Первые серийные отечественные пожарные машины строили на шасси грузовиков АМО-Ф-15, и, не мудрствуя лукаво, назвали их так же. В 1930 году на автозаводе АМО освоили выпуск американского грузовика фирмы «Автокар». Эти автомобили собирали из импортных комплектов и называли АМО-2, а сделанные с конструктивными изменениями и из отечественных материалов – АМО-3. Удлиненное шасси от названной модели обозначали АМО-4. На его основе изготавливали спецмашины, автобусы автофургоны, пожарные и прочее.
Первый такой «огнеборец» сделали в октябре 1931 года на столичном Миусском заводе пожарного оборудования. Новинка приглянулась, но ее серийный выпуск освоили не сразу. В 1920-х гг. внимательно изучались различные тактики тушения огня, и в связи с этим, велись дискуссии о том как лучше всего оснащать пожарные автомобили. Наши руководители противопожарной обороны особое внимание уделяли изучению трех наиболее распространенных методов тушения очагов возгорания: германского, американского и английского.
Пожарный автонасос-линейка ПМЗ-1 на шасси ЗИС-11. Начало выпуска – 1934 год
Всё немецкое в ту пору пользовалось у нас большим авторитетом, в том числе и практика борьбы с огнем. В чем же состояла основа германского метода?
Примчавшись на пожар, немцы первым делом направляли в огонь бойцов, чтобы крушить специальными инструментами (топорами баграми и ломами) горящее строение для отделения еще не затронутой огнем части постройки от горящей. Справившись с этой задачей даже с риском для жизни, они заливали водой локализованное пламя используя как можно больше брандспойтов. Такой метод требовал доставки на пожар значительного количества хорошо обученных людей, оснащенных разнообразными весьма совершенными приспособлениями. Способ оправдывал себя в городах с невысокими постройками, что было характерно для тогдашней Германии.
В качестве основного типа пожарной манны в данном случае лучше всего подходил автонасос с пристройкой для доставки на ней максимального числа пожарных, то есть в одной конструкции сочетались автонасос и автолинейка. Из выпускавшихся тогда отечественных автомобилей наиболее пригодным я этого казался Я-3.
Пожарная линейка Я-3
Маломощный и тихоходный «яшка» – так в народе прозвали это авто – выпускался небольшими партиями, что не позволяло в достаточных количествах передавать его на предприятия, производившие пожарные машины. Для борьбы с огнем наши умельцы приспосабливали в ремонтных мастерских аналогичные «яшке» по конструкции, но более мощные иномарки, восстанавливаемые из сущего металлолома. Лучше других подходили для этого грузовики «Паккард». Увы, означенных «работяг» оставшихся нас после Первой мировой воины, было немного, к тому же они считались безнадежно устаревшими, ведь создали их еще в начале прошлого столетия. И все-таки «свет в конце туннеля» уже проблескивал.
На эту тему ▼
Пожарный автонасос ПМГ-12 на шасси ГАЗ-51
В чем это выражалось?
В 1928 году Правительство СССР утвердило «План индустриализации страны» в котором предусматривалась реконструкция автозавода АМО с целью увеличить выпуск на нем автомобилей до 25 тыс. в год. Как только освоили изготовление шасси АМО-4, сразу же открылась возможность строить на их основе пожарные машины. А реконструкция предприятия шла своим чередом, и, после завершения ее начального этапа в сентябре 1931 года, заводу присвоили имя И.В. Сталина.
Соответственно обозначение выпускаемых автомобилей следовало поменять с АМО на ЗИС. Переименовывать уже изготавливаемую продукцию было нецелесообразно, и решили сделать это, начиная с первой же новой модели. Случай вскоре представился. После усовершенствования АМО-3 потребовалось обновить конструкторскую документацию, которую обозначили по-новому, присвоив очередной номер. Так появился грузовик ЗИС-5. На его основе стали выпускать удлиненные шасси ЗИС-11, ЗИС-12 и другие. Каждое такое шасси предназначалось для изготовления определенного спецавтомобиля, а 11-е – для пожарных машин. Осуществили этот замысел в 1934 году на Миусском заводе.
Содержание
ЗИС-ПМЗ-1
— Пожарная Машина ЗИС 1934—1936 гг.
Характеристики ЗИС-11
Двигатель ЗИС-11
Компоновка ЗИС-11
Фотографии ЗИС-11
ЗИС-11 — днинобазное шасси автомобилейпредназначенных для установки пожарного оборудования. Производствоначалось на заводе имени Сталина в 1934 году. Шасси не разрабатывалосьс нуля, за основу взяли шасси АМО-4. С началом серийного выпускаЗИС-5 (АМО-3) шасси получило индекс ЗИС-11.Эти модели так же назывались ПМЗ.
фото ЗИС-11 ПМЗ-1
ПМЗ-1 — оснащалась системой разветвления подачи воды,обеспечивая работу четырех пожарных стволов. Автомобиль был способенперевозить команду до 16 человек, что способствовало большеймобильности пожарным.
Это интересно: Пожарные насосы: основные виды, ТТХ и принцип действия
Дизайн и конструкция
В качестве базы для ЗИС-11 было взято шасси массового грузовика ЗИС-5 по прозвищу «Захар». Позади рамы ЗИС-11 устанавливался насос, по центру рамы располагалась надстройка с двумя скамьями для пожарной команды по бокам (по 6 человек с каждой стороны). В надстройке имелись короба для пожарных инструментов, а над ней укладывались пожарные рукава и лестницы. С каждой стороны имелось по одной катушке с выкидными рукавами длиной по 80 метров, сзади крепилась еще одна катушка большего размера. На неё был намотан рукав длиной 160 метров. Кстати, эта большая катушка была снабжена колёсами для перевозки, так как поднять её пожарным было не под силу.
Приехав на пожар, водитель ставил машину поближе к водоему. Выжав сцепление, он включал насос и прямую передачу и перехо¬дил к управлению насосом в задке машины. После прокладки ру¬кавных линий, шофер настраивал мотор на 1000 — 1500 об/мин, чему соответствовали показания спидометра 30 — 40 км/ч. При заполнении насоса водой та начинала истекать тонкой струйкой из сигнальной трубки вакуум-аппарата. Если этого не происходи¬ло, водитель заполнял насос водой из бака первой помощи. Как только из сигнальной трубки появлялась струйка воды, он откры¬вал вентили выкидных рукавов, увеличивал обороты мотора до требуемой величины и отключал вакуум-аппарат.
При необходимости оказать первую помощь, водитель, заглушив впускной штуцер и наполнив насос привезенной водой, включал его в работу. Если же воду брали из магистрали, то включать вакуум-аппарат не требовалось. Чтобы наполнить бак первой помощи при работающем насосе, требовалось открыть соответствующий вентиль, а после появления струйки из контрольной трубки закрыть его.
Не следует думать, что управлять процессом подачи воды было так уж просто. В действительности требовалась немалая сноровка, чтобы в считанные секунды (не дольше, чем за минуту) обеспечить уверенную подачу воды в брандспойты.
ЗИС-компоновка автомобиля
Установленная на платформу надстройка была сконструирована свнутренними коробами и нишами для инструментов и инвентаря пожарных.По бокам надстройки размещались две скамьи, на которых размещалисьпо 6 бойцов пожарного расчета. На каркасе над ними крепились лестницыи рукава. На задке рамы ЗИС-11 установили двухступенчатый центробежный насос Д-20.В короб водительского сидения втиснули бензобак, под ним проходилвал отбора мощности, соединявший хвостовики сцепления и раздаточнойкоробки (РК), расположенной в задней части кабины. Нижний выходнойхвостовик РК соединялся карданным валом с главной передачей, аверхний — двухэлементным карданом с насосом, около которого укрепилимаховик управления карбюратором и рычажок выключения сцепления.Управление режимами работы РК (передачи, движение, нейтральная,работа насоса) осуществлялось из кабины.
Пожарные рукава длиной по 80 метров наматывалисьна катушки размещенные по бокам от насоса. А позади насоса крепиласькатушка большего размера и длиной рукава 160 метров. Она была неподъёмнойи поэтому оснащалась колесами для передвижения.
Включив насос и главную передачу двигательнеобходимо было держать на 1000-1500 об/мин. При заполнении насосаводой (о чем сигнализировала контрольная трубка), открывалисьвентили выкидных рукавов. Если же воду брали из магистрали, товключать вакуум-аппарат не требовалось. Для наполнения бака первойпомощи при работающем насосе, требовалось открыть соответствующийвентиль.
фото ЗИС-11 ПМЗ-1
фото ЗИС-11 пожарная лестница
Выпуск ЗИС-11 закончился с началом войны в 1941 году, а послевойны началось производство пожарных машин на шасси уже совершенноновых послевоенных грузовиков. За все время производства быловыпущено 3047 экземпляров ЗИС-11.
фото ЗИС-11
фото ЗИС-11
фото ЗИС-11 пожарная цистерна
фото ЗИС-11 вид сзади
ЗИС-11 ПМЗ-1 технические характеристики чертеж | |
![]() |
|
Годы производства: | 1934-1936 гг. |
Компоновка | Переднемоторная, заднеприводная |
Класс | Пожарный автомобиль |
Количество мест для расчета | 12 + 2 |
Колесная формула | 4 х 2 |
Длина | 7500 мм. |
Ширина | 2300 мм. |
Высота | 2330 мм. |
Колесная база | 4420 мм. |
Радиус разворота | 9,6 м. |
Масса в боевой готовности | 6000 кг. |
Клиренс под передним мостом | 310 мм. |
Клиренс под задним мостом | 270 мм. |
Характеристики пожаротушения | |
Наибольшее давление насоса | 14 кг/см
2 |
Производительность насоса | 1500 л/мин |
Выкидные рукава на боковых катушках | 2 х 80 м |
Выкидные рукава на задней катушке | 160 м |
Двигатель ЗИС-11 | |
Марка | ЗИС-5 |
Тип | карбюраторный, 4-тактный, 6-цилиндровый |
Число цилиндров | 6 |
Число клапанов/расположение | 12 / нижнеклапанное |
Диаметр цилиндров | 101,6 |
Ход поршня | 114,3 |
Рабочий объём | 5555 см
3 |
Степень сжатия | 4,2 |
Мощность | 73 л.с. (54 кВт) при 2300 об/мин. |
Максимальный крутящий момент | 28,5 Н.м при 1100 об/мин. |
Частота вращения коленвала | 2400 об./мин |
Расход топлива | 30 л./ 100 км. |
Охлаждение | Жидкостное |
КПП | Механическая 4-х ступенчатая |
Ёмкость топливного бака | 105 л. |
Максимальная скорость | 60 км/ч. |
Подвеска | Зависимая рессорная |
Шины | 34 / 7 дюймов |
Пожарный автонасос ЗИС-(ПМЗ-1)
С 1934 года на заводе имени Сталина в Москве началось производство ЗИС-11 – автомобилей, которые предназначались для монтажа пожарного оборудования. Такие машины назывались ПМЗ-1, где ПМЗ расшифровывается как «пожарная машина ЗИС». Базировался ЗИС-11 на шасси массового ЗИС-5.
Основные технические характеристики
Наименование параметра |
Значение |
Год выпуска |
1937 |
Длина с задней катушкой, мм |
7500 |
Ширина, мм |
2300 |
Высота, мм |
2330 |
Масса в боевой готовности, кг |
6000 |
Производительность насоса, л/мин |
1500 |
Емкость бака первой помощи, л |
360 |
Экипаж, чел |
14 |
Емкость бензобака, л |
60 |
Расход топлива, л/100 км |
30 |
Максимальная скорость с полной нагрузкой, км/ч |
60 |
Двигатель |
Карбюраторный, 4-тактный, 6-цилиндровый |
Мощность, л.с. |
73 |
Технические характеристики
Длина с задней катушкой | 7500 мм |
Ширина | 2300 мм |
Высота | 2330 мм |
База | 4420 мм |
Колея передних колес | 1525 мм |
Колея задних колес | 1675 мм |
Размер шин | 34 х 7 дюймов |
Дорожный просвет под задним мостом | 270 мм |
Дорожный просвет под передним мостом | 310 мм |
Радиус поворота | 9,6 м |
Масса в боевой готовности | 6000 кг |
Наибольшее давление насоса | 14 кг/см
2 |
Производительность насоса | 1500 л/мин |
Выкидные рукава на боковых катушках | 2 х 80 м |
Выкидные рукава на задней катушке | 160 м |
Емкость бензобака | 60 л |
Расход топлива | 30 л / 100 км |
Емкость бака первой помощи | 360 л |
Экипаж | 14 чел. |
Максимальная скорость с полной нагрузкой | 60 км/ч |
Двигатель | карбюраторный, 4-тактный, 6-цилиндровый |
Рабочий объем двигателя | 5550 см
3 |
Степень сжатия | 4,2 |
Диаметр цилиндра | 101,6 мм |
Ход поршня | 114,3 мм |
Максимальная мощность | 73 л.с. |
Частота вращения коленвала | 2400 об./мин |