Выезд и следование к месту вызова, пожара, ЧС

У пожарных есть две главные задачи: быстрый выезд и следование к месту пожара, эффективная ликвидация зон горения. Для их выполнения надо: принять сигнал о случившемся бедствии, собрать личный состав как можно быстрее, перемешаться на пожарном автомобиле по самому короткому маршруту с максимально возможной скоростью, соблюдая все меры безопасной езды.

Выезд колоны пожарных автомобилей из гаража на пожар

Как происходит выезд на пожар

Как только дежурный принял сигнал о пожаре, он включает тревогу, которая становится причиной сбора личного состава в гараже в полном обмундировании. Старший командир получает от дежурного путевку, где указывается адрес пожара, а также карточку пожара, она же является оперативным планом тушения.

После чего командир проверяет личный состав на предмет полной боевой готовности. Далее производится погрузка в автомобили. Командир садится в первый из них. Начинается выезд на пожар и движение по намеченному маршруту.

Маршрут следования у всех машин должен быть один. Прибыть подразделения на пожар должны одновременно. Иногда маршруты составляются так, что автомобили едут к месту пожара по разным дорогам. На то должно быть распоряжение начальника караула или должны быть заранее продуманы пути подъезда.

Еще в машине командир подразделения изучает карточку тушения пожара, где особое внимание уделяет местам расположения источников водоснабжения. Он обязательно поддерживает связь с руководством.

Выезд пожарной машины на пожарВыезд пожарной машины на пожар

Внимание! Пожарное подразделение, выехавшее на пожар, должно прибыть в конечную точку в независимости от того, потушен огонь или нет. Единственное, что может повернуть колону, это приказ начальника гарнизона или распоряжение оперативного диспетчера.

И еще один момент. Если по пути следования командир подразделения обнаружил другой пожар, то он обязан выделить часть сил и средств для его ликвидации. О чем он должен сообщить дежурному по гарнизону. И другие позиции, касающиеся следования пожарной колоны:

  • если в пути один из автомобилей вышел из строя, другие продолжают движение;
  • если из строя вышла машина, на которое ехал командир, то последний пересаживается в другую;
  • если вышли из строя все машины, то начальник подразделения должен найти возможности следования личного состава (даже пешком), взяв с собой пожарный инструмент и инвентарь;
  • если следование к месту пожара производится по железной дороге или водным путем, то автомобили должны на платформах хорошо быть закреплены;
  • если перевозка производится в зимнее время года, то воду из системы охлаждения машин, а также из цистерн, надо слить;
  • на платформе выставляется постовой или в каждой машине должен находиться водитель;
  • остальные едут в одном месте.

Перевозка пожарных машин на ж/д платформеПеревозка пожарных машин на ж/д платформе

Порядок выезда и следования к месту пожара: требования охраны труда, требования безопасности

Порядок выезда и следования к месту пожара

Умения, навык и отвага пожарных-спасателей – главная движущая сила при ликвидации пожара и спасении людей. Но экстренное прибытие на место вызова в максимально короткий срок может реально облегчить работу пожарных подразделений и сделать их миссию быстровыполнимой. Поэтому порядок выезда и следования к месту пожара должен быть отработан до автоматизма.

Основная задача при пожаре

миссия контингента пожарного подразделения — спасение людей и ликвидация пожара. Для эффективного достижения этих целей определяется алгоритм действий. На основании этих шагов силами сотрудников дежурного караула МЧС обеспечивается оперативное, эффективное и рациональное осуществление поставленной миссии, вырабатывается решающее направление.

При выработке направления учитываются обстоятельства возгорания и характер пожара:

  • при существующей угрозе жизни людей все ресурсы прибывшего пожарного подразделения, технические и человеческие, концентрируются на спасении потерпевших;
  • при риске взрыва, возможности разрушения строения силы вводятся на объект, где существует повышенная опасность и сосредотачиваются на предупреждении разрушений;
  • при угрозе перехода пламени на близстоящие здания расчеты вводятся и концентрируются на объекте максимальной опасности;
  • при возгорании отдельно стоящего строения и отсутствии опасности перекидывания огня на примыкающие дома ресурсы концентрируются на точках интенсивного горения;
  • при возгорании отдельно стоящей постройки, не имеющей большой материальной ценности, и при этом возникает риск от высоких температур и при ветре перехода огня на соседние дома, силы пожарного расчета направляются на предохранение от возгорания и сохранность не горящих зданий.

При сигнале о возгорании необходимо точно и детально принять адрес места возгорания, оперативно собрать дежурный расчет и следовать к месту вызова по наикратчайшему пути с включенными проблесковыми маяками и звуковым сигналом для обеспечения быстрого и безопасного движения.

Прием и обработка сообщения о пожаре, вызове

Принимает и обрабатывает сигнал о возгорании дежурный диспетчер пульта пожарной охраны МЧС. Диспетчер обязан:

  • принять и зарегистрировать сигнал, точно и быстро записать сведения;
  • корректно оценить записанные сведения;
  • направить к месту силы и ресурсы по ликвидации возгорания;
  • подать сигнал «Тревога»;
  • выдать главному дежурному пожарного отделения путевку для выезда.

Читайте также Особенности тушения пожаров в сельской местности

Также в обязанности радиотелефониста входит:

  • направление дополнительного контингента на место вызова по приказу старшего оперативного должностного лица, руководителя тушения пожара или начальника штаба;
  • передислокация дежурных смен;
  • своевременное взаимодействие с другими службами жизнеобеспечения: скорая медицинская помощь, газовая служба, водоканал, полиция;
  • знание нахождения объектов и пожарных расчетов, районы их выезда, то есть знать оперативную обстановку;
  • своевременно информировать должностных лиц о выезде и ситуации на объекте возгорания;
  • налаживание и поддержание радиосвязи с пожарными расчетами.

Порядок выезда и следование к месту пожара
По тревоге дежурный караул в быстром порядке прибывает на сбор и доставляется к месту назначения.

По команде «Тревога» бойцы подразделения действуют по строгому алгоритму. Дежурный караул части быстро собирается в гараже у спецмашин и готовится к выезду на пожар.

Начальник караула получает путевку, убеждается в готовности бойцов отделения к выезду и первым выдвигается на пожарном автомобиле первого отделения. За первой машиной следует вся колонна спецтранспорта.

Определение оптимального маршрута следования

Выбирается маршрут проезда к месту, и все машины передвигаются по одному маршруту. Прибытие к месту назначения всей колонны одновременно гарантирует эффективность ликвидации возгорания. Проезд автомашин с отделениями по разным маршрутам вполне допускается, если это было оговорено заранее и начальник караула отдал на это специальное разрешение.

Оптимальные маршруты передвижения колонн пожарного транспорта отрабатываются на учениях, при отработке теоретических планов, при изучении деталей района, который находится в ведении отделения МЧС.

Начальник подразделения постоянно находится на связи с ЦП пожарной связи, мониторит оперативную обстановку.

Даже если во время следования колонны специального транспорта на место вызова была получена информация о ликвидации возгорания, колонна обязана продолжить движение до места назначения. Исключение составляет распоряжение об отбое начальника или команда диспетчера связи.

Выезд и следование к месту вызова осуществляется на:

  • специализированном автотранспорте;
  • пожарных катерах и судах;
  • специализированных поездах;
  • самолетах;
  • любой приспособленной технике или даже пешком.

Безупречное понимание специфики района выезда способствует быстрому прибытию на объект и быстрой ликвидации пожара. Район выезда – это зона, находящаяся в ведении пожарного подразделения, обслуживаемая оперативным подразделением МЧС. Это территория микрорайона города или населенного пункта со всеми зданиями и инфраструктурой.

Начсостав подразделений обязан знать не только район своего выезда, но и районы соседние, куда предусмотрен выезд отрядов по повышенным номерам. Для этого проводятся специальные занятия, которые организуются начальниками гарнизонов на самом объекте или с изучением теории в классе, а затем с выездом группы на местность.

При обучении используются карты, планы города и района выезда, карты водоемов и водоснабжения, справочники улиц, телефонов.

Требования охраны труда при выезде и следовании к месту пожара

По тревоге контингент дежурного караула территориальной пожарной части прибывает на сбор в автогараж. В помещении гаража синхронно с тревожным сигналом включается освещение.

Начальник своим приказом определяет порядок посадки.

При занятии мест в специализированных автомобилях необходимо соблюдать технику безопасности, не мешать выезду спецтранспорта.

До полного открытия створок ворот водителю автомобиля запрещается начинать движение.

При посадке контингента подразделения в автомашину на площадке вне гаража рассадка допускается только после полного выезда транспорта из гаража.

Запрещается находиться под ставнями ворот.

Посадка считается завершенной только после занятия своих мест всем контингентом спасательной бригады.

Движение ПА допустимо только в определенном порядке и при закрытых дверях спецтранспорта.

Посторонние в спецтранспорт не допускаются.

По прибытии на место вызова выход из машин разрешается после команды командира отделения и только после того, как машины остановятся.

После выполнения боевой задачи при возвращении в часть после ликвидации пожара запрещается включение специальных звуковых сигналов. Допускается лишь использование проблескового маяка при плохих погодных условиях либо в ночное время суток для обозначения спецтранспорта на проезжей части. Но это не гарантирует приоритет пожарному транспорту и не допускает езду с пренебрежением ПДД.

Расчет времени выезда и следования

Не существует каких-то определенных нормативов, которыми можно обосновать время выезда и следования. Можно провести расчет этих показателей чисто математическим путем. Но и полученный результат нельзя считать окончательным, то есть точным.

Есть формула, по которой проводят расчет времени выезда и следования. Вот она:

Тсл=L/Vсл, где:

  • L – протяженность маршрута, по которому должен двигаться колона до места пожара;
  • Vсл – средняя скорость, с которой колона движется по маршруту следования.

Случайные факторы, мешающие увеличению скорости пожарной машиныСлучайные факторы, мешающие увеличению скорости пожарной машины

Первый показатель – величина относительно стандартная. То есть определяется кратчайший путь, длина которого и закладывается в эту формулу. Что касается скорости движения, то здесь много будет зависеть от большого количества разных факторов. К примеру:

  • движение по городу утром затрудняется большим количеством автотранспорта, владельцы которых спешат на работу;
  • в этом плане ночью двигаться по городу проще и быстрее;
  • движение по дорогам с низким качеством покрытия снижает скорость следования.

Поэтому скорость движения колоны рассчитывается с учетом определенных коэффициентов. То есть:

Vсл= Vmax x C1 x C2, где:

  • Vmax – это максимальная скорость следования, которая обычно варьируется в диапазоне 25-45 км/ч;
  • С1 – это коэффициент, контролирующий качественное состояние дорожного полотна, который варьируется в пределах 0,36-0,4;
  • С2 – коэффициент, определяющий тепловую составляющую работающего мотора пожарной машины, летом коэффициент равен 0,8, зимой 0,9.

В видео показано, как движется по городу колонна из пожарных автомобилей:

Способы снижения времени сосредоточения сил и средств


  • Обеспечение объектов экономики и жизнедеятельности автоматическими установками извещения.
  • Устройство автоматических систем для приема информации и высылки сил.
  • Дальнейшее совершенствование пожарных автомобилей, их скоростных качеств.
  • Совершенствование пожарно-технических вооружений.
  • Разработка научно-обоснованных нормативных документов по размещению пожарных депо и осуществлению действий по тушению и проведению аварийно-спасательных работ (АСР), внедрение их в практику пожарной охраны.
  • Организация дозорной службы пожарной охраны на объектах и в организациях, подготовка персонал и пропагандистская работа.

Литература: Пожарная тактика: основы тушения пожаров. Теребнев В.В., Подгрушный А.В. (под общей редакцией Верзилина М.М.). Москва, 2009

Снижение ущерба от пожара

Быстрота выезда и следования к месту пожара вызова зависит и от того, как быстро была передана информация о случившемся несчастье. Одно дело, если кто-то позвонил, увидев дым или пламя огня. Другое – если включилась система пожарной сигнализации. В последнем случае все происходит намного быстрее. А значит, приезд пожарных произойдет также быстро, что снизит материальные и людские потери. При этом на начальной стадии горения потребуется меньше сил и средств.

Но необходимо учитывать и тот факт, что сам процесс движения пожарной автоколонны формируется и случайными характеристиками. Иногда лучше провести маршрут по более длинному пути, чем использовать короткий. К примеру, о загруженности города транспортом, о которой уже говорилось выше. Нередко пожарным приходится двигаться не через центр города, а по окраине по окружной дороге. И это получается быстрее.

пожарная машина в пробкепожарная машина в пробке

Но существуют правила расположения пожарных гарнизонов, которые оговорены в главном законодательном документе Российской Федерации о пожарной безопасности – ФЗ-123. Где в главе 17, а точнее в пункте 76, указано, что дислокация пожарных подразделений определяется из условия, что пожарные автомобили должны в минимальные сроки доезжать о точки возникновения пожара. В городской черте время прибытия на пожар не должно превышать 10 минут, в сельской местности не более 20 минут.

Поэтому предлагаются способы снижения временных периодов при везде и следовании на пожар кроме месторасположения. Вот они:

  • обеспечение объектов разного назначения автоматическими системами оповещения;
  • модернизация пожарных автомобилей, увеличение их мобильных характеристик;
  • совершенствование пожарной техники;
  • организация дозорной службы;
  • проведение пропаганды противопожарной безопасности;
  • подготовка сотрудников и работников объектов по правилам и нормативам пожарной безопасности.

Пожарная сигнализация увеличивает скорость прибытия пожарныхПожарная сигнализация увеличивает скорость прибытия пожарных

Информация о пожаре

Необходимо отметить тот факт, что эффективность тушения пожара зависит не только от быстроты прибытия пожарных подразделений по адресу вызова. Еще в машине командир подразделения получает информацию о том, что происходит на пожаре. Именно это чаще всего и становится критерием эффективного тушения очагов возгорания.

Но надо учитывать и то, что обстановка на пожаре меняется быстро. Часто буквально несколько минут могут стать причиной, что полученная информация уже давно устарела. То есть она становится ненужной. Поэтому важно на пожаре организовать разведку до того, как прибудут основные силы и средства.

То есть разведданные должны быть своевременными в первую очередь. То есть информация должна доходить до подразделений быстро с небольшими перерывами. Чем чаще, тем лучше.

Второй критерий правильно проведенной разведки – непрерывность передачи данных. То есть еще до того, как начался выезд и следование на пожар, информация в полном объеме должна поступать на пульт управления. И она не должна прекращаться, пока пожар не ликвидирован.

Получение достоверной информации – залог успехаПолучение достоверной информации – залог успеха

Третий критерий – достоверность. Нельзя принимать решения на догадках или предположениях. Поэтому собираемая из разных источников информация анализируется, после чего передается подразделениям, которые следуют к месту пожара.

Четвертый – целеустремленность. Разведчикам нельзя разбрасываться на сборе информации. Их задача – найти те цели, которые помогут сократить время тушения пожара и увеличить эффективность действий подразделений, которые следуют к месту возгорания.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий