Пожарные автомобили в СССР: 1920-1930 годы

Организаторы «Олдтаймер-Галереи» уже несколько лет подряд создают в рамках своего мероприятия настоящую импровизированную…

Организаторы «Олдтаймер-Галереи» уже несколько лет подряд создают в рамках своего мероприятия настоящую импровизированную тематическую выставку. Они уже показывали нам историю автомобилей гаража особого назначения, коллекцию самодельных автомобилей, а в этом году на 27-й «Олдтаймер-Галерее» была представлена история советских пожарных автомобилей. Экспонаты собирались по всей России, чтобы мы могли проследить, как же развивалась пожарная техника в СССР.

Из мелкой мастерской в крупное производство

Сегодня ПК «Пожмашина» продолжает заниматься разработкой и изготовлением пожарной техники: как простых автоцистерн, так и сложных специализированных пожарных машин. За годы своего существования завод испытал взлёты и падения, был на пике славы и приходил в упадок.

Датой основания предприятия считается 6 сентября 1928 года. За 10 лет на базе мелких мастерских было выстроено крупное производство. Первой продукцией стали фонари и огнетушители. Постепенно были освоены раздвижные трёхколенные лестницы, лестницы-штурмовки, а перед войной – изготовление автомобильных кузовов. Численность рабочих в конце 1930-х составляла на предприятии 1500 человек.

С началом войны в 1941 году завод был эвакуирован на Урал, в Челябинскую область. Прежде история знала немало примеров о переселении народов, но никогда ещё ни в одной стране мира не было примеров массовой эвакуации ключевых производств в другую точку света. Так, в челябинском Шадринске и посёлке Щучье (позже Щучанский завод противопожарного машиностроения, Курганская обл.) было организовано производство сначала военной продукции, а затем и огнетушителей. После войны предприятие освоило выпуск пожарных автомобилей.

American LaFrance, 1925

American LaFrance, 1925

История American LaFrance Fire Engine Company началась в 1832 году (а закончилась в 2014 году) с производства ручных пожарных насосов и разного оборудования по борьбе с огнём. В автомобильную эпоху компания занялась и выпуском пожарных машин, одна из которых попала в Россию – это пожарная линейка с лестницей, цистерной и насосом.

Автомобиль был приобретен в 2012 году в США и требует небольшой косметической реставрации.

Cadillac Model 314, г.

Cadillac Model 314, 1926 г.

Довольно странно видеть Кадиллак в качестве пожарной машины, поскольку марка ассоциируется с богатыми или известными людьми — американскими президентами, звездами Голливуда, удачливыми дельцами с Уолл-Стрит, гангстерами, наконец. Однако у Кадиллака было одно свойство, очень подходящее пожарным — мощный мотор, способный оперативно доставить бригаду огнеборцев к месту возгорания.

Поначалу автомобиль принадлежал какому-то богатенькому Буратино, но через несколько лет вышел из моды и был продан пожарной команде, которая и переоборудовала машину под свои нужды. Хотя, возможно, не мода была виновата, а Великая депрессия.

Автомобилю, приобретенному в прошлом году в США, предстоит пройти полный цикл реставрации.

Dennis G-Type, г.


Dennis G-Type, 1927 г.

Классический британский пожарный автомобиль с длинной выдвижной лестницей, насосом и различным оборудованием. Изготовлен фирмой Dennis Brothers, которой выпала длинная жизнь – с 1895 по 2001 год.

Автомобиль приобретен в Великобритании в 2010 году в оригинальном состоянии. Реставрация не планируется.

Seagrave Model 6WT, г.

Seagrave Model 6WT, 1927 г.

Основная функция этой американской пожарной машины – насосная станция, предназначенная для доставки к месту возгорания расчета пожарных и подачи воды из системы городской канализации или водоема к месту тушения пожара. Автомобиль был приобретен в 2007 году в Америке в состоянии, требующем реставрации, но все восстановительные работы были проведены в России.

REO, г.

REO, 1929 г.

Марка REO получида свое название по инициалам её основателя Рэнсома Эли Олдса, отметившегося в истории также маркой Oldsmobile. Но если последняя ещё жива и входит в состав General Motors, то жизнь REO продлилась с 1905 по 1975 год. Пожарные машины REO сегодня стали раритетами. Один из сохранившихся – этот автомобиль, оборудованный пожарным насосом, ручной сиреной и световыми спецсигналами.

Кстати, аббревиатура на капоте расшифровывается как «Same Day Fire Service», что переводится приблизительно как «Потушим огонь в тот же день». Ну хоть на завтра не откладывали — и то хорошо.

Автонасос – линейка АМО Ф-– 1930 год

В дореволюционной России для тушения пожаров использовались специальные конные повозки. Чуть позже пожарные автомобили делали на иностранных шасси, а первым полностью советским пожарным грузовиком стал построенный в 1926 году ленинградским заводом «Промет» автонасос на шасси АМО Ф-15. Он был оснащен коловратным насосом производительностью 600 л/мин, приводившимся от двигателя, трехколенной лестницей, лестницей-штурмовкой, напорными рукавами, шанцевым инструментом и некоторым другим оборудованием.

Пожарные автомобили в СССР: 1920-1930 годы

Автомобиль, который показали на выставке сделан чуть позже – в 1930 году – на Миусском заводе противопожарного оборудования в Москве. До 1947 года он был прикреплен к Московской тонкосуконной фабрике имени Петра Алексеева, после чего стал частью коллекции Политехнического музея в Москве. До наших дней из более чем 300 выпущенных АМО Ф-15 «Промет» сохранилось лишь два экземпляра.

Пожарные автомобили в СССР: 1920-1930 годы

ПМГ-на шасси ГАЗ-АА – 1932 год

Название этого пожарного автомобиля расшифровывается, как «Пожарная машина ГАЗ модель № 1». Он предназначен для тушения пожаров в районах с низкой застройкой, например, в сельской местности или на окраинах городов. Грузовик оборудовали устройством для подключения к городскому водопроводу, насосом, лестницами, рукавами.

Пожарные автомобили в СССР: 1920-1930 годы

Интересно, что ПМГ-1 был рассчитан на перевозку пожарной команды из восьми человек: водитель и командир расчета сидели в кабине, остальные довольствовались открытыми лавочками по бокам. Им приходилось пристегивать себя ремнями к поручням, чтобы не свалиться от тряски. Вместо сирены – колокол, в который бил один из членов пожарного расчета. ПМГ-1 можно увидеть в таких фильмах, как «Волга-Волга» и «Летят журавли». Эти пожарные автомобили собирали на Миусском заводе, а шасси собственным ходом перегоняли с московского завода КИМ (позднее ставший АЗЛК), который в то время являлся филиалом ГАЗа. Кстати, конкретно этот экземпляр был найден на мукомольном заводе в Балашове между Тамбовом и Саратовом. Еще в 1974 году он выезжал на пожар!

Пожарные автомобили в СССР: 1920-1930 годы

Автоцистерна ПМЗ-– 1936 год

До Второй мировой войны в Советском Союзе практически не использовали пожарные цистерны. Вместо них часто применяли автонасосы. Но после бомбежек, когда доступ к открытым источникам воды был затруднен, а водопровод разрушен, в пожарной охране стали появляться автоцистерны.

Пожарные автомобили в СССР: 1920-1930 годы

Еще до войны, в 1936 году, Московский завод пожарных машин начал выпуск автоцистерн ПМЗ-2 на шасси грузовика ЗИС-5. Такой автомобиль перевозил до 1500 литров воды и боевой расчет из шести человек, часть из которых ехали на лавке за кабиной. Машина доказала свою полезность, поэтому со временем примеру столичных огнеборцев последовали коллеги из других городов — если не удавалось достать заводскую цистерну, их мастерили в кустарных условиях.

Пожарные автомобили в СССР: 1920-1930 годы

Лестница Metz DL-на шасси ЗИС-6 – 1947 год

Возможно вы не знали, но до Второй мировой войны все автолестницы в Советском Союзе закупали в Германии. Немецкое оборудование было просто отличным, чего не скажешь о немецких шасси – грузовики быстро сыпались на наших ухабистых дорогах. С началом войны импорт из Германии, естественно, был прекращен.

Пожарные автомобили в СССР: 1920-1930 годы

Но нашлось решение: переставлять еще годные к использованию лестницы на отечественные грузовики. Именно так появился этот автомобиль. Служба столичной пожарной охраны переставила лестницу Metz DL-26 на трехосное шасси грузовика ЗИС-6. Сохранившийся до наших дней экземпляр представляет огромную ценность. Он считается самой старой сохранившейся в нашей стране автолестницей.

Пожарные автомобили в СССР: 1920-1930 годы

Автонасос ПМЗ-на шасси ЗИС-150 — 1955 год

В 50-60-е годы автонасос ПМЗ-18 был самым массовым советским пожарным автомобилем. Но по какой-то причине до наших дней дожил лишь этот единственный экземпляр, обнаруженный в одном из колхозов Московской области. Причем, в свое время на него установили дополнительную ёмкость на 1000 литров, увеличив запас воды, необходимый для сельской местности. Кроме этого, ПМЗ-18 вез на себе 49 (!) пожарных насосных руковов и имел базовый бак для воды вместимостью 465 литров.

Пожарные автомобили в СССР: 1920-1930 годы

Klöckner-Deutz S3000, г.

Klöckner-Deutz S3000, 1943 г.

Пожарный Klöckner-Deutz можно назвать настоящим раритетом: автомобили под такой маркой выпускались с 1938 по 1943 год, а число уцелевших экземпляров исчисляется единицами. Пожарная машина 1943 года выпуска выполнена по классической схеме 30-х годов с двойной кабиной, переходящей в закрытый кузов, в котором находятся цистерна, насос и несколько ящиков для инвентаря.

Автоцистерна ПМГ-на шасси ГАЗ-51А — 1957 год

ПМГ-36 стал родоначальником автоцистерн на шасси ГАЗ-51А. У него еще не было полностью закрытого кузова, как на более поздних АЦ-20 (51А) 36 середины 60-х. Такие цистерны ёмкостью 1100 литров воды и 50 литров пены производил Грабовский завод противопожарного оборудования. Подачу в рукава обеспечивал насос производительностью 20 л/мин. ПМГ-36 был отличным автомобилем: он отличался надежностью и неприхотливостью.

Пожарные автомобили в СССР: 1920-1930 годы

Ford 798T, г.

Ford 798T, 1947 г.

Пожарный автомобиль в типично американском стиле с расположением насоса спереди, а не сзади, как это принято, например, у советских пожарных машин. Такая необычная компоновка не только освобождала место за кабиной, но и делала более удобной работу пожарных с насосом, вокруг которого было намного больше свободного пространства, чем если бы он устанавливался сзади.

Окончание следует…

  • Привет из прошлого: как Aston Martin подарил Zagato старый DB4 GT
  • Ferrari Dino 246 GT гитариста The Rolling Stones
  • ГАЗ-12 «ЗИМ» из Армении на базе современной «Волги»
  • Triumph TR4 1962 — Полицейский родстер
  • Вы можете выбрать любой цвет для машины, только если он будет черным

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Ужас автодизайнера: зачем на американские версии машин ставили такие несуразные буфера

Самый быстрый в мире Citroën выставлен на продажу вместе с тягачом для буксировки

«В машине находился ребёнок»: спешащий автомобилист влетел в столб

Авария дня. В Кирове столкнулись четыре иномарки

Авария дня. Серьезное ДТП в Новокузнецке

История прививок: от создания до наших дней

«Дети сидят голодные»: автомобилистка на белом BMW регулярно паркуется у детского садика и…

Авария дня. На железнодорожном переезде в Мурманской области сбили мужчину

Редкий Koenigsegg Regera 2019 года с крутыми опциями отправляется на аукцион

Неужели на этом возили детей? Школьный автобус из 1930-х

Неожиданные последствия от употребления лапши быстрого приготовления (5 фото)

Эвакуатор ЗИЛ-131 в Англии: такое увидишь нечасто

Шведский дизайнер превратил свой Honda Dominator в крутой байк для грязи

Повезло, что не на встречку! Занос на скользкой трассе

Водитель «Нивы» проехал по встречке и спровоцировал ДТП

Как автомобильный музей превратился в свалку, а затем стал арт-площадкой

В Костромской области обгоняющий водитель отправил встречную «Ладу Гранту» в занос

Как сделать из автомобиля мусорку

Матовый карбон: гиперкар McLaren Senna с уникальным набором опций

Черный лебедь: Honda CB900 с деталями от Ducati

International Harvester B— 1960 год

В 1960 году шведская компания Henrikssons Brandredskap сделала пожарный автомобиль на американском шасси International Harvester B120. Кроме специального оборудования шведского производства, пожарный автомобиль оснастили водяной цистерной на 750 литров и насосом переднего расположения, как у американских пожарных грузовиков. В 1995-м (!) еще бодрый International Harvester B120 поступил на службу в пожарную часть карельского города Костомукша, которую он официально завершил лишь 2005-м. Вот это пример живучести!

Пожарные автомобили в СССР: 1920-1930 годы

Автоцистерна АЦП-(63) 19М на шасси ГАЗ-63 — 1963 год

Еще одна очень популярная пожарная цистерна времен СССР. За пять лет производства (с 1963 года) Варгашинский завод противопожарного оборудования сделал 5 710 таких автоцистерн. Многие из них сохранились до наших дней: в музеях, частных коллекциях, а также на постаментах в различных городах страны. АЦП-20 (63) 19М строили на полноприводном шасси ГАЗ-63 специально для сельской местности. Двухрядная кабина вмещала пять пожарных, а в кузове цистерна перевозила 950 литров воды и 105 литров пены.

Пожарные автомобили в СССР: 1920-1930 годы

Автолестница АЛГ-(51А) модель ЛЧ на шасси ГАЗ-51А — 1963 год

Типовая застройка 5-этажными жилыми домами привела к появлению таких 17-метровых автолестниц на шасси ГАЗ-51А. АЛГ-17 (51А) модели ЛЧ – довольно редкая модель: с 1963 по 1967 год сделали всего 187 экземпляров. Интересно, что лестница имела не ручной или механический, а гидравлический привод. В 1973 году одна из таких лестниц стала звездой телеэкрана – именно по ней герой актера Андрея Миронова перелез на крышу «Жигулей» в эпизоде погони фильма «Невероятные приключения итальянцев в России».

Пожарные автомобили в СССР: 1920-1930 годы

Автоцистерна АЦ-(131) 137 на шасси ЗИЛ-131 — 1969 год

АЦ-40 на шасси ЗИЛ-131 считается одной из самых успешных и надежных отечественных пожарных автомобилей.Их с 1969 по 1983 годы собирал Прилукский завод противопожарного оборудования, достигнув отметки в 9 800 выпущенных копий. Еще 10 лет назад их можно было обнаружить на службе некоторых провинциальных городов. Благодаря полноприводному шасси ЗИЛ-131 автоцистерна могла даже по бездорожью доставить к месту возгорания семь огнеборцев, 2 400 литров воды и 150 литров пены.

Пожарные автомобили в СССР: 1920-1930 годы

Автолестница АЛ-(131) на шасси ЗИЛ-131 — 1970 год

Еще один символ ушедшей эпохи. Автоцистерны на шасси ЗИЛ-131 с 1970 по 1983 год выпускал Торжокский машиностроительный завод. Всего было сделано около 1 700 автолестниц АЛ-30. Они поставлялись во все уголки СССР, уходили на экспорт в соцстраны и существовали даже в тропическом исполнении. Конструкция несколько раз модернизировалась, а выпуск измененных моделей продолжался аж до 90-х годов.

Пожарные автомобили в СССР: 1920-1930 годы

Автомобиль воздушно-пенного тушения АВ-(375) Ц50А на шасси Урал-375 — 1974 год

Для ликвидации сложных пожаров (например, на нефтехранилищах и нефтезаводах) использовались автомобили воздушно-пенного тушения АВ-40 (375) Ц50А на полноприводном трехосном шасси Урал-375. Цистерна вмещала 4 000 литров пены (или воды) плюс 180 литров в баке. Этого хватало, чтобы при питании от внешнего водопровода накрыть пожар тысячей «кубов» химической смеси. АВ-40 (375) Ц50А выпускался в Торжке.

Пожарные автомобили в СССР: 1920-1930 годы

Мотоцикл «Днепр» МТ-10-— 1976 год

Пожарный мотоцикл «Днепр» можно считать самым дешевым советским пожарным транспортным средством. Они здорово помогали в тушении пожаров в отдаленных сельских районах нашей страны. Вместо «люльки» – водяной насос с автономным мотором, пожарным рукавом и брандспойтом. Такого набора оборудования хватало, чтобы потушить небольшие очаги возгорания. Кстати, благодаря скорости и мобильности пожарные мотоциклы спасли немало жизней.

Пожарные автомобили в СССР: 1920-1930 годы

Автоцистерна АЦ-(130) 63Б на шасси ЗИЛ-130 — 1993 год

Автоцистерна АЦ-40 на шасси ЗИЛ-130 знакома каждому ребенку. Настоящая классика жанра. Первые автоцистерны начали работу в пожарной охране еще в 1978 году, и немало из них дожили до наших дней. АЦ-40 (130) 63Б имел неприхотливое современное шасси грузовика ЗИЛ-130 и надежное спецоборудование. К примеру, механический привод насоса и других вспомогательных агрегатов показал себя очень живучим. Благодаря цистерне вместимостью 2 350 литров и баку для пены на 165 литров можно было потушить практически любой пожар в городской черте. Выставочный экземпляр приехал из Подольска.

Пожарные автомобили в СССР: 1920-1930 годы

Насосно-рукавный автомобиль АНР-(130) 27Б на шасси ЗИЛ-130 — 1993 год

В 1960-х годах на Прилукском заводе противопожарного оборудования наладили выпуск автонасосов нового поколения на шасси ЗИЛ-130. Их отличало наличие полностью закрытой теплой кабиной для боевого расчета, центрального расположения насоса (с дистанционным управлением с водительского места), удобного размещения трех десятков магистральных рукавов. АНР-40 несколько раз модернизировали, но внешне автомобили оставались практически неизменными. АНР-40 (130) 27Б – одна из последних версий, выпуск которых стартовал в 1986 году, а эксплуатация продолжалась до середины 2000-х.

Пожарные автомобили в СССР: 1920-1930 годы


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий