Судно пожарное проекта 14613 МАРС (MARS): описание и ТТХ

Представляет собой серию многофункциональных судов, предназначенных для:

  • противопожарных служб морских портов;
  • противопожарной охраны морских нефтяных и газовых промыслов;
  • тушения горящего на воде топлива;
  • кратковременной буксировки аварийных судов и плавсредств;
  • проведения аварийно-спасательных надводных и подводных работ;
  • очищения поверхности моря от нефтепродуктов.

Пожарное судно проекта 14613 МАРС

Пожарное судно проекта 14613 МАРС

Малое пожарное судно, морское, стальное, однопалубное, двухвинтовое, с возвышенной носовой палубой и двухярусной рубкой. Судно строится в соответствии с требованиями Правил Регистра на класс КМ Л4 1 1 А3.

Производитель

Код изделия по ОКП 74 1631 2005*
Нормативный документ проект 14613
Производитель ОАО «Судостроительный завод «Вымпел»

Пожарные корабли

Так называются суда, используемые для тушения возгораний, проведения аварийно-спасательных работ на воде и береговой зоне.

Виды и назначение пожарных кораблейПожарный катер “ЗОРКИЙ”

Описание

Судно, которое оборудовано огнетушащими системами и предназначенное для гашения возгораний, спасательных операций на воде, называется пожарный корабль.

Отдельно выпускаются транспортные средства для морских и речных акваторий. Применяются и базовые варианты, рассчитанные на использование в устьях впадающих в море рек, такой тип кораблей называется базовый.

Конструкция противопожарного судна предполагает гладкую палубу и обтекаемую форму бортов.

Кстати. На последних моделях устанавливается оборудование, создающее водную завесу, которая защищает корабль от воздействия пламени.

Задачи

Пожарное судно сконструировано и выпущено для решения проблем с огнем на:

  • поверхности водоемов (воспламенение возникает из-за разлива нефтепродуктов);
  • объектах, расположенных на воде: установки (нефтяные, газовые), корабли, маяки;
  • размещенных близко к воде береговых сооружениях.

Назначение

Помимо выполнения основной задачи – ликвидация пожара – водная техника используется при проведении спасательных работ во время катастроф, в профилактических мероприятиях на нефтедобывающих объектах, расположенных на воде.

Благодаря хорошим ходовым характеристикам пожарное судно может быстро доставить необходимое оборудование, огнетушащие средства, расчеты МЧС в зону катастрофы.

Существуют корабли, которые разработаны для буксировки терпящих бедствие судов, доставки людей на берег из зоны ЧС.

Средства пожаротушения

Как правило, на пожарных судах монтируется от двух до четырех водяных насосов. Работают устройства от специально установленных двигателей, в некоторых случаях могут функционировать от ходовых моторов.

Особенность таких насосов в их размещении. Для ускорения набора воды их располагают ниже ватерлинии. К помповым устройствам подсоединяются от двух пожарных стволов. Агрегаты для подачи воды устанавливаются на верхней палубе и на швартовых бортах.

Пожарные судна комплектуются силовой установкой и водопенными коммуникациями, позволяющими ускорить гашение пламени.

Определение

Пожарным судном может называться корабль, катер или моторная лодка, используемые для решения задач, что выполняются противопожарными службами. Основное назначение таковых судов — оказание экстренной помощи как плавательным средствам, так и береговым объектам, буровым морским установкам и проч.

Одна из важных характеристик таких судов — их повышенная маневренность для более быстрого и точного подхода к пострадавшему объекту. Она обеспечивается мощными подруливающими устройствами. Что касается судов, построенных в последние годы, это достигается специальными системами динамического позиционирования.

требованию пожарной безопасности на судах

Виды

В зависимости от акватории, в которой осуществляется патрулирование водным пожарным транспортом, производится дополнительная классификация.

Судно пожарное проекта 14613 МАРС (MARS): описание и ТТХПожарные корабли

Мореходные

Суда данного типа используются для ликвидации возгораний на кораблях, плавучих доках, нефтяных и газовых вышках.

Оборудование на этих ТС рассчитано на перекачку тысяч литров морской воды.

На заметку. Нередко такой пожарный транспорт используется для тушения береговых объектов, если сухопутные подразделения не могут справиться с огнем.

На помощь пожарные суда приходят и в случае разлива нефтепродуктов в море.

Базовые

К этой группе относятся корабли и катера, которые могут выполнять боевую задачу как в морской воде, так и в пресной.

Чаще всего они стоят на вооружении подразделений, расположенных в местах, где река впадает в море. Насосы для тушения огня могут перекачивать как обычную, так и морскую воду.

Речные

Суда, использующиеся в пресной воде, рассчитаны на оказание помощи кораблям, передвигающимся по рекам страны. Они также могут тушить пламя на водных объектах и оказывать содействие в ликвидации береговых возгораний.

ТОП-российских пожарных кораблей


Эти транспортные средства для тушения огня используются во время чрезвычайных ситуаций на реке, в морских акваториях России. Могут прийти на помощь иностранному судну в нейтральных водах или по просьбе правительства другой страны в их территориальных водах.

Среди лучших российских пожарных кораблей можно выделить те, что указаны в таблице.

Название Водоизмещение, тонны Мощность двигателя, кВт Габариты:

Длина*ширина, метры

Подача насоса, л/с Экипаж, чел.
Марс 14613 385 382 39,8*7,8 410 13
Полковник Чернышев 120 550 31*7 320 8
Морж 1496 МП 162 530 26,4*6,3 360 9
Надежда 1 500 1 400 31*5,3 240 28
Балтика 5 708,8 3*3060 72,64*20,5 42

Два корабля «Надежда» и «Полковник Чернышев» базируются в московском порту. Они действительно производят впечатление (фото можно скачать на сервисе Яндекс Картинки).

Классификация

  • Специфические. Они имеют на борту крупногабаритное мощное противопожарное оборудование, которое не позволяет использовать таковые плавсредства не по назначению.
  • Комбинированные. В группу входят те портовые и пожарные буксиры, на которые установлено пожарное оборудование, не снижающее эффективности их буксировочных свойств даже при применении не по назначению.

Также пожарные суда можно представить в классификации по району плавания:

  • Речные.
  • Морские.
  • Комбинированный тип «река-море» (главным образом, таковые плавательные средства используются в крупных речных руслах).

пожарная безопасность решение судов

Важные характеристики

Не всегда пожарная безопасность на судах обеспечена должным образом. Поэтому в случае возникновения ЧП порой является необходимым использование специальных кораблей, катеров, лодок. Все эти антипожарные плавсредства должны соответствовать следующему минимальному набору характеристик:

  • Ходность. Судно должно развивать в необходимый временной промежуток и поддерживать по ходу движения определенную скорость, что задана для него ранее.
  • Непотопляемость. Заполнение даже нескольких отсеков такового судна водой не должно влиять ни на его равновесие, ни на работоспособность.
  • Автономность. Характеристика свидетельствует о том, какой промежуток времени судно может обойтись без дополнительного пополнения его запасами воды, провизии, топлива и каких-либо материалов.
  • Управляемость. Способность данного плавсредства моментально реагировать на изменение положения его руля.
  • Остойчивость. Так называется способность суда удерживать равновесие при воздействии на него всевозможных внешних сил.

Если требования пожарной безопасности на судах были нарушены, и ЧП произошло, к его локации направляются пожарные плавсредства. Познакомимся с некоторыми из них, что непосредственно используются МЧС РФ.

пожарная безопасность на судах

Проект МАРС

Такие судна — это вспомогательные транспортные средства при возникновении ЧС на воде. Как правило, они состоят из таких элементов:

  • Корпус с необходимыми надстройками.
  • Насосы.
  • Системы орошения.
  • Водопенные коммуникации.
  • Иловые установки.

Чтобы корпус такового судна не пострадал в процессе тушения пожара, используются специальные водные завесы. Это необходимая защита по периметру. Поэтому корпус отличается усиленной водонепроницаемостью.

Для ликвидации огня устанавливаются 2-4 насоса. Они функционируют благодаря работе специальных двигателей. Иногда их работа может обеспечиваться и ходовыми двигателями.

Пожарная техника тут может быть самой различной — все зависит от типа судна. Но, как минимум, должны быть два лафетных ствола.

«Полковник Чернышев»

Если сработала пожарная тревога на судах, для помощи данным плавсредствам может быть направлен корабль «Полковник Чернышев».

Его главные возможности:

  • Движение при волнах в 2 м высотой.
  • Движение при толщине льда в 10-15 см.
  • Дальность плавания: 1400 км.
  • Скорость: 30 км/ч.

Что касается антипожарных характеристик судна:

  • 8 пожарных рукавов.
  • Средняя длина струи — 120 м.
  • 4 насоса.
  • 3 ствола.
  • 3 лафетных ствола.
  • Одна шлюпка на борту.
  • 1 кран.
  • 4 пеногенератора на борту.

Способен эффективно участвовать в ликвидации пожаров при шторме до 4 баллов. Имеется противопожарная система: водная завеса и система отгона нефтяных пленок. Поэтому судно может тушить всевозможные пожары, включая возгорания нефтегазового сырья и электрооборудования.

Для тушения используется как пена, так и вода. Для особо опасных пожаров применяется гидропушка. Она способна потушить очаг возгорания на большом расстоянии (до 130-140 м).

Для проведения спасательных действий судно оснащается специальными шлюпками и жилетами. Подруливающее устройство помогает осуществлять маневры, удерживать плавсредство в зоне возгорания. Транспортируют горящие суда с помощью специального электрокрана, который может удержать груз весом до 1 т.

пожарная тревога на судах

«Надежда»

Системы пожарной сигнализации на судах не всегда бывают эффективными. Это ведет за собой необходимость помощи специальных плавсредств. Одно из них, используемое МЧС, — это корабль «Надежда». Его характеристики:

  • Зона оперативной готовности средства — 82 км.
  • На корабле может находиться смена спасателей численностью 7 человек. Общий состав экипажа — до 28 человек.
  • Корпус обшит слоем стали толщиной в 4 мм. Палуба обшита листами стали толщиной в 3 мм.
  • Для придания движению «Надежде» используются водометные двигатели.

А теперь остановимся на противопожарных характеристиках:

  • 4 насоса.
  • Протяженность рукавной линии — до 1,5 км.
  • Длина выбрасываемой струи — до 70 м.
  • 7 пеногенераторов.
  • 3 лафетных ствола.
  • 2 мощных двигателя.

КС-110-39

Мы рассмотрели, какие есть пожарные системы на судах, отличающихся своей крупногабаритностью. Кроме них, используются и сравнительно небольшие пожарные катера на реках и озерах. Согласно существующим санитарным нормам, на них не разрешено постоянное пребывание, проживание экипажа и спасателей.

Самая распространенная модель на сегодня — стальной водометный катер типа КС-110-39. Этот пожарно-спасательный мелкосидящий катер предназначен для тушения пожаров как на плавсредствах, так и на береговой линии. Он оснащен водометным двигателем, предназначен также для проведения спасательных и аварийных работ на реках и в небольших водоемах.

Обозначим характеристики:

  • Максимальная скорость передвижения — 22 км/ч.
  • Боевой расчет — 6 человек.
  • 2 бака по 1000 л, предназначенных для пенообразования.
  • Длина выбиваемой сплошной водной струи — 80 м.

Катер применяют в следующих случаях:

  • Необходимость подачи через лафетный ствол воды из водоема в очаг возгорания.
  • Быстрая доставка к месту ЧП боевых расчетов, пополнительных материалов и средств, оборудования, запасов веществ для тушения.
  • Осуществление доставки пены из стационарных штатных пенорезервуаров.

Такой катер может преодолевать расстояния до 300 м. Его пожарный насос непрерывно работает на протяжении 6 часов. На сам катер устанавливается защитная бортовая система. Лафетным стволом, входящим в антипожарный блок, тут можно управлять дистанционно.

пожарные суда

Иные катера

Решение судов по пожарной безопасности должно быть ответственным. Так как тушение очага возгорания здесь — дело более сложное, чем при наземном ЧП. Кроме вышеупомянутого, МЧС РФ использует также и следующие пожарно-спасательные катера:

  • «Кальмар 65 Т».
  • «Касатка».
  • «Мастер».
  • «Стингер».
  • «Марс 700» (специальный катер на воздушной подушке).

Все эти катера также обязательно оснащаются огнетушителями, топорами, специальным покрывалом и ломом. Для схода с мели тут предназначена лебедка с канатом длиной 30 м. Подобные катера также можно транспортировать и наземными транспортными средствами — автомобилями, поездами.

В определенных случаях в ход пускают систему, предназначенную для объемного тушения возгорания. Все катера оборудованы переносными радиостанциями. Они питаются от сети судна через специальные блоки питания. Радиооборудование работает от внешней антенны, является станционным.

верховный суд о пожарной безопасности

Амфибийное судно

Постановление Верховного Суда о пожарной безопасности строго обязательно к следованию на территории РФ. Что касается водных объектов, тут ее обеспечивает МЧС РФ. Следующее используемое им средство — пожарно-спасательное судно-амфибия «Посейдон» на воздушной подушке.

Это универсальное транспортное ТС, предназначенное для решения специфических задач по ликвидации ЧС:

  • Пожаротушение на водных объектах.
  • Водолазные работы и подводный осмотр.
  • Спасение утопающих, людей, оказавшихся на льдинах.
  • Доставка спецсредств в места ЧС.

Судно можно использовать круглый год. Оно передвигается по таким поверхностям, как вода, мели, песок, льды. Управлять им может один капитан. На судне находятся 6-10 человек.

Его важное достоинство — наличие сменных модулей. Снимая и перемещая их, можно быстро изменить специализацию судна — на пожарную, спасательную, водолазную и проч.

Аэролодки

Характеристика амфибии «Пиранья»:

  • Скорость: до 100 км/ч.
  • Экипаж: 6-8 человек.
  • Груз на борту: до 1,5 тонн.
  • Мощность: 265 л.с.
  • Проходимость: передвигается одинаково хорошо по льду, камышам, воде, болотистой местности.

Лодка предназначена как для доставки спасателей к локации ЧС, так и для эвакуации пострадавших.

пожарные системы на судах

Мы рассмотрели главные пожарно-спасательные средства, используемые МЧС РФ. Каждое из них, как вы убедились, выделяется определенными, специфическими характеристиками.

Источник

Тактико-технические характеристики

Использование Море
Экипаж 13 человек
Боевой расчет 6 человек
Главный двигатель
Марка дизель, 3КД12Н-520
Мощность 382 кВт (520 л.с.)
Количество двигателей 2
Движитель Винт регулируемого шага
Электрогенератор дизель-генераторы ДГР2А 200/1500 и ДГР 2А100/1500
Марка пожарного насоса ДПЖН-14 (2 шт.)
Подача насосов 410 л/с
Привод насосов дизель М827, 500 Вт (680 л.с) – 2шт.
Количество стационарных лафетных стволов 4
Дальность струи 70 м
Высота подъема пеногенераторов 15 м
Вынос пеногенератора за борт 5 м
Длина рукавной линии 200 м
Запас пенообразователя 20 м

3

Запас огнетушащего порошка 450 кг
Длина 39,8 м
Ширина 7,8 м
Осадка 2,2
Водоизмещение 385 тонн
Запас хода 926 км
Скорость хода 11,5 узлов

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий