Водный транспорт МЧС России: пожарные суда, корабли, катера

Пожары могут возникать не только на земной поверхности. Часто возгорания случаются на водных объектах и прибрежных зонах. В таких случаях служба МЧС задействует пожарные суда.

Они используются для ликвидации возгораний, возникающих:

  • на самой водной поверхности водоема (реки, озера, моря и океаны)
  • на объектах, которые там расположены (корабли, установки, маяки)
  • на береговой линии

Кроме того, они участвуют в спасательных мероприятиях при различных ЧС на воде и профилактических работах на установках, связанных с нефтедобычей. Пожарные корабли способны быстро доставить к месту бедствия необходимое оборудование, огнетушащие средства и дополнительные расчеты специалистов. Они осуществляют буксировку к суше горящие объекты водной инфраструктуры и помогают в спасении людей.

Назначение и особенности судов

Такие суда необходимы для профессиональной ликвидации чрезвычайных ситуаций на воде или в прибрежных зонах, доступ к которым по суше невозможен или усложнён. Водный транспорт используется для тушения пожаров, поиска людей и т. д. Достаточно часто закупают пожарные катера МЧС и другие профильные ведомства.

К основным особенностям нашей продукции относятся:

  • повышенная прочность − материалом изготовления корпуса катеров серии КС-110.2 и более ранних моделей КС-110-39 и КС-170 является судостроительная сталь, которая способна выдерживать значительные статические и динамические нагрузки, что обусловливает длительный срок службы судов даже при эксплуатации в сверхсложных условиях. Материалом для изготовления корпуса катера КС-950 является судовой алюминий. Это прочный, лёгкий, долговечный и неприхотливый в обслуживании материал.

  • модульность − Костромской судомеханический завод выпускает суда разной конфигурации, вы можете заказать водный транспорт в подходящем исполнении, по Вашим пожеланиям мы дополним базовую модель всеми необходимыми опциями;

  • высокая скорость − наличие мощных силовых узлов становится гарантией хороших ходовых качеств катеров;

  • маневренность, управляемость, высокая проходимостью, катера могут подходить к берегам, которые не оборудованы причалами;

  • пожарное оснащение − на катерах установлены современные системы, позволяющие быстро и эффективно ликвидировать возгорание и успешно провести спасательную операцию;

Почему стоит приобрести катер у нас

Обращение к нам − это:

  • получение доступа к широкому модельному ряду специальных катеров, вы можете сделать выбор в пользу стального катера или небольшой моторной лодки;

  • экономия на обслуживании и ремонте, все узлы и механизмы, установленные на катерах, производятся в России, это существенно упрощает и удешевляет ТО и устранение неполадок;

  • оптимальные цены на все представленные в каталоге суда, стоимость зависит от реальных показателей (технических характеристик, размеров катера, степени оснащённости).

Для получения более подробной информации о предлагаемой продукции свяжитесь с сотрудниками Костромского судомеханического завода.

Определение

Пожарным судном может называться корабль, катер или моторная лодка, используемые для решения задач, что выполняются противопожарными службами. Основное назначение таковых судов — оказание экстренной помощи как плавательным средствам, так и береговым объектам, буровым морским установкам и проч.

Одна из важных характеристик таких судов — их повышенная маневренность для более быстрого и точного подхода к пострадавшему объекту. Она обеспечивается мощными подруливающими устройствами. Что касается судов, построенных в последние годы, это достигается специальными системами динамического позиционирования.

требованию пожарной безопасности на судах

Классификация


  • Специфические. Они имеют на борту крупногабаритное мощное противопожарное оборудование, которое не позволяет использовать таковые плавсредства не по назначению.
  • Комбинированные. В группу входят те портовые и пожарные буксиры, на которые установлено пожарное оборудование, не снижающее эффективности их буксировочных свойств даже при применении не по назначению.

Также пожарные суда можно представить в классификации по району плавания:

  • Речные.
  • Морские.
  • Комбинированный тип «река-море» (главным образом, таковые плавательные средства используются в крупных речных руслах).

пожарная безопасность решение судов

Пожарные корабли

Так называются суда, используемые для тушения возгораний, проведения аварийно-спасательных работ на воде и береговой зоне.

Виды и назначение пожарных кораблейПожарный катер “ЗОРКИЙ”

Описание

Судно, которое оборудовано огнетушащими системами и предназначенное для гашения возгораний, спасательных операций на воде, называется пожарный корабль.

Отдельно выпускаются транспортные средства для морских и речных акваторий. Применяются и базовые варианты, рассчитанные на использование в устьях впадающих в море рек, такой тип кораблей называется базовый.

Конструкция противопожарного судна предполагает гладкую палубу и обтекаемую форму бортов.

Кстати. На последних моделях устанавливается оборудование, создающее водную завесу, которая защищает корабль от воздействия пламени.

Задачи

Пожарное судно сконструировано и выпущено для решения проблем с огнем на:

  • поверхности водоемов (воспламенение возникает из-за разлива нефтепродуктов);
  • объектах, расположенных на воде: установки (нефтяные, газовые), корабли, маяки;
  • размещенных близко к воде береговых сооружениях.

Назначение

Помимо выполнения основной задачи – ликвидация пожара – водная техника используется при проведении спасательных работ во время катастроф, в профилактических мероприятиях на нефтедобывающих объектах, расположенных на воде.

Благодаря хорошим ходовым характеристикам пожарное судно может быстро доставить необходимое оборудование, огнетушащие средства, расчеты МЧС в зону катастрофы.

Существуют корабли, которые разработаны для буксировки терпящих бедствие судов, доставки людей на берег из зоны ЧС.

Средства пожаротушения

Как правило, на пожарных судах монтируется от двух до четырех водяных насосов. Работают устройства от специально установленных двигателей, в некоторых случаях могут функционировать от ходовых моторов.

Особенность таких насосов в их размещении. Для ускорения набора воды их располагают ниже ватерлинии. К помповым устройствам подсоединяются от двух пожарных стволов. Агрегаты для подачи воды устанавливаются на верхней палубе и на швартовых бортах.

Пожарные судна комплектуются силовой установкой и водопенными коммуникациями, позволяющими ускорить гашение пламени.

Проект МАРС

Такие судна — это вспомогательные транспортные средства при возникновении ЧС на воде. Как правило, они состоят из таких элементов:

  • Корпус с необходимыми надстройками.
  • Насосы.
  • Системы орошения.
  • Водопенные коммуникации.
  • Иловые установки.

Чтобы корпус такового судна не пострадал в процессе тушения пожара, используются специальные водные завесы. Это необходимая защита по периметру. Поэтому корпус отличается усиленной водонепроницаемостью.

Для ликвидации огня устанавливаются 2-4 насоса. Они функционируют благодаря работе специальных двигателей. Иногда их работа может обеспечиваться и ходовыми двигателями.

Пожарная техника тут может быть самой различной — все зависит от типа судна. Но, как минимум, должны быть два лафетных ствола.

«Полковник Чернышев»

Если сработала пожарная тревога на судах, для помощи данным плавсредствам может быть направлен корабль «Полковник Чернышев».

Его главные возможности:

  • Движение при волнах в 2 м высотой.
  • Движение при толщине льда в 10-15 см.
  • Дальность плавания: 1400 км.
  • Скорость: 30 км/ч.

Что касается антипожарных характеристик судна:

  • 8 пожарных рукавов.
  • Средняя длина струи — 120 м.
  • 4 насоса.
  • 3 ствола.
  • 3 лафетных ствола.
  • Одна шлюпка на борту.
  • 1 кран.
  • 4 пеногенератора на борту.

Способен эффективно участвовать в ликвидации пожаров при шторме до 4 баллов. Имеется противопожарная система: водная завеса и система отгона нефтяных пленок. Поэтому судно может тушить всевозможные пожары, включая возгорания нефтегазового сырья и электрооборудования.

Для тушения используется как пена, так и вода. Для особо опасных пожаров применяется гидропушка. Она способна потушить очаг возгорания на большом расстоянии (до 130-140 м).

Для проведения спасательных действий судно оснащается специальными шлюпками и жилетами. Подруливающее устройство помогает осуществлять маневры, удерживать плавсредство в зоне возгорания. Транспортируют горящие суда с помощью специального электрокрана, который может удержать груз весом до 1 т.

пожарная тревога на судах

«Надежда»

Системы пожарной сигнализации на судах не всегда бывают эффективными. Это ведет за собой необходимость помощи специальных плавсредств. Одно из них, используемое МЧС, — это корабль «Надежда». Его характеристики:

  • Зона оперативной готовности средства — 82 км.
  • На корабле может находиться смена спасателей численностью 7 человек. Общий состав экипажа — до 28 человек.
  • Корпус обшит слоем стали толщиной в 4 мм. Палуба обшита листами стали толщиной в 3 мм.
  • Для придания движению «Надежде» используются водометные двигатели.

А теперь остановимся на противопожарных характеристиках:

  • 4 насоса.
  • Протяженность рукавной линии — до 1,5 км.
  • Длина выбрасываемой струи — до 70 м.
  • 7 пеногенераторов.
  • 3 лафетных ствола.
  • 2 мощных двигателя.

КС-110-39

Мы рассмотрели, какие есть пожарные системы на судах, отличающихся своей крупногабаритностью. Кроме них, используются и сравнительно небольшие пожарные катера на реках и озерах. Согласно существующим санитарным нормам, на них не разрешено постоянное пребывание, проживание экипажа и спасателей.

Самая распространенная модель на сегодня — стальной водометный катер типа КС-110-39. Этот пожарно-спасательный мелкосидящий катер предназначен для тушения пожаров как на плавсредствах, так и на береговой линии. Он оснащен водометным двигателем, предназначен также для проведения спасательных и аварийных работ на реках и в небольших водоемах.

Обозначим характеристики:

  • Максимальная скорость передвижения — 22 км/ч.
  • Боевой расчет — 6 человек.
  • 2 бака по 1000 л, предназначенных для пенообразования.
  • Длина выбиваемой сплошной водной струи — 80 м.

Катер применяют в следующих случаях:

  • Необходимость подачи через лафетный ствол воды из водоема в очаг возгорания.
  • Быстрая доставка к месту ЧП боевых расчетов, пополнительных материалов и средств, оборудования, запасов веществ для тушения.
  • Осуществление доставки пены из стационарных штатных пенорезервуаров.

Такой катер может преодолевать расстояния до 300 м. Его пожарный насос непрерывно работает на протяжении 6 часов. На сам катер устанавливается защитная бортовая система. Лафетным стволом, входящим в антипожарный блок, тут можно управлять дистанционно.

пожарные суда

Основные характеристики

По видам они бывают мореходными, речными и базовыми. Помимо кораблей в состав водной техники МЧС входит и катер. Из-за небольшого размера он обладает хорошей маневренностью. Способен набирать большую скорость, нежели стандартные типы судов.

Помимо современных навигационных качеств, специальный водный транспорт должен иметь следующие характеристики:

  • Автономность.

Заключается в возможности корабля осуществлять свои прямые функции в течении обозначенного времени без дополнительного пополнения продуктами, материалами и оборудованием.

  • Остойчивость.

Для участия в ЧС на воде это свойство имеет первостепенное значение. Пожарные судна при воздействии на них внешних непреодолимых сил (погодные условия, огонь, морские волны) должны им противостоять и сохранять равновесие. При прекращении возмущающего воздействие корпус корабля возвращается в первоначальное положение.

  • Ходность.

Используя главный двигатель даже на минимальной мощности судно способно развить необходимую скорость.

  • Управляемость.

Возможность судна своевременно реагировать на любые изменения в положении основных приборов и органов управления.

  • Непотопляемость.

Заполнение водой нескольких отсеков, не должно приводить к затоплению всего судна. Оно, благодаря этому свойству, способно оставаться на плаву.

Корпус также имеет свои особенности. Если посмотреть пожарные корабли на фото, то видно, что зачастую он гладкопалубный. Состоит корпус из прочной стали, а носовая часть имеет плавную форму.

Чтобы корабли были маневренными, они имеют двухвальные ходовые машины. Иногда на них устанавливают специальную установку с водометами и подруливающие устройства.

Амфибийное судно

Постановление Верховного Суда о пожарной безопасности строго обязательно к следованию на территории РФ. Что касается водных объектов, тут ее обеспечивает МЧС РФ. Следующее используемое им средство — пожарно-спасательное судно-амфибия «Посейдон» на воздушной подушке.

Это универсальное транспортное ТС, предназначенное для решения специфических задач по ликвидации ЧС:

  • Пожаротушение на водных объектах.
  • Водолазные работы и подводный осмотр.
  • Спасение утопающих, людей, оказавшихся на льдинах.
  • Доставка спецсредств в места ЧС.

Судно можно использовать круглый год. Оно передвигается по таким поверхностям, как вода, мели, песок, льды. Управлять им может один капитан. На судне находятся 6-10 человек.

Его важное достоинство — наличие сменных модулей. Снимая и перемещая их, можно быстро изменить специализацию судна — на пожарную, спасательную, водолазную и проч.

Аэролодки

Характеристика амфибии «Пиранья»:

  • Скорость: до 100 км/ч.
  • Экипаж: 6-8 человек.
  • Груз на борту: до 1,5 тонн.
  • Мощность: 265 л.с.
  • Проходимость: передвигается одинаково хорошо по льду, камышам, воде, болотистой местности.

Лодка предназначена как для доставки спасателей к локации ЧС, так и для эвакуации пострадавших.

пожарные системы на судах

Мы рассмотрели главные пожарно-спасательные средства, используемые МЧС РФ. Каждое из них, как вы убедились, выделяется определенными, специфическими характеристиками.

Источник

Виды

В зависимости от акватории, в которой осуществляется патрулирование водным пожарным транспортом, производится дополнительная классификация.

Водный транспорт МЧС России: пожарные суда, корабли, катераПожарные корабли

Мореходные

Суда данного типа используются для ликвидации возгораний на кораблях, плавучих доках, нефтяных и газовых вышках.

Оборудование на этих ТС рассчитано на перекачку тысяч литров морской воды.

На заметку. Нередко такой пожарный транспорт используется для тушения береговых объектов, если сухопутные подразделения не могут справиться с огнем.

На помощь пожарные суда приходят и в случае разлива нефтепродуктов в море.

Базовые

К этой группе относятся корабли и катера, которые могут выполнять боевую задачу как в морской воде, так и в пресной.

Чаще всего они стоят на вооружении подразделений, расположенных в местах, где река впадает в море. Насосы для тушения огня могут перекачивать как обычную, так и морскую воду.

Речные

Суда, использующиеся в пресной воде, рассчитаны на оказание помощи кораблям, передвигающимся по рекам страны. Они также могут тушить пламя на водных объектах и оказывать содействие в ликвидации береговых возгораний.

ТОП-российских пожарных кораблей

Эти транспортные средства для тушения огня используются во время чрезвычайных ситуаций на реке, в морских акваториях России. Могут прийти на помощь иностранному судну в нейтральных водах или по просьбе правительства другой страны в их территориальных водах.

Среди лучших российских пожарных кораблей можно выделить те, что указаны в таблице.

Название Водоизмещение, тонны Мощность двигателя, кВт Габариты:

Длина*ширина, метры

Подача насоса, л/с Экипаж, чел.
Марс 14613 385 382 39,8*7,8 410 13
Полковник Чернышев 120 550 31*7 320 8
Морж 1496 МП 162 530 26,4*6,3 360 9
Надежда 1 500 1 400 31*5,3 240 28
Балтика 5 708,8 3*3060 72,64*20,5 42

Два корабля «Надежда» и «Полковник Чернышев» базируются в московском порту. Они действительно производят впечатление (фото можно скачать на сервисе Яндекс Картинки).


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий