Пожарная машина ПМЗ-11: фото, описание и ТТХ

Пожарная машина ПМЗ-11: технические характеристики и описание

Начиная с 1944 года, в СССР было запущено производство автомобиля УралЗИС-5. Это транспортное средство могло быть успешно использовано в условиях бездорожья, обладало грузоподъемностью в 3 тонны, поэтому его стали использовать не только для перевозки груза, но и в качестве пожарной машины. В результате существенной модернизации автомобиля свет увидел ПМЗ-11, который успешно использовался для тушения возгораний на протяжении более 30-ти лет. Даже после того, как пожарная машина морально и технических устарела, ее продолжали эксплуатировать благодаря тому, что после войны в запасе находилось большое количество водителей, которые могли управлять автомобилем этой модели.

Во времена, когда еще не осуществлялся монтаж систем пожаротушения на объектах, специальный автомобиль ПМЗ-11 являлся единственным средством, которое могло использоваться для тушения пожаров в небольших городах и поселках. Благодаря высокой грузоподъемности, проходимости и надежности, автоцистерна могла быть использована в различных климатических условиях. Особенностью машины являлось расположение в задней части кузова пожарного насоса ПН-25А, поэтому ее можно было заправить огнетушащей жидкость не только из пожарного водопровода, но и из открытого источника. Из числа инновационных особенностей ПМЗ-11 следует также отметить, что транспортное средство оснащалось двойной кабиной, которая отапливалась от выхлопной системы.

ЗИС-ПМЗ-1
— Пожарная Машина ЗИС 1934—1936 гг.

Характеристики ЗИС-11

Двигатель ЗИС-11

Компоновка ЗИС-11

Фотографии ЗИС-11

ЗИС-11 — днинобазное шасси автомобилейпредназначенных для установки пожарного оборудования. Производствоначалось на заводе имени Сталина в 1934 году. Шасси не разрабатывалосьс нуля, за основу взяли шасси АМО-4. С началом серийного выпускаЗИС-5 (АМО-3) шасси получило индекс ЗИС-11.Эти модели так же назывались ПМЗ.

фото ЗИС-11

фото ЗИС-11 ПМЗ-1

ПМЗ-1 — оснащалась системой разветвления подачи воды,обеспечивая работу четырех пожарных стволов. Автомобиль был способенперевозить команду до 16 человек, что способствовало большеймобильности пожарным.

Дизайн и конструкция

В качестве базы для ЗИС-11 было взято шасси массового грузовика ЗИС-5 по прозвищу «Захар». Позади рамы ЗИС-11 устанавливался насос, по центру рамы располагалась надстройка с двумя скамьями для пожарной команды по бокам (по 6 человек с каждой стороны). В надстройке имелись короба для пожарных инструментов, а над ней укладывались пожарные рукава и лестницы. С каждой стороны имелось по одной катушке с выкидными рукавами длиной по 80 метров, сзади крепилась еще одна катушка большего размера. На неё был намотан рукав длиной 160 метров. Кстати, эта большая катушка была снабжена колёсами для перевозки, так как поднять её пожарным было не под силу.

Приехав на пожар, водитель ставил машину поближе к водоему. Выжав сцепление, он включал насос и прямую передачу и перехо¬дил к управлению насосом в задке машины. После прокладки ру¬кавных линий, шофер настраивал мотор на 1000 — 1500 об/мин, чему соответствовали показания спидометра 30 — 40 км/ч. При заполнении насоса водой та начинала истекать тонкой струйкой из сигнальной трубки вакуум-аппарата. Если этого не происходи¬ло, водитель заполнял насос водой из бака первой помощи. Как только из сигнальной трубки появлялась струйка воды, он откры¬вал вентили выкидных рукавов, увеличивал обороты мотора до требуемой величины и отключал вакуум-аппарат.

При необходимости оказать первую помощь, водитель, заглушив впускной штуцер и наполнив насос привезенной водой, включал его в работу. Если же воду брали из магистрали, то включать вакуум-аппарат не требовалось. Чтобы наполнить бак первой помощи при работающем насосе, требовалось открыть соответствующий вентиль, а после появления струйки из контрольной трубки закрыть его.

Не следует думать, что управлять процессом подачи воды было так уж просто. В действительности требовалась немалая сноровка, чтобы в считанные секунды (не дольше, чем за минуту) обеспечить уверенную подачу воды в брандспойты.

ЗИС-компоновка автомобиля

Установленная на платформу надстройка была сконструирована свнутренними коробами и нишами для инструментов и инвентаря пожарных.По бокам надстройки размещались две скамьи, на которых размещалисьпо 6 бойцов пожарного расчета. На каркасе над ними крепились лестницыи рукава. На задке рамы ЗИС-11 установили двухступенчатый центробежный насос Д-20.В короб водительского сидения втиснули бензобак, под ним проходилвал отбора мощности, соединявший хвостовики сцепления и раздаточнойкоробки (РК), расположенной в задней части кабины. Нижний выходнойхвостовик РК соединялся карданным валом с главной передачей, аверхний — двухэлементным карданом с насосом, около которого укрепилимаховик управления карбюратором и рычажок выключения сцепления.Управление режимами работы РК (передачи, движение, нейтральная,работа насоса) осуществлялось из кабины.
Пожарные рукава длиной по 80 метров наматывалисьна катушки размещенные по бокам от насоса. А позади насоса крепиласькатушка большего размера и длиной рукава 160 метров. Она была неподъёмнойи поэтому оснащалась колесами для передвижения.
Включив насос и главную передачу двигательнеобходимо было держать на 1000-1500 об/мин. При заполнении насосаводой (о чем сигнализировала контрольная трубка), открывалисьвентили выкидных рукавов. Если же воду брали из магистрали, товключать вакуум-аппарат не требовалось. Для наполнения бака первойпомощи при работающем насосе, требовалось открыть соответствующийвентиль.

фото ЗИС-11

фото ЗИС-11 ПМЗ-1

фото ЗИС-11

фото ЗИС-11 пожарная лестница

Выпуск ЗИС-11 закончился с началом войны в 1941 году, а послевойны началось производство пожарных машин на шасси уже совершенноновых послевоенных грузовиков. За все время производства быловыпущено 3047 экземпляров ЗИС-11.

фото ЗИС-11

фото ЗИС-11

фото ЗИС-11

фото ЗИС-11

фото ЗИС-11

фото ЗИС-11 пожарная цистерна

фото ЗИС-11

фото ЗИС-11 вид сзади

ЗИС-11 ПМЗ-1 технические характеристики чертеж
ЗИС-11 компоновка
Годы производства: 1934-1936 гг.
Компоновка Переднемоторная, заднеприводная
Класс Пожарный автомобиль
Количество мест для расчета 12 + 2
Колесная формула 4 х 2
Длина 7500 мм.
Ширина 2300 мм.
Высота 2330 мм.
Колесная база 4420 мм.
Радиус разворота 9,6 м.
Масса в боевой готовности 6000 кг.
Клиренс под передним мостом 310 мм.
Клиренс под задним мостом 270 мм.
Характеристики пожаротушения
Наибольшее давление насоса 14 кг/см

2

Производительность насоса 1500 л/мин
Выкидные рукава на боковых катушках 2 х 80 м
Выкидные рукава на задней катушке 160 м
Двигатель ЗИС-11
Марка ЗИС-5
Тип карбюраторный, 4-тактный, 6-цилиндровый
Число цилиндров 6
Число клапанов/расположение 12 / нижнеклапанное
Диаметр цилиндров 101,6
Ход поршня 114,3
Рабочий объём 5555 см

3

Степень сжатия 4,2
Мощность 73 л.с. (54 кВт) при 2300 об/мин.
Максимальный крутящий момент 28,5 Н.м при 1100 об/мин.
Частота вращения коленвала 2400 об./мин
Расход топлива 30 л./ 100 км.
Охлаждение Жидкостное
КПП Механическая 4-х ступенчатая
Ёмкость топливного бака 105 л.
Максимальная скорость 60 км/ч.
Подвеска Зависимая рессорная
Шины 34 / 7 дюймов

Основные характеристики


Шасси УралЗИС-5М
Макс. скорость движения 60 км/ч
Грузоподъемность по шоссе 3 т
Боевой расчет, включая водителя 6 чел
Вес в полной боевой готовности 6820 кг
Распределение веса по осям:
на переднюю 1430 кг
на заднюю 5390 кг
Габаритные размеры:
длина 7000 мм
ширина 2200 мм
высота 2500 мм
база 3810 мм
Колея:
передних колес 1545 мм
задних колес 1675 мм
Минимальный дорожный просвет 250 мм
Наименьший радиус поворота 8,6 м
Мощность двигателя 77 л.с.
Расход топлива на 100 км 34,0 л
Емкость топливного бака 60 л
Марка насоса ПН-25 А
Производительность 1500 л/мин
Напор 90 м вод.ст.
Тип вакуум-аппарата ГВА
Наибольшая высота всасывания 7 м
Время всасывания 50 с
Ёмкости:
для воды 1420 л
для пенообразователя 80 л

Дополнительная информация от Игоря Жукова

СПКБ расшифровывалось как Союзное Проектное Конструкторское Бюро, и располагалось в Москве на улице Тихвинская дом 32. ПМЗ-11 была им разработана в 1949 году, и в конце года документация была отправлена на Варгашинский завод. Но из-за того, что не был готов даже опытный образец насоса и коробка отбора мощности, поставляемые другими заводами, опытный образец ПМЗ-11 был выпущен только в 1951 году, и 18 июля начались его испытания. Из-за серьёзных конструктивных и производственных дефектов машина испытания не прошла.

Доработанный опытный образец вышел на испытание в 1952 году. Тогда же, в 1952 году (а не в 1953), с установочной партии в 10 штук, начался серийный выпуск ПМЗ-11.
Топкинский завод выпустил ПМЗ-11 не намного меньше чем Варгашинский. В Варгашах долго не могли наладить массовый выпуск, так как отвлекались на другую продукцию, и данная модель выпускалась с перебоями. Только к концу 1954 года выпуск ПМЗ-11 в Варгашах стабилизировали.

А вот Топкинский завод, выпускавший ПМЗ-11 до ноября 1955 года, с большим трудом, но старался выполнять план по выпуску. Так что считать Варгаши основным производителем не совсем корректно. К тому же, большинство доживших до наших дней ПМЗ-11, известных мне, выпущены именно в Топках.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий