Пожарный танк ГПМ-54, ГПМ-54-01, ГПМ-54М: описание и ТТХ

Гусеничная пожарная машина ГПМ-54 была разработана в 1977 году на базе танка Т-54 специалистами 482-го конструкторско-технологического центра министерства обороны СССР для оснащения военных команд противопожарной защиты при складах и арсеналах, а так же для войск гражданской обороны, в 1978 году мелкосерийное производство машин этого типа на базе танков Т-54 и Т-55 освоил 17-й бронетанковый ремонтный завод.

Назначение

ГПМ-54 – автомобиль тяжелого класса, который применяется во время тушения пожаров повышенной сложности в экстремальных условиях. С целью возможности эксплуатации на военных объектах кузов защищен броней. В качестве основных ОТВ используется вода, воздушно-механическая пена и порошок.

Так как автомобиль разработан на базе танка, конструкторам удалось оснастить его максимально эффективными средствами защиты экипажа при работе в сложных условиях. Главное преимущество пожарного танка ГПМ -54 – возможность тарана горящего объекта и тушение огня сверху.

Пожарный автомобиль ГПМ-54

Первоначально основным назначением этой машины была борьба с огнем в лесах. Сидя в кабине, пожарные находятся в абсолютной безопасности перед стихией. Благодаря бульдозерному отвалу можно без использования дополнительной техники валить обреченные деревья, тем самым ускоряя процесс тушения. В ходе испытаний эта машина показала свою пригодность применения на пожарах в плотной застройке при необходимости завала горящих конструкций с целью предотвращения распространения огня на соседние объекты.

В базовое оборудование пожарного танка ГПМ-54 входит фильтровентиляционная установка ФВУ-15, благодаря чему удалось расширить функционал автомобиля и использовать его в условиях горения радиоактивных веществ и сильнодействующих ядов.

Пожарная машина СПМ — видео

Пожарную машину собрали на Омском заводе транспортного машиностроения по заказу Минобороны. Данный «пожарный танк» способен бить струей на 100 метров. Особенностью СПМ является возможность дистанционного управления, что обеспечивает максимальную безопасность людей, участвующих в пожаротушении в особо сложных и опасных условиях. При возникновении угрозы для жизни экипажа люди покидают машину, и она выполняет поставленную задачу с помощью системы дистанционного управления.

Баллистическая защита СПМ представляет собой съемные броневые противоосколочные экраны, которые в совокупности с броневой кабиной обеспечивают защиту экипажа и оборудования в кабине от разлетающихся осколков при наземном подрыве осколочно-фугасного снаряда калибра 152 миллиметра.

СПМ - специальная гусеничная пожарная машина

Масса СПМ — около 60 тонн. Экипаж состоит из трех человек. Он надежно защищен герметичной и теплоизолированной кабиной. Запас воды и огнегасящих веществ — 25 кубических метров, дальность подачи огнегасящего состава достигает 100 метров. Для расчистки подходов к очагам возгорания и создания минерализованных полос машина оснащена бульдозерным оборудованием в виде клиновидного отвала.

Сообщается, что экипаж СПМ одет в специальные теплоизоляционные, жаростойкие костюмы, способные защитить человека от воздействия высоких температур. Кроме того, предусмотрено использование экипажем индивидуальных средств фильтрации и очистки воздуха.

СПМ - специальная гусеничная пожарная машина

История эксплуатации

В первые десять лет после выпуска ГПМ-54 поставлялись исключительно военным. С 1984 года четыре машины несли дежурство на космодроме «Байконур». В конце 80-х было принято решение расширить сферу использования этого типа ПА и передать гусеничную машину на баланс опорных пунктов при объектовых и специализированных частях по тушению пожаров природного характера. В 1986 гусеничные машины работали в «зоне отчуждения» при аварии на Чернобыльской АЭС.

Благодаря своим характеристикам ГПМ-54 до сих пор считается незаменимой техникой на складах ракетно-артиллерийских боеприпасов. Ее использовали при тушении 61-го арсенала вооруженных сил Украины в 2008 году (Лозовая, Харьковская область) и при ликвидации аварии на 6-м арсенале ВСУ в 2018 (Дружба, Черниговская область).

Автомобиль ГПМ-54 на тушении пожара

Модификации


Сегодня в эксплуатации находится три модификации пожарного танка:

  • ГПМ-54 с бульдозерным навесом БТУ-55.
  • ГПМ-54-01 с бульдозерным навесом ТБС-84. В разработке с 2005 года.
  • ГПМ-54М с автоматической системой подачи распыленной воды.

Последняя модернизация была проведена в 2020 году, и автомобиль получил импортное гидравлическое оборудование.

Основные отличия между базовой ГПМ-54 и модернизированной ГПМ-54-01

ГПМ-54 ГПМ-54-01
Количество мест боевого расчета 2 2+1
Гидравлическая система · гидрораспределитель ГА-86 – 1 шт.;

· ручной гидрораспределитель Р-102 – 3 шт.

· электрогидрораспределитель – 4 шт.
Бульдозерное оборудование · стартер СТ-16М;

· самопроизвольное опускание при деактивации привода;

· распределитель ГА-86.

· привод от насоса;

· насос PGP511А0100 в общей гидросистеме;

· наличие гидроблокираторов;

· распределитель «Паркер».

Контроль лафетного ствола · работа от общего насоса. · собственный насос привода лафетного ствола.
Подъем кузова · наличие высоких изгибающих моментов штоков гидроцилиндров;

· работа привода сопряжена с включением пожарного насоса;

· обрыв трубопровода влечет за собой свободное падение кузова;

· привод от насоса.

· использование шарнирных опор;

· блокировка насоса при активации привода подъема;

· гидрофиксаторы падения кузова;

· работа от основного и аварийного насосов гидросистемы.

Системы освещения · лампы МН-26-012 – 6 шт. · светодиоды АЛ 370 – 6 шт.

Взяв за основу военный танк, инженеры подвергли его ряду изменений:

  • в зоне рабочих мест установили бронированную кабину;
  • над кабиной разместили бронированную цистерну для воды на 9 кубов;
  • на крыше силового отделения установили откидной кузов с порошковой установкой и пожарно-техническим оборудованием;
  • лафетный ствол поставили сверху цистерны;
  • отсеки для катушек пожарных рукавов и насоса предусмотрели сзади бака для воды;
  • под насосно-рукавным отделением расположили моторно-трансмиссионный узел;
  • в носовой части закрепили бульдозерное оборудование.

Технические характеристики

Согласно тому же ГОСТа технические характеристики пожарных машин на гусеничном ходу должны соответствовать следующим значениям:

Наименование параметров, единицы величин Категория по массе и компоновочной форме
ЛКМ СКМ ТКМ
однозвенная двухзвенная однозвенная двухзвенная однозвенная двухзвенная
Полная масса, т До 8,0 От 8,0 до 18,0 Свыше 18,0
Грузоподъемность, т До 1,5 До 2,0 До 7,0 До 5,0 До 12,0 До 10,0
Масса в снаряженном состоянии, т До 6,0 До 6,0 До 11,0 До 13,0 До 29,0 До 31,0
Масса буксируемого прицепа, т До 2,5 До 4,0 До 7,0 До 7,0 До 15,0 До 18,0
Среднее удельное давление на грунт, МПа 0,013-0,023 До 0,049 0,020-0,025 0,073-0,082 0,022-0,030
Максимальная скорость, не менее км/ч 45
Минимальная скорость, не более км/ч 4
Средняя скорость на грунтовых дорогах удовлетворительного состояния, км/ч:
без прицепа 40,0-45,0 30,0-35,0 40,0-45,0 30,0-35,0 40,0-45,0 25,0-30,0
с прицепом 30,0-35,0 30,0-35,0 30,0-35,0
Дорожный просвет, мм, не менее 400 350 400 350 450 350
Подъем (спуск), град, не менее:
без прицепа 35 35 35 35 35 35
с прицепом 25 25 25
Косогор, град, не менее 25 25 25 25 25 20

Основные отличия ГПМ-54-от ГПМ-54

Наименование составных частей ГПМ-54 ГПМ-54-01
Экипаж 2 человека 2 чел. + 1 посадочное место
Гидравлическая система специального оборудования Электрогидрораспределитель ГА-86 –1 шт. (Россия), ручные гидрораспределители Р-102 – 3 шт. (Россия, сняты с производства). Две независимые гидросистемы (одна на бульдозер, вторая на привод лафетного ствола и кузова). Гидросистема с двумя основными, одним аварийным насосами, стартер-генератором и сливом масла в 2 отдельных бака. Аварийный насос осуществляет привод кузова и лафетного ствола. Установлено 4 электрогидрораспределителя «Паркер». Две независимые гидросистемы (одна на привод бульдозера и кузов, вторая на привод лафетного ствола). Гидросистема оснащена двумя основными и одним аварийным насосами. Аварийный насос осуществляет привод кузова и бульдозера. Значительно повышена надежность комплектующих изделий гидросистемы.
Бульдозерное оборудование Отдельная гидросистема. Питание от аккумуляторных батарей. Привод от стартера СТ-16М При выключенном приводе самопроизвольное опускание (нет гидрозамков); Распределитель ГА-86 – 1 шт. Привод от насоса, установленного на гитаре. Насос PGP511A0100 общей гидросистемы. Включено в общую гидросистему. Устранено самоопускание установкой гидрозамков «Коматрол». Распределитель «Паркер» – 1 шт.
Система управления лафетным стволом Повышенный нагрев масла из-за высокой производительности насоса (более 80% масла сливается в бак). Постоянные отказы в работе привода управления стволом. Установлен индивидуальный насос привода лафетного ствола (установлен на редукторе привода пожарного насоса).
Привод подъема кузова Высокие изгибающие моменты штоков гидроцилиндров. При работе привода включен в работу пожарный насос. При обрыве трубопроводов, – свободное падение кузова. Привод от насоса НШ-39 подъема кузова и привода лафетным стволом. Отсутствие изгибающих моментов за счет применения шарнирных опор. При работе привода пожарный насос отключен. При обрыве трубопроводов кузов фиксируется на гидростопорами. Привод от основного и аварийного насосов гидросистемы.
Электрооборудование (индикация наличия воды в системе пожаротушения) 6 ламп МН-26-012 (Iобщ = 720 мА) 6 светодиодов АЛ370 (Iобщ = 80 мА) Изменены комплектующие электрической схемы. В 4 раза снизилась цена. Уменьшилась масса щитка управления. Увеличилась надежность.

ТТХ пожарного танка ГПМ-54

ГПМ-54 ГПМ-54-01
Шасси Т-54 (Т-55)
Двигатель В-55 В-55 V-образный 4-тактный
Мощность двигателя, л.с. 580
Габариты (Д*Ш*В, мм) 6340*3270*3700
Количество мест боевого расчета 2 3
Масса с полной нагрузкой, кг 43000
Средняя скорость движения, км/ч 20 25
Вместимость цистерны, л 9000
Пожарный насос ПН-60Б
Подача воды, л 60
Привод пожарного насоса Через редуктор гитары Редукторный с фрикционом
Лафетный ствол Комбинированный ЛС-60 стационарного типа Комбинированный
Расход ствола, л/с 40
Дальность подачи водяной струи, м 60
Дальность подачи пены, м 36
Управление стволом Из кабины Местное, дистанционное

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий