Стволы СВП, СВПЭ-2, СВПЭ-4, СВПЭ-8: описание и полные ТТХ

Пожарные стволы получили широкое распространение в наше время при тушении возгораний самых разных уровней сложности. К наиболее часто используемым относят воздушно-пенные стволы с эжектирующим устройством – СВП и СВПЭ. Стволы служит для доставки огнетушащего вещества к месту пожара с целью его тушения. Сегодня это один из основных инструментов при пожаротушении. При этом данный тип стволов используют для того, чтобы создавать пену воздушно-механического типа из составных материалов – растворов пенообразователей (вода со смещенным пенообразователем).

Что такое пожарные стволы

Инструмент является одним из вариантов используемого при возгорании оборудования. Представляет устройство направления вещества в очаг. Элементы – корпус, соединительная головка, насадка. Изготавливается из пластика, латуни или алюминия.

Стволы СВП, СВПЭ-2, СВПЭ-4, СВПЭ-8: описание и полные ТТХПожарные стволы

Зачем нужны и где применяются

Ствол для тушения возгорания является составляющей частью мотопомп, пожарных кранов, автомобилей. Могут подавать два вида струи – сплошную или распыленную.

Устройства, формирующие первый вариант материала, используются для ликвидации огня в труднодоступных местах. Изделия, подающие второй вид вещества, применяются при устранении пламени на большой площади. Задействуются при создании водной завесы.

Классификация

Находящиеся на вооружении сотрудников МЧС пожарные стволы бывают двух видов:

  • Ручные. Используются для ликвидации огня со специальной техникой. Не эффективны при глубине тушения более 5 метров. Могут работать с разными насадками.
  • Лафетные. Применяются на спецтехнике, противопожарных вышках. Отличаются наличием регулировочных механизмов, высотой посадки, комплектующими. Способны подавать распыленную струю, обеспечивающую защиту личного состава.

Десантный корабль «Зубр»

Советская военная мысль развивалась в сторону увеличения габаритов и технических параметров уже существующего успешного образца. Новая задача, поставленная перед «Алмазом», состояла в создании судна, способного высадить на побережье противника ещё больше боевой техники и живой силы. Причём термин «побережье» здесь весьма условен – получившийся «Зубр» (проект 12322) из-за впечатляющих габаритов и мощности силовой установки является куда более вездеходным средством и может перемещаться по суше, игнорируя окопы, траншеи и минные поля.

Но вернёмся к истоку. Разработка началась в 1978 году под предводительством того же ведущего конструктора. Однако штат людей, работающих над продолжением серии МДКВП увеличился. Помимо Л. В. Озимова, уже известного нам, в разработке отметились Ю. М. Мохов, Ю. П. Семёнов и Г. Д. Коронатов.

Головное судно было, по сути, опытным образцом под номером МДК-95 и сошло с верфи в 1986 году. Испытания заняли продолжительный срок, но к 1988 г. проект признан успешным и принят в состав ВМФ СССР.

Стволы СВП, СВПЭ-2, СВПЭ-4, СВПЭ-8: описание и полные ТТХВид с одной из палуб

Особенности конструкции

По аналогии с серийными «Джейранами», корпус изготовлен цельносварным из сплава алюминия и магния. Основная часть судна, как гарант прочности и непотопляемости, является прямоугольным понтоном. Надстройка на нём продольно делится на три части: средняя предназначена для транспортировки техники и оборудована танковыми дорожками и аппарелями. Боковые же включают в себя энергоустановки, помещения для личного состава, жилые отсеки, системы для обеспечения жизнедеятельности и защиты от оружия массового поражения.

Интересен факт, что МДКВП проекта 12322 несёт на себе две электростанции суммарной мощностью 400 киловатт, включающих в себя по два газотурбогенератора и главный распределительный щит. Используются также и средства автоматизации управления: можно контролировать технические процессы из главного командного пункта, центрального поста управления или с использованием выносных пультов.

Отсек для техники, в зависимости от ситуации, может вмещать:

  • 3 танка;
  • 10 БТР с экипажем и десантом;
  • 8 БМП;
  • 8 лёгких плавающих танков;
  • 78 морских мин.

Жилые помещения для переправляемых людей рассчитаны на 140 человек, в случае необходимости возможно переоборудование технического отсека для полноценного проживания ещё 366 десантников.

Остальные данные вынесены в таблицу:

Водоизмещение 555 тонн
Максимальная грузоподъёмность 150 тонн
Длина 57,3 м
Ширина 25,6 м
Высота 21,9 м
Двигатели Установка М35, состоящая из пяти газотурбинных двигателей, мощностью в 10000 лошадиных сил каждый
Максимальная скорость хода 60 узлов или 111 км/ч
Максимальная дальность плавания 300 морских миль или 555,6 км
Автономность плавания 5 суток
Экипаж 27-31 человек
Артиллерия 2 установки А-22 «Огонь» с неуправляемыми ракетными снарядами калибра 140,3 мм
Зенитная артиллерия 2 30-мм установки АК-630 с системой управления стрельбой МР-123-02
Дополнительное вооружение 8 переносных ЗРК «Игла» или «Stinger» (в судах, находящихся на службе у других стран)

Несмотря на все выдающиеся параметры, «Зубр» обладает рядом минусов, среди которых:

  • Огромная стоимость обслуживания двигателей. Необходимые турбины производит только ГП НПКГ «Зоря» — «Машпроект», расположенный на территории Украины. Приобретение только одного двигателя из пяти обходится примерно в миллион долларов;
  • По понятным причинам защищённость корпуса является сомнительной, но конкретного примера не имеется из-за того, что эти суда не участвовали в боестолкновениях.

А вот «Зубр» в полном масштабе

Но даже если нам и не суждено увидеть их «в деле», согласитесь, масштаб советской военной мысли впечатляет.

Требования и методы испытания пожарных стволов


Выполняемые проверки устройств имеют некую последовательность, должны соответствовать ряду норм. К ним относится:

  • Проверка прочности, герметичности корпуса. Минимальное время нахождения под максимальным давлением 120 сек.
  • Контроль количества используемой воды. Должен осуществляться при заявленном разработчиком давлении. Подразумевает применение расходомерных устройств или приборов учета. При недостаточном количестве материала площадь тушения СВП-4 может уменьшаться.
  • Измерение дальности вылета сплошной струи на соответствие указанными производителем показателями. Выполняется на проверочной площадке с заранее установленными маяками.
  • Осмотр комплектующих на наличие трещин, сколов или иных повреждений. При обнаружении несоответствия устройства подлежат замене.

Основные модели ручных воздушно-пенных стволов

Наиболее распространенными и применяемыми в пожарных частях МЧС являются эжекционные стволы типа СВП и СВПЭ. Они имеют схожую конструкцию, но отличаются способом пенообразования.

Принцип действия СВП следующий: пенообразующая смесь (вода с пенообразователем), поступая сквозь входное отверстие, образует разряжение в вакуумной камере. Благодаря этому воздух всасывается извне через восемь отверстий, находящихся в корпусе ствола. Кислород активно обогащает раствор и производит воздушно-механическую пену.

Ствол воздушно-пенный СВП-2, СВП-4, СВП-8

В корпусе СВПЭ находятся приемная, вакуумная и выпускная камера. К вакуумной подсоединен ниппель со шлангом для всасывания пенообразователя. Поступая в эту камеру, вода образует разряжение, в результате которого туда засасывается пенообразователь. Обогащаясь воздухом через отверстия в корпусе, пенообразующий раствор формирует пену.

На сегодняшний день в России наиболее распространены модели СВП-2, СВП-4, СВП-8. Они различаются между собой по количеству производимой пены в минуту:

  • СВП-2: 2 м. куб. пены, при расходе воды 4 л/с
  • СВП-4: 4 м. куб. пены, при расходе воды 8 л/с
  • СВП-8: 8 м. куб. пены, при расходе воды 16 л/с

Представленное выше пожарное оборудование пользуется большой популярностью в частях МЧС. Изготовленные из алюминиевого сплава воздушно-пенные стволы имеют небольшой вес, при этом они обладают прочной и герметичной конструкцией. Кроме того, технология производства этих устройств способствует взаимозаменяемости деталей. Это дает пожарным возможность своевременно заменить поврежденный элемент конструкции. Оборудование универсально; используется как в жарком, так и в холодном климате.

Статью прислал: Brazil

Статьи по теме

0
33

Боевая одежда пожарного. Виды БОП. Укладка и надевание боевой одежды пожарного.

Боевая одежда пожарного. Виды БОП. Укладка и надевание боевой одежды пожарного.

Опубликовано: 15 февраля, 2017

Пожарная техника и оборудование

Боевая одежда пожарного. Виды БОП. Укладка и надевание боевой одежды пожарного.

Опубликовано: 15 февраля, 2017

Боевая одежда пожарного представляет собой полноценный защитный комплекс, способный обеспечить безопасность человека при воздействии прямого огня, а также иных негативных факторов среды, непосредственно влияющих на человека в момент проведения спасательных работ…

  • Пожарный лом. Основные виды. Назначение. Лом пожарный легкий. Лом пожарный тяжелый. ЛПШ. ЛПУ.
  • Виды огнетушителей и их характеристики. Классификация огнетушителей
  • Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД)

Классификация

Ручной пожарный ствол рск-50

Существуют различные типы и виды пожарных стволов:

  • Ручные пожарные стволы. Они используются для тушения возгораний ручным оборудованием. Глубина эффективности не превышает 5 метров. Для работы с различными веществами предусмотрены специальные насадки. Устройства применяются для ликвидации начальных стадий пожара, на масштабных ЧС – малоэффективны.
  • Лафетные устройства. Это оборудование преимущественно используется на специализированных вышках и спецтехнике пожарных. Модели отличаются высотой посадки, комплектацией насадками и наличию/отсутствию регулирующих механизмов. Высокоэффективны комбинированные модификации, они создают распыленную струю, она подается под углом, что одновременно обеспечивает защиту пожарного.

Лафетный ствол

Технические характеристики катера «Хивус-6»

Описание катера

Ручной пожарный ствол орт-50

Корпус и рубка.

Корпус и рубка катера на воздушной подушке изготавливаются из алюминиево-магниевого сплава.

Основной метод соединений конструкций — клёпка.

Корпус катера разделен двумя переборками на 3 отсека: носовой отсек; отсек салона и отсек моторного отделения.

Такая конструкция обеспечивает коррозионную стойкость, лёгкость, прочность и высокую ремонтопригодность.

Ограждение воздушной подушки.

Ограждение воздушной подушки состоит из трёх надувных скегов (бортовых и диаметрального), носового и кормового гибкого ограждения.

Каждый скег имеет двухъярусную конструкцию.

Бортовые скеги верхнего яруса имеют 3 отсека, диаметральный скег верхнего яруса — один.

Скеги нижнего яруса — односекционные.

Материал ограждения — пятислойная ткань на основе ПВХ с добавкой полиуретана и армированная полиэстером.

Для защиты от повреждений наружные борта верхних ярусов скегов защищены двумя слоями ткани: лавсановой и капроновой, с ПВХ покрытием; нижние ярусы скегов оклеены полиуретановой пленкой.

Двигатель.

Предусмотрена установка следующих двигателей:

инжекторного ЗМЗ-409 мощностью 143 л.с.; дизельного IVECO S30ENTC29 мощностью 198 л.с.;

бензинового Toyota 2TR мощностью 166 л.с.; дизельного Cummins ISF2.8 мощностью 150 л.с.

Воздушный винт.

Для увеличения КПД винта и повышения безопасности маршевый малошумный винт установлен в кольцевой насадке.

Лопасти винта изготавливаются из стеклопластика.

Поверхностный слой лопастей винта армирован материалом, предотвращающим абразивный износ.

Входящая часть кольцевой насадки закрыта защитной сеткой.

Привод винта осуществляется через зубчатый ремень.

Нагнетательные вентиляторы.

На катере установлены два осевых вентилятора.

Лопасти вентилятора изготавливаются из стеклопластика.

Передача вращения от карданного вала двигателя к редуктору вентилятора осуществляется зубчатым ремнем и карданным валом.

Система управления.

Управление по курсу осуществляется тремя воздушными рулями с приводом от штурвала и изменением давления в камерах воздушной подушки с приводом от педалей.

Обитаемость.

Просторный салон катера имеет следующие размеры: длина — 2,50 м, ширина — 1,85 м, высота — 1,29 м.

Остекление всего периметра рубки и зеркала заднего вида обеспечивают круговой обзор.

В носу, по левому борту устанавливается регулируемое кресло водителя, а по правому борту – кресло пассажира.

За креслами, вдоль бортов устанавливаются или диваны-рундуки или откидные 2-х местные банки (скамейки).

Вставленные между сиденьями спинки образуют спальные места.

Салон отделывается винилискожей. Возможна установка складного столика. Салон обогревается автомобильным отопителем.

По желанию заказчика может быть установлен автономный отопитель.

В подволоке салона установлен люк.

Комплектация.

На катере установлены пост управления с панелью приборов, тумблерами системы управления, аккумулятор емкостью 75 а/часов, три стеклоочистителя, навигационно-отличительные огни, две фары-искатели, две противотуманные фары, светильник освещения салона, прикуриватель-розетка 12 В, 4 швартовные утки, два топливных бака, электрическая система подкачки нижних ярусов скегов, звуковой сигнал, носовой релинг, поручни на крыше рубки.

По требованию заказчика катер может быть укомплектован якорем с якорным концом, швартовами, такелажной балкой со стропами, спасательными жилетами, радиостанцией, стереомагнитолой, отопителем для предпускового подогрева двигателя и отопления салона при неработающем двигателе, электролебёдкой, трейлером, кондиционером, системой спутниковой навигации и т.д.

Модификации катера.

По требованию покупателя судно на воздушной подушке может быть модифицировано по его техническому заданию и установлено то оборудование, которое поможет выполнить необходимые задачи с наибольшей эффективностью.

Качество и сертификаты

Назначение

Стволы предназначены для получения воздушномеханической пены из водного раствора пенообразователя, формирования и направления струи для тушения пожара. Стволы изготовлены в климатическом исполнении У… для категории размещения 1 по ГОСТ 15150-69.

Ствол воздушно-пенный (СВП): Ручной пожарный ствол, предназначенный для формирования и направления струй воздушно-механической пены низкой кратности.

Ствол воздушно-пенный эжектирующий (СВПЭ): Ручной пожарный ствол с эжектирующим устройством, предназначенный для формирования и направления струй воздушно-механической пены низкой кратности.

Использование СВП в современности

В дальнейшем речь идёт исключительно о «Зубрах», так как образцов предшествующей модели уже не осталось:

  • Россия. Корабли с названиями «Евгений Кочешков» и «Мордовия» включены в состав Балтийского флота. По заверениям специалистов, оба нуждаются в капитальном ремонте;
  • Греция. Имеет в составе флота 4 проекта 12322 — «Кефалония», «Керкира», «Закинтос» и «Итаки»;
  • Китай. Заключил контракт с Украиной на приобретение 4 кораблей. По меньшей мере, один готовый «Зубр» уже находится в составе флота КНР, а информацию о поставок трёх остальных найти не удалось.

Любопытно, но по условиям контракта, заказчики из Китая получили всю техническую документацию по данному проекту. Зная предприимчивость китайского военно-промышленного комплекса и тенденцию к приобретению ведущих разработок (как по лицензии, так и прочими путями), мы почти наверняка можем ожидать от восточной страны продолжения уже своих разработок в этом направлении.

К финалу статьи хочется ещё раз выразить восхищение масштабами советских идей. Малоизвестный факт: на заре проекта 12322 всерьёз выражались мысли сделать его не то ударным катером, увешанным ракетами, не то вовсе носителем ядерного оружия.

Орешкин Максим


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий