Направляющий (путевой) трос звена ГДЗС и где применяется

Во время пожара происходит выделение токсичных газов при сгорании различных горючих жидкостей и материалов, и как следствие сильное задымление. В таких условиях должны работать специалисты, имеющие профессиональную подготовку, аттестацию и навыки пользования средствами индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД).

Звено газодымозащитной службы (звено ГДЗС) состоит не менее, чем из трех человек, включая командира звена, назначенного руководителем тушения пожара (РТП). В состав звена могут входить как рядовые, так и лица начальствующего состава подразделений пожарной охраны и органов управления. Все они должны иметь допуск к использованию СИЗОД.

Важно: при спасении людей в небольших по объему помещениях с несложной планировкой и наличием в непосредственной близости выходов на свежий воздух, по решению РТП направляется в непригодную для дыхания среду одновременно такое количество газодымозащитников, которое необходимо для оперативного и эффективного решения поставленных задач, но не менее двух в составе звена ГДЗС.

Одним из базовых элементом экипировки звена ГДЗС является направляющий трос, который может быть намотан на катушку или сложен в специальный подсумок. Оказавшись перед входом в непригодную для дыхания среду, замыкающий звена, назначаемый из числа наиболее опытных должностных лиц караула (дежурной смены), крепит карабин троса к надежному элементу конструкции объекта и продвигается в задымленной зоне в составе звена последним.

Введение

Направляющий (путевой) трос звена ГДЗС и где применяется

Заводской вариант крепежа

В отличие от верёвки, стальной трос очень трудно, практически невозможно привязать к точке крепления. Для этой цели применяются специальные крюки, карабины и другие приспособления.

Но для того, чтобы их присоединить к тросу, последний должен иметь на своём конце петлю. Вопрос можно решить следующим образом:

Действие №1 Разметка троса

Направляющий (путевой) трос звена ГДЗС и где применяется

Отметка места окончания петли при помощи скотча

Сначала необходимо прикинуть примерные размеры петли, согнув конец троса и отметив место его контакта с тросом. Сделать это можно при помощи скотча или изоляции.

Действие №2 Расплетение конца троса

Направляющий (путевой) трос звена ГДЗС и где применяется

Необходимо отделить три нити при помощи отвёртки

Трос необходимо расплести от его конца до сделанной отметки при помощи отвёртки. Сделать это достаточно просто. Обычно, трос состоит и 6 сплетённых нитей.

Направляющий (путевой) трос звена ГДЗС и где применяется

И начать распутывание троса, вращая одну из групп нитей в направлении по часовой стрелке

Процесс продолжается до достижения отмеченной скотчем точки.

Направляющий (путевой) трос звена ГДЗС и где применяется

Распутывание троса до достижения отмеченной скотчем точки

Процесс продолжается до достижения отмеченной скотчем точки.

Направляющий (путевой) трос звена ГДЗС и где применяется

Трос, расплетённый на необходимую длину

Действие №3 Формирование петли

Направляющий (путевой) трос звена ГДЗС и где применяется

Трос, подготовленный к формированию петли

Одна из получившихся групп нитей остаётся в распрямлённом положении, а другая сгибается до момента касания её конца и отмеченной точки.

Нюансы при работе с разными видами тросовых зажимов

Используя зажим для троса важно учитывать такие параметры, как гарантированное усилие зажима и предельный диаметр троса. Не менее важное значение имеют и размеры, так как вне зависимости от вида, рекомендуется пользоваться сразу несколькими зажимами (как минимум, тремя!), особенно при работе с грузами, вес которых не способен гарантировать безопасный подъем или перемещение.

При наличии гайки, изготовленной по ГОСТ 5915-70, и пружинной шайбы (ГОСТ 6402-70) для канатов диаметром от 5 до 62 миллиметров применяются зажимы, выполненные по стандарту DIN 741. В данном случае конструкция элемента позволяет воспользоваться стопорной планкой, что в свою очередь гарантирует более надежное крепление скобы и троса.

Прижимная колодка выполняется методом штамповки с использованием стали марки от Ст.3кп и выше. Применение литых колодок при производстве допускается только для изделий, эксплуатация которых предусматривает небольшие зажимные усилия.

Направляющий (путевой) трос звена ГДЗС и где применяется

Запрещается использование зажимных тросов, не имеющих цинкованного антикоррозионного покрытия!

Что касается крепежных элементов с плоским зажимом, то в таких должна использоваться резьба, выполненная по ГОСТ 24705-81. В данном случае пластины применяются для фиксации тросов диаметром от 4,6 до 30 миллиметров. Для изготовления накладок должна использоваться сталь марки Ст.3.

При последовательном применение сразу нескольких зажимов шаг между ними должен составлять не менее 6 диаметров троса.

Направляющий (путевой) трос звена ГДЗС и где применяется

Двойные зажимы Duplex воспринимают срезающее усилие за счет болтового соединения, в результате чего диаметр крепежа будет напрямую зависеть от диаметра троса. При этом рекомендуется придерживаться следующих соотношений:

  • Крепеж М10 – для 10-12-мм тросов;
  • Крепеж М8 – для 8-мм тросов;
  • Крепеж М6 – для 6-мм тросов;
  • Крепеж М5 – для 4-5-мм тросов;
  • Крепеж М4 – для 2-3-мм тросов.

Не рекомендуется пользоваться клиновыми зажимами при подъеме грузов. Связано этом с пониженными эксплуатационными нагрузками на крепеж, так как оси действия сил в данном случае будут совпадать, не вызывая напряжений среза. DIN 15315 регламентирует эксплуатационные характеристики клиновых зажимов. В случае с винтовым прижимом каната либо троса к опорной части клина применяется высокопрочный, классом прочности, как минимум, 5.6, крепеж, обработанный специальным защитным антифрикционным материалом.

Направляющий (путевой) трос звена ГДЗС и где применяется

Важно подметить, что такое соединение изредка нужно подтягивать!

Зажим типа «бочонок» зачастую производится с использованием алюминия, а потому не годится для работы с тросами с большим диаметром. Диапазон диаметров при этом ограничивается 2-8 миллиметрами. Преимуществами зажима выступает его компактность и отсутствие каких-либо выступающих частей, что дает возможность применять его в условиях небольшого пространства.

Как заплести трос?

как заплести трос самому

заплести трос стальной самостоятельно

По окончании работы желательно обособить место проведения операции, например изолирующей лентой. Она поможет скрепить между собой концы стальных проволок и предотвратит в будущем повреждения рук того, кто будет этим тросом пользоваться.

Говоря о том, как заплести трос, следует помнить: для того чтобы получить прочное и надежное соединение, во время свивки необходимо укладывать пряди симметрично и равномерно на них надавливать. Периодический обжим свитых прядей станет дополнительной гарантией того, что вся конструкция получит достаточную прочность.

Назначение


Направляющий трос НТ-ГДЗС (далее изделие) предназначено для оснащения звеньев газодымозащитной службы (ГДЗС) в целях повышения безопасности их труда при решении оперативно-тактических задач в условиях ограниченной видимости при ведении боевых действий по тушению пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Повышение безопасности труда при использовании Изделия достигается путем облегчения ориентирования в задымленном пространстве, предотвращения случаев нежелательного (непроизвольного) отделения пожарного от звена ГДЗС, обеспечения выхода звеньев ГДЗС с места пожара, проведения эвакуации людей при пожаре.

Направляющий трос НТ-ГДЗС сертифицирован

Как завязать петлю на тросе?

Если по каким-то причинам вы решите попробовать завязать петлю, а не расплетать трос и свивать пряди, как было рассмотрено выше, то можно воспользоваться старинным морским узлом, наиболее простым – дубовым. Алгоритм данного способа того, как заплести стальной трос, представлен ниже:

  • Сложите вдвое конец троса и заверните его таким образом, чтобы получилось кольцо.
  • Петлю, которая образовалась на конце, проденьте в кольцо и крепко затяните. Получится крепкий и весьма надежный узел. Его главный недостаток в том, что при натяжении он очень сильно затягивается и потом его довольно сложно развязывать.

Теперь вы сможете сами починить стальной трос, поскольку знаете, как заплести трос в петлю, и впредь такая поломка не причинит вам особых хлопот.

Различие конструкций

Направляющий (путевой) трос звена ГДЗС и где применяется

Технические условия подразумевают различное оборудование при изготовлении тросов, но есть основные правила, которых придерживаются все производители. Трос по своей структуре не является одной сплошной нитью. Для его сборки применяется определенное количество стальных жил, которые переплетаются между собой. В конструкции присутствует сердечник, вокруг которого осуществляется намотка. Сердечником необязательно может выступать металл. В некоторых решениях он не несет основной нагрузки, но обеспечивает форму конечного изделия. Кроме того, его функцией является сохранение округлости при механическом воздействии. Сердечник, как и остальные элементы покрывается антикоррозионным составом, который основан на цинке или алюминии.

Направляющий (путевой) трос звена ГДЗС и где применяется

Кроме металлических сердечников, для тросов может быть использован трос из хлопка, пленка, манила или сизаль. Органические материалы имеют свойство разрушаться под воздействием бактерий и гнилостных процессов. Именно поэтому для прочности требуется их обработка специальными составами. В качестве них выступают различные смазки, которые также снижают трение компонентов, что уменьшает внутреннее напряжение. Было бы неправильно не упомянуть о возможности применения в качестве сердечника различных синтетических нитей. Чаще всего их изготавливают из полиамида, который имеет отличные прочностные характеристики. Часть из полиамидных нитей укладывается как разделитель между металлическими компонентами троса, что исключает трение и продлевает срок службы. Преимуществом таких решений является снижение веса конструкции.

Обратите внимание! Металлическими сердечниками могут выступать пластины или проволока, который также изолированы от остальных компонентов.

Все стальные канаты классифицируются по уровню гибкости:

  • жесткие;
  • средней гибкости;
  • повышенной гибкости.

Основным критерием, по которому выполняется такое разграничение является количество и материал сердечника. В первом варианте сердечником является 42 проволоки и дополнительные органические составляющие. Для средней гибкости количество проволок в сердечнике увеличено до 72, а в гибких и вовсе достигает 144 штук, которые разделены на 6 отдельных прядей.

Делаем петлю на стальном тросе

Часто помимо решения задачи «как заплести трос» возникает потребность в образовании петли на его конце. Например, при ремонте растяжки на буксировочном тросе или на антенне появляется необходимость опустить что-то на глубину, например погружной насос. Поскольку стальной трос или канат достаточно жесткий, то просто завязать его узлом на конце не получится. В таком случае ничего другого не остается, кроме как заплести трос в петлю. И в этом тоже нет ничего сложного. Так же как и в том, чтобы заплести трос стальной проволокой.

как заплести трос схема и алгоритм

Устройство

(на примере троса от )

  • Направляющий (путевой) трос НТ-ГДЗС – текстильный канат, состоящий из арамидного сердечника в текстильной оплетке общим диаметром 5,0 мм, уложенный в сумку. Концы троса заделаны в коуши с карабинами. Длина троса 50 метров. По всей длине троса вплетена нить с флуоресцентным эффектом и установлены маячки яркого желто-зеленого цвета.
  • Сумка – текстильная емкость с возможностью ношения на плече, ремне или ноге с креплением посредствам ремней. Сумка предназначена для укладки и переноски направляющего троса. Сумка имеет отверстие через которое трос, закрепленный на посту безопасности, при движении звена ГДЗС беспрепятственно разматывается, не создавая помех движению. Внутри сумки имеется петля для фиксации второго конца троса посредствам карабина. На лицевой стороне сумки имеется накладной карман для размещения комплекта ключей подключения дополнительных направляющих тросов НТ-ГДЗС.
  • Карабин – соединительный элемент для закрепления направляющего троса.
  • Маячок – конструктивное эллипсовидное утолщение на направляющем тросе, выполненное из пластических материалов. Маячки размещены по всей длине направляющего троса группами 3+1, что облегчает ориентацию в условиях ограниченной видимости.

Направляющий (путевой) трос звена ГДЗС и где применяется

Технические характеристики

  • Длина троса, не менее, м: 50
  • Масса троса в сборе (с сумкой), кг, не более: 1,8
  • Габаритные размеры сумки, Ш/Д/В мм, не более : 172/340/128
  • Диаметр троса, мм: 5,0
  • Разрывная нагрузка троса, кН, не менее: 4,0
  • Разрывная нагрузка после воздействия температуры 450°С в течение 10 сек., кН, не менее: 3,0
  • Разрывная нагрузка после воздействия открытого пламени в течение 30 сек, кН, не менее: 4,0
  • Разрывная нагрузка после контакта с нагретым стержнем в течение 30 сек с нагретым до 450°С металлическим стержнем, кН, не менее: 4,0
  • Разрывная нагрузка карабина, кН, не менее: 4,7

Сигналы используемые при помощи троса

(от коллег из-за границы)

№ п/п Сигнал Значение сигнала к звену Значение сигнала от звена
1. Дернуть 1 раз Как самочувствие? Все хорошо.
2. Дернуть 2 раза Стой! Прекратить спуск (подъем). Стоп! Останови спуск (подъем).
3. Дернуть 3 раза Выходите! Начинаем подъем. Выходим! Начинайте подъем.
4. Дернуть 4 раза Стой! Направляем второе звено. Запутался! Требуется помощь.
5, Периодические подергивания более 4 раз Тревога! Срочно выходите. Тревога! Мне плохо, выхожу.

Дополнительная информация

Фото /netcat_files/multifile/2657/preview_1.jpg

Рис. #1 Газодымозащитник присоединяет себя с помощью индивидуальной системы страховки AUTOROLL V6MAX к командиру звена ГДЗС. Командир звена ГДЗС с фонарем и средствами связи двигается вперед, ведя за собой членов звена. После окончания разведки звено возвращаетс

Фото /netcat_files/multifile/2657/preview_2.jpg

Рис. #2 Эллипсовидные сигнальные элементы направляющего троса НТ-ГДЗС не мешают движению карабинов индивидуальной системы страховки

Фото /netcat_files/multifile/2657/preview_tri_sposoba_nosheniya_napravlyayushhego_trosa.jpg

Рис. #3 Три способа ношения направляющего троса: на ноге, поясе и плече

Согласно ГОСТ Р 58446-2019 Техника пожарная. Комплект снаряжения для оснащения личного состава звена газодымозащитной службы. Общие технические требования. Методы испытаний

5.1.1 Комплект основного снаряжения звена газодымозащитной службы должен включать в себя:

для каждого газодымозащитника:

— средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (далее — СИЗОД) — дыхательный аппарат со сжатым воздухом (далее — ДАСВ) или дыхательный аппарат со сжатым кислородом (далее — ДАСК);

— специальную защитную одежду (боевую одежду пожарного (далее — БОП);

— средства защиты ног (кожаная или резиновая обувь);

— средства защиты рук (рукавицы или перчатки (далее — СЗР);

— средства защиты головы (пожарная каска, подшлемник пожарного);

— средства страховки (пожарный спасательный пояс с пожарным карабином);

— ручной немеханизированный инструмент (пожарный топор в кобуре);

— устройства сигнализации о неподвижном состоянии газодымозащитников (радиомаяк или звуковой маяк);

— средства освещения места работы (индивидуальный пожарный фонарь);

дополнительно для одного из газодымозащитников звена ГДЗС:

— средства связи (радиостанция или переговорное устройство);

средства обозначения пути следования газодымозащитников в непригодной для дыхания среде (путевой трос);

— средства самоспасания (пожарная спасательная веревка или устройство канатно-спускное пожарное, изолирующие самоспасатели пожарные для газодымозащитников);

— пожарное оборудование и средства пожаротушения (рабочая рукавная линия с примкнутым к ней перекрывным стволом или огнетушитель);

— немеханизированный инструмент для проведения специальных работ на пожаре (легкий лом, инструмент для открывания дверей и вскрытия конструкций);

— средства освещения места (групповой пожарный фонарь).

Код для заказа: НТ


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий