Павел Кондратьев: мы пришли не в роскошных кабинетах сидеть
Алина Дубасова: гибель Круга помогла раскрыть четыре заказных убийства
В Москве заработали модульные светофоры Ростеха
Qualcomm представила сканер отпечатков пальцев нового поколения
Все материалы
Гражданская авиация
28 самолётов и вертолётов будут тушить лесные пожары в Красноярском крае
Разбившийся в Индонезии B737-500 девять месяцев находился на хранении
У самолетов «Суперджет» в 2020 году появились новые эксплуатанты
Холдинг «Вертолеты России» передал заказчику пять Ми-8МТВ-1
Все материалы
Космос
Милана Элердова: на планете нет мест, скрытых от наблюдения из космоса
В РКС завершили испытания радиотехнических комплексов для «Гонец-М»
В РКС разрабатывают перспективную технологию управления многоспутниковой орбитальной группировкой
Разработка Концерна «Автоматика» обеспечивает безопасность российского спутника «Глонасс-К»
Все материалы
Оружие мира
Американские военные работают над очками ночного видения размером с обычные очки
Бомбардировщик B-52 вернули в строй после 10 лет на свалке
В Турции заявили, что С-400 готовы к вводу в эксплуатацию
Александр Фомин: активность НАТО у границ России может привести к серьезным инцидентам
Все материалы
Силовая установка
Силовая установка вертолета состоит из двух турбовальных двигателей Д-136 взлетной мощностью по 11400 л.с. и вспомогательной силовой установки (ВСУ) ТА-88 (расположена под кабиной экипажа с левой стороны и обеспечивает запуск двигателей и привод электрической и гидравлической систем и системы кондиционирования на стоянке).
Двигатели Д-136 установлены рядом сверху фюзеляжа в отдельных гондолах, разделенных титановой противопожарной перегородкой. Воздухозаборники двигателей снабжены пылезащитными устройствами и электрическими противообледенительными системами. Силовая установка имеет систему автоматического поддержания оборотов несущего винта; в случае выхода из строя одного двигателя система автоматически увеличивает мощность второго до чрезвычайной, поддерживая постоянные обороты несущего винта (132 об/мин).
Трансмиссия состоит из главного редуктора, двух муфт свободного хода, валов привода рулевого винта, промежуточного редуктора и редуктора рулевого винта. Главный редуктор ВР-26 модульной конструкции, трехступенчатый, имеет приводы вентилятора охлаждения редуктора и маслосистем, установленного над воздухозаборниками двигателей, трансмиссии рулевого винта и вертолетных агрегатов. Длина редуктора 2,5 м, ширина 1,95 м и высота 3,02м, масса 3640 кг.
Для обслуживания силовой установки и трансмиссии обтекатели двигателей оснащены большими откидными панелями, используемыми как рабочие площадки, а в хвостовой балке имеется проход для обслуживания трансмиссии рулевого винта без специального наземного оборудования.
Топливная система включает несколько мягких топливных баков общей емкостью 12000 л.
Оборудование
Оборудование. Навигационный комплекс для полетов днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, включает комбинированную курсовую систему «Гребень-2», пилотажный командный прибор ПКМ-77М и авиагоризонт АГР-83-15, автоматические радиокомпасы АРК-19 и АРК-УД, радиотехническую систему ближней навигации «Веер-М», доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-32, антенно-фидерную систему «Ромашка», радиовысотомер А-036.
Пилотажный комплекс ПКВ-26-1 включает четырехканальный автопилот ВУАП-1, систему траекторного управления, систему директорного управления, систему гашения колебаний груза на внешней подвеске. Имеется метеорадиолокатор.
Радиосвязная аппаратура включает командные УКВ-радиостанции Р-863 и Р-828, связную KB радиостанцию «Ядро-1Б», аварийную радиостанцию Р-861 и самолетное переговорное устройство СПУ-8, бортовую телевизионную аппаратуру БТУ-1Б с тремя видеокамерами и видеоконтрольным устройством ВК-175 для наблюдения за состоянием груза на внешней подвеске. Установлена магнитная система регистрации полетных данных «Тестер-УЗ», аппаратура речевых сообщений РИ-65 для оповещения экипажа об аварийных ситуациях в полете.
Тактико-технические характеристики
Приведенные характеристики соответствуют модификации Ми-26Т.
Технические характеристики
- Экипаж: 5 (2 у Ми-26Т2)
- Пассажировместимость: 85 солдат или 70 десантников с полным снаряжением или 60 носилок для раненых и три места для сопровождающих медработников
- Грузоподъёмность: 20 000 кг
- Длина: 40,02 м
- Длина фюзеляжа: 33,74 м
- Диаметр несущего винта: 32,0 м
- Диаметр рулевого винта: 7,61 м
- Максимальная ширина фюзеляжа:
- Высота:
- Площадь, ометаемая несущим винтом: 804,25 м²
- База шасси:
- Колея шасси: 5,0 м
- Масса пустого: 28 200 кг
- Нормальная взлётная масса: 49 600 кг
- Максимальная взлётная масса: 56 000 кг
- Масса топлива во внутренних баках:
- Объём топливных баков: 12 000 л (14 800 л в четырех ПТБ или 4780 л в двух ПТБ)
- Силовая установка: 2 × турбовальных «Мотор Сич» Д-136
- Мощность двигателей: 2 × 11 400 л. с. (взлётная)
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 295 км/ч
- Крейсерская скорость: 265 км/ч
- Практическая дальность: 800 км
- Перегоночная дальность: 2350 км (с четырьмя ПТБ)
- Продолжительность полёта:
- с максимальным запасом топлива:
- Практический потолок: 6500 м
- Статический потолок: 1520 м
- Динамический потолок: 4600 м
- Скороподъёмность:
- Вертикальная скороподъёмность:
Модификации
- В-29 — прототип
- Ми-26 — военный транспортный вариант
- Ми-26А — улучшенный вариант
- Ми-26М — спроектирован для повышенной производительности и оснащён новым навигационным оборудованием и новым винтом.
- Ми-26MS — медицинский вариант
- Ми-26НЕФ-М — противолодочный вариант
- Ми-26П — гражданский вариант на 63 пассажира
- Ми-26ПК — «летающий кран»
- Ми-26T — гражданский транспортный вариант
- Ми-26Т2 — обновленная базовая модель круглосуточного применения с сокращенным количеством членов экипажа и новым БРЭО. Серийное производство модернизированного вертолёта планируется начать в 2012 году.
- Ми-26TC — грузовой вариант
- Ми-26ТМ — «летающий кран»
- Ми-26ТП — пожарный вариант
- Ми-26ПП — постановщик помех
- Ми-26TS — экспортный вариант Ми-26T
- Ми-26ТЗ — топливозаправщик
- Ми-27 — воздушный пункт управления
Ми-27
В середине 1980-х гг. на базе Ми-26 был разработан ряд военных модификаций. В соответствии с правительственным постановлением в 1988 году на Ростовском вертолётном заводе был построен воздушный пункт управления, предназначенный для управления боевыми действиями общевойсковых армий. Машина получила обозначение Ми-27.
Конструкция Ми-27 аналогична базовому вертолёту. Грузовая кабина разделялась поперечными перегородками на салон оперативной группы (ОГ), технический и бытовой отсеки. В салоне ОГ размещались 6 рабочих мест, в следующем отсеке располагалась группа управления техническими средствами и организации связи, там же при необходимости можно было организовать дополнительные места отдыха. В техническом отсеке находилась радиосвязная аппаратура. Бытовое оборудование включало систему водоснабжения, буфет, отсек для отдыха двух человек и туалет.
Были переоборудованы два серийных вертолёта, которые проходили испытания в Ленинграде и Евпатории. Одна из этих машин затем попала в Харьковский институт ВВС, где используется и поныне в качестве наглядного пособия.
Применение
- Афганская война
- Ликвидация последствий аварии на ЧАЭС
- Гражданская война в Анголе
- Карабахская война
- Первая чеченская война
- Вторая чеченская война
Первое боевое применение Ми-26 прошли в 1984-ом году в Афганистане в составе 23-го отдельного авиационного полка Пограничных войск КГБ СССР дислоцированного в г.Душанбе.
В 1988-ом была проведена первая уникальная операция по эвакуации повреждённого Ми-8 на внешней подвеске Ми-26 с территории Афганистана на территорию СССР. Операцию проводил Юрий Иванович Ставицкий, ныне Герой России. 37
27 сентября 1996 года использовался для построения большой формации, которая потом была занесена в книгу рекордов Гинесса. Во время этого мероприятия был установлен ещё один рекорд, Ми-26 поднял на высоту 6500 метров 224 парашютиста.
Использовался для эвакуации 2 вертолётов СН-47 «Чинук» вооружённых сил США в Афганистане, стоимость эвакуации $650 000.
Использовался для эвакуации повреждённого вертолёта AS-532 «Кугар» ВВС Нидерландов в Афганистане.
Использовался для транспортировки самолёта Ту-134 из аэропорта «Пулково» на полигон МЧС рядом с микрорайоном «Рыбацкое» в Санкт-Петербурге.
Авиапроисшествия и катастрофы
- Катастрофа с Ми-26 19 августа 2002 в Чечне стала крупнейшей по числу жертв в истории военной авиации СССР/России и крупнейшей катастрофой вертолёта в истории мировой авиации. Он был сбит чеченскими боевиками под Ханкалой ракетой из ПЗРК «Игла-1М». Тогда погибло 127 человек.
Авиапроисшествия и катастрофы |
||||
Дата |
Бортовой номер |
Место катастрофы/Проишествия |
Погибло/всего на борту |
Краткое описание |
26.01.1983 |
н/д |
близ Торжка |
6/6 |
Отрыв лопасти несущего винта и разрушение хвоста при взлёте |
18.10.1985 |
н/д |
пгт. МосковскийТаджикистан |
1/н.д. |
Военный борт. Аварийная посадка вследствие поломки трансмиссии хвостового винта |
24.06.1987 |
51 |
близ Кутаиси |
1+17/18 |
Военный борт. Падение из-за разрушения подшипника вала привода хвостового винта |
11.12.1987 |
н/д |
близ аэродрома города Кварели |
3/6 |
Падение вертолёта и опрокидывание на бок в условиях учебного полёта |
14.05.1989 |
06003 |
близ Лабытнанги |
0/н.д. |
Тренировочный полет с имитацией отказа двигателя. Разрушился в результате жёсткой посадки. |
1989 |
72 |
аэродром Телави |
0/н.д. |
Посадка на ВПП при выключенных двигателях со скоростью многократно превышающей допустимую |
13.12.1989 |
н/д |
близ Ростова |
5/5 |
Отказ управления во время испытательного полёта с аэродрома «Чкаловский» |
20.03.1990 |
06024 |
близ Киренска |
9/9 |
Отказ управления из-за неисправности гидромеханизма несущего винта |
18.08.1990 |
06023 |
Тюменская область |
5/5 |
Разрушение вертолёта в воздухе из-за нерасчётных перегрузок вследствие обрыва внешнего груза |
15.07.1991 |
н/д |
близ Чирчика |
0/н.д. |
Вынужденная посадка по причине пожара в правом двигателе |
03.03.1992 |
н/д |
близ села Сейдиляр |
12/50 |
Военный борт. Участвовал в гуманитарной миссии во время Карабахского конфликта. Сбит выстрелом из ПЗРК |
12.05.1992 |
н/д |
близ села Вазашен |
8/8 |
Военный борт. Участвовал в эвакуации семей российских пограничников во время Карабахского конфликта. Сбит ракетой ПВО на высоте 2000 м. |
27.02.1993 |
06193 |
аэропорт Steung Treng |
0/14 |
Потеря управления во время посадки при перевозке военных грузов для ООН |
15.10.1993 |
06043 |
близ Нефтеюганска |
0/н.д. |
Разбился |
19.10.1995 |
95 красный |
близ мыса Неупокоевка островаБольшевик |
8/18 |
Столкновение с ледяным торосом высотой 313 метров по причинам непогоды и использования устаревших полётных карт |
19.10.1996 |
н/д |
округ Капит |
1/2 |
Попадание в зону сильного ветра при перевозке древесины на внешней подвеске |
18.08.1997 |
н/д |
близ города Ключи |
0/7 |
Вынужденная посадка после разрушения двух лопастей рулевого винта |
25.09.1999 |
н/д |
близ Ботлиха |
0/н.д. |
Военный борт. Касание земли хвостовой балкой и падение на правый борт при перевозке боеприпасов |
20.03.2000 |
н/д |
округ Капит |
2/5 |
Разрушение в воздухе при подготовке к отцепке груза древесины |
21.02.2001 |
н/д |
близ аэродромаМарково |
0/н.д. |
Вынужденная посадка из-за неполадок в главном редукторе |
01.12.2001 |
92 красный |
близ станицы СтодеревскаяСтавропольского края |
2/18 |
Отказ двигателя и аварийное планирование с высоты 1,5 км |
19.08.2002 |
89 красный |
близ Ханкалы |
127/152 |
Военный борт. Сбит выстрелом из ПЗРК «Игла», сел на минное поле. |
03.05.2003 |
06075 |
близ Читы |
12/12 |
Борт МЧС. Падение во время тушения лесного пожара вследствие наматывания троса водосливного устройства на хвостовой винт. |
02.12.2006 |
29112 |
близ Кандагара |
8/8 |
Разбился в горной местности в сложных метеоусловиях. |
14.07.2009 |
ER-MCV |
Гильменд |
1+6/6 |
При заходе на посадку вертолет был поражен выстрелом из ПЗРК или гранатомета. |
14.12.2010 |
Z3076/D |
аэродромСатвари |
0/8 |
Вертолет индийских военно-воздушных сил рухнул на землю спустя несколько минут после взлёта. |
20.12.2011 |
06121 |
близ Тайлаково |
1/6 |
При перевозке груза дизельного топлива совершил жёсткую посадку и полностью сгорел. |
05.06.2012 |
н/д |
в 200 км от Сургута |
0/5 |
Совершил вынужденную посадку из-за отслоения в отсеке полости винта. |
Эксплуатанты
Бывшие эксплуатанты
- Молдавия